С музыкой Сергея Прокофьева учащиеся знакомятся с младших классов , БАлет Золушка, а Симфоническую сказку " Петя и волк" любят, слушают как музыкальные инструменты изображают характерные черты каждого героя , Флейта - птичка, валторны - волк , фагот- дедушка , итд
Петя и волк Прок ФГОС.doc
Урок музыки.
Тема:
«Инструменты симфонического оркестра.
Симфоническая сказка С.С. Прокофьева
«Петя и волк».
2 класс, 1я четверть
раздел «В концертном зале»
по программе «Музыка»
Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной
2017 г.
Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая
сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель урока:
создать условия для формирования у учащихся
систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о
ярком явлении в музыкальной культуре.
Задачи урока:
формировать знания об инструментах, входящих в состав
симфонического оркестра. познакомить с некоторыми особенностями внешнего вида
инструментов, их устройства и звучания (тембров);
обеспечить условия для развития познавательного интереса, памяти,
внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное
влияние на мыслительную деятельность в целом;
воспитывать музыкальный вкус.
Вид урока: мультимедиа урок с применением смешанных технологий.
(Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного
программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они
объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Мультимедийный урок, т.е. урок с мультимедийной поддержкой, где мультимедиа используется для
усиления обучающего эффекта, является одним из прогрессивных вариантов проведения уроков в
современном информационном обществе. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут
быть различными: от нескольких минут до полного цикла)
Образовательные технологии:
технология развивающего, проблемного обучения;
игровая технология;
информационнокоммуникационная технология.
Методы:
демонстрационноиллюстративный метод
наглядности), эвристический(частично поисковый), рефлексия.
Средства обучения: интерактивный комплекс; видеопрезентация к уроку;
стенд «Инструменты симфонического оркестра», индивидуальные карточки
с изображением музыкальных инструментов, раскраски.
обобщения;
(звуковая и зрительная
беседа с элементами
сравнения,
анализа,
Структура урока
I Организационный этап (2 мин)
Музыкальное приветствие
Просмотр видеофрагмента
II. Мотивация, постановка цели урока (5 мин.)
Беседа, объявление темы урока
III. Актуализация знаний (1 мин.)
Беседа по пройденному материалу с использованием слайдов
IV. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.)
Беседа с учителем
Работа со слайдами презентации «Инструменты симфонического
оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»
Прослушивание аудиофрагментов симфонической сказки
V. Первичное закрепление (5 мин.)
Видеоролик (фрагменты из мульфильма)
Песня «Весёлые путешественники» с движениями (в качестве
физминутки»
VI.Первичная проверка понимания (8 мин.)
Отгадывание загадок с использованием карточек Интерактивная игра «Проверь себя»
VII. Информация о домашнем задании (1мин.)
Работа с раскрасками
VIII. Рефлексия (1мин.)
Ход урока
I. Организационный этап.
Музыкальное приветствие.
«Сейчас музыкальный начнётся урок,
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь, на ноте высокой,
Вас всех, поздравляю с началом урока!»
Наш музыкальный урок с музыки и начнём. Как это уже бывало, наш класс
на несколько мгновений превратится в концертный зал, с музыкантами, с
дирижёром…и зазвучит чудесная музыка!
Просмотр видеофрагмента (П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик»)………………………………………………………….
II. Мотивация, постановка цели урока.
Красивая музыка? И, наверное, знакомая? Часто звучит с экранов
телевизоров, на волнах радиостанций. Может ктонибудь знает, как
называется эта музыка? Называется она «Вальс цветов». И сочинил её
великий русский композитор, уже известный вам по первому классу, Пётр
Ильич Чайковский (обратить внимание детей к портрету) для балета под
названием «Щелкунчик».
Композитор сочинил музыку, а кто исполнил её для нас? (музыканты)
Обратили внимание, как много музыкантов играло это музыку? Целый
оркестр! Оркестр симфонический.
Ребята, а ктонибудь из вас может нам разъяснить, что это за «штука» такая
– симфонический оркестр? (слушаем объяснения детей, если они будут)
оркестра играет на музыкальном инструменте.
Каждый музыкант
Инструменты разные, голоса у них разные, но под управлением опытного
дирижера, звучат они слажено, и получается чудесная музыка. Во всём мире
миллионы людей приходят на концерты, чтобы насладиться звучанием
симфонического оркестра!
Вы наверняка, какиенибудь музыкальные инструменты узнали! (выясняем,
есть ли такие инструменты). Фотоиллюстрации…...
Сколько неизведанного! Давайте разбираться. Задача нашей с вами
сегодняшней встречи – разузнать, что же за инструменты так красиво играют
в симфоническом оркестре, как они называются, какие у них голоса.
………………………………………………………………………….. А поможет нам в решении этой задачи …сказка. Да, да, не удивляйтесь!
Сказка. Но не обычная, а сказка музыкальная, та, которую мы с вами слушали
на прошлом уроке……………………………………...…..
III. Актуализация знаний.
Кто подскажет, как она называлась? («Петя и волк»)
Назовите фамилию композитора, который сочинил эту сказку? ( С.
Прокофьев)…………………………………………………………...
Ребята, а почему сказка называется «симфоническая»?
В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у
каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый
инструмент симфонического оркестра. Это не просто сказка, а сказка–
учебник. И написал её С.Прокофьев для того, чтобы познакомить вас с
инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их голоса, или
как говорят музыканты, «тембры» этих инструментов.
Давайте вспомним, какие были герои в этой сказке. Назовите
их!..........................................................................................................
И у каждого из них в сказке своя музыкальная тема и свои инструменты.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Ну, вот взять хотя бы Петю………………………………………….
Приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится, ещё
и храбрый мальчишка! Какой же инструмент в оркестре исполняет роль
Пети?
Сейчас прозвучит музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь, определить на
слух какие звучат инструменты и покажите, как на них играют музыканты.
Вот вы все изобразили скрипку. А на самом деле Прокофьев поручил
исполнять роль храброго Пети главным инструментам симфонического
оркестра – скрипкам, альтам, виолончелям и контрабасам. Все они входят в
струнную группу симфонического оркестра…………………………… Стенд
Скрипки, их «братики» – альты, «мама» – виолончель и «папа» – контрабас,
целая семья струнносмычковых инструментов!
А почему такое странное название «струнноСМЫЧКОВЫЕ»? (дополнить
ответы детей пояснениями про смычок)
Блицопрос: Как играют на…скрипке,
…виолончели
… контрабасе?
А теперь вспомните, как в сказке звучит тема Дедушки. Какой характер
передаёт музыка? …………………………………………………….
СЕРДИТЫЙ
ВЕСЁЛЫЙ
ВОРЧЛИВЫЙ
Какое слово не подходит? А какой инструмент симфонического оркестра может хорошо сыграть
сердящегося ворчуна?
В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Этот инструмент похож на
длинную палку, которую музыкант, чтобы сложить после концерта в футляр,
разбирает на три части, три палки покороче (кстати, в переводе на русский
язык слово «фагот» означает вязанка дров).
Скажите, а как звучит голос фагота, на каких звуках: высоких или низких?
Фагот относится к группе деревянных духовых инструментов, и в этой
группе
духовой
инструмент…………………………………………………………………Стенд
звучанию
низкий
он
самый
по
А кого изображает эта музыка?........................................................
Действительно, трудно не услышать в этих звуках птичку. Так мастерски
композитор нарисовал музыкальный портрет птички!
Расскажите, какое настроение у этой музыки?
Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему
Птички.
Молодцы, вы все, так или иначе, показали дудочку. Главное, что вы
услышали, что в этот инструмент, чтобы он зазвучал, нужно дуть. А в нашей
сказке роль птички исполняет флейта.
На ней играют так. Она отлично умеет подражать птичьим трелям. И не
удивительно, ведь в семействе деревянных духовых у неё самый высокий
голосок.
…………………………………………………………………….Стенд
А кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема?
Покажите жестами, как движется это персонаж………………..….
Как, повашему, к какой группе инструментов симфонического оркестра,
относится инструмент, исполнявший роль кошки? (деревянный духовой)
Да, это тоже дудочка, и тоже из семейства деревянных духовых, называется
кларнет.
Как звучит голос кларнета?
Мягкие, приглушённые звуки кларнета особенно на низких нотах,
напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные шаги её мягких
бархатных лапок.
Ещё одна дудочка, из этого замечательного семейства деревянных духовых,
исполняет птичью роль в этой скаке. Правда, эта птица не умела
летать!....................................................................................................
Узнали кто это? С.Прокофьев отдал эту роль инструменту под названием
гобой.
Как звучит голос гобоя?
На самом деле в этой сказке с гобоем произошла не совсем обычная
история. Дело в том, что этот инструмент обычно играет музыку о любви, музыку полную нежности… Голос у него очень певучий. Но некоторые ноты
звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное кряканье. Обычно
композиторы и не пользуются этими нотами, но когда композитору
Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье
глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не
совсем обычную для него роль.
рычание волка…………………………………………..
Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил
изображать
На самом деле у валторны звук немножко таинственный, поэтичный. Когда
то они подавали сигнал к началу рыцарских турниров! Валторна умеет
исполнять необыкновенно красивые мелодии...
Но оказалось, что если несколько валторн сразу, в один голос, очень громко
«рявкнут» какойнибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше
изобразит злого и страшного волка.
Сделана валторна из металлического сплава на основе меди и относится к
другой группе духовых инструментов: МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ…..…… Стенд
Своим особенным голосом валторна обязана собственной конструкции.
Труба, свёрнутая в круг, со множеством завитков, такой кренделёк или
улитка, очень длинная! Если эту узенькую трубку размотать, то длина
валторны получится почти три с половиной метра.
Давайте ещё раз вслушаемся,
V. Первичное закрепление.
Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической
сказке.
как звучат их голоса!
(видеоролик)....................................................................
Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы забыли упомянуть?
(Охотники)
Были ещё охотники, которые охотились по соседству в лесу и стреляли из
ружей. Инструменты какой группы, могут хорошо изобразить выстрелы?
(ударная группа)
Да, это УДАРНЫЕ инструменты: большой оркестровый барабан и литавры с
войлочными
колотушками…………………………………………..
Ритмично бьют барабаны! Ритмично двигаются колотушки у литавр!
Давайте и мы с вами немного подвигаемся, а заодно и отдохнём. В прошлом
году в наших путешествиях по музыкальной стране нам здорово помогала
одна весёлая песенка! Вспоминайте……………….…песня с ритмопластикой
VI. Первичная проверка понимания.
Ну, а сейчас – загадки! Но отгадывать их мы будем с помощью карточек,
которые лежат у вас в конвертиках. Достаньте их и разложите перед собой.
Итак, отгадайте, о каком инструменте идёт речь!.................................
Инструмент я очень древний. К деревянным отношусь.
Мой регистр самый верхний
Этим очень я горжусь!
Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу,
И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу.
(флейта)
Правильность ответов сверяем с доской……………………………
«Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья,
В симфоническом оркестре без меня никак нельзя!
Уважает меня деревянная родня,
Хоть ворчу я на народ…» глухо вымолвил
(фагот)
С восемнадцатого века композиторы всех стран
Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман!
Я звучу проникновенно, удивительно светло.
И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло.
Лучше всех мне удается чувства нежные любви.
Грусть, мечты, переживанья – это образы мои!
И рожок пастуший точно я игрой изображу,
И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу
(гобой)
Вышла дудочка точёная,
Вся изящная, вся чёрная.
«Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым.
Я на весь известен свет,
А зовут меня….»
(кларнет)
Сравнить гобой и кларнет на слайде. Найти различия……………
Я похожа на улитку, крепко скручена в кольцо.
Рог охотничий, считают, мне приходится отцом.
Если б ктонибудь меня, вдруг, сумел бы распрямить,
Я б трубой длинной в три метра всех смогла бы удивить!!!
(валторна)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло всё: играет…
(скрипка)
Чуть побольше скрипочки,
А поёт пониже.
Деревянный бочок,
Четыре струнки и смычок… (альт)
Сравнить скрипку и альт между собой и с размером смычка............
Кто Это бум? Кто это Бах?
Кто это прячется в медных котлах?
Гром – отвечают подружки
Войлочные колотушки
(литавры)……………………………………………………….
Ну, и напоследок, предлагаю вам поиграть в игру «Проверь себя»………….
………………………………………………………………...….
Эта игра потребует от вас выдержки: с места отвечать нельзя, подсказывать
нельзя! Кто знает – поднимает руку и мне «сигнализирует».
VI. Рефлексия (анализ деятельности на уроке).
Вы большие умницы!(после игры) Ничего не перепутали, во всём
разобрались. Скажите ещё разок, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке? (об
инструментах симфонического оркестра)
А что мы о них узнали? ( как называются, как выглядят, как на них играют,
как звучат их голоса)
Комуто было трудно или непонятно? Понравилось?
Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться в жизни?
VIII. Информация о домашнем задании.
Ребята, а кто из вас был с родителями на концерте симфонического
оркестра в нашей Курской филармонии?
можно смело
родителей позвать на такой концерт. Вы им много чего сможете рассказать о
инструментах. А чтобы вы не забыли инструменты, вам в подарок раскраски.
Здесь много всяких инструментов, но раскрасить надо только те, которые
входят в состав симфонического оркестра! Но это вы уже сделаете дома,
покажете родителям, а на следующем уроке покажете мне.
На этом мы прощаемся. Жду вас через неделю.
вот,
Ну,
Источники информации:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F2%FF_%E8_%E2%EE%EB%EA
http://www.muzurok.ru/petya_i_volk.htm
http://www.youtube.com/watch?v=kEXDKQIJkS4
http://megogo.net/ru/view/23717petyaivolk.html
http://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE
%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F
%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF
%D0%B5%D1%82%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BA
%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C
%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA %D0%B8&stype=image&lr=8&noreask=1&source=wiz&uinfo=sw1366sh768ww1349
wh657pd1wp16x9_1366x768
Литература:
1. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного
музыканта. – М., 1985.
2.Музыка в школе №2 – 2010.
3. Шмагина Т. С. Музыка в московских школах. — М., 1993
Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Симфоническая сказка С Прокофьева " Петя и волк"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.