Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств «Гармония»
г. Волжский Волгоградской области
Старайтесь иметь досуг,
чтобы научиться чему-нибудь хорошему
и перестаньте блуждать без цели. М. Аврелий
«ШКОЛА ДОСУГА»
программа дополнительного образования детей 12-16 лет
Клуба «Театр досуга»
сроком реализации 2 и более лет
Автор/разработчик
преподаватель
высшей квалификационной категории,
Корсун И.В.
Волжский
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «ШКОЛА ДОСУГА» клуба «Театр досуга»:
· по содержанию является художественно-эстетической; (социально-педагогической)
· по функциональному предназначению - общекультурной (учебно-познаватльной);
· по форме организации – клубной;
· по времени реализации – двухгодичной.
Программа клуба «Театр досуга» «Школа досуга» ориентирована на: реализацию потребностей членов клуба и их сверстников; обмен формами организации свободного времени; творческую, интеллектуальную и организаторскую самореализацию подростков; совершенствование знаний и умений в выбранном виде деятельности; умение осуществлять выбор деятельности; дополнительное образование.
Программа разработана в соответствии с «Законом об образовании», «Конвенции о правах ребенка», «Типовым положением о дополнительном образовании», «Положении о клубе «Театр досуга»».
Новизна
Организация детского досуга самими детьми никогда не была темой педагогических исследований в дополнительном образовании. Задачами дополнительного образования были социализация, развитие лидерских качеств, творческих и организаторских способностей обучающихся. За последние 7-10 лет, в силу различных обстоятельств, педагоги оказались перед необходимостью создавать досуговые программы, обеспечивающие конкурентоспособный и качественный отдых подростков в свободное время.
Организация досуга подростков, как составляющая их свободного времени имеет особое значение:
· подростки обладают наибольшим объемом свободного времени;
· для подростков досуг является средством удовлетворения важнейшей возрастной потребности - в самоутверждении, самовыражении;
· подросткам присуща мобильность досуговых увлечений.
Поэтому авторами и началась работа по разработке новых педагогических средств и организационных моделей, обеспечивающих содержание и функционирование этой подсистемы.
Программу «Школа досуга» можно рассматривать, как основу для разработки нового подхода к организации детского досуга детьми в условиях детского постоянного (временного) коллектива.
Актуальность
Впечатления, переживания, содержание свободных дней и часов детства и юности неоценимы для будущей взрослой жизни. Без них человеку трудно плыть в океане бурной жизни. Прогнозисты будущего правы, что главное для человека будущего – это не цивилизация труда, а цивилизация свободного времени, умение распорядиться своим досугом как факторами развития и воспитания деятельных личностей, гармонично сочетающих вдохновенное творчество, радость жизни и высоту труда.
Свободное время детей нельзя заорганизовывать полностью, но и нельзя пускать на самотек: иными технологиями, иными источниками информации, иным содержанием досуг должен продолжать образование личности.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется, прежде всего, такой организацией и самоорганизацией деятельности подростка, в процессе которой обучающиеся смогут проявить себя наилучшим образом и достичь максимально возможных творческих результатов. При этом обеспечивается реальная возможность: разностороннего личностного проявления; обогащения личного опыта социально и личностно значимым результатом; продуктивность их деятельности, выраженной в соответствующих предметно-практических достижениях.
Досуг-это возможность заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору.
Значение свободного времени увеличивается для ребенка по мере его взросления и становиться едва ли не основной ценностью существования в подростковом возрасте. Но у взрослых бытует представление, что это время необходимо ребенку лишь для восстановления сил, ради дальнейших достижений успехов в учении. Не много среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное – это как проявляет себя ребенок в свободное время, а его образование- необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, сообразно собственным интересам и возможностям.
Деятельность в свободное время обладает особой формирующей силой. Направленному воздействию человек, тем более ребенок, часто сопротивляется потому, что стремиться отстоять «свою» незавсимость. Влияние других людей в свободное время обычно меньше замечается ребенком; его сила – в незаданности, естественности, ненарочитости.
Особенностью деятельности в свободное время является ее самоценность и самоцельность, то есть личность, сама выбирает содержание, формы организации и типы (конструктивный или деструктивный) этой деятельности. И регулировать свободное время подростка можно только опосредованно, через создание условий, позволяющих использовать его в соответствии со своими способностями и потребностями.
При этом свободное время ребенка наиболее качественным, т.е. и временем отдыха, и временем саморазвития, становится только тогда, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте в специально организованном воспитательном пространстве.
Клуб – это уникальная форма организации досуговой деятельности.
Цели программы:
· Развивать личностные качества и реализовать творческие возможности членов клуба.
· Воспитать позитивное отношение к культурному досугу и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Развивать творческий потенциал каждого обучающегося;
2. Развивать активность, самостоятельность, коммуникативные качества;
3. Сформировать умения по проектированию и реализации досуговых кратковременных программ, игровых и конкурсных программ;
4. Сформировать отношения к социально-культурным и образовательным ценностям;
5. Сформировать собственное представление о самом себе;
6. Сформировать навыки по удовлетворению индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
7. Научить организовывать работу мастерской группы для подготовки и проведения программ;
8. Научить органично, сочетать различные виды досуга и оздоровления с формами образовательной деятельности.
9. Научить воплощать собственные планы и проекты досуговой деятельности.
Отличительные особенности.
Программы такого рода образовательной деятельности существуют только для профессиональных училищ и институтов. Поэтому об отличительных особенностях говорить трудно.
Специфика же предполагаемой деятельности обусловлена ее содержанием и клубной формой деятельности. Практические и теоретические занятия связаны с подготовкой и проведением программ различных видов (досуговые, конкурсные, игровые), а так же, с исполнительским мастерством (актер эстрады).
В программе раскрываются и конкретизируются понятия «досуг», «воспитательное пространство детского досуга», рассматриваются разнообразные виды досуговой деятельности и требования к ней в условиях детского и юношеского коллектива; теоретические основы организации досуга; предлагаются варианты практических форм и средств работы с подростками и молодежью.
Содержание курса объединено в два тематических модуля. В первом рассматривается история происхождения и развития игрового жанра, массовые праздники и игры в современном празднике. Далее обучающиеся знакомятся с типологией и структурой игровых программ; конкурсов и праздников, в основу которых входит элемент игры, знакомятся с мастерством ведения игровых и конкурсных программ. Следующий модуль рассматривает историю возникновения и развития эстрадного искусства в целом и разговорный жанр в частности, знакомит с основами актерского мастерства.
Возраст обучающихся
Основные участники реализации программы, обучающиеся старшеклассники и учащиеся профтехучилищ. Этот возраст важнейший период в становлении человека, его социализации. Именно в это время формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми.
· УГ МИ - учебные группы массовые игры и праздники – дети 13-15 лет (1-го года обучения);
· УГ АЭ – учебные группы – дети 14-16 лет (2-го года обучения);
· ИГ АЭ – исполнительская группа – дети 15-17 лет (3-го года обучения);
· ИЗ - индивидуальные занятия - дети 13-16 лет, курс совершенствования сценарного и исполнительского мастерства.
Возможен вариант для детей младше возрастом:
· ПГ МИ - подготовительные группы – дети 10-12лет,(1 года обучения);
· УГ МИ - учебные группы – дети 11-13 лет (2-го года обучения);
· ПГ АЭ - подготовительные группы – дети 12-14 лет (3-го года обучения);
· УГ АЭ – учебные группы – дети 13-15 лет (4-го года обучения).
Сроки реализации
По времени реализации программа двухгодичной подготовки, далее идет обучение по усовершенствованию мастерства и инструкторской работы членов клуба.
Однако возраст обучающихся может быть и более младшим. И в этом случае освоение каждого программного модуля происходит за два года. Или же группой определяется (по желанию) прохождение одного из модулей программы более углубленно.
Освоение основного содержания программы может быть достигнуто в течение одного года и далее освоение программного материала происходит на более высоком (углубленном) уровне, по выбору членов клуба одного из модулей. Кроме того, в зависимости от плана работы конкретного года частично изменяется содержание подготовки к конкурсам, праздникам, концертам.
Форма организации занятий (заседаний)
· По количеству детей, участвующих в занятии – индивидуально -групповая (для групп курса «Актер эстрады»).
Количество участников в одной группе не должно превышать:
для групп 1-го года обучения 10-12 человек,
для групп 2-го года обучения – 8-10 человек.
для групп 3-го и более лет обучения 6-8 человек.
Индивидуальные занятия проходят для детей 3-х и более лет обучения и направлены на совершенствование актерского мастерства, создания самостоятельных концертных номеров, режиссерской работы с эстрадными спектаклями, конкурсными и игровыми программами.
· По особенностям коммуникативного взаимодействия: Занятия по данной программе включают в себя организационную, практическую и теоретическую части, где большую часть, в боольшенстве случаев, занимает практическая деятельность (которую можно определить как поисковую, творческую, самостоятельную и студийную- в зависимости от проходимой темы). Беседа, семинар, творческие мастерские, практикум, лаборатория, репетиции, фестивали, конкурсы, отчетные концерты и т.д. Все это используется при прохождении материала. А так же , экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие гостиные.
· По дидактической цели: вводные, практические, занятия по углублению знаний и совершенствованию навыков, занятия по систематизации и обобщению знаний и навыков.
Режим занятий
Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, при необходимости (например, во время проведения конкурсных программ и праздников, или подготовки к крупным мероприятиям) члены клуба могут разбиваться на различные не постоянные по количеству и составу подгруппы, в ходе подготовки к ним могут проводиться индивидуальные консультации и занятия.
Для групп младшего возраста первого года обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу, или 1раз по 2 часа.
Группы 3-го и более лет обучения - занимаются 6 часов в неделю.
Показатель успешности реализации программы.
Обучающийся будет знать:
· историю возникновения и развития игрового жанра; эстрадного искусства;
· типы, структуру игр;
· технологию разработки, подготовки и проведения игр; игровых и конкурсных программ; концертов и праздников;
· методологию проведения игр;
· технологию написания сценария для игровых, конкурсных и концертных программ.
Обучающиеся будет уметь:
· создавать эстрадные образы;
· составлять игровые и конкурсные программы;
· вести концертные, игровые, конкурсные программы;
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
· принимать нестандартные решения в необычных (различных) ситуациях.
Формы подведения итогов освоения данной программы:
· ведение игровых и конкурсных , концертных программ;
· участие в концертных программах и массовых праздниках;
· самостоятельное создание, организация и проведение игровых и конкурсных программ;
· написание сценариев игровых программ, конкурсов, концертов, массовых праздников.
( После проведения мероприятий принято проводить их обсуждение и анализировать).
средняя возрастная группа
основной курс
№п/п |
Наименование разделов, тем |
Т |
П |
∑ |
|
Вводное занятие. Диагностика |
1 |
|
1 |
Основы театральной культуры и этики |
16 |
2 |
18 |
|
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 |
Эстрада - особый вид искусства. Эстрадное искусство сегодня Развлекательность в эстраде. Программы: игровые, конкурсные, танцевальные. Основные формы эстрадных представлений Концертное творчество. |
|
|
|
. |
Особенности творчества актера эстрады. |
2 |
8 |
10 |
2.1 2.2
|
Актер эстрады. Роль и образ на эстраде. |
|
|
|
Основы актерского мастерства. |
8 |
32 |
40 |
|
3.1
3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 |
Формирование театрального характерного мышления. Многообразие выразительных средств. Тренинг артиста эстрады. Эстрадные образы. Диалог на эстраде. Куклы на эстраде. |
|
|
|
Сценическая речь. |
4 |
32 |
36 |
|
4.1 4.2 4.3 |
Техника сценической речи. Дикция. Орфоэпия. Слово на эстраде. Работа с литературным материалом. |
|
|
|
Исполнитель и публика. |
2 |
2 |
4 |
|
5.1
5.2 |
Аудитория и ее необходимость. Настрой аудитории. Слагаемые установки на восприятие. Реклама. Исполнитель и публика. Общение в эстрадных номерах; взаимная позиция актера и зрителя. |
|
|
|
Досуговая и реактивная деятельность |
|
34 |
34 |
|
6.1
6.2 |
Досуг: Концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, конкурсы, выступления. Творческая деятельность |
|
|
|
|
34 |
110 |
старшая возрастная группа
основной курс
№п/п |
Наименование разделов, тем |
Т |
П |
∑ |
|
Вводное занятие. Диагностика |
2 |
|
2 |
Основы театральной культуры и этики |
48 |
8 |
36 |
|
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 |
Эстрада - особый вид искусства. Эстрадное искусство сегодня Развлекательность в эстраде. Программы: игровые, конкурсные, танцевальные. Основные формы эстрадных представлений Концертное творчество. |
|
|
|
. |
Особенности творчества актера эстрады. |
2 |
8 |
10 |
2.1 2.2
|
Актер эстрады. Роль и образ на эстраде. |
|
|
|
Основы актерского мастерства. |
12 |
58 |
70 |
|
3.1
3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 |
Формирование театрального характерного мышления. Многообразие выразительных средств. Тренинг артиста эстрады. Эстрадные образы. Диалог на эстраде. Куклы на эстраде. |
|
|
|
Сценическая речь. |
7 |
43 |
550 |
|
4.1 4.2 4.3 |
Техника сценической речи. Дикция. Орфоэпия. Слово на эстраде. Работа с литературным материалом. |
|
|
|
Исполнитель и публика. |
2 |
2 |
4 |
|
5.1
5.2 |
Аудитория и ее необходимость. Настрой аудитории. Слагаемые установки на восприятие. Реклама. Исполнитель и публика. Общение в эстрадных номерах; взаимная позиция актера и зрителя. |
|
|
|
Досуговая и реактивная деятельность |
6 |
18 |
24 |
|
6.1
6.2 |
Досуг: Концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, конкурсы, выступления. Творческая деятельность |
|
|
|
|
79 |
137 |
младшая возрастная группа
подготовительный курс
№п/п |
Наименование разделов, тем |
Т |
П |
∑ |
|
Вводное занятие. Диагностика |
1 |
|
1 |
Основы театральной культуры и этики |
8 |
1 |
9 |
|
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 |
Эстрада - особый вид искусства. Эстрадное искусство сегодня Развлекательность в эстраде. Программы: игровые, конкурсные, танцевальные. Основные формы эстрадных представлений Концертное творчество. |
|
|
|
. |
Особенности творчества актера эстрады. |
1 |
4 |
5 |
2.1 2.2
|
Актер эстрады. Роль и образ на эстраде. |
|
|
|
Основы актерского мастерства. |
4 |
16 |
20 |
|
3.1
3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 |
Формирование театрального характерного мышления. Многообразие выразительных средств. Тренинг артиста эстрады. Эстрадные образы. Диалог на эстраде. Куклы на эстраде. |
|
|
|
Сценическая речь. |
2 |
16 |
18 |
|
4.1 4.2 4.3 |
Техника сценической речи. Дикция. Орфоэпия. Слово на эстраде. Работа с литературным материалом. |
|
|
|
Исполнитель и публика. |
1 |
1 |
2 |
|
5.1
5.2 |
Аудитория и ее необходимость. Настрой аудитории. Слагаемые установки на восприятие. Реклама. Исполнитель и публика. Общение в эстрадных номерах; взаимная позиция актера и зрителя. |
|
|
|
Досуговая и реактивная деятельность |
1 |
16 |
17 |
|
6.1
6.2 |
Досуг: Концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, конкурсы, выступления. Творческая деятельность |
|
|
|
|
18 |
54 |
«МАССОВЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНЕСТВА»
тематический план
младшая группа
№п/п № |
Наименование разделов, тем |
Т т |
пП |
ввсего |
|
Вводное занятие. Диагностика |
1 |
|
1 |
Возникновение игрового жанра |
2 |
|
2 |
|
1.1
|
Возникновение и развитие игрового жанра.
|
|
|
|
. |
Основы театральной культуры |
6 |
2 |
8 |
2.1 2.2 2.3
|
Праздники. Уличные кукольные представления. Традиции |
|
|
|
Массовые игры. |
14 |
24 |
38 |
|
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9
|
Особенности игрового общения. Игра. Функции игры. Методология игры. Основные законы драматургии игрового действа. Классификация игр. Конкурс, в основе которого лежит игра. Игры с эстрады. Игры в затейном представлении. Обрядовые игры. |
|
|
|
Ведущий – организатор игрового действа. |
6 |
12 |
18 |
|
4.1 4.2 4.3 |
Ведущий – организатор игрового действа. Профессиограмма ведущего. Основы актерского мастерства. |
|
|
|
Досуговая и творческая деятельность |
|
4 |
4 |
|
5.1
5.2 |
Досуг: Концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, конкурсы, выступления. Творческая деятельность |
|
|
|
|
28 |
44 |
«МАССОВЫЕ ИГРЫ И ПРАЗДНЕСТВА»
тематический план
старшая группа
№п/п |
Наименование разделов, тем |
|
П |
всего |
|
Вводное занятие. Диагностика |
2 |
|
2 |
Возникновение игрового жанра |
2 |
|
2 |
|
1.1
|
Возникновение и развитие игрового жанра. |
|
|
|
. |
Основы театральной культуры |
112 |
4 |
16 |
2.1 2.2 2.3 |
Праздники. Кукольные представления. Традиции |
|
|
|
Массовые игры. |
28 |
48 |
76 |
|
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9
|
Особенности игрового общения. Игра. Функции игры. Методология игры. Основные законы драматургии игрового действа. Классификация игр. Конкурс, в основе которого лежит игра. Игры с эстрады. Игры в затейном представлении. Обрядовые игры. |
|
|
|
Ведущий – организатор игрового действа. |
12 |
24 |
36 |
|
4.1 4.2 4.3 |
Ведущий – организатор игрового действа. Профессиограмма ведущего. Основы актерского мастерства. |
|
|
|
Досуговая и творческая деятельность |
|
8 |
8 |
|
5.1
5.2 |
Досуг: Концерты, экскурсии, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, конкурсы, выступления. Творческая деятельность |
|
|
|
|
6 |
8 |
«Массовые игры и праздники»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Возникновение игрового жанра.
Тема 1.1. Возникновение и развитие игрового жанра.
Содержание материала: Определение круга изучаемых проблем. Возникновение и развитие игрового жанра.
Игра, как источник радости и настроения.
Игра, как удовлетворение ряда потребностей человека (самовыражение, самоутверждение, познавательность, коммуникативность и мн. др.)
Игра, как часть праздника.
Форма занятий: Обзорный рассказ, беседа, демонстрация, игра-кроссворд.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал: видео- презентация.
Техническое оснащение занятий: диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).
Раздел 2. Основы театральной культуры.
Тема 2.1. Праздники.
Содержание материала: Русские народные городские праздники.
Увеселения и зрелища.
Праздничная площадь: медвежья комедия; ярмарки; гуляния, приуроченные к сезонным и церковным праздникам.
Формы занятий: Обзорный рассказ, беседа, демонстрация, игра-кроссворд.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы (художественная, историческая, научная и др. литература), иллюстрации.
Техническое оснащение занятий: диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).
Тема 2.2. Кукольные представления.
Содержание материала: Кукольные представления.
Театр Петрушки.
Раек или потешная панорама; балконные зазывалы.
Балаганы.
Формы занятий: Обзорный рассказ, беседа, демонстрация, игра-кроссворд.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы (художественная, историческая, научная и др. литература), иллюстрации.
Техническое оснащение занятий: диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).
Тема 2.3. Традиции.
Содержание материала: Традиции. Русские народные традиции. Традиции Советского периода, пришедшие в сегодняшний день.
Массовые праздники и обряды. Календарные обрядовые праздники.
Формы занятий: Обзорный рассказ. Итоговое занятие по разделу. Викторины. Составление и решение кроссвордов по теме раздела. Творческая лаборатория. Практические занятия.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал: справочные материалы (художественная, историческая, научная и др. литература), иллюстрации.
Техническое оснащение занятий: раздаточный материал, наглядные пособия, диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).
Раздел 3. Массовые игры
Тема 3.1. Особенности игрового общения.
Содержание материала: Особенности игрового общения: свободный выбор; неформальность отношений; мобильность.
Функции игрового общения: компенсаторные; воспитательные; познавательные.
Формы занятий: Обзорный рассказ. Проведение и разбор игр.
Методическое обеспечение:
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: имитационное моделирование, ролевая игра.
Дидактический материал: раздаточные и наглядные пособия.
Тема 3.2. Игра. Функции и виды.
Содержание материала: Функции игры. Виды игр:
· Игры на снятие физического и психологического напряжения.
· Игры на повышение тонуса, раскованности.
· Игры воспитательного характера: на развитие коллективизма; дисциплинированности; творчества в разрешении игровых ситуаций; морально- этических качеств.
· Игры познавательного характера: на развитие активности; обогащения базы знаний и т.п.
Формы занятий: Обзорная лекция. Творческая лаборатория, практические занятия.
Методическое обеспечение:
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: имитационное моделирование. Проведение и разбор игр.
Дидактический материал: раздаточные материалы, карточки с заданием.
Тема 3.3. Методология игры.
Содержание материала: Методология игры. Методика проведения игр:
· методы объяснения игры (что следует и чего не следует делать, как правильно объяснить игру, как успешно провести игру.);
· методика приглашения в игру (что следует и чего не следует делать, приглашая человека в игру);
Проведение, разбор и обсуждение игр.
Формы занятий: творческая лаборатория, практические занятия, этюды.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: репродуктивная с элементами поисковой деятельность, творческая деятельность, проведение и разбор игр.
дидактический материал: раздаточный материал (тематические задания).
Техническое оснащение занятий: реквизит для проведения игр, магнитофон.
Тема 3.4. Основные законы драматургии игры.
Содержание материала: Основные законы драматургии игры. Тема. Идея. Цель игры. Игра, как часть праздника, игрового конкурса.
Формы занятий: Обзорный рассказ, беседа, демонстрация.
Дидактический материал: видеоматериалы, справочные материалы, иллюстрации.
Техническое оснащение занятий: диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).
Тема 3.4. Классификация игр.
Содержание материала: Классификация игр: по месту действия;
· по возрастным особенностям;
· по времени действия;
· по содержанию;
· по физической нагрузке;
· по интеллектуальной нагрузке;
Формы занятий: практические занятия. Проведение и разбор игр.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: игра, репродуктивная, творческая и поисковая деятельность.
дидактический материал: раздаточный материал (карты с заданием).
Тема 3.5. Конкурсы, в основе которых лежит игра.
Содержание материала: Конкурсы, в основе которых лежит игра. Конкурсы – элементы зрелищности, театрализации.
Необходимые условия для проведения конкурсов.
Сценарий игрового конкурса.
Подготовка и проведение конкурсных программ.
Познавательные конкурсы.
Игровые условия конкурса.
Конкурсная программа: составление, проведение, обсуждение.
Формы занятий: Практическая работа. Урок- практикум.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: творческая и поисковая деятельность. Игры. Подготовка. Проведение и обсуждение конкурсных программ. Тематический опрос.
дидактический материал: раздаточный материал (карточки с заданием)
.
Тема 3.6. Игры с эстрады.
Содержание материала: Игры с эстрады. Четыре основные группы игр, проводимых с эстрады.
Методика проведение игр с эстрады.
Проведение.
Формы занятий: Урок-практикум
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Игры. Проведение и разбор игр. Тематический опрос. Подготовка и проведение игровых программ с эстрады. Обсуждение.
Тема 3.7. Игра в затейном представлении.
Содержание материала: Затейные представления: массовки, ярмарки, праздники улиц, балы, карнавалы. Игра в затейном представлении. Роль игры в затейном представлении.
«Затейное представление»- конкурсная работа (придумать и разработать сценплан затейного представления; игры, которые можно использовать в затейном представлении.).
Формы занятий: Обзорный рассказ. Творческая лаборатория. Урок-практикум. Практические занятия.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Творческая лаборатория. Написание сценария затейного представления.
Игры. Проведение и разбор игр. Тематический опрос. Подготовка и проведение игр в затейном представлении.
Дидактический материал: справочные материалы (художественная, историческая, научная и др. литература), иллюстрации.
Техническое оснащение занятий: раздаточный материал, наглядные пособия, диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).
Тема 3.8.Обрядовые игры.
Содержание материала: Обрядовые игры. Виды игр. Воплощение художественного образа в драматургическом действии обрядовых игр. Соответствие игры календарному годовому кругу. Работа с обрядовыми играми.
Считалки. Виды считалок и их назначение в игре. Разучивание считалок. Аукцион считалок.
Итоговое занятие по разделу. Проведение игр, разбор.
Формы занятий: Обзорный рассказ. Урок-практикум.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Игры. Проведение и разбор игр. Тематический опрос. Подготовка и проведение программ игр с эстрады. Обсуждение.
Раздел 4. Ведущий – организатор игрового действа
Тема 4.1. Ведущий – организатор игрового действа.
Содержание материала: Задачи ведущего игрового действа: интересно и весело организовать досуг. Обращаясь к жизни, общественно- культурному, литературному материалу; созданием атмосферы и т.д.
Развитие рабочего самочувствия.
Формы занятий: Урок-практикум.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Игры. Проведение и разбор игр. Тематический опрос. Подготовка и проведение программ игровых, конкурсных. Обсуждение.
Тема 4.2. Профессиограмма ведущего.
Содержание материала: Четыре типа ведущих игровых программ: силовой, мягкий, рациональный, эмоциональный. Их отличительные особенности.
Профессиограмма ведущего:
· свойства (такт, вкус, чувство юмора, доброжелательность, решительность, находчивость, владение собой и др.);
· способности (организаторские, актерские, режиссерские, импровизаторские, ораторские, музыкальные, творческие, память и др.);
· умение (подготовить программу, обращаться с аудиторией играющих, правильно выбрать рабочую площадку и место ведущего на ней, творческое использование эстрадных жанров).
Формы занятий: Урок-практикум.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Проведение и разбор игр. Самостоятельная работа. Подготовка и проведение игровых программ. Обсуждение.
Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с заданием).
Тема 4.3. Основы актерского мастерства ведущего.
Содержание материала: Основы актерского мастерства ведущего. Развитие навыков рабочего самочувствия и творческого восприятия; внимания; воображения; фантазии; быстрого реагирования.
Комплексные требования к ведущим игровых программ.
Проведение игр с учетом различных ситуаций, где ведущий мог бы применить воображение, фантазию, внимание.
Проведение игр с учетом всех требований. Анализ работы ведущего.
Формы занятий: Актерский тренинг. Урок-практикум. Итоговое занятие по разделу. Контроль – викторина. Конкурс ведущих.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Комплекс упражнений на развитие навыков рабочего самочувствия, творческого восприятия, внимания, воображения, фантазии. Проведение и разбор игр и игровых программ. Обсуждение.
«Актер эстрады»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Основы театральной культуры и этики.
Тема 1.1 Эстрада - особый вид искусства.
Содержание материала: Эстрада - особый вид искусства. Популярность эстрадного искусства. Понятия - эстрада, эстрадность, праздничность, мобильность. Оригинальность. Разнообразие. Обзор современного эстрадного искусства.
Форма занятий: беседа, демонстрация, игра-кроссворд.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы, иллюстрации.
Техническое оснащение занятий: диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).
Тема 1.2 Эстрадное искусство сегодня.
Содержание материала: Эстрадное искусство сегодня. Воспитательная роль современной эстрады. Эстетический уровень эстрады.
Знакомство с эстрадными театрами России и зарубежья.
Форма занятий: беседа, демонстрация, игра-кроссворд.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы, иллюстрации.
Техническое оснащение занятий: диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).
Тема 1.3 Развлекательность в эстраде.
Содержание материала: Развлекательность в искусстве эстрады. Понятие развлекательности. Развлекательные функции эстрады. Виды праздничного досуга.
Эстрадность в праздничном ритуале.
Праздник и эстрадность. Определение темы в праздничном представлении. Место эстрады и ее роль в данном празднике. Работа над программой праздника.
Формы занятий: Семинар-практикум.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
репродуктивная деятельность с элементами поискового характера.
Тема 1.4 Программы: игровые, конкурсные, танцевальные.
Содержание материала: Игровые, конкурсные, танцевальные программы и их особенности. Тема, идея, цели программ. Игры с эстрады. Игра в конкурсной программе.
Составление программ игровых, конкурсных и танцевальных вечеров.
Формы занятий: Семинар – практикум.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
творческая деятельность.
Дидактический материал: раздаточные карточки с заданием.
Тема 1.5 Основные формы эстрадных представлений.
Содержание материала: Основные формы эстрадных представлений.
Жанры и формы эстрадного творчества; театральные формы эстрады; эстрадный театр.
Пути развития театральной эстрады.
Эстрадный театр. Формы эстрадного театра: театр одного актера, театр миниатюр, театр малых форм.
Особенности театральной эстрады. Театральные формы эстрады: кафешантан, кафе – концерт, «Русский шантан».
Эстрадная программа.
Форма занятий: Обзорный рассказ, демонстрация, игра-кроссворд.
Методическое обеспечение:
Дидактический материал: видео- презентация, справочные материалы, иллюстрации.
Техническое оснащение занятий: диапроектор, компьютер (DVD-проигрыватель).
Тема 1.6 Концертное творчество.
Содержание материала: Основные формы концертного творчества. Жанры и роды концертного творчества. Концертное творчество, его особенности и признаки концертности.
Эволюция понятия – концерт. Общая структура концертного творчества.
Концертная программа. Необходимость соединения номеров в концерте. Принципы составления концертной программы. Начало концерта, антракт, завершение концерта. Масштаб программы.
Сольные концерты.
Театрализованный концерт.
Концерт – спектакль.
Концертирование и театр.
Концертный костюм.
Аудитория концерта. Слагаемые установки на восприятие.
Формы занятий: Семинар – практикум. Практические занятия.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Творческая лаборатория.
Раздел 2. Особенности творчества актера эстрады.
Тема 2.1 Актер эстрады.
Содержание материала: Особенности творчества эстрадного исполнителя. Эстрадный исполнитель - всегда актер. Комплексные требования к эстрадному исполнителю. Синтетичность творчества актера эстрады. Личностные качества эстрадного актера.
Функции ведущего развлекательных программ на эстраде. Их отличительные особенности.
Формы занятий: Семинар.
Тема 2.2. Роль и образ на эстраде.
Содержание материала: Актер эстрады в различных жанрах.
Роль и образ на эстраде. Роль повествователя, лирического героя. Типы лирических монологов. Работа над образом.
Эстрадные роли; структура образа; эстрадная «маска»; эстрадный характер; внешний облик на эстраде. Концертный костюм.
Работа над образом героя. Создание образа, работа в предлагаемых обстоятельствах.
Концертный номер. Работа по созданию номера.
Формы занятий: Беседа. Творческая мастерская. Тренинг.
Методическое обеспечение:
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Психофизический тренинг. Комплекс упражнений на развитие творческого внимания,
рабочего самочувствия.
Раздел 3. Основы актерского мастерства.
Тема 3.1 Формирование театрального характера мышления
Содержание материала: Формирование театрального характера мышления. Художественное (чувственное) восприятие действительности.
Развитие навыков рабочего самочувствия, зрительного и слухового восприятия.
Формы занятий: Психофизический тренинг.
Методическое обеспечение: Упражнения на развитие творческого зрительного и слухового восприятия.
Тема 3.2 Многообразие выразительных средств на эстраде.
Содержание материала: Многообразие выразительных средств на эстраде: драматургия, декорации, костюм, грим, свет, музыка.
Синтетичность эстрадного артиста. Многообразия выразительных средств в помощь артисту эстрады.
Формы занятий: Психофизический тренинг.
Методическое обеспечение: Упражнения на развитие творческого зрительного и слухового восприятия. Самостоятельная работа.
Тема 3.3 Тренинг артиста эстрады.
Содержание материала: Психофизический тренинг. Психотехника артиста эстрады. Психотехника артиста концертной эстрады.
· Тренинг на развитие навыков рабочего самочувствия.
· Внимание. Круги внимания.
· Общение.
· Память физических действий.
Этюды как основа воспитания актера; актер на эстраде.
Формы занятий: психофизический тренинг, этюды.
Методическое обеспечение: Упражнения на овладение элементами актерского мастерства и сценического действа, комплекс упражнений на развитие внимания, общения и на память физических действий.
Тема 3.4 Эстрадные образы.
Содержание материала: Образы персонажей эстрадного театра. Работа по созданию эстрадного образа. Работа над образом. Сценическое воплощение образа.
Формы занятий: психофизический тренинг, этюды.
Методическое обеспечение: Упражнения на овладение элементами актерского мастерства и сценического действа, комплекс упражнений на развитие внимания, общения и на память физических действий.
Тема 3.5 Диалог на эстраде.
Содержание материала: Диалог на эстраде. Работа над диалогом.
· Репертуарный диалог. Работа с текстовым материалом.
· Словесное действие эстрадного исполнителя.
· Образная основа рассказа.
· Видения и словесная ткань.
· Прием близких аналогий. Сложные аналогии.
· Кинолента видения.
· Пространственные представления (видения). Восполнение недосказанного.
· Перевод понятий в зримый ряд.
· Субъективность видения.
Формы занятий: психофизический тренинг, этюды.
Методическое обеспечение: Упражнения на овладение элементами актерского мастерства и сценического действа, комплекс упражнений на развитие внимания, общения и на память физических действий.
Тема 3.6 Куклы на эстраде.
Содержание материала: Куклы на эстраде. Виды концертных кукол.
Основы кукловождения.
Концертный номер с эстрадной куклой.
· Подготовительная работа. Поиск темы номера. Создание эскиза кукол. Изготовление кукол, костюмов к ней.
· Репетиции. Работа по созданию образа.
· Подбор музыки.
· Сценическое воплощение концертного номера с эстрадной куклой. Показ и обсуждение.
Формы занятий: психофизический тренинг, этюды. Творческая лаборатория.
Раздел 4. Сценическая речь.
Тема 4.1 Техника речи.
Содержание материал: Техника речи. Речевой аппарат, строение; работа речевого аппарата при звукопроизношении. Артикуляционная гимнастика.
Орфоэпия. Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические правила. Правильное произношение звуков. Чистоговорки.
Формы занятий: Практические занятия.
Методическое обеспечение: Упражнения на овладение сценической речи.
Тема 4.2 Слово на эстраде.
Содержание материала. Слово в творчестве артиста эстрады. Художественное чтение. Чтецкий театр. Выбор чтецкого материала (репертуара) для работы над репертуаром актера разговорного жанра. Обоснование выбора. Работа над речевой стороной произведения.
Формы занятий: Практические занятия.
Методическое обеспечение: Упражнения на овладение элементами актерского мастерства и сценического действа.
Тема 4.2 Работа с литературным материалом
Содержание материала: Работа с литературным материалом. Речевая сторона роли.
Сценическое воплощение художественного литературного материала
Формы занятий: Творческая мастерская.
Раздел 5. Исполнитель и публика.
Тема 5.1 Аудитория и ее необходимость.
Содержание материала: Аудитория и ее необходимость. Настрой аудитории на восприятие. Слагаемые установки на восприятие. Реклама.
Формы занятий: Семинар.
Тема 5.2 Исполнитель и публика.
Содержание материала: Общение в эстрадных номерах. Уровни общения в искусстве. Взаимная позиция артиста и зрителя. Формирование интереса к эстрадному искусству.
Формирование коллектива зрителей – слушателей.
Внешний облик артиста на эстраде.
Формы занятий: Семинар-практикум.
Раздел 6. Досуговая и креативная деятельность.
Тема 6.1 Досуг.
Содержание материала:
· «Досуг для Досуга» (вечер знакомств, конкурс игровых программ, день именинников, капустники, новогодний калейдоскоп, «Зажги свою звезду»- конкурс ведущих, закрытие театрального сезона).
· «Мир твоих увлечений» (экскурсии в краеведческий музей, Зал Воинской славы и обороны Заволжья, картинную галерею, выставочный зал ДТДМ)
· «Волшебный мир театра» (Неделя театра для детей и юношества, встречи с артистами городских театров, празднование международного дня театра)
Формы занятий: Экскурсии. Встречи с интересными людьми. Вечера отдыха. Творческие гостиные. Праздники и капустники.
Тема 6.2 Творческая деятельность.
Содержание материала: Вечера отдыха, конкурсные программы для детей ДТДМ и своих сверстников. Участие в концертных программах ДТДМ.
Формы занятий: Творческая деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.