"ШКОЛА ДОСУГА" ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Оценка 4.6

"ШКОЛА ДОСУГА" ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
6 кл—10 кл
02.02.2020
"ШКОЛА ДОСУГА" ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Программу «Школа досуга» можно рассматривать, как основу для разработки нового подхода к организации детского досуга детьми в условиях детского постоянного (временного) коллектива.
Программа Школа досуга.docx

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

Детская школа искусств «Гармония»

 г. Волжский Волгоградской области

 

 

 

Старайтесь иметь досуг,

чтобы научиться чему-нибудь хорошему

 и перестаньте блуждать без цели.   М. Аврелий

 

 

 

«ШКОЛА ДОСУГА»

 

программа дополнительного образования детей 12-16 лет

Клуба «Театр досуга»

сроком реализации 2 и более лет

 

 

 

 

 

 

Автор/разработчик

преподаватель

 высшей квалификационной категории,

Корсун  И.В.

 

 

 

 

 

Волжский

2018

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «ШКОЛА ДОСУГА»  клуба «Театр досуга»:

·                       по содержанию является  художественно-эстетической; (социально-педагогической)

·                       по функциональному  предназначению - общекультурной (учебно-познаватльной);

·                       по форме организации – клубной;

·                       по времени реализации – двухгодичной.

Программа  клуба «Театр досуга» «Школа досуга»   ориентирована на: реализацию потребностей членов клуба и их сверстников;  обмен формами организации свободного времени; творческую, интеллектуальную и организаторскую самореализацию подростков; совершенствование знаний и умений в выбранном виде деятельности; умение осуществлять выбор деятельности; дополнительное образование.

 Программа разработана в соответствии с «Законом об образовании», «Конвенции о правах ребенка», «Типовым положением о дополнительном образовании», «Положении о клубе «Театр досуга»».

 

Новизна

Организация детского досуга самими детьми никогда не была темой педагогических исследований в дополнительном образовании. Задачами дополнительного образования были социализация, развитие лидерских качеств, творческих и организаторских способностей обучающихся. За последние 7-10 лет, в силу различных обстоятельств, педагоги оказались перед необходимостью создавать досуговые программы,  обеспечивающие конкурентоспособный и качественный отдых подростков в свободное время.

Организация досуга подростков, как составляющая их свободного времени имеет особое значение:

·               подростки обладают наибольшим объемом свободного времени;

·               для подростков досуг является средством удовлетворения важнейшей возрастной потребности - в самоутверждении, самовыражении;

·               подросткам присуща мобильность досуговых увлечений.

Поэтому авторами и началась работа по разработке новых педагогических средств и организационных моделей, обеспечивающих содержание и функционирование этой подсистемы.

Программу «Школа досуга»  можно рассматривать, как основу для разработки нового подхода к организации детского досуга детьми в условиях детского постоянного (временного) коллектива.

 

Актуальность

Впечатления, переживания, содержание свободных дней и часов детства и юности неоценимы для будущей взрослой  жизни. Без них человеку трудно плыть в океане бурной жизни. Прогнозисты будущего правы, что главное для человека будущего – это не цивилизация труда, а цивилизация свободного времени, умение распорядиться своим досугом как факторами развития и воспитания деятельных личностей, гармонично сочетающих вдохновенное творчество, радость жизни и высоту труда.

Свободное время детей нельзя заорганизовывать полностью, но и нельзя пускать на самотек: иными  технологиями, иными источниками информации, иным содержанием досуг должен продолжать образование личности.

 

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется, прежде всего, такой организацией и самоорганизацией деятельности подростка, в процессе которой обучающиеся смогут проявить себя наилучшим образом и достичь максимально возможных творческих результатов. При этом обеспечивается реальная возможность: разностороннего личностного проявления; обогащения личного опыта социально и личностно значимым результатом; продуктивность их деятельности, выраженной в соответствующих предметно-практических достижениях.

Досуг-это возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.

Значение свободного времени увеличивается для ребенка по мере его взросления и становиться едва ли не основной ценностью существования в подростковом возрасте. Но у взрослых бытует представление, что это время необходимо ребенку лишь для восстановления сил, ради дальнейших достижений успехов в учении. Не много среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное – это как проявляет себя ребенок в свободное время, а его образование- необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, сообразно собственным интересам и возможностям.

Деятельность в свободное время обладает особой формирующей силой. Направленному воздействию  человек, тем более ребенок, часто сопротивляется потому, что стремиться отстоять «свою» незавсимость. Влияние других людей в свободное время обычно  меньше замечается ребенком; его сила – в незаданности, естественности, ненарочитости.

Особенностью  деятельности в свободное время является ее самоценность и самоцельность, то есть личность, сама выбирает содержание, формы организации и типы (конструктивный или деструктивный) этой деятельности. И регулировать свободное время подростка можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих использовать его в соответствии со своими способностями  и потребностями.

При этом свободное время ребенка наиболее качественным, т.е. и временем отдыха, и временем саморазвития, становится только тогда, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте в специально организованном воспитательном пространстве.

Клуб – это уникальная форма организации досуговой деятельности.

 

Цели программы:

·               Развивать  личностные  качества и реализовать творческие возможности членов клуба.

·               Воспитать позитивное отношение к культурному досугу и здоровому образу жизни.

 

Задачи:

1.             Развивать творческий потенциал каждого обучающегося;

2.  Развивать активность, самостоятельность, коммуникативные качества;

3.  Сформировать умения по проектированию и реализации досуговых кратковременных программ, игровых  и конкурсных программ;

4.  Сформировать отношения к социально-культурным и образовательным ценностям;

5.  Сформировать собственное представление о самом себе;

6.  Сформировать навыки по удовлетворению индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

7.  Научить организовывать работу мастерской группы для подготовки и проведения программ;

8.             Научить  органично, сочетать различные виды досуга и оздоровления с формами образовательной деятельности.

9.             Научить воплощать собственные планы и проекты досуговой деятельности.

 

Отличительные особенности.

Программы такого рода образовательной деятельности существуют только для профессиональных училищ и институтов. Поэтому об отличительных особенностях говорить трудно.

Специфика же предполагаемой деятельности обусловлена ее содержанием и клубной формой деятельности. Практические и теоретические занятия связаны с подготовкой и проведением программ различных видов (досуговые, конкурсные, игровые), а так же, с исполнительским мастерством (актер эстрады).

В программе раскрываются и конкретизируются понятия «досуг», «воспитательное пространство детского досуга», рассматриваются разнообразные виды досуговой  деятельности и требования к ней в условиях детского и юношеского коллектива; теоретические основы организации досуга; предлагаются варианты практических форм и средств работы с подростками и молодежью.

 Содержание курса объединено в два тематических модуля. В первом рассматривается история происхождения и развития игрового жанра, массовые праздники и игры в современном празднике. Далее обучающиеся знакомятся с типологией и структурой игровых программ; конкурсов и праздников,  в основу которых входит элемент игры, знакомятся с мастерством ведения игровых и конкурсных программ. Следующий модуль рассматривает историю возникновения и развития эстрадного искусства в целом и разговорный жанр в частности, знакомит с основами актерского мастерства.

 

Возраст  обучающихся

Основные участники реализации программы, обучающиеся  старшеклассники и учащиеся профтехучилищ. Этот  возраст важнейший период в становлении человека, его социализации. Именно в это время формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми.

 

·                УГ МИ - учебные группы массовые игры и праздники –  дети 13-15 лет (1-го года обучения);                                                   

·                УГ АЭ – учебные  группы – дети 14-16 лет (2-го года обучения);

·                ИГ АЭ – исполнительская группа – дети 15-17 лет (3-го года обучения);

·                ИЗ - индивидуальные занятия - дети 13-16 лет, курс совершенствования сценарного и исполнительского мастерства.

 

Возможен вариант для детей младше возрастом:

 

·                ПГ МИ - подготовительные группы  – дети 10-12лет,(1 года обучения);

·                УГ МИ - учебные группы – дети 11-13 лет (2-го года обучения);

·                ПГ АЭ -  подготовительные группы – дети 12-14 лет (3-го года обучения);

·                УГ АЭ – учебные  группы – дети 13-15 лет (4-го года обучения).

 

 

Сроки реализации

По времени реализации программа двухгодичной подготовки, далее идет обучение по усовершенствованию мастерства и инструкторской работы членов клуба.

Однако возраст обучающихся может быть и более младшим. И в этом случае освоение каждого программного модуля происходит за два года. Или же группой определяется (по желанию) прохождение одного из модулей программы более углубленно.

Освоение основного содержания программы может быть достигнуто в течение одного года и далее освоение программного материала происходит на более высоком (углубленном) уровне, по выбору членов клуба одного из модулей. Кроме того, в зависимости от плана работы конкретного года частично изменяется содержание подготовки к конкурсам, праздникам, концертам.

 

 

Форма организации занятий (заседаний)

·               По количеству детей, участвующих в занятии – индивидуально -групповая (для групп курса «Актер эстрады»).

Количество участников в одной группе не должно превышать:

для групп 1-го года обучения 10-12 человек,                 

для групп 2-го года обучения – 8-10 человек.

для групп 3-го и более лет обучения 6-8 человек.

Индивидуальные занятия проходят для детей 3-х и более лет обучения и направлены на совершенствование актерского мастерства,  создания самостоятельных концертных номеров, режиссерской работы с эстрадными спектаклями, конкурсными и игровыми программами.

·                   По особенностям коммуникативного взаимодействия: Занятия по данной программе включают в себя  организационную, практическую и теоретическую части, где большую часть, в боольшенстве случаев, занимает практическая деятельность (которую можно определить как  поисковую, творческую, самостоятельную и студийную- в зависимости от проходимой темы).  Беседа, семинар, творческие мастерские, практикум,  лаборатория, репетиции, фестивали, конкурсы, отчетные концерты и т.д. Все это используется при  прохождении материала. А так же  , экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие гостиные.   

·                 По дидактической цели: вводные, практические, занятия по углублению знаний и совершенствованию навыков, занятия по систематизации и обобщению знаний и навыков.

 

 

Режим занятий

Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, при необходимости (например, во время проведения конкурсных программ и праздников, или подготовки к крупным мероприятиям) члены клуба могут разбиваться на различные не постоянные по количеству и составу подгруппы, в ходе подготовки к ним могут проводиться индивидуальные консультации и занятия.

Для групп младшего возраста первого года обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу, или 1раз по 2 часа.

Группы 3-го и более лет обучения - занимаются 6 часов в неделю.

 

 

Показатель успешности реализации  программы.

Обучающийся будет знать:

·               историю возникновения и развития игрового жанра; эстрадного искусства;

·               типы, структуру игр;

·               технологию разработки, подготовки и проведения игр; игровых и конкурсных программ; концертов и праздников;

·               методологию проведения игр;

·               технологию написания сценария для игровых, конкурсных  и концертных программ.

 

Обучающиеся будет уметь:

·   создавать эстрадные образы;

·   составлять игровые и конкурсные программы;

·   вести концертные, игровые, конкурсные программы;

 

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

·               принимать нестандартные решения в необычных (различных) ситуациях.

 

 

Формы подведения итогов  освоения данной программы:

·    ведение игровых  и конкурсных , концертных программ;

·    участие в концертных программах и массовых праздниках;

·    самостоятельное создание, организация и проведение игровых и конкурсных программ;

·   написание сценариев игровых программ, конкурсов, концертов, массовых праздников.

( После проведения мероприятий принято проводить их обсуждение и  анализировать).

 

средняя возрастная группа

основной курс

 

№п/п

Наименование разделов, тем

Т

П

 

Вводное занятие. Диагностика

1

 

1

1.

Основы театральной культуры и этики

16

2

18

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Эстрада - особый вид искусства.

Эстрадное искусство сегодня

Развлекательность в эстраде.

Программы: игровые, конкурсные, танцевальные.

Основные формы эстрадных представлений

Концертное творчество.

 

 

 

2.

Особенности творчества актера эстрады.

2

8

10

2.1

2.2

 

Актер эстрады.

Роль и образ на эстраде.

 

 

 

3

Основы актерского мастерства.

8

32

40

3.1

 

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Формирование театрального характерного мышления.

Многообразие выразительных средств.

Тренинг артиста эстрады.

Эстрадные образы.

Диалог на эстраде.

Куклы на эстраде.

 

 

 

4.

Сценическая речь.

4

32

36

4.1

4.2

4.3

Техника сценической речи. Дикция. Орфоэпия.

Слово на эстраде.

Работа с литературным материалом.

 

 

 

5.

Исполнитель и публика.

2

2

4

5.1

 

 

5.2

Аудитория и ее необходимость. Настрой аудитории. Слагаемые установки на восприятие. Реклама.

Исполнитель и публика. Общение в эстрадных номерах; взаимная позиция актера и зрителя.

 

 

 

6.

Досуговая и реактивная деятельность

 

34

34

6.1

 

 

6.2

Досуг:

Концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, конкурсы, выступления.

Творческая деятельность

 

 

 

 

Итого:

34

110

144

 


 

старшая возрастная группа 

основной курс

 

№п/п

                          Наименование разделов, тем

Т

П

 

Вводное занятие. Диагностика

2

 

2

1.

Основы театральной культуры и этики

48

8

36

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Эстрада - особый вид искусства.

Эстрадное искусство сегодня

Развлекательность в эстраде.

Программы: игровые, конкурсные, танцевальные.

Основные формы эстрадных представлений

Концертное творчество.

 

 

 

2.

Особенности творчества актера эстрады.

2

8

10

2.1

2.2

 

Актер эстрады.

Роль и образ на эстраде.

 

 

 

3

Основы актерского мастерства.

12

58

70

3.1

 

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Формирование театрального характерного мышления.

Многообразие выразительных средств.

Тренинг артиста эстрады.

Эстрадные образы.

Диалог на эстраде.

Куклы на эстраде.

 

 

 

4.

Сценическая речь.

7

43

550

4.1

4.2

4.3

Техника сценической речи. Дикция. Орфоэпия.

Слово на эстраде.

Работа с литературным материалом.

 

 

 

5.

Исполнитель и публика.

2

2

4

5.1

 

 

5.2

Аудитория и ее необходимость. Настрой аудитории. Слагаемые установки на восприятие. Реклама.

Исполнитель и публика. Общение в эстрадных номерах; взаимная позиция актера и зрителя.

 

 

 

6.

Досуговая и реактивная деятельность

6

18

24

6.1

 

 

6.2

Досуг:

Концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, конкурсы, выступления.

Творческая деятельность

 

 

 

 

Итого:

79

137

216

 

 


 

младшая возрастная группа

подготовительный курс

№п/п

    Наименование разделов, тем

Т

П

 

Вводное занятие. Диагностика

1

 

1

1.

Основы театральной культуры и этики

8

1

9

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

Эстрада - особый вид искусства.

Эстрадное искусство сегодня

Развлекательность в эстраде.

Программы: игровые, конкурсные, танцевальные.

Основные формы эстрадных представлений

Концертное творчество.

 

 

 

2.

Особенности творчества актера эстрады.

1

4

5

2.1

2.2

 

Актер эстрады.

Роль и образ на эстраде.

 

 

 

3

Основы актерского мастерства.

4

16

20

3.1

 

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Формирование театрального характерного мышления.

Многообразие выразительных средств.

Тренинг артиста эстрады.

Эстрадные образы.

Диалог на эстраде.

Куклы на эстраде.

 

 

 

4.

Сценическая речь.

2

16

18

4.1

4.2

4.3

Техника сценической речи. Дикция. Орфоэпия.

Слово на эстраде.

Работа с литературным материалом.

 

 

 

5.

Исполнитель и публика.

1

1

2

5.1

 

 

5.2

Аудитория и ее необходимость. Настрой аудитории. Слагаемые установки на восприятие. Реклама.

Исполнитель и публика. Общение в эстрадных номерах; взаимная позиция актера и зрителя.

 

 

 

6.

Досуговая и реактивная деятельность

1

16

17

6.1

 

 

6.2

Досуг:

Концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, конкурсы, выступления.

Творческая деятельность

 

 

 

 

Итого:

18

54

72

 

 


 

 «МАССОВЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНЕСТВА»

тематический план

младшая группа

 

№п/п №

Наименование разделов, тем         

Т т

пП

ввсего

 

Вводное занятие. Диагностика

1

 

1

1.

Возникновение игрового жанра

2

 

2

1.1

 

Возникновение и развитие игрового жанра.

 

 

 

 

2.

Основы театральной культуры

6

2

8

2.1

2.2

2.3

 

Праздники.

Уличные кукольные представления.

Традиции

 

 

 

3

Массовые игры.

14

24

38

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

 

Особенности игрового общения.

Игра. Функции игры.

Методология игры.

Основные законы драматургии игрового действа.

Классификация игр.

Конкурс, в основе которого лежит игра.

Игры с эстрады.

Игры в затейном представлении.

Обрядовые игры.

 

 

 

4.

Ведущий – организатор игрового действа.

6

12

18

4.1

4.2

4.3

Ведущий – организатор игрового действа.

Профессиограмма ведущего.

Основы актерского мастерства.

 

 

 

5.

Досуговая и творческая деятельность

 

4

4

5.1

 

 

5.2

Досуг:

Концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, конкурсы, выступления.

Творческая деятельность

 

 

 

 

Итого:

28

44

72

 


 

«МАССОВЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНЕСТВА»

тематический план

старшая группа

№п/п

 Наименование разделов, тем                                    

 

П

всего

 

Вводное занятие. Диагностика

2

 

2

1.

Возникновение игрового жанра

2

 

2

1.1

 

Возникновение и развитие игрового жанра.

 

 

 

2.

Основы театральной культуры

112

4

16

2.1

2.2

2.3

Праздники.

Кукольные представления.

Традиции

 

 

 

3

Массовые игры.

28

48

76

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

 

Особенности игрового общения.

Игра. Функции игры.

Методология игры.

Основные законы драматургии игрового действа.

Классификация игр.

Конкурс, в основе которого лежит игра.

Игры с эстрады.

Игры в затейном представлении.

Обрядовые игры.

 

 

 

4.

Ведущий – организатор игрового действа.

12

24

36

4.1

4.2

4.3

Ведущий – организатор игрового действа.

Профессиограмма ведущего.

Основы актерского мастерства.

 

 

 

5.

Досуговая и творческая деятельность

 

8

8

5.1

 

 

5.2

Досуг:

Концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, конкурсы, выступления.

Творческая деятельность

 

 

 

 

Итого:

6

8

144

 

 

 

 


 

«Массовые игры и праздники»

 

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. Возникновение игрового жанра.

 

Тема 1.1. Возникновение  и развитие игрового жанра.

Содержание материала:  Определение круга изучаемых проблем. Возникновение  и развитие игрового жанра.

Игра, как источник радости и настроения.

Игра, как удовлетворение ряда потребностей человека (самовыражение, самоутверждение, познавательность, коммуникативность и мн. др.)

Игра, как часть праздника.

 

Форма занятий: Обзорный рассказ, беседа, демонстрация, игра-кроссворд.

Методическое обеспечение:

Дидактический материал: видео- презентация.

Техническое оснащение занятий:  диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).

 

 

 

Раздел 2. Основы театральной культуры.

 

Тема 2.1. Праздники.

Содержание материала: Русские народные городские праздники.

Увеселения и зрелища.

Праздничная площадь: медвежья комедия; ярмарки; гуляния, приуроченные к сезонным и церковным праздникам.

 

Формы занятий: Обзорный рассказ, беседа, демонстрация, игра-кроссворд.

Методическое обеспечение:

Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы (художественная, историческая, научная и др. литература), иллюстрации.

Техническое оснащение занятий:  диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).

 

 

 

Тема 2.2. Кукольные представления.

Содержание материала: Кукольные представления.

Театр Петрушки.

Раек или потешная панорама; балконные зазывалы.

Балаганы.

Формы занятий: Обзорный рассказ, беседа, демонстрация, игра-кроссворд.

Методическое обеспечение:

Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы (художественная, историческая, научная и др. литература), иллюстрации.

Техническое оснащение занятий:  диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).

 

 

Тема 2.3. Традиции.

Содержание материала: Традиции. Русские народные традиции. Традиции Советского периода, пришедшие в сегодняшний день.

Массовые праздники и обряды. Календарные обрядовые праздники.

 

Формы занятий: Обзорный рассказ. Итоговое занятие по разделу. Викторины. Составление и решение кроссвордов по теме раздела. Творческая лаборатория. Практические занятия.

Методическое обеспечение:

 Дидактический материал: справочные материалы (художественная, историческая, научная и др. литература), иллюстрации.

Техническое оснащение занятий:  раздаточный материал, наглядные пособия, диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).

 

 

 

Раздел 3. Массовые игры

 

Тема 3.1. Особенности игрового общения.

Содержание материала: Особенности игрового общения: свободный выбор; неформальность отношений; мобильность.

Функции игрового общения: компенсаторные; воспитательные; познавательные.

 

Формы занятий: Обзорный рассказ. Проведение и разбор игр.

Методическое обеспечение:

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: имитационное моделирование, ролевая игра.

Дидактический материал: раздаточные и наглядные пособия.

 

 

 

Тема 3.2. Игра. Функции и виды.

Содержание материала: Функции игры. Виды игр:

·               Игры на снятие физического и психологического напряжения.

·               Игры на повышение тонуса, раскованности.

·               Игры воспитательного характера: на развитие коллективизма; дисциплинированности; творчества в разрешении игровых ситуаций; морально- этических качеств.

·               Игры познавательного характера: на развитие активности; обогащения базы знаний и т.п.

 

Формы занятий: Обзорная лекция. Творческая лаборатория, практические занятия.

Методическое обеспечение:

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: имитационное моделирование. Проведение и разбор игр.

Дидактический материал: раздаточные материалы, карточки с заданием.

 

 

Тема 3.3. Методология игры.

Содержание материала: Методология игры. Методика проведения игр:

·               методы объяснения игры (что следует и чего не следует делать, как правильно объяснить игру, как успешно провести игру.);

·               методика приглашения в игру (что следует и чего не следует делать, приглашая человека в игру);

Проведение, разбор и обсуждение игр.

 

Формы занятий: творческая лаборатория, практические занятия, этюды.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: репродуктивная  с элементами поисковой деятельность, творческая деятельность, проведение и разбор игр.

дидактический материал: раздаточный материал (тематические задания).

Техническое оснащение занятий: реквизит для проведения игр,  магнитофон.

 

 

Тема 3.4. Основные законы драматургии игры.

Содержание материала: Основные законы драматургии игры. Тема. Идея. Цель игры. Игра, как часть праздника, игрового конкурса.

 

Формы занятий: Обзорный рассказ, беседа, демонстрация.

Дидактический материал: видеоматериалы, справочные материалы, иллюстрации.

Техническое оснащение занятий:  диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).

 

 

Тема 3.4. Классификация игр.

Содержание материала: Классификация игр: по месту действия;

·               по возрастным особенностям;

·               по времени действия;

·               по содержанию;

·               по физической нагрузке;

·               по интеллектуальной нагрузке;

 

Формы занятий: практические занятия. Проведение и разбор игр.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: игра, репродуктивная, творческая и поисковая деятельность.

дидактический материал: раздаточный материал (карты с заданием).

 

 

 

Тема 3.5. Конкурсы, в основе которых лежит игра.

Содержание материала: Конкурсы, в основе которых лежит игра. Конкурсы – элементы зрелищности, театрализации.

Необходимые условия для проведения конкурсов.

Сценарий игрового конкурса.

Подготовка и проведение конкурсных программ.

Познавательные конкурсы.

Игровые условия конкурса.

Конкурсная программа: составление, проведение, обсуждение.

 

Формы занятий: Практическая работа. Урок- практикум.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:  творческая и поисковая деятельность. Игры. Подготовка. Проведение и обсуждение конкурсных программ. Тематический опрос.

дидактический материал: раздаточный материал (карточки с заданием)

.

 

Тема 3.6. Игры с эстрады.

Содержание материала: Игры с эстрады. Четыре основные группы игр, проводимых с эстрады.

Методика проведение игр с эстрады.

Проведение.

 

Формы занятий: Урок-практикум

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Игры. Проведение и разбор игр. Тематический опрос. Подготовка и проведение игровых программ с эстрады. Обсуждение.

 

 

Тема 3.7. Игра в затейном представлении.

Содержание материала: Затейные представления: массовки, ярмарки, праздники улиц, балы, карнавалы. Игра в затейном представлении. Роль игры в затейном представлении.

«Затейное представление»- конкурсная работа (придумать и разработать сценплан затейного представления; игры, которые можно использовать в затейном представлении.).

 

Формы занятий: Обзорный рассказ. Творческая лаборатория. Урок-практикум. Практические занятия.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Творческая лаборатория. Написание сценария затейного представления.

Игры. Проведение и разбор игр. Тематический опрос. Подготовка и проведение игр в затейном представлении.

 

Дидактический материал:  справочные материалы (художественная, историческая, научная и др. литература), иллюстрации.

Техническое оснащение занятий:  раздаточный материал, наглядные пособия, диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).

 

 

Тема 3.8.Обрядовые игры.

Содержание материала: Обрядовые игры. Виды игр. Воплощение художественного образа в драматургическом действии обрядовых игр. Соответствие игры календарному годовому кругу. Работа с обрядовыми играми.

Считалки. Виды считалок и их назначение в игре. Разучивание считалок. Аукцион считалок.

Итоговое занятие по разделу. Проведение игр, разбор.

 

Формы занятий: Обзорный рассказ. Урок-практикум.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Игры. Проведение и разбор игр. Тематический опрос. Подготовка и проведение программ игр с эстрады. Обсуждение.

 

 

 

Раздел 4. Ведущий – организатор игрового действа

 

Тема 4.1. Ведущий – организатор игрового действа.

Содержание материала: Задачи ведущего игрового действа: интересно и весело организовать досуг. Обращаясь к жизни, общественно- культурному, литературному материалу; созданием атмосферы и т.д.

Развитие рабочего самочувствия.

 

Формы занятий: Урок-практикум.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Игры. Проведение и разбор игр. Тематический опрос. Подготовка и проведение программ игровых, конкурсных. Обсуждение.

 

 

Тема 4.2. Профессиограмма ведущего.

Содержание материала: Четыре типа ведущих игровых программ: силовой, мягкий, рациональный, эмоциональный. Их отличительные особенности.

 Профессиограмма ведущего:

·               свойства (такт, вкус, чувство юмора, доброжелательность, решительность, находчивость, владение собой и др.);

·               способности (организаторские, актерские, режиссерские, импровизаторские, ораторские, музыкальные, творческие, память и др.);

·               умение (подготовить программу, обращаться с аудиторией играющих, правильно выбрать рабочую площадку и место ведущего на ней, творческое использование эстрадных жанров).

 

Формы занятий: Урок-практикум.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Проведение и разбор игр. Самостоятельная работа. Подготовка и проведение игровых программ. Обсуждение.

Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с заданием).

 

 

 

Тема 4.3. Основы актерского мастерства ведущего.

Содержание материала: Основы актерского мастерства ведущего. Развитие навыков рабочего самочувствия и творческого восприятия; внимания; воображения; фантазии; быстрого реагирования.

Комплексные требования к  ведущим игровых программ.

Проведение игр с учетом различных ситуаций, где ведущий мог бы применить воображение, фантазию, внимание.

Проведение игр с учетом всех требований. Анализ работы ведущего.

 

Формы занятий: Актерский тренинг. Урок-практикум. Итоговое занятие по разделу. Контроль – викторина. Конкурс ведущих.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Комплекс упражнений на развитие навыков рабочего самочувствия, творческого восприятия, внимания, воображения, фантазии. Проведение и разбор игр и игровых программ. Обсуждение.

 

 

 

 

 

«Актер эстрады»

                                  ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Раздел 1. Основы театральной культуры и этики.

 

Тема 1.1 Эстрада - особый вид искусства.

Содержание материала: Эстрада - особый вид искусства. Популярность эстрадного искусства. Понятия - эстрада, эстрадность, праздничность, мобильность. Оригинальность. Разнообразие. Обзор современного эстрадного искусства.

 

Форма занятий:  беседа, демонстрация, игра-кроссворд.

Методическое обеспечение:

Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы, иллюстрации.

Техническое оснащение занятий:  диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).

 

 

Тема 1.2 Эстрадное искусство сегодня.

Содержание материала: Эстрадное искусство сегодня. Воспитательная роль современной эстрады. Эстетический уровень эстрады.

Знакомство с эстрадными театрами России и зарубежья.

Форма занятий:  беседа, демонстрация, игра-кроссворд.

Методическое обеспечение:

Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы, иллюстрации.

Техническое оснащение занятий:  диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).

 

 

Тема 1.3 Развлекательность в эстраде.

Содержание материала:  Развлекательность в искусстве эстрады. Понятие развлекательности. Развлекательные функции эстрады. Виды праздничного досуга.

Эстрадность в праздничном ритуале.

Праздник и эстрадность. Определение темы в праздничном представлении. Место эстрады и ее роль в данном празднике. Работа над программой праздника.

Формы занятий: Семинар-практикум.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

репродуктивная деятельность с элементами поискового характера.

 

 

Тема 1.4 Программы: игровые, конкурсные, танцевальные.

Содержание материала: Игровые, конкурсные,  танцевальные программы и их особенности. Тема, идея, цели  программ. Игры с эстрады. Игра в конкурсной программе.

Составление программ игровых, конкурсных и танцевальных вечеров.

 

Формы занятий: Семинар – практикум.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

творческая деятельность.

Дидактический материал: раздаточные карточки с заданием.

 

 

 Тема 1.5 Основные  формы эстрадных представлений.

Содержание материала: Основные  формы эстрадных представлений.

Жанры и формы эстрадного творчества; театральные формы эстрады; эстрадный театр.

Пути развития театральной эстрады.

Эстрадный театр. Формы эстрадного театра: театр одного актера, театр миниатюр, театр малых форм.

Особенности театральной эстрады. Театральные формы эстрады: кафешантан, кафе – концерт, «Русский шантан».

Эстрадная программа.

 

Форма занятий:  Обзорный рассказ, демонстрация, игра-кроссворд.

Методическое обеспечение:

Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы, иллюстрации.

Техническое оснащение занятий:  диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).

 

 

Тема 1.6 Концертное творчество.

Содержание материала: Основные  формы концертного творчества. Жанры и роды концертного творчества. Концертное творчество, его особенности и признаки концертности.

Эволюция понятия – концерт. Общая структура концертного творчества.

Концертная программа. Необходимость соединения номеров в концерте. Принципы составления концертной программы. Начало концерта, антракт, завершение концерта. Масштаб программы.

Сольные концерты.

Театрализованный концерт.

Концерт – спектакль.

Концертирование и театр.

Концертный костюм.

Аудитория концерта. Слагаемые установки на восприятие.

 

Формы занятий: Семинар – практикум. Практические занятия.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Творческая лаборатория.

 

 

 

Раздел 2. Особенности творчества актера эстрады.

 

Тема 2.1 Актер эстрады.

Содержание материала: Особенности творчества эстрадного исполнителя. Эстрадный исполнитель - всегда актер. Комплексные требования к эстрадному исполнителю. Синтетичность творчества  актера эстрады. Личностные качества эстрадного актера.

Функции ведущего развлекательных программ на эстраде. Их отличительные особенности.

Формы занятий: Семинар.

 

 

Тема 2.2. Роль и образ на эстраде.

Содержание материала: Актер эстрады в различных жанрах. 

Роль и образ на эстраде. Роль повествователя, лирического героя. Типы лирических монологов. Работа над образом.

Эстрадные роли; структура образа; эстрадная «маска»; эстрадный характер; внешний облик на эстраде. Концертный костюм.

Работа над образом героя. Создание образа, работа в предлагаемых обстоятельствах.

Концертный номер. Работа по созданию номера.

 

Формы занятий:  Беседа. Творческая мастерская. Тренинг.

Методическое обеспечение:

приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Психофизический тренинг. Комплекс упражнений  на развитие творческого внимания,

рабочего самочувствия.

 

 

Раздел 3. Основы  актерского мастерства.

 

Тема 3.1 Формирование театрального характера мышления

Содержание материала: Формирование театрального характера мышления. Художественное (чувственное) восприятие действительности.

Развитие навыков рабочего самочувствия, зрительного и слухового восприятия.

 

Формы занятий: Психофизический тренинг.

Методическое обеспечение: Упражнения на развитие творческого зрительного и слухового восприятия.

 

 

Тема 3.2 Многообразие выразительных средств на эстраде.

Содержание материала: Многообразие выразительных средств на эстраде: драматургия, декорации, костюм, грим, свет, музыка.

Синтетичность эстрадного артиста. Многообразия выразительных средств в помощь артисту эстрады.

 

Формы занятий: Психофизический тренинг.

Методическое обеспечение: Упражнения на развитие творческого  зрительного и слухового восприятия.  Самостоятельная работа.

 

 

Тема 3.3 Тренинг артиста эстрады.

Содержание материала: Психофизический тренинг. Психотехника артиста эстрады. Психотехника артиста концертной эстрады.

·               Тренинг на развитие навыков рабочего самочувствия.

·               Внимание. Круги внимания.

·               Общение.

·               Память физических действий.

Этюды как основа воспитания актера; актер на эстраде.

 

Формы занятий: психофизический тренинг, этюды.

Методическое обеспечение: Упражнения на овладение элементами актерского мастерства и сценического действа, комплекс упражнений на развитие внимания, общения и на память физических действий.

 

 

 

Тема 3.4 Эстрадные образы.

Содержание материала: Образы персонажей эстрадного театра. Работа по созданию эстрадного образа. Работа над образом. Сценическое воплощение образа.

 

Формы занятий: психофизический тренинг, этюды.

Методическое обеспечение: Упражнения на овладение элементами актерского мастерства и сценического действа, комплекс упражнений на развитие внимания, общения и на память физических действий.

 

 

Тема 3.5 Диалог на эстраде.

Содержание материала: Диалог на эстраде. Работа над диалогом.

·               Репертуарный диалог. Работа с текстовым материалом.

·               Словесное действие эстрадного исполнителя.

·               Образная основа рассказа.

·               Видения и словесная ткань.

·               Прием близких аналогий. Сложные аналогии.

·               Кинолента видения.

·               Пространственные представления (видения). Восполнение недосказанного.

·               Перевод понятий в зримый ряд.

·               Субъективность видения.

 

Формы занятий: психофизический тренинг, этюды.

Методическое обеспечение: Упражнения на овладение элементами актерского мастерства и сценического действа, комплекс упражнений на развитие внимания, общения и на память физических действий.

 

 

Тема 3.6 Куклы на эстраде.

Содержание материала: Куклы на эстраде. Виды концертных кукол.

Основы кукловождения.

Концертный номер с эстрадной куклой.

·               Подготовительная работа. Поиск темы номера. Создание эскиза кукол. Изготовление кукол, костюмов к ней.

·               Репетиции. Работа по созданию образа.

·               Подбор музыки.

·               Сценическое воплощение концертного номера с эстрадной куклой. Показ и обсуждение.

 

Формы занятий: психофизический тренинг, этюды. Творческая лаборатория.

 

 

 

Раздел 4. Сценическая речь.

 

Тема 4.1 Техника речи.

Содержание материал: Техника речи. Речевой аппарат, строение; работа речевого аппарата при звукопроизношении. Артикуляционная гимнастика.

Орфоэпия. Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические правила. Правильное произношение звуков. Чистоговорки.

 

Формы занятий: Практические занятия.

Методическое обеспечение: Упражнения на овладение  сценической речи.

 

 

Тема 4.2 Слово на эстраде.

Содержание материала. Слово в творчестве артиста эстрады. Художественное чтение. Чтецкий театр. Выбор чтецкого материала (репертуара) для работы над репертуаром актера разговорного жанра. Обоснование выбора. Работа над речевой стороной произведения.

Формы занятий: Практические занятия.

Методическое обеспечение: Упражнения на овладение элементами актерского мастерства и сценического действа.

 

 

Тема 4.2 Работа с литературным материалом

Содержание материала: Работа  с литературным материалом. Речевая сторона роли.

Сценическое воплощение художественного литературного материала

 

Формы занятий: Творческая мастерская.

 

 

 

Раздел 5. Исполнитель и публика.

 

Тема 5.1 Аудитория и ее необходимость.

Содержание материала:  Аудитория и ее необходимость. Настрой аудитории на восприятие. Слагаемые  установки на восприятие. Реклама.

 

Формы занятий: Семинар.

 

 

 

Тема 5.2 Исполнитель и публика.

Содержание материала: Общение в эстрадных номерах. Уровни общения в искусстве. Взаимная позиция артиста и зрителя. Формирование интереса к эстрадному искусству.

Формирование коллектива зрителей – слушателей.

Внешний облик  артиста на эстраде.

 

Формы занятий: Семинар-практикум.

 

Раздел 6. Досуговая и креативная деятельность.

 

Тема 6.1 Досуг.

Содержание материала:

·   «Досуг для Досуга» (вечер знакомств, конкурс игровых программ, день именинников, капустники, новогодний калейдоскоп, «Зажги свою звезду»- конкурс ведущих, закрытие театрального сезона).

·   «Мир твоих увлечений» (экскурсии в краеведческий музей, Зал Воинской славы и обороны Заволжья, картинную галерею, выставочный зал ДТДМ)

·   «Волшебный мир театра» (Неделя театра для детей и юношества, встречи с артистами городских театров, празднование международного дня театра)

 

Формы занятий: Экскурсии. Встречи с интересными людьми. Вечера отдыха. Творческие гостиные. Праздники и капустники.

 

 

Тема 6.2 Творческая деятельность.

Содержание материала: Вечера отдыха, конкурсные программы для детей ДТДМ и своих сверстников. Участие в концертных программах ДТДМ.

 

Формы занятий: Творческая деятельность.


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы «ШКОЛА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы «ШКОЛА

Досуг-это возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору

Досуг-это возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору

В программе раскрываются и конкретизируются понятия «досуг», «воспитательное пространство детского досуга», рассматриваются разнообразные виды досуговой деятельности и требования к ней в условиях детского и юношеского…

В программе раскрываются и конкретизируются понятия «досуг», «воспитательное пространство детского досуга», рассматриваются разнообразные виды досуговой деятельности и требования к ней в условиях детского и юношеского…

Количество участников в одной группе не должно превышать: для групп 1-го года обучения 10-12 человек, для групп 2-го года обучения – 8-10 человек

Количество участников в одной группе не должно превышать: для групп 1-го года обучения 10-12 человек, для групп 2-го года обучения – 8-10 человек

После проведения мероприятий принято проводить их обсуждение и анализировать)

После проведения мероприятий принято проводить их обсуждение и анализировать)

Наименование разделов, тем

Наименование разделов, тем

Наименование разделов, тем

Наименование разделов, тем

МАССОВЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНЕСТВА» тематический план младшая группа №п / п №

МАССОВЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНЕСТВА» тематический план младшая группа №п / п №

МАССОВЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНЕСТВА» тематический план старшая группа №п / п

МАССОВЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНЕСТВА» тематический план старшая группа №п / п

Массовые игры и праздники»

Массовые игры и праздники»

Формы занятий: Обзорный рассказ

Формы занятий: Обзорный рассказ

Техническое оснащение занятий: реквизит для проведения игр, магнитофон

Техническое оснащение занятий: реквизит для проведения игр, магнитофон

Игры. Проведение и разбор игр

Игры. Проведение и разбор игр

Тема 4.2 . Профессиограмма ведущего

Тема 4.2 . Профессиограмма ведущего

Форма занятий: беседа, демонстрация, игра-кроссворд

Форма занятий: беседа, демонстрация, игра-кроссворд

Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы, иллюстрации

Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы, иллюстрации

Раздел 3. Основы актерского мастерства

Раздел 3. Основы актерского мастерства

Видения и словесная ткань. ·

Видения и словесная ткань. ·

Формы занятий: Творческая мастерская

Формы занятий: Творческая мастерская
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020