В настоящее время нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) наблюдаются у 5-7% детей и могут носить как врождённый, так и приобретённый характер различной степени выраженности. Выделяют следующие виды нарушений ОДА (Н.Л. Литош, 2002):
1) Заболевания нервной системы:
- детский церебральный паралич;
- полиомиелит.
2) Врождённая патология ОДА:
- врождённый вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей;
- артрогриппоз.
3) Приобретённые заболевания и повреждения ОДА:
- травматические повреждения спинного, головного мозга иВ настоящее время нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) наблюдаются у 5-7% детей и могут носить как врождённый, так и приобретённый характер различной степени выраженности. Выделяют следующие виды нарушений ОДА (Н.Л. Литош, 2002):
1) Заболевания нервной системы:
- детский церебральный паралич;
- полиомиелит.
2) Врождённая патология ОДА:
- врождённый вывих бедра;
- кривошея;
- косолапость и другие деформации стоп;
- аномалии развития позвоночника (сколиоз);
- недоразвитие и дефекты конечностей;
- артрогриппоз.
3) Приобретённые заболевания и повреждения ОДА:
- травматические повреждения спинного, головного мозга и
Школьные зимние Паралимпийские девятковские игры
Введение
В настоящее время нарушения опорнодвигательного аппарата (ОДА) наблюдаются
у 57% детей и могут носить как врождённый, так и приобретённый характер различной
степени выраженности. Выделяют следующие виды нарушений ОДА (Н.Л. Литош, 2002):
1) Заболевания нервной системы:
детский церебральный паралич;
полиомиелит.
2) Врождённая патология ОДА:
врождённый вывих бедра;
кривошея;
косолапость и другие деформации стоп;
аномалии развития позвоночника (сколиоз);
недоразвитие и дефекты конечностей;
артрогриппоз.
3) Приобретённые заболевания и повреждения ОДА:
травматические повреждения спинного, головного мозга и конечностей;
полиартрит;
заболевания скелета (туберкулёз, опухоли костей, остеомиелит);
системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Ведущим в клинической картине является двигательный дефект, который
обусловлен действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой
заболевания. Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей,
насильственных движений. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса,
которые могут происходить по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии.
Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических
рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов. На
основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах
(контрактуры и деформации).
Большинство детей с нарушениями ОДА страдают церебральным параличом (ДЦП)
(89%). Двигательные расстройства у них могут сочетаться с сопутствующими
заболеваниями и вторичными нарушениями, а также с речевыми и психическими
отклонениями. Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде расстройств
эмоциональноволевой сферы, познавательной деятельности и особенностей личности.
Все дети с нарушениями ОДА нуждаются в особых условиях жизни, обучения для
последующей их интеграции в обществе.
Организация физкультурнооздоровительной работы в специализированной школе имеет
свои особенности. Учитель должен ориентироваться в медицинских аспектах патологии и
при подборе упражнений учитывать психофизиологические особенности занимающихся, а
также вести индивидуальную работу с учащимися по формированию знаний, мотивации к
самостоятельному передвижению,
занятиям физическими
упражнениями, в том числе с использованием вспомогательных средств передвижения.
самообслуживанию,
В нашей школе в неделю спорта проводятся зимние Паралимпийские девятковские игры.
Игры названы Паралимпийскими, т.к. учащиеся распределяются на группы по остаточному
здоровью, т.е. по физическим возможностям:
1 группа самостоятельно передвигающиеся;2 группа передвигающиеся с помощью разных приспособлений, а девятковские, т.к.
школаинтернат №9.
15
Цель: создать систему физкультурнооздоровительной работы с учащимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
адаптация образовательной программы с учётом реализации инновационного продукта;
разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий;
интеграция физической активности в структуру дневного пребывания учащихся в школе
интернате;
развитие компетенций учащихся в области активного образа жизни;
отработка программ популяризации Паралимпийских видов спорта;
укрепление психического здоровья учащихся.
За месяц до начала игр, учащимся даётся домашнее задание для совместного
выполнения с родителями – придумать слоган и нарисовать талисман для игр. За две
недели до начала игр проводится конкурс слоганов и рисунков талисманов: лучший слоган
выбирают учителя физической культуры и лечебной физической культуры, а талисман
выбирают учащиеся методом голосования (опускают записки в ящик для голосования).
Начинаются игры с открытия, где происходит и вынос Олимпийского флага, и
зажжение Олимпийского огня, и выступление президента Паралимпийского комитета в
лице директора школы Матюхиной Е.В., а также показательные выступления.
В программу игр входят адаптированные виды спорта: биатлон, хоккей, кёрлинг,
скелетон. Учащиеся распределяются по группам с учётом не только физических
возможностей, но и возраста. В каждой группе проводится личное первенство по всем 4
видам, заработанные очки складываются, кто больше наберёт очков тот и выиграл.
ОТКРЫТИЕ ИГР 16
биатлон:
1 группа спортсмен проходит круг 50 м скандинавской ходьбой, затем стреляет из
пистолета пластмассовыми шариками в мишень 5 раз, сколько раз не попадает, столько
идёт штрафных кругов (круг 20м), место определяется по времени. Учащийся, занявший I
место, получает количество очков равное количеству участников группы, учащийся,
занявший последнее место, получает 1 очко;
2 группа – спортсмен проходит 10м с помощью сопровождающего до места стрельбы,
выполняет стрельбу из пистолета пластмассовыми шариками в мишень 5 раз, количество
попаданий в мишень соответствует количеству набранных очков;
хоккей:
забивание шайбы клюшкой в ворота 5 раз. Расстояние до ворот: 1 группа – 5 метров, 2
группа – 3 метра. Сколько раз попал, столько очков 17
кёрлинг:
1 группа учащийся ударом ноги загоняет круглые мягкие модули 5 штук в круг (дом)
диаметром 2м, сколько модулей в круге, столько и очков, расстояние до круга 5 метров;
2 группа – если учащийся может выполнять движения ногой, то ударом ноги загоняет
круглые мягкие модули 5 штук в круг (дом) диаметром 2 метра, если не может ногой, то
забрасывает руками.
Расстояние до круга 3 метра, сколько модулей в круге, столько и очков.
скелетон:
учащийся ложится на санкиватрушки на живот головой вперёд, и, отталкиваясь руками,
продвигается вперёд к финишной линии на время. 1группа проходит расстояние 20 метров,
2 группа – 10 метров, место определяется по времени, I место получает количество очков
равное количеству участников группы, последнее место получает 1 очко.
Соревнования проходят на высоком эмоциональном уровне – ктото в восторге от
того, что впервые победил в спортивных соревнованиях, ктото плачет, потому что не смог
показать хорошего результата. После соревнований учащиеся лепят снежки и бросают их в
снеговика, которого делают вместе с учителями.
После проведения соревнований проходит закрытие игр с выносом Олимпийского
флага и с гашением Олимпийского огня. На закрытии игр все участники соревнований, а
также авторы лучшего слогана и рисунка талисмана награждаются специально
созданными учителями грамотами и дипломами. 18