Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Оценка 4.9

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
музыка
2 кл—3 кл
27.02.2017
Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
С музыкой Сергея Прокофьева учащиеся знакомятся с младших классов , БАлет Золушка, а Симфоническую сказку " Петя и волк" любят, слушают как музыкальные инструменты изображают характерные черты каждого героя , Флейта - птичка, валторны - волк , фагот- дедушка , итд
Петя и волк Прок ФГОС.doc
Урок музыки. Тема: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева «Петя и волк». 2 класс, 1­я четверть  раздел «В концертном зале» по программе «Музыка»  Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной 2017 г. Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая  сказка  С.С. Прокофьева «Петя и волк». Тип урока: усвоение новых знаний Цель   урока:    создать   условия   для   формирования   у   учащихся систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о ярком явлении в музыкальной культуре.  Задачи урока: ­   формировать   знания   об   инструментах,   входящих   в   состав симфонического оркестра. ­   познакомить   с   некоторыми   особенностями   внешнего   вида инструментов, их устройства и  звучания (тембров); ­ обеспечить условия для   развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом; ­ воспитывать музыкальный вкус. Вид урока: мультимедиа урок  с применением смешанных технологий. (Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного   обеспечения   с   использованием   современных   технических   и   программных   средств,   они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедийный урок, т.е. урок с мультимедийной поддержкой, где мультимедиа используется для усиления   обучающего   эффекта,   является   одним   из   прогрессивных   вариантов   проведения   уроков   в современном информационном обществе. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла) Образовательные технологии: ­ технология развивающего, проблемного обучения; ­ игровая технология; ­ информационно­коммуникационная технология. Методы: демонстрационно­иллюстративный   метод   наглядности), эвристический(частично поисковый), рефлексия. Средства обучения:  интерактивный комплекс; видео­презентация к уроку; стенд «Инструменты симфонического оркестра»,  индивидуальные карточки с изображением музыкальных инструментов, раскраски.     обобщения; (звуковая   и   зрительная  беседа   с   элементами  сравнения,   анализа, Структура урока I Организационный этап (2 мин)  Музыкальное приветствие  Просмотр видеофрагмента II. Мотивация, постановка цели урока (5 мин.)  Беседа, объявление темы урока III. Актуализация знаний (1 мин.)  Беседа по пройденному материалу с использованием слайдов IV. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.)  Беседа с учителем  Работа   со   слайдами   презентации   «Инструменты   симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»  Прослушивание аудиофрагментов  симфонической сказки V. Первичное закрепление (5 мин.)  Видеоролик (фрагменты из мульфильма)  Песня   «Весёлые   путешественники»   с   движениями   (в   качестве физминутки» VI.Первичная проверка понимания (8 мин.)  Отгадывание загадок с использованием карточек  Интерактивная игра «Проверь себя» VII. Информация о домашнем задании (1мин.)  Работа с раскрасками VIII. Рефлексия (1мин.) Ход урока I. Организационный этап.  Музыкальное приветствие. «Сейчас музыкальный начнётся урок, Об этом сказал нам весёлый звонок, Сказал, заливаясь, на ноте высокой, Вас всех, поздравляю с началом урока!» ­ Наш музыкальный урок с музыки и начнём. Как это уже бывало, наш класс на  несколько   мгновений   превратится   в  концертный   зал,  с  музыкантами,  с дирижёром…и зазвучит чудесная музыка! Просмотр   видеофрагмента   (П.И.Чайковский   «Вальс   цветов»   из   балета «Щелкунчик»)…………………………………………………………. II. Мотивация, постановка цели урока. ­   Красивая   музыка?   И,   наверное,   знакомая?   Часто   звучит   с   экранов телевизоров,   на   волнах   радиостанций.   Может   кто­нибудь   знает,   как называется   эта   музыка?   Называется   она   «Вальс   цветов».   И   сочинил   её великий русский композитор, уже известный вам по первому классу, Пётр Ильич  Чайковский (обратить  внимание  детей  к  портрету)  для  балета  под названием «Щелкунчик». ­Композитор сочинил музыку, а кто исполнил её для нас? (музыканты) ­   Обратили   внимание,   как   много   музыкантов   играло   это   музыку?   Целый оркестр! Оркестр симфонический. ­ Ребята, а кто­нибудь из вас может нам разъяснить, что это за «штука» такая – симфонический оркестр? (слушаем объяснения детей, если они будут)   оркестра   играет   на   музыкальном   инструменте. ­   Каждый   музыкант   Инструменты  разные, голоса  у  них  разные,  но  под  управлением   опытного дирижера, звучат они слажено, и получается чудесная музыка. Во всём мире миллионы   людей   приходят   на   концерты,   чтобы   насладиться   звучанием симфонического оркестра! ­ Вы наверняка, какие­нибудь  музыкальные инструменты узнали! (выясняем, есть ли такие инструменты). Фотоиллюстрации…...  ­   Сколько   неизведанного!   Давайте   разбираться.   Задача   нашей   с   вами сегодняшней встречи – разузнать, что же за инструменты так красиво играют в симфоническом оркестре, как они называются, какие у них голоса. ………………………………………………………………………….. ­ А поможет нам в решении этой задачи …сказка. Да, да, не удивляйтесь! Сказка. Но не обычная, а сказка музыкальная, та, которую мы с вами слушали на прошлом уроке……………………………………...…..  III. Актуализация знаний. ­ Кто подскажет, как она называлась?  («Петя и волк»)  ­Назовите   фамилию   композитора,   который   сочинил   эту   сказку?   (   С. Прокофьев)…………………………………………………………...  ­ Ребята, а почему сказка называется «симфоническая»? ­ В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый инструмент   симфонического   оркестра.   Это   не   просто   сказка,   а  сказка– учебник.   И   написал   её   С.Прокофьев   для   того,   чтобы   познакомить   вас   с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их голоса, или как говорят музыканты, «тембры» этих инструментов. ­   Давайте   вспомним,   какие   были   герои   в   этой   сказке.   Назовите их!..........................................................................................................  И у каждого из них в сказке своя  музыкальная тема и свои инструменты. IV. Первичное усвоение новых знаний. Ну, вот взять хотя бы Петю………………………………………….  ­Приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится, ещё и   храбрый   мальчишка!   Какой   же   инструмент   в   оркестре   исполняет   роль Пети?  ­ Сейчас прозвучит  музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь, определить на слух какие звучат инструменты и  покажите, как на них играют музыканты. ­   Вот   вы   все   изобразили   скрипку.   А   на   самом   деле   Прокофьев   поручил исполнять   роль     храброго   Пети   главным   инструментам   симфонического оркестра – скрипкам, альтам, виолончелям и контрабасам. Все они входят в струнную группу симфонического оркестра…………………………… Стенд Скрипки, их «братики» – альты, «мама» – виолончель и «папа» – контрабас,  целая семья струнно­смычковых инструментов! ­ А почему такое странное название «струнно­СМЫЧКОВЫЕ»? (дополнить  ответы детей пояснениями про смычок) Блиц­опрос: Как играют на…скрипке,       …виолончели       … контрабасе? ­ А теперь вспомните,   как в сказке звучит тема Дедушки. Какой характер передаёт музыка? …………………………………………………….  СЕРДИТЫЙ ВЕСЁЛЫЙ ВОРЧЛИВЫЙ Какое слово не подходит? ­   А   какой   инструмент   симфонического   оркестра     может   хорошо   сыграть сердящегося ворчуна? ­В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Этот инструмент похож на длинную палку, которую музыкант, чтобы сложить после концерта в футляр, разбирает на три части, три палки покороче (кстати, в переводе на русский язык слово «фагот» означает вязанка дров).  Скажите,  а как звучит голос фагота,  на каких звуках: высоких или низких?  Фагот     относится   к   группе   деревянных   духовых   инструментов,   и   в   этой группе духовой инструмент…………………………………………………………………Стенд звучанию   низкий он   самый       по   ­ А кого изображает эта музыка?........................................................  Действительно, трудно не услышать в этих звуках птичку. Так мастерски  композитор нарисовал музыкальный портрет птички! ­Расскажите, какое настроение у этой музыки? ­Изобразите,   как   музыканты   играют   на   инструменте,   исполняющем   тему Птички. Молодцы,   вы   все,   так   или   иначе,   показали   дудочку.   Главное,   что   вы услышали, что в этот инструмент, чтобы он зазвучал, нужно дуть. А в нашей сказке роль птички исполняет флейта. На   ней  играют   так.  Она   отлично   умеет  подражать   птичьим   трелям.  И   не удивительно, ведь в семействе деревянных духовых у неё самый высокий голосок. …………………………………………………………………….Стенд ­А кому из героев нашей сказки принадлежит эта  музыкальная тема?  Покажите жестами, как движется это персонаж………………..….  ­ Как, по­вашему, к какой группе инструментов  симфонического оркестра, относится инструмент, исполнявший роль кошки? (деревянный духовой) Да, это тоже дудочка, и тоже из семейства деревянных духовых, называется кларнет. ­ Как звучит голос кларнета?  Мягкие,   приглушённые   звуки   кларнета   особенно   на   низких   нотах, напоминают   вкрадчивое   мурлыканье   кошки,   осторожные   шаги   её   мягких бархатных лапок. ­ Ещё одна дудочка, из этого замечательного семейства деревянных духовых, исполняет   птичью   роль   в   этой   скаке.   Правда,   эта   птица   не   умела летать!....................................................................................................  ­ Узнали кто это? С.Прокофьев отдал эту роль инструменту под названием гобой. ­ Как звучит голос гобоя? ­   На   самом   деле   в   этой   сказке   с   гобоем   произошла   не   совсем   обычная история. Дело в том, что  этот инструмент обычно играет музыку о любви, музыку полную нежности… Голос у него очень певучий. Но некоторые ноты звучат   совсем   не   нежно   и   очень   напоминают   утиное   кряканье.   Обычно композиторы   и   не   пользуются   этими   нотами,   но   когда   композитору Прокофьеву   понадобилось   изобразить   в   оркестре   самодовольное   кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.   рычание   волка…………………………………………..  ­ Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать ­ На самом деле у  валторны звук немножко таинственный, поэтичный. Когда­ то   они   подавали   сигнал   к   началу   рыцарских   турниров!   Валторна   умеет исполнять необыкновенно красивые мелодии...  Но оказалось, что если несколько валторн сразу,  в один голос, очень громко «рявкнут»   какой­нибудь   аккорд,   то   такое   звучание   как   нельзя   лучше изобразит злого и страшного волка. Сделана валторна из металлического сплава на основе меди и относится к другой группе духовых инструментов: МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ…..…… Стенд ­   Своим   особенным   голосом   валторна   обязана   собственной   конструкции. Труба,   свёрнутая   в   круг,   со   множеством   завитков,   такой   кренделёк   или улитка,   очень   длинная!     Если   эту     узенькую   трубку   размотать,   то   длина валторны получится почти три с половиной метра.    Давайте   ещё   раз   вслушаемся, V. Первичное закрепление. ­ Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической сказке.   как   звучат   их   голоса! (видеоролик)....................................................................  ­   Ребята,   а   про   кого   из   героев   этой   сказки,   мы     забыли   упомянуть? (Охотники) ­ Были ещё охотники, которые охотились по соседству в лесу и стреляли из ружей.   Инструменты   какой   группы,   могут   хорошо   изобразить   выстрелы? (ударная группа) Да, это УДАРНЫЕ инструменты: большой оркестровый барабан и литавры с войлочными колотушками…………………………………………..    ­   Ритмично   бьют   барабаны!   Ритмично   двигаются   колотушки   у   литавр! Давайте и мы с вами немного подвигаемся, а заодно и отдохнём. В прошлом году в наших путешествиях по музыкальной стране нам здорово помогала одна весёлая песенка! Вспоминайте……………….…песня с ритмопластикой VI. Первичная проверка понимания. ­ Ну, а сейчас –  загадки! Но отгадывать их мы будем с помощью карточек, которые лежат у вас в конвертиках. Достаньте их и разложите перед собой.  ­ Итак, отгадайте, о каком инструменте идёт речь!................................. Инструмент я очень древний. К деревянным отношусь. Мой регистр  самый верхний Этим очень я горжусь! Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу, И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу. (флейта) Правильность ответов сверяем с доской……………………………  «Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья, В симфоническом оркестре без меня никак нельзя! Уважает меня деревянная родня, Хоть ворчу я на народ…» ­  глухо вымолвил  (фагот) С восемнадцатого века композиторы всех стран Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман! Я звучу проникновенно, удивительно светло. И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло. Лучше всех мне удается чувства нежные любви. Грусть, мечты, переживанья – это образы мои! И рожок пастуший точно я игрой изображу, И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу (гобой) Вышла дудочка точёная, Вся изящная, вся чёрная. «Я играл на поле бранном, На гулянье массовом. Был я прежде деревянным, Стал теперь пластмассовым. Я на весь известен свет,  А зовут меня….»  (кларнет)   Сравнить гобой и кларнет на слайде. Найти различия…………… Я похожа на улитку, крепко скручена в кольцо. Рог охотничий, считают, мне приходится отцом. Если б кто­нибудь меня, вдруг, сумел бы распрямить, Я б трубой  длинной в три метра всех смогла бы удивить!!! (валторна) Как будто девушка запела,  И в зале словно посветлело.  Скользит мелодия так гибко.  Затихло всё: играет…     (скрипка) Чуть побольше скрипочки,  А поёт пониже. Деревянный бочок,  Четыре струнки и смычок… (альт) Сравнить скрипку и альт между собой и с размером смычка............  Кто Это бум? Кто это Бах? Кто это прячется в медных котлах? Гром – отвечают подружки Войлочные колотушки                            (литавры)……………………………………………………….  ­ Ну, и напоследок, предлагаю вам поиграть в игру «Проверь себя»…………. ………………………………………………………………...….  Эта игра потребует от вас выдержки: с места отвечать нельзя, подсказывать  нельзя! Кто знает – поднимает руку и мне «сигнализирует». VI. Рефлексия (анализ деятельности на уроке).  ­   Вы   большие   умницы!(после   игры)   Ничего   не   перепутали,   во   всём разобрались. Скажите ещё разок, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке? (об инструментах симфонического оркестра) ­ А что мы о них узнали? ( как называются, как выглядят, как на них играют,  как звучат их голоса) ­ Кому­то было трудно или непонятно? Понравилось? ­ Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться в жизни? VIII. Информация о домашнем задании.  ­   Ребята,   а   кто   из   вас   был   с   родителями   на   концерте   симфонического оркестра в нашей Курской филармонии?    можно   смело родителей позвать на такой концерт. Вы им много чего сможете рассказать о инструментах. А чтобы вы не забыли инструменты, вам в подарок раскраски. Здесь много всяких инструментов, но раскрасить надо только те, которые входят   в состав симфонического оркестра! Но это вы уже сделаете дома, покажете родителям, а на следующем уроке покажете мне. ­ На этом мы прощаемся. Жду вас через неделю.   вот, Ну, Источники информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F2%FF_%E8_%E2%EE%EB%EA http://www.muz­urok.ru/petya_i_volk.htm http://www.youtube.com/watch?v=kEXDKQIJkS4 http://megogo.net/ru/view/23717­petya­i­volk.html http://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE %D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F %20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF %D0%B5%D1%82%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA %20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C %20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA %D0%B8&stype=image&lr=8&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw­1366­sh­768­ww­1349­ wh­657­pd­1­wp­16x9_1366x768 Литература: 1. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного  музыканта. – М., 1985. 2.Музыка в школе №2 – 2010. 3. Шмагина Т. С. Музыка в московских школах.  — М., 1993

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"

Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017