Сообщение было посвящено проблеме стресса и особенно школьного стресса. Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах. Также источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками и учителями. А сейчас к источникам стрессов прибавились экзамены в форме ГИА и ЕГЭ, а также регулярные диагностические срезы. Были названы признаки стресса у школьников, а также пути их преодоления
школьный стресс.Документ Microsoft Office Word (2).docx
Стресс это неотъемлемая часть нашей жизни. В переводе с английского языка
слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”.
Словарь дает следующее толкование стресса: “Совокупность защитных
физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в
ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)”.
В то же время существует понятие «Школьный стресс». Ему подвержены все
участники образовательного процесса – учителя, родители и дети. Но если
мы, учителя, а также родители, будучи взрослыми людьми, можем, несмотря
на все трудности, найти пути выхода из стрессовой ситуации, то школьники не
всегда справляются с такими проблемами.
Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней
пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для
них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и
запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на
переменах. Также источниками школьных стрессов являются: постоянный
рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками и
учителями. А сейчас к источникам стрессов прибавились экзамены в форме
ГИА и ЕГЭ, а также регулярные диагностические срезы.
Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к
процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических
особенностей своего ребенка, желают видеть его круглым отличником,
заставляют целыми днями сидеть над уроками, не поднимая головы, и
помимо школы, записывают ребёнка в многочисленные кружки, призывая и
там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные
результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка.
Доказано, что стрессы являются причинами многих заболеваний: крапивницы,
язвы желудка, гипертонии, хронических болей в спине, язвы, астмы,
некоторых болезней сердца.
Признаками стрессового состояния у ребёнка являются:
— Повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность
— Резкое увеличение или снижение аппетита
— Недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей,
попытки похудеть или «накачаться» — Злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его
жизни
— Замкнутость подростка, отдаление его от близких и друзей
— Резкое снижение самооценки, появление неуверенности в собственных
силах
плаксивость,
Симптомами также стресса могут быть: вялость, беспокойный сон или
повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, что является
показателем переживания стресса на телесном уровне, а отнюдь не
притворством, как считают некоторые родители. Может появиться
капризность,
обостряются хронические заболевания,
ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса,
может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем
отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается
преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими
проявлениями как истерика,
мышечные
подергивания, заикание и т.д.
повышенное упрямство,
Родителям в таких случаях можно рекомендовать проконсультироваться со
специалистом — детским психологом. Каждый ребенок уникален —
уникальны и его проблемы. Вместе с психологом родители смогут найти
самый лучший путь решения проблем подростка.
А мы, учителя, должны постараться не допускать критических стрессовых
состояний у наших учеников, формировать у учащихся такое качество
характера, как стрессоустойчивость. Прежде всего, ребенок не должен
справляться со всем в одиночку. Даже простой разговор по душам о том, как
у него много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку. В
классе надо постараться создать атмосферу доверия. Надо быть готовым
поговорить с подростком на любые темы, даже самые интимные и
неприятные. У ребенка должна быть возможность выговориться и получить
утешение, иначе ему придется искать тех, кому интересны его проблемы, в
дворовых компаниях или в интернет.
Необходимо научить детей находить время на отдых. Это может быть
встреча с друзьями, занятия спортом, музыкой. А в условиях школьной жизни
– это различные формы и методы внеклассной работы. Это различные
тематические классные часы, которые проводятся не формально для галочки, а действительно вызывают искренний интерес, приводят к живому общению,
обсуждению проблемных вопросов. Так, в рамках социального проекта «К 90
летию Пионерской организации» был проведён совместный классный час в 7б
и 7в классах. (кл. рук. Кечко О.И. и Матюшина Т.А.)Ребята рассказали об
истории создания пионерской организации, символике, пионерах героях. Были
и рассказывоспоминания родителей, которые были пионерами. Казалось бы,
тема несколько политизирована, но были найдены такие параллели с
сегодняшним днём, которые показали, что некоторые обещания пионеров,
неплохо было бы взять на вооружение и сейчас. Такие классные часы, которые
обычно проводятся после всех занятий, позволяют учащимся высказать своё
мнение, не боясь ошибиться как на уроке, учат сопереживать, помогают
сплочению коллектива. А это в свою очередь способствует преодолению
негативных ситуаций, которые могут привести к конфликтам и стрессам.
Совместные экскурсии по родному городу, поездки в Москву, работа над
оформлением газет, участие в социальных проектах способствуют
формированию ответственности, коллективизма, творческих способностей, а
в целом помогает изменить неприязненное отношение к школе на позитивное.
Но не только работа классного руководителя может формировать
стрессоустойчивость учащихся. Каждый учитель осуществляет ещё и
внеклассную работу по предмету. Наиболее интересной формой внеклассной
работы я считаю краеведческое направление. У ребят появляется желание
узнать больше нового, появляется настоящая исследовательская жилка.
Участников краеведческого клуба характеризует творческий подход к
изучаемым вопросам, самостоятельность, желание больше узнать об истории
родного края. Учитель в такой работе становится в большей степени
соратником и направляющим, чем принуждающим наставником. Такое
сотрудничество объединяет, радует, увлекает, побуждает к поиску.
Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителей и
учащихся в положение исследователей. Участники краеведческого клуба
ежегодно участвуют в различных конкурсах и викторинах. Учащиеся с
интересом выполняли сложные творческие домашние задания с
использованием стихов, литературных композиций, художественных работ.
Тематика интересна и разнообразна коломенские промыслы, праздники в
Коломне и на Руси, история Московской области, история коломенского
трамвая, Коломна в годы Великой Отечественной войны. Хорошая
теоретическая подготовка учащихся, их творческий интерес, неравнодушное отношение к истории родного края позволяет нашему клубу не раз занимать
призовые места в конкурсах по краеведческому ориентированию
,тематических краеведческих викторинах. Третий год мы участвуем в
оригинальной игре под названием «Геокешинг». Удивительно то, что
учащиеся 11 класса, которые загружены учёбой и подготовкой к экзаменам,
не отказались и в этом году участвовать в игре. Это говорит о настоящей
заинтересованности и увлечённости ребят. А когда есть интерес, нет места
для стресса. Работа над вопросами игры занимает много времени и сил, т.к
необходимо отгадать место, которое загадано в вопросе ( А это и может быть
и в Щурове, и в Запрудах, и в Колычёве), сфотографироваться или снять
видео, и сделать творческий отчёт о проделанной работе.
Мы учителя, тоже часто подвергаемся стрессам. Поэтому с целью некоторого
расслабления и эстетического удовольствия предлагаем посмотреть
видеоряд, созданный по итогам работы над вопросами геокешинга этого года,
который был посвящён вопросам экологии.
Алгоритм борьбы со стрессом у подростков
Мы не можем уберечь подростка от всех мучительных переживаний.
Но мы можем утешить и научить его справляться с ними:
Не нервничайте сами, не паникуйте, не делайте из этого
проблему. Ваше доброжелательное спокойствие убедит
подростка, что «не все потеряно», «есть выход».
Не возмущайтесь, если юный человек не так себя ведет (грубит,
плачет, буянит). Такое поведение — не против вас, а из-за того,
что он действительно страдает.
Не высмеивайте и не критикуйте, не торопитесь перечислять
ошибки.
Расспросите, дайте высказаться, но не говорите: «Ну, подумаешь,
не поехали... в следующий раз...».Посочувствуйте, скажите, что
вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют
поддержку и искреннее сочувствие родителей, утешаются
быстрее.
Ищите и найдите вместе выход (другой вариант, хорошую
замену, способ исправить, улучшить...).
Школьный стресс и пути его преодоления
Школьный стресс и пути его преодоления
Школьный стресс и пути его преодоления
Школьный стресс и пути его преодоления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.