"Школьный музей"
Оценка 4.7

"Школьный музей"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +2
9 кл—11 кл
07.08.2022
"Школьный музей"
Рабочая программа по курсы "Школьный музей"
РП Школьный музей.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа «Школьный музей» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897

Музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение такой возможности означает включение обучающихся в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Программа включает в себя формирование чувства гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями.

Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания обучающихся исключительно важны связь с прошлыми поколениями и девизом музея стали слова «Ничего не уничтожать, только все совершенствовать», что способствует формированию культурной и исторической памяти у подрастающего поколения. В музеи он может проникнуться к прошлому через музейные предметы- подлинники, воспоминания работников образования прошлых поколений, услышать из первых уст нужную информацию, таким образом прикоснуться к прошлому, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. «Без прошлого нет будущего», для того и существует история, создаются музеи, открываются памятники. Через активную работу в музее формируется личность, готовая создавать настоящее, опираясь на прошлое.  Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.

Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС главным направлением которого является развитие потенциала личности. Сегодня одной из проблем подрастающего поколения является выбор будущей профессии.  Музей истории развития народного образования позволяет организовать встречи с людьми разных профессий: программист - пекарь, учитель – строитель, врач – кинолог, летчик – дизайнер и др., что способствует расширению общеобразовательного кругозора и получению специальных знаний учащимися, формированию у них научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно - полезной деятельности.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что содержание программы «Школьный музей» позволит:

1.   Познакомить учащихся со способами пополнения музейных коллекций, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы;

2.   Дать основные навыки владения музейными технологиями, развить практические навыки музейной работы;

3.   Побудить обучающихся к активной социально-созидательной деятельности.

4.   Программа способствует расширению кругозора обучающихся и социализации личности, а также развитию коммуникативного потенциала обучающихся.

Цель программы  «Школьный музей» - помочь обучающимся, проявляющим интерес к музейному делу, развитие патриотических качеств, чувства долга, чувства собственного достоинства, стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.

Задачи программы:

1.     Знакомство с историей музейного дела и с музеем школы, музеями города,

2.     Развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;

3.     Развитие самостоятельности и инициативы;

4.     Составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

5.     Развитие на практике индивидуальных, творческих и познавательных интересов и способностей;

6.     Интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне;

7.     Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности;

8.     Установление связи с разными поколениями работников образования: учителями, работники ДОУ, ветеранами войны и труда;

9.     Формирование чувства гордости и ответственности за сохранение наследия прошлого;

10.     Способствование формированию коммуникативной культуры;

11.     Развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;

12.     Развитие умений в проведении экскурсии и навыков ораторского искусства, умение выступать перед аудиторией.


Общая характеристика курса «Школьный музей»

 

                              Планируемые результаты освоения курса                            

Предполагаемые результаты обучения:

Универсальные учебные действия являются обязательным компонентом содержания любого учебного курса. В соответствии с ФГОС в программе «Музейное дело» представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

- способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.

Регулятивные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

- овладеют музейной терминологией;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

- составлять план поисково-исследовательского проекта;

- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

- проектировать простую экспозицию;

- комплектовать материал для выставки;

- составлять текст экскурсии;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи, вести дневник музейщика.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- формировать и оформлять экспозицию музея;

- готовить и проводить экскурсии по музею.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;

- находить и обрабатывать информацию;

- анализировать объекты, выделять главное;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая дополнительные источники), обобщение, выделение главного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

прогнозировать и оценивать конечный результат;

- описывать конкретные экспонаты и события;

- правильно задавать вопросы респондентам;

- проводить мини-экскурсии.

- брать интервью

- активно участвовать в развитии музея, пополняя его фонды

Формы и методы проведения занятий:

- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- составление словаря музейных терминов;

- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов

Оценка эффективности реализации программы.

1.   Позитивная динамика в общественном признании деятельности школьного музея.

2.   Рост интереса учащихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей Родине.

3.   Рост числа детей, посещающих школьные музеи, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.

4.   Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.

5.   Достижение учащимися своего личностного успеха в музейном деле.

6.   Повышение эффективности взаимодействия школьных музеев с государственными музеями г. Томска методом повышения коммуникативной культуры

7.   Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

8.   Привлечение и объединение в музее работников образования, школьников,

 

 

 

Тематическое планирование

 

 

Тема

Количество часов

1

Инструктаж по ТБ

1

2

Введение

6

3

Фондовая деятельность в музее

6

4

Экспозиционная деятельность

3

5

История региона, города, школы.

4

6

Из истории  музеев г. Рудни и Смоленской области

3

7

Музееведение как научная дисциплина

6

8

Экскурсионная деятельность

7

 

Всего

36 часов


Календарно-тематическое планирование

 

Тема

Часы

Дата проведения

План

Факт

Техника безопасности

1

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в музее.

1

 

 

2

Введение. Обзорная экскурсия по музею

1

 

 

3

Музейный экспонат, его значение. Экспонат как носитель информации. Правило сохранности музейных предметов.

1

 

 

4

Музейная терминология - азбука

музейного дела

1

 

 

5

Музейные фонды и их комплектование

1

 

 

6

Основные формы учёта и хранения

музейных фондов

1

 

 

7

Музейный документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия

документа.

1

 

 

Фондовая деятельность в музее.

8

Что такое фонды музея. Фондохранилище.

1

 

 

9

Понятие «памятник», виды памятников.

1

 

 

10

Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям г. Рудня

1

 

 

11

Книга учета – главный музейный документ.

1

 

 

12

Виды карточек научного описания. Заполнение карточек научного описания.

1

 

 

13

Пути комплектования фондов.

1

 

 

Экспозиционная деятельность.

14

Понятие «музейная экспозиция».

1

 

 

15

Как правильно построить экспозицию.

1

 

 

16

Построение экспозиций школьного  музея.

1

 

 

История региона, города, школы.

17

Сбор информации по истории края, города и школы

1

 

 

18

Обновление музейных стендов

1

 

 

19

Сбор информации (анкетирование) о родственниках учащихся, педагогов, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны

1

 

 

20

Оформление выставки «Они сражались за Родину»

2

 

 

Из истории  музеев г. Рудни и Смоленской области

21

Исторический музей г. Рудня

1

 

 

22

Дом- музей М.А. Егорова

1

 

 

23

Мемориальный комплекс «Катынь»

1

 

 

Музееведение как научная дисциплина

24

Музееведение как научная дисциплина

1

 

 

25

Основные социальные функции музеев

1

 

 

26

Коллекционирование. Филателия, геральдика, нумизматика  и др.

1

 

 

27

Известные музеи мира (Лувр, Эрмитаж и др).

1

 

 

28

Музееведение в России: научные центры           

1

 

 

29

Необычные музеи мира

1

 

 

Экскурсионная деятельность

30

Виды экскурсий.

1

 

 

31

Методика построения и проведения экскурсии.

1

 

 

32

Практическая работа экскурсоводов.

1

 

 

33

Экскурсии в школьном музее

1

 

 

34

Защита собственных проектов, экспозиций в школьном музее

1

 

 

35

Подведение итогов

1

 

 

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Школьный музей» составлена в соответствии с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Школьный музей» составлена в соответствии с

Музей истории развития народного образования позволяет организовать встречи с людьми разных профессий: программист - пекарь, учитель – строитель, врач – кинолог, летчик – дизайнер и…

Музей истории развития народного образования позволяет организовать встречи с людьми разных профессий: программист - пекарь, учитель – строитель, врач – кинолог, летчик – дизайнер и…

Общая характеристика курса «Школьный музей»

Общая характеристика курса «Школьный музей»

Обучающиеся получат возможность научиться: - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы…

Обучающиеся получат возможность научиться: - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы…

Привлечение и объединение в музее работников образования, школьников,

Привлечение и объединение в музее работников образования, школьников,

Календарно- тематическое планирование №

Календарно- тематическое планирование №

Коллекционирование. Филателия, геральдика, нумизматика и др

Коллекционирование. Филателия, геральдика, нумизматика и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2022