Представлена методическая разработка программы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в начальной школе
Цель: вооружить школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах.
Задачи:
-совершенствовать методы и формы работы по предотвиащению ДТП используя и новые технологии.
... > -совершенствовать и дополнять уголок по ПДД
-вовлекать родителей в процесс обучения детей и подростков основам безопасного поведения на дорогах
-повышать качество знаний и навыков детей по ПДД
-совершенствовать систему мониторинга знаний учащихся по ПДДЦель: вооружить школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах.
Администрация города Магнитогорска
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4»
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
города Магнитогорска
Тел.: (3519) 20-25-85, e-mail: internat
http://74203s037.edusite.ru
4 shunin
@ mail
. ru;
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
«ШКОЛА СВЕТОФОРНЫХ НАУК ИЛИ МОДУЛЬНЫЙ
КУРС ПО ПДД»
(Рабочая программа по предупреждению детского
дорожно-транспортного травматизма вначальной
школе)
Автор – составитель: Чубаева Н.Н.,
воспитатель группы
продлённого дня,
учитель начальной школы
МОУ «С(К)ОШИ №4»Г. МАГНИТОГОРСК, 2015
1. Паспорт программы
«Школа Светофорных наук или модульный курс по ПДД»
(рабочая программа по предупреждению детского
дорожно-транспортного травматизма в начальной школе)
Федеральный компонента государственного стандарта
начального общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Закон Российской Федерации «Об образовании». Статья
14. Общие требования к содержанию образования (п. 5);
Статья 32. Компетенция и ответственность
образовательного учреждения (пп. 2 (части
5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типовое положение об общеобразовательном
учреждении. Постановление правительства РФ от
19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216
ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного
учебного плана для образовательных учреждений РФ,
программы общего образования. Приказ Министерства
образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №
1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального
общего образования», утверждённого Министерством
образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарныхеправила и нормы (СанПин 2.42. – 2821 10).
Учебный план МОУ « С(К)ОШИ № 4» на 2014-2015 учебный
год.
Примернаяпрограмма начального общего образования
(«Просвещение», 2010 г.) и авторская программа
начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы
безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).
Актуальность и практическая значимость обучения,
воспитания и в целом профилактики ДТП подчёркивается
высокими статическими показателями. С увеличением
автотранспортного парка и интенсивности дорожного
движения повышаются и требования ко всем участникам
дорожного движения – водителям, пешеходам,
пассажирам. Дети всегда были и остаются самой
незащищённой частью населения, поэтому мы, взрослые,
родители, педагоги должны отрабатывать с ними
стереотипы безопасного поведения на улицах и дорогах,
научить их правильно ориентироваться в дорожной
обстановке.
Чубаева Наталья Николаевна, учитель начальных
классов, воспитатель группы продлённого дня
Наименование
Программы
Нормативно –
правовые аспекты
программы
Актуальность
проблемы
Организаторы иучастники программы
Кем принята
Программа
Цель и задачи
программы
Ожидаемые
результаты
Сроки реализации
Программы
Эффективные формы
работы в рамках
реализации
программы
Школьным методическим объединением МОУ С(К)ОШИ
№4 от 1.09.2013
Цель: вооружить школьников знаниями правил
дорожного движения, привить навык повседневно
использовать данные знания на практике и тем самым
предупредить детский травматизм на дорогах.
Задачи:
-совершенствовать методы и формы работы по
предотвиащению ДТП используя и новые технологии.
-совершенствовать и дополнять уголок по ПДД
-вовлекать родителей в процесс обучения детей и
подростков основам безопасного поведения на дорогах
-повышать качество знаний и навыков детей по ПДД
-совершенствовать систему мониторинга знаний
учащихся по ПДД
Снижение роста ДТП среди участников дорожного
движения Правобережного района города
Магнитогорска
2013 – 2018 учебные годы
беседы,
классные часы, праздники,
недели безопасности дорожного движения, конкурсы
рисунков, сочинений,
творческие проекты, игры, нравственные сказки, КВН,
викторины, встречи с представителями ГИБДД
2. Пояснительная записка
Передвижение в условиях современного дорожного движения стало проблемой,
которая требует проведения специальных мероприятий и приобретения
необходимых знаний, психологической подготовке всех участников дорожного
движения. Задача адаптировать и дифференцировать ПДД для детей разного
возраста не из простых. Но ответ однозначен и первокласснику и
одиннадцатикласснику надо знать всё что относится к безопасности пешехода на
дороге. .Школьник должен приобрести навыки безопасного поведения на улице как
пешехода, пассажира.
С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности
движения на дорогах повышается ответственность всех участников дорожного
движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Обеспечение безопасности движения
– важная государственная задача. Особое значение в решении этой проблемы имеет
заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-детей,
которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и
опасности и которым предстоит жить при несравненно большой интенсивности
автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети.
Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения,
безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.Предоставленные сами себе дети, особенно учащиеся младшего школьного возраста,
не умеют управлять своим поведением. У них еще не выработалась способность
предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной
обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся
машиной и внезапно появляются на путях у другой. Они считают вполне
естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь
веселую игру.
В условиях интенсивности движения транспорта по улицам и дорогам с каждым
годом наблюдается все большее и большее количество несчастных случаев с детьми.
Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил дорожного
движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка
с самого раннего возраста и на протяжении всей учебы в школе.
В комплексе мероприятий, проводимых в стране по предупреждению и пресечению
нарушений Правил дорожного движения, большое значение имеют вопросы
профилактической работы. В ПДД определены строгие требования как к водителю,
так и к пешеходу; выполнение этих требований призвано обеспечить безопасность
движения. Прежде чем сесть за руль, водитель получает на это «права», но
пешеходами мы становимся с малых лет, и никто не требует от нас сдать экзамен и
получить «права» пешехода. А ведь по вине пешеходов происходит чуть меньше
половины всех автоаварий.
Обучение детей ПДД начинается в дошкольном образовательном учреждении, а если
ребенок не посещает детский сад? В школе работа по обучению детей безопасному
движению на улицах города должна начинаться с первых дней в первом классе.
Очень важно сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах.
Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие
опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только
многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные
упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых
позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут
избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь.
Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма,
связанного с нарушением правил движения.
Основанием для включения программы «Школа светофорных наук или модульный
курс по ПДД» в учебный план является исполнение Закона Российской Федерации «О
безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона –
сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно-
транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не
только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности
движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам
безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о
дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше
гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить
учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать
сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие
правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое
изучение возможно только на основе систематического изучения правил,
осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в
соответствии с возрастными возможностями обучающихся.3. Цель и задачи программы
Цель данной программы – вооружить школьников знаниями правил дорожного
движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и
тем самым предупредить детский травматизм на дорогах.
Задачи:
-совершенствовать методы и формы работы по предотвиащению ДТП используя
инновационые технологии.
-совершенствовать и дополнять уголок по ПДД
-вовлекать родителей в процесс обучения детей и подростков основам безопасного
поведения на дорогах
-повышать качество знаний и навыков детей по ПДД
-совершенствовать систему мониторинга знаний учащихся по ПДД
4. Планирование воспитательной работы по реализации программы
Календарно – тематическое планирование по изучению ПДД в 1 классе
Месяц
сентяб
рь
Тема
Азбука дорожного
движения.
Дорога в школу и
домой
Задачи
-Формировать и развивать у учащихся
целостное восприятие окружающей
дорожной среды
-Учить выбирать наиболее безопасный
путь в школу и домой
-Развивать умения оценивать действия
водителей, пешеходов, пассажиров, как
правильные, безопасные и неправильные
- опасные.
-Познакомить учащихся с правилами
поведения в общественном транспорте.
-Формировать и развивать у учащихся
целостное восприятие окружающей
дорожной среды
-Провести анализ типичных ошибок в
поведении детей на улицах и дорогах
-Дать первоклассникам новое понятие
«Светофор».
-Объяснить его сигналы и научить
различать сигналы светофора для
водителей и пешеходов.
-Сформировать у учащихся
представление о значении терминов
«тротуар», «пешеходная дорожка» и
«обочина».
-Обучать детей правилам
дисциплинированного поведения на
улице.
-Познакомить уч-ся с новым термином
«проезжая часть дороги».
октябр
ь
Кого называют
пешеходом,
водителем? Что
такое транспорт?
ноябрь Какие опасности
подстерегают
нас на улицах и
дорогах?
декабр
ь
Светофор
январь Правила поведения
на
обочине, тротуаре,
пешеходной
дорожке
февра
ль
Что такое проезжая
частьдороги?
март
Пешеходный
переход
апрель Что означают
дорожные знаки?
май
Я – пешеход
(экскурсия)
-Повторить правила поведения на
тротуаре и обочине.
-Повторить знания о проезжей части и
правилах движения на тротуаре,
пешеходной дорожке и обочине.
-Сформировать представление о
пешеходном переходе
-Познакомить уч-ся со значением
дорожных знаков для пешеходов,
научить понимать их схематичное
изображение для правильной ориентации
на дороге
-Показать уч-ся опасные места вокруг
школы.
-Научить первоклассников видеть
движение машин, концентрировать
внимание на них
Календарно – тематическое планирование по изучению ПДД во 2 классе
Задачи
-Расширить представления детей о
дорожной среде.
-Развивать целостность восприятия,
чувство предвидения опасности,
наблюдательность,
дисциплинированность, умения и навыки
безопасного поведения.
-Развивать интерес к технике, ознакомить
с историей появления автомобиля и
Правил дорожного движения.
-Воспитывать дисциплинированность и
ответственное отношение к соблюдению
изложенным в ПДД обязанностям
пешеходов и пассажиров.
-Познакомить учащихся с расшифровкой
аббревиатур ГИБДД и ДПС.
-Разъяснить значимость работы
инспектора в обеспечении порядка и
безопасности на проезжей части дороги,
сохранении жизни и здоровья родителей,
пешеходов и пассажиров.
-Познакомить учащихся с историей
появления светофора.
-Развивать интерес к технике.
-Совершенствовать двигательные умения
и навыки безопасного поведения на
улице.
-Сформировать у учащихся
представление о правостороннем
движении транспорта, возможных
Месяц
сентяб
рь
Тема
Почему дети
попадают в
дорожные аварии
октябр
ь
История появления
автомобиля и
Правил дорожного
движения
ноябрь Что такое ГИБДД и
кто такой
инспектор ДПС
декабр
ь
Новое о светофоре
январь Правила
безопасного
перехода улиц идорог
февра
ль
Новое об улицах,
дорогах и
дорожных знаках.
март
Правила перехода
перекрестка
апрель Мы-пассажиры
май
«Я – пешеход и
пассажир»
(экскурсия)
опасностях и неожиданностях на улицах
и дорогах.
- Научить правильно ориентироваться в
дорожных ситуациях.
-Развивать двигательные умения и
навыки безопасного поведения.
-Воспитывать дисциплинированность,
ответственность и культуру поведения.
- Познакомить учащихся с новыми
понятиями «двустороннее» и
«одностороннее» движение транспорта.
-Расширить словарный запас по дорожной
лексике.
-Формировать и развивать целостность
восприятия дорожной среды.
- Формировать у учащихся представление
о перекрестке.
-Развивать осмысление, понимание и
осознание опасности перекрестка как
места, где пересекаются дороги и
транспорт движется в разных
направлениях.
- Научить безопасному поведению на
перекрестке.
- Воспитывать у учащихся
дисциплинированность, вежливость и
уважительное отношение к пассажирам,
а также культуру поведения в
транспорте.
- Закрепить полученные учащимися
знания.
-Расширить словарный запас по дорожной
лексике.
-Формировать и развивать целостность
восприятия дорожной среды.
Календарно – тематическое планирование по изучению ПДД в 3 классе
Задачи
- Сформировать у учащихся осознанное
представления о причинах несчастных
случаев и аварий на улицах и дорогах.
-Развивать двигательные умения и
навыки безопасного поведения.
-Воспитывать дисциплинированность,
ответственность и культуру поведения.
-Расширить знания о светофоре и
дорожных знаках.
- Развивать понимание, осмысление и
осознание безопасных действий в
Месяц
сентяб
рь
Тема
Причины
несчастных случаев
и аварий на улицах
и дорогах
октябр
ь
Новое о светофоре
и дорожных знакахноябрь Что надо знать о
перекрестках и
опасных поворотах
транспорта.
декабр
ь
Правила перехода
проезжей части
дороги
январь Остановочный и
тормозной путь
автомобиля.
февра
ль
Правила перехода
железной дороги.
март
Правила езды на
велосипеде
апрель Правила поведения
в транспорте.
май
«Я-пешеход»
(экскурсия)
опасных ситуациях.
- Повторить материал о перекрестке за
курс 2-ого класса,
- Сформировать представление об
опасных поворотах транспорта.
-Учить ориентироваться в опасных
ситуациях.
- Отработать в игровой форме навыки
безопасного поведения на перекрестке.
- Воспитывать наблюдательность,
бдительность, осторожность и
дисциплинированность.
- Формировать у учащихся умения и
навыки безопасных действий при
переходе проезжей части дороги.
- Воспитывать наблюдательность,
бдительность, осторожность и
дисциплинированность.
- -Формировать чувство опасности при
переходе проезжей части дороги перед
близко идущим транспортом.
-Объяснить, остановочный и тормозной
путь автомобиля.
- Расширить словарный запас по
дорожной лексике.
-Сформировать у учащихся
представления об опасности на железной
дороге.
-Развивать целостность восприятия
окружающей среды.
- Дать понятие об оборудовании
железнодорожных переездов, правилах
перехода железнодорожных путей
- Учить предвидеть опасность приезде на
велосипеде.
-Обучать правилам обращения с
велосипедом для безопасности
окружающих.
- Воспитывать культуру поведения
учащихся в общественном транспорте.
- Научить посадке и высадке из
транспорта и безопасному поведению на
посадочных площадках.
- Закрепить полученные учащимися
знания.
-Расширить словарный запас по
дорожной лексике.
-Формировать и развивать целостность
восприятия дорожной среды.Календарно – тематическое планирование по изучению ПДД в 4 классе
Месяц
Сентяб
рь
Октябр
ь
Тема
Мой друг – велосипед
История появления
велосипеда.
Правила движения на
велосипеде.
Создание буклета
«Юный велосипедист,
запомни!».
От велосипеда к
мопеду и мотоциклу.
Ноябрь Современный
транспорт.
Виды транспорта.
Задачи
- Учить предвидеть опасность приезде на
велосипеде.
-Обучать правилам обращения с велосипедом
для безопасности окружающих.
- Учить предвидеть опасность приезде на
велосипеде.
-Обучать правилам обращения с велосипедом
для безопасности окружающих.
- Закрепить полученные учащимися знания.
-Расширить словарный запас по дорожной
лексике.
-Формировать и развивать целостность
восприятия дорожной среды.
- Закрепить полученные учащимися знания.
-Расширить словарный запас по дорожной
лексике.
-Формировать и развивать целостность
восприятия дорожной среды.
- Сформировать у учащихся осознанное
представления о причинах несчастных
случаев и аварий на улицах и дорогах.
-Развивать двигательные умения и навыки
безопасного поведения.
-Воспитывать дисциплинированность,
ответственность и культуру поведения.
- Сформировать у учащихся осознанное
представления о причинах несчастных
случаев и аварий на улицах и дорогах.
-Развивать двигательные умения и навыки
безопасного поведения.
-Воспитывать дисциплинированность,
ответственность и культуру поведения.
-Расширить знания о светофоре и дорожных
знаках.
- Развивать понимание, осмысление и
осознание безопасных действий в опасных
ситуациях.
-Расширить знания о светофоре и дорожных
знаках.
- Развивать понимание, осмысление и
осознание безопасных действий в опасных
ситуациях.
- Закрепить полученные учащимися знания.
Декабр
ь
Значение номерных
знаков
Правила поведения в
транспорте.
Мероприятие «Я
пассажир».
Железная дорога.
Январь Что такое ДТП?
Причины
возникновения ДТП
Февра
ль
Создание буклета
«Помни, пешеход!»
Апрель Дорожные знаки и их
Март
Май
В стране дорожных
знаков
История
возникновения
дорожных знаков
группы
Мероприятие: «Я
знаток дорожных
знаков»
ГИБДД и ДПС-Расширить словарный запас по дорожной
лексике.
-Формировать и развивать целостность
восприятия дорожной среды.
Государственная
инспекция
безопасности
дорожного движения
Дорожно-патрульная
служба
Игры и соревнования
по правилам
безопасного
поведения учащихся
на улицах и дорогах.
5. Предполагаемые результаты
личностные УУД:
регулятивные УУД:
познавательные УУД:
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса
учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном
разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у детей будут сформированы:
•
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению
ПДД;
- установка на безопасный образ жизни на улицах и дорогах города;
- способность к самооценке
•
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности,
поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку педагога;
- устанавливать причинно-следственные связи
•
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных
признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы,
находить нужную информацию в разных источниках;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
•
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-
популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи);
коммуникативные УУД:предметные УУД:
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
•
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной
разметки;
дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных
транспортных средств;
условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах
и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в
целом;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников
дорожного движения;
виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые,
световые, рукой;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах,
приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность
при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения
пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне
общественного транспорта;
выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных
транспортных средств;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
Используемые источники:
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся
начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина,
М.Д.Маханева.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.:
Просвещение, 1978г.
Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4
классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А.
Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб.пособие для 4-6 кл. – М.:
Просвещение, 1991.
Кирьянова, В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
[Текст]: метод.пособ. / В.Н. Кирьянова.- М.: Изд. Дом Третий Рим, 2007. - 56 с.