Симфония № 2 «Богатырская» Бородин
Рассвет творческих сил Бородина связан с сочинение Второй «Богатырской» симфонии и оперы «Князь Игорь». Оба произведения создавались в одни и те же годы, поэтому они сильно связаны друг с другом по содержанию и музыкальному складу.
Вторую симфонию - своё величайшее произведение Бородин создавал на протяжении 7 лет.
По свидетельству Стасова, прозвавшего симфонию «Богатырской», Бородин представлял в третьей, медленной части образ Баяна, в первой – образ русских богатырей, а в финале – сцену разудалого русского пира.
Первый музыкальный мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого вырастает музыка всей 1-ой части, создаёт могучий образ русских богатырей.
Лирико-эпический характер наиболее ярко воплощён в третьей части – неторопливом Andante. Оно воспринимается как повествование народного сказителя Баяна о славных ратных подвигах русских богатырей и древних князей. Сольная песня кларнета на фоне мягких аккордовых переливах арфы напоминает звучание гуслей. Сопровождающих спокойную речь певца.
Велико историческое значение Второй симфонии. Она стала первым образцом эпического симфонизма, который наряду с жанрово-живописным и лирико-драматическим стал одним из типов в русской симфонической музыке.
Подробнее о композиторе Бородине
Бородин любил камерную музыку, в отличие от некоторых членов «Могучей кучки», расценивавших её как западный, академический жанр. Однако ещё в юности Бородин написал Фортепианный квартет ля минор, на создание которого его вдохновили Мендельсон и Шуман. Позднее в этом жанре он напишет ещё два прекрасных струнных квартета.
Романсы и песни Бородина очень выразительны. «Спящая княжна» погружает нас в настроение покоя и задумчивости, столь излюбленного Равелем, Дебюсси и Стравинским. В «Морской царевне» звучит призыв легендарной Лорелеи, нежно заманивающей путника в пучину вод. «Песня тёмного леса» являет собой настоящую эпическую картину.
Помимо симфоний у Бородина есть ещё одно оркестровое произведение, отличающееся выдающимся мастерством – Симфоническая картина «В Средней Азии». Она написана Бородиным по случаю 25-летия царствования императора Александра II. Это произведение принесло Бородину европейскую известность. Он никогда впрямую не использовал русские народные песни в своих произведениях, но их мелодика сформировала особенности его собственного стиля.
Вольфганг Амадей Моцарт. Жизнь и бессмертие гения
Вольфганг Амадей Моцартпреуспел во всём. Одни композиторы больше всего преуспели в сочинении инструментальной музыки, другие - вокальной музыки. Одни – в написании музыки для сцены, другие – для церкви. Одни преуспели в ранние годы, другие - только в зрелом возрасте. Он был великим в любой музыке, какую бы он ни написал. Он блистал в самом раннем детстве, был одним из величайших пианистов своего времени, а к 20 годам был самым замечательным композитором в Европе. Но мир того времени ещё не был готов к восприятию его гения, и поэтому он большую часть своей жизни провел в поисках работы. Он умер в возрасте 35 лет в расцвете своих творческих сил, но без гроша в кармане. Это была трагедия, но даже за свою короткую жизнь Моцарт сочинил больше, чем многие другие композиторы, жившие гораздо дольше. Он оставил после себя более 600 выдающихся произведений.
Рождение В.А.Моцарта
В австрийском городе Зальцбурге жили Леопольд и Анна-Мария Моцарты. У Леопольда была хорошая работа композитора и скрипача при дворе архиепископа, правителя Зальцбурга. Из шестерых родившихся у них детей выжила только одна дочь Наннерль. Но холодным утром 27 января 1756г. у них родился последний ребёнок, мальчик. Они назвали его Вольфганг. Леопольд описывал его появление на свет как «чудо господне», так как ребёнок был слишком слаб и мал, чтобы выжить.
Музыканты в те дни были слугами богатых вельмож, но Леопольд был очень образованным человеком. Работая у архиепископа, он стал хорошо известным учителем игры на скрипке и опубликовал популярную книгу по игре на этом инструменте. Леопольд с самого начала решил, что его сын станет музыкантом. Но он не мог даже мечтать, что маленький домик, где они жили, однажды превратится в музей славы его сына. Второе имя Вольфганга было Теофил, что означало «возлюбленный Богом». Он любил употреблять латинский перевод этого имени - Амадей.
Леопольд был строгим отцом, поэтому заставлял своих детей очень много заниматься. Но семья была очень дружная, и все четверо были горячо преданы друг другу до самых последних дней.
Особенно Вольфганг любил игры и проказы, но ещё он был и очень любознательным учеником. К пяти годам он мог играть на клавесине и скрипке как профессионал, и уже начинал сочинять музыку в несколько строчек для клавишных инструментов.
Леопольд понимал, что его сын - вундеркинд, и что мальчика ждёт слава и прекрасное будущее. Поэтому он уволился с работы, чтобы посвятить себя обучению Вольфганга. Кроме этого, он начал планировать путешествие по Европе с целью показать свету музыкальные способности своих детей.
Юное дарование (Моцарт)
Моцарт едва ли помнил себя до того, как он стал звездой. Начиная с шестилетнего возраста, он проводил свое детство, путешествуя по знатным дворам Европы, исполняя музыку вместе с отцом и Наннерль. Дороги в то время были ухабистые и плохие. Путешествовать было трудно и опасно из-за разбойников на дорогах. Несмотря на это, Леопольду удалось организовать длительное путешествие для всей семьи. Они всё за время своих путешествий тяжело болели, но чудом выздоравливали, и им удалось стать самым значительным музыкальным явлением в Европе в то время. Но Вольфганг так никогда и не стал сильным и крепким мужчиной. Из-за множества перенесённых болезней он оставался маленьким, болезненным и слабым.
Первое значительное путешествие Моцарта было в Вену, столицу империи, - город, где находилась резиденция королевской династии Габсбургов. Вольфганг играл на своих инструментах, одетый как маленький взрослый, с саблей на боку. Он демонстрировал удивительные музыкальные трюки, такие, как игра с листа и импровизация в разных жанрах. Он развлекал королевскую семью в Шонбруннском дворце и позабавил императрицу Марию-Терезу тем, что предложил жениться на одной из её дочерей! Это была Мария Антуанетта, будущая королева Франции.
В июне 1763 г. семья Моцартов отправилась в Париж, по пути останавливаясь во многих крупных городах и дворцах. Они играли в Версале для короля Франции, и Вольфганг опубликовал здесь свои первые произведения. А ему было всего восемь лет. Затем они поехали в Лондон, где стали любимцами короля Георга III и королевы Шарлотты.
Долгое пребывание в Лондоне особенно понравилось Вольфгангу. Здесь был написан научный труд о его незаурядных способностях, а также здесь он встретил знаменитого композитора И. С. Баха. Маленький Моцарт восхищался музыкой Баха и подражал его стилю. Затем они направились в Голландию и вернулись обратно в Зальцбург, останавливаясь по пути во Франции, Швейцарии и Германии. В конце 1 766г. после более чем трёх лет странствований, они, наконец, были дома. Леопольд показал миру своего феномена - Вольфганга.
Итальянские путешествия (Моцарт)
Вольфганг ненадолго задержался в Зальцбурге. Леопольд хотел, чтобы его сын встретил как можно больше именитых людей, чтобы произвести на них более сильное впечатление, пока он был ещё совсем юного возраста. Поэтому в 1767г. они снова уехали в Вену. Но в этот раз удача им не сопутствовала. Вольфганг серьезно заболел оспой, и все концерты были отменены. Он вскоре выздоровел, но у него на лице остались следы на всю жизнь.
В 1768г. Леопольд почувствовал, что другие музыканты Вены завидуют славе Вольфганга. Поэтому он увёз его в Италию, которая к тому времени стала самой музыкальной страной в Европе. Когда они прибыл и в Милан, Вольфганга попросили написать полномасштабную оперу. Это была великолепная возможность. И его опера «Митридат, царь Понто» имела огромный успех. Когда она была поставлена в 1770г., Вольфганг сам дирижировал оркестром. А было ему тогда 14 лет.
Из Милана они отправились на юг, во Францию, где он близко подружился с другим музыкальным вундеркиндом, английским мальчиком Томасом Линдлеем. Позднее Линдлей утонул в возрасте 22 лет. Затем они поехали в Рим, где посетили Сикстинскую капеллу. Здесь он поразил своего отца тем, что запомнил и записал каждую ноту музыкального хорового произведения, которое там услышал. До сих пор это сочинение «Аллегри Мизерере» хранилось в тайне. Во время пребывания в Риме, Римский Папа наградил его почётным орденом Золотой шпоры.
В течении следующих трёх лет Моцарты дважды посещали Италию в надежде найти здесь Вольфгангу постоянную работу при каком-нибудь знатном дворе. Но теперь он был уже не ребёнок, и знать им больше так не интересовалась. Путешествия познакомили Моцарта с музыкой и музыкантами Европы и дали ему прекрасное образование. Но так как предложений работы не было, то Вольфганг вместе с отцом вернулись в Зальцбург.
Без отдыха в Зальцбурге (Моцарт)
Леопольд и Вольфганг увидели, что жизнь в Зальцбурге изменилась. К власти пришёл новый архиепископ, строгий и непопулярный человек по имени Иероним граф Колоредо. Теперь Вольфганг официально был назначен концертмейстером при дворе архиепископа, и граф Колоредо намеревался с его помощью заработать деньги. Поэтому его заставили поселиться в Зальцбурге, который казался ему очень скучным после его увлекательных путешествий.
В 1774 г. курфюрст Баварии попросил Моцарта написать оперу для карнавала в Мюнхене. Как ни странно, но граф Колоредо разрешил ему туда поехать. Опера «Мнимая садовница» имела грандиозный успех. Вольфганга на многочисленных приёмах встречали как знаменитость. После этого было ещё тяжелее возвращаться к скучной и однообразной жизни в Зальцбурге. Но в течение следующих трёх лет своего творчества Моцарт стал искать новые пути в композиции и пришел к выводу, что он преуспел во всех музыкальных жанрах.
Кроме опер он сочинил замечательные скрипичные концерты, симфонии, струнные квартеты, квинтеты, серенады и, самое главное, - это фортепианные концерты. Моцарт первый написал фортепианный концерт в том виде, который мы знаем сейчас. Эти концерты представляют собой удивительную беседу между фортепиано и оркестром, которая касается различных тем и настроений.
Архиепископ гордился тем, что Зальцбург начинал славиться своей музыкой. Но его раздражали Моцарты, потому что они часто выказывали свои недовольства и постоянно просили разрешения куда-то уехать. Наконец он их отпустил, но Леопольд, боясь снова потерять работу, решил остаться дома. Тогда Вольфганг отправился со своей матерью. Это было в сентябре 1777 г. и ему был 21 год. Первый раз он оказался без отцовского присмотра.
Надежды и разочарования (Моцарт)
Леопольд очень скучал по своему любимому сыну, но он верил, что Вольфганг должен найти себе достойную работу. Он посылал ему письма, в которых давал дельные советы. Но Вольфганга больше привлекала жизнь, полная соблазнов. Он знал, что ему надо искать работу, но легко забывал про это, когда увлекался чем-то новым. И ещё он увлекался каждой вновь встреченной молодой девушкой. Одной из них была его двоюродная сестра Мария Анна Текла, жившая в Аугсбурге. Она разделяла его острое чувство юмора, и они вскоре стали близкими друзьями.
Затем Вольфганг с матерью направились на север, в город Мангейм, чей придворный оркестр считался лучшим в Европе. Здесь он приобрёл множество друзей, участвовал в буйных вечерах, но и тут не нашёл работы. Леопольда очень волновало то, что Вольфганг теряет время и тратит деньги. Но следующее известие его просто привело в ярость. Вольфганг влюбился в шестнадцатилетнюю певицу-сопрано Алоизу Вебер и хотел везти её в Италию. Леопольд немедленно написал сыну и убедил его зарабатывать деньги, давая концерты. Поэтому в марте 1778 г. Вольфганг попрощался с Веберами и уехал с матерью в Париж.
Ему не нравилась жизнь в Париже. Он считал французов снобами, а они считали, что он пускает им пыль в глаза. Хотя Моцарт и создал здесь несколько прекрасных работ, таких как концерт для флейты и арфы, но у него здесь было много конкурентов, которые были против того, чтобы он имел успех. Одно из его произведений исчезло даже до его исполнения. Вскоре серьёзно заболела его мать и 3 июля умерла. Вольфганг был просто в отчаянии.
Леопольд понял, что эта поездка принесла сыну одни беды и разочарования, и попросил у архиепископа разрешения, чтобы Вольфганг вернулся обратно. Тот согласился и предложил молодому человеку работу на более выгодных условиях: большее жалование и больше свободы. Вольфгангу ничего не оставалось делать, как вернуться в Зальцбург. По пути он заехал навестить Алоизу, но вновь был огорчён: она потеряла к нему всякий интерес. И наконец, 16 января 1779 г. он снова вернулся домой - без славы и полон разочарований.
Важный момент в жизни (Моцарт)
Теперь Вольфганг был придворным органистом в Зальцбурге, то есть предполагалось, что он будет сочинять больше духовной музыки. Из таких его произведений как «Коронационная» месса мы видим, каким прекрасным мастером он был и в этом жанре, как чувствовал религиозные мотивы.
Сочинять музыку для него было так же легко, как писать слова. Он разрабатывал новые сложные музыкальные идеи гораздо быстрее других композиторов. Поэтому его музыка была более блестящей и изобретательной, чем любая другая, созданная до сих пор.
Но больше всего Вольфганг хотел писать оперы. В 1780 г. он получил предложение написать оперу seria для карнавала в Мюнхене. Ему был дан сюжет о древнем царе Крита Идомене, который возвращается домой с Троянской войны и сталкивается дома с множеством неразрешённых проблем. Опера имела грандиозный успех. Вольфганг показал, что он с помощью музыки может раскрыть сильные характеры и настоящие чувства. Это действительно была прекрасная работа, и она ознаменовала поворотный момент в его творчестве. После «Идоменеи» всё, что бы ни написал Моцарт, являлось шедевром. Его музыкальное образование завершилось.
Восхитительное пребывание Вольфганга в Мюнхене было прервано по приказу хозяина -архиепископа. Моцарт должен был немедленно присоединиться в Вене к графу Колоредо, который принимал участие в коронации нового императора Иосифа II. Когда Вольфганг прибыл туда, его приняли как самого последнего слугу. Это его очень обидело, потому что он считал, что заслуживал большего. Ведь в Мюнхене им все восхищались, и он сблизился со многими знатными особами. Поэтому сейчас он был очень дерзок с графом и начал ему грубить. Разразился грандиозный скандал и в мае 1781 г. его выгнали со службы у архиепископа.
Это явилось другим поворотным моментом в его жизни. Вольфганг был рад наконец-то почувствовать себя свободным, но Леопольд был сильно обеспокоен. Ему казалось, что сын теперь никогда не осядет на одном месте.
Констанция
К великому страху своего отца, Вольфганг уехал жить в семью Веберов, которые недавно переехали в Вену. Алоиза к тому времени была уже замужем, но Вольфганг вскоре влюбился в её девятнадцатилетнюю сестру Констанцию. Они поженились 4 августа 1782 г. в соборе Св. Стефана, несмотря на предупреждения отца Вольфганга, что это было ошибкой. Их брак был удачным, хотя Констанция и пережила своего мужа на целых 50 лет.
Вольфганг начал зарабатывать приличные деньги, несмотря на то, что у него и не было постоянной работы. Он был пианистом-виртуозом и одновременно блестящим композитором, у него было несколько богатых покровителей, которые желали его слушать. Это давало ему возможность исполнять свою музыку и публиковать её. Ещё у него было несколько учеников. Но самое главное дело его первого года жизни в Вене – было сочинение ещё одной оперы «Похищение из Сераля», комедии зингшпиль, написанной на немецком языке, об одном испанском дворянине, который спасает из турецкого гарема свою возлюбленную. В те времена Турция представлялась в Вене очень заманчивой страной. Всё турецкое было в моде, и опера имела громадный успех.
В 1783 году у Вольфганга и Констанции родился первый ребёнок. Через несколько недель они оставили ребёнка с няней и уехали проведать родных в Зальцбурге. Их трёхмесячное пребывание здесь было не из приятных, потому что ни Леопольд, ни Наннерль не одобряли поведение Констанции. И в довершение к этому, их ребенок умер за время их отсутствия. Это было последнее посещение Вольфгангом родного города.
Хотя работа и шла хорошо у Моцарта, он испытывал материальные затруднения. Он тратил больше, чем зарабатывал, так как у него была дорогая квартира в центре города, и он любил устраивать большие званые вечера. Но он уверял себя, что всё будет прекрасно и старался не думать о деньгах.
Любимец Вены
Моцарт был постоянно занят в те годы, давая концерты, обучая учеников, сочиняя новые выдающиеся произведения или засиживаясь допоздна с друзьями. В 1784 г. он был на устах у всего города. Но хотя он и был счастлив, здоровье его ухудшалось, и летом он заболел инфекционной болезнью почек. Его подбодрило лишь рождение сына Карла. Из шестерых детей Моцарта выжило только двое. Карл, один из них, дожил до 74 лет.
В декабре Моцарт стал масоном. Некоторые видные люди империи были масонами, среди которых были дворяне, придворные, купечество и люди искусства. Моцарт ощутил, что его посвятили в тайное великосветское общество, и, что он теперь принят самой именитой венской знатью.
Леопольд приехал в Вену в 1785 г. и был очень горд успехам и своего сына. Он был там как раз тогда, когда Вольфганг играл перед великим композитором Гайдном некоторые свои струнные квартеты. Моцарт очень много почерпнул для себя, изучая музыку Гайдна, и поэтому хотел оказать честь престарелому композитору, посвятив ему квартеты. Когда музыканты закончили играть, Гайдн обратился к Леопольду и сказал: «Ваш сын самый великий из всех известных мне композиторов». А ещё больше Леопольд был горд, когда он видел, как его сын выступал перед императором. В конце император Иосиф II снял шляпу и воскликнул: «Браво, Моцарт!»
Вольфганг становился всё более и более смелым в своей музыке. Его концерты для рожка показывают весёлую сторону его характера и изобилуют музыкальными шутками. Новые фортепианные концерты композитора были мрачнее и гораздо сложнее. Здесь различные группы инструментов создают контрастные эффекты, а фортепианное соло как бы переплетается вокруг них, переходя из одного настроения в другое.
В апреле 1785 г. Леопольд вернулся в Зальцбург, довольный тем, что его сын начал прекрасную карьеру. И никто из них не знал, что больше им не суждено увидеться.
Содружество с Лоренцо да Понте
В l785 г. Моцарт встречает замечательного итальянского поэта Лоренцо да Понте. Они начали вместе работать над оперой «Свадьба Фигаро» по пьесе Бомарше. Да Понте написал слова. Их творческое содружество – одно из самых примечательных в истории музыки.
У оперы – запутанный сюжет, в котором повесу-графа одурачивают его собственные слуги. Пьеса Бомарше была запрещена в Австрии, потому что император опасался, как бы она не вызвала у простого народа желания восстать против своих господ. Но он всё-таки разрешил поставить пьесу после того, как Да Понте вырезал из неё некоторые места. Моцарт и Да Понте создали из неё замечательную комическую оперу, полную жизни и человеческих страстей. В ней очень жизненные персонажи, которые лицом к лицу сталкиваются с реальными проблемами. Эта опера-буфф была не просто развлекательной комедией.
Следующей совместной работой Моцарта и Да Понте была опера Дон Жуан. Это история о красивом, но коварном распутнике, который кончает тем, что сходит с ума от преследующего его привидения статуи человека, убитого им. В этой опере есть всё: и комедия, и трагедия, и любовь, и ужасы. Она имела мгновенный успех с первого же спектакля 29 октября l 787 г.
Но через шесть месяцев в Вене враги Моцарта замыслили сделать так, чтобы опера провалилась. Они завидовали таланту Моцарта и считали, что у него дурной характер. Среди них был и знаменитый придворный композитор Сальери.
В 1789 г. император попросил Моцарта и Да Понте написать ещё одну оперу. Они написали «Так поступают все» - комедию о двух молодых людях, которые, которые переодеваются, чтобы подшутить над своими подружками. В этой опере тоже есть серьезный смысл, она о человеческой слабости. Вскоре после премьеры «Так поступают все» император умирает, и Да Понте покидает Вену. Затем он отправился в Нью-Йорк, где и умер через 50 лет после написания совместно с Моцартом последней оперы.
Тяжёлые времена
С 1786 по 1789 – были очень тяжёлые годы для Вольфганга, хотя он и написал три новых оперы. Его враги в Вене имели большое влияние при дворе, и публика, казалось, стала меньше интересоваться его концертами. Кроме этого, у него были огромные долги.
В мае 1787 г. умер отец, и он потерял единственного человека, который видел в нём гения. А Вольфганг не смог даже с ним попрощаться. Некоторые его произведения теперь имели несколько скорбный оттенок, которого никогда не было прежде. Он стал меньше сочинять развлекательной музыки и больше произведений – о своих внутренних переживаниях. Особенно хорошо слышны они в его струнном квартете G-минор, одном из самых великих его произведений, но и самом печальном. Одновременно он продолжает писать и светлую, весёлую музыку, например, его популярная «Маленькая ночная серенада».
В ноябре 1787г. дела, казалось, налаживаются. Дон Жуан с триумфом прошёл в Праге, и когда Моцарт вернулся оттуда домой, ему предложили работу императорского камерного композитора. Но жалованье было маленьким и обязанности очень скромными. Австрия сейчас тоже была втянута в разорительную войну, а это значило, что у бывших покровителей Вольфганга было теперь меньше средств на музыку. Его материальное положение ухудшалось, и он вынужден был переехать из своей квартиры в более дешёвый пригород Вены.
Моцарт начал занимать деньги у товарищей-масонов. Он всегда надеялся их вернуть, но работы было так мало, а затраты по-прежнему были велики. Особенно добр к нему был его друг масон Михаил Рухберг, который много раз приходил ему на помощь.
В апреле другой его товарищ князь Лихновский пригласил Моцарта с собой в Берлин, чтобы представить его королю Пруссии Фридриху Вильгельму II. Король любил музыку и попросил Моцарта сочинить несколько концертов. Но шансов получить постоянную работу в Пруссии всё равно не было, и он вернулся в Вену ещё беднее, чем прежде.
От отчаяния к надеждам
Когда в 1790 г. скончался император Иосиф II, Моцарт решил завоевать расположение нового императора Леопольда II. Он попросил какую-нибудь должность при дворе, но ничего подходящего не было. В отчаянии он поехал во Франкфурт на коронацию императора в надежде привлечь его внимание исполнением концерта. Хотя публике концерт и понравился, но поездка была неудачной, так как Моцарт ничего не заработал. Поэтому он продолжал занимать деньги у друзей.
В конце 1790 г. ему представился случай поехать в Англию с Гайдном. Он вынужден был отказаться, потому что чувствовал, что здоровье его недостаточно крепкое для такого путешествия. Гайдн был его хорошим другом, и Вольфганг был в слезах, когда они прощались: «Боюсь, что мы больше не увидимся»,- сказал он.
Но жизнь понемногу налаживалась. Он получил деньги за свои опубликованные работы и должность вице-капельмейстера в соборе Св. Стефана. Тогда, в июле 1791 г. Констанция родила шестого ребенка, Франца Ксавера, и ребенок выжил.
В это время осуществлялся новый грандиозный проект Моцарта. Вольфганг встретил своего старого друга, масона, актера Эмануэля Шиканедера, который попросил его сочинить новую комическую оперу в традиции зингшпиля. У Шиканедера был свой собственный театр. Он хотел написать к ней слова и сыграть главную роль. Зингшпиль был очень популярен в народе, и Моцарт захотел немедленно приступить к работе.
И тогда, когда он работал так напряжённо, как никогда, поступило ещё два предложения. Одно было от заказчика, который держал своё имя в тайне. Он просил написать заупокойную мессу, реквием. Другое – на новую оперу к празднованию коронации Леопольда II, как короля Богемии, и, причём она должна была быть готова не позднее чем через два месяца. Вот так, вдруг, у него появилось столько работы, что он мог выбирать, но предложения были так заманчивы, что он принял все три.
Реквием
Вольфганга попросили написать для коронации классическую оперу seria, действие которой происходит в древнем Риме, она называлась «Милосердие Тита». Премьера состоялась б сентября в Праге. Вольфганг сочинял её во время поездки и написал за 18 дней. Но «Милосердие Тита» не имело большого успеха у публики. Оперы seria теперь были не в моде.
Вернувшись в Вену, Моцарт закончил свою оперу с Шиканедером. Это была «Волшебная флейта», чудесная сказка о принце, который отправился освобождать девушку. В ней много легко запоминающихся мелодий и специальных эффектов, чудовищ и колдовства. Всё это было тогда очень популярно, и поэтому опера имела громадный успех. Шиканедер играл смешного ветреного птицелова по имени Папагено. В сюжете много символов франкмасонов и идей просвещения. А главные герои переходят из мира тёмного колдовства в мир света и разума.
Вольфганг после этого был очень изнурён и заболел лихорадкой. На улице установились холода и у него начались приступы рвоты. Он был одержим желанием закончить реквием, и его преследовали призрачные видения собственной смерти. Он продолжал работу вместе со своим учеником Зюсмайром, диктуя ему, сочиняя и делая наброски оставшейся части произведения.
Его состояние резко ухудшалось, и 5 декабря в 9 часов утра он скончался. Денег едва хватило на самые скромные похороны. Его тело вывезли из города, чтобы захоронить в неприметной общей могиле. И по сей день никто точно не знает, где он покоится.
В годы после смерти Моцарта Констанция много сделала, чтобы опубликовать и поставить его музыку, включая реквием. Скоро мир осознал, кого он потерял. Никогда больше в мире не было такого гения, как Моцарт.
Смерть Моцарта
Никто, в том числе и доктора, точно не знали, что же было истинной причиной его смерти, и вскоре по городу распространились слухи об убийстве. Моцарт подозревал, что его враги могут отравить его. Ещё он думал, что таинственный человек, заказавший реквием, был послан Богом, чтобы подготовить его к надвигавшейся смерти. Годами позже Сальери заявил, что это он отравил Моцарта, но это был бред выжившего из ума старика.
Но кто всё-таки был заказчиком реквиема? Как оказалось, тайны никакой не было, его заказал местный дворянин, который любил покупать музыку у композиторов и выдавать её за свою.
Правда о смерти Вольфганга трагична, но не зловеща. Его болезненность в детские годы была причиной очень слабого здоровья. Он тяжело болел в 1784 г., когда у него было осложнение на почки. Те же самые симптомы, рвота и лихорадка, повторились в 1791 г., а то, что почки не справились с болезнью, и послужило причиной смерти. Попытки докторов пустить ему кровь, чтобы сбить жар, только ослабили его ещё больше.
Он скончался в присутствии Констанции и её сестры Софи. Констанция была так убита горем, что забралась в постель к своему мёртвому мужу, чтобы заразиться его болезнью и умереть вместе с ним.
Звуки музыки
Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»
Опера основана на пьесе французского драматурга Бомарше. По типичным жанровым признакам это – опера-буффа, однако по музыке и драматургии – абсолютно новое слово в оперном искусстве. «Свадьба Фигаро» имела особый успех и приобрела большую популярность. За первые три вечера представления артистов так часто вызывали на бис, что император даже приказал ограничить количество этих проявлений зрительской любви.
С самых первых тактов увертюры зрители понимают, что эта, возможно, величайшая опера Моцарта, будет полна действия и интриги. Слушатели, погружённые в головокружительные музыкальные пассажи, буквально не имеют ни минуты покоя. Композитор приглашает нас прожить вместе с героями оперы один сумасшедший день из жизни Фигаро, который и по сей день остаётся одним из самых ярких музыкальных персонажей.
Фортепианный концерт № 21
Будучи на пике популярности, Моцарт создал и исполнил этот концерт в 1785 году. Он широко известен публике, благодаря использованию этой музыки в кинофильме «Эльвира Мадиган», с которым она в основном ассоциируется. В медленной части концерта особенно заметен тонкий стиль Моцарта – вначале звучит возвышенная тихая и лирическая мелодия, но это не просто поэтическая идиллия. Струнные в басу придают звучанию воздушность, а внезапные оркестровые акценты добавляют в общее настроение сумрачность, бросая тень на лирическое сопровождение струнных. Убаюканный светлой безмятежностью исполнения, слушатель вскоре начинает чувствовать, будто в музыку проникают некое беспокойство и волнение – и так, в переплетениях мажора и минора, вновь заявляет о себе главная тема.
Симфония № 40
Это одна из трёх величайших симфоний Моцарта, написанных им 1788 года и ставших итогом его симфонического творчества. Симфония № 40 - наиболее лирическая и задушевная из трёх, она впечатляет своей эмоциональностью и драматизмом.
С первых тактов музыки звучит взволнованная и одновременно певучая тема главной партии, задавая настроение для всей первой части произведения. Симфония поражает совершенством формы и тем мастерством, с каким Моцарт сумел изобразить глубокую человеческую драму.
Людвиг ван Бетховен. Жизнь и бессмертие гения
Людвиг Ван Бетховен родился в удивительную эпоху великих революционных преобразований в Европе. Это было время, когда люди пытались освободиться от гнёта, а научные открытия сулили большие изменения в жизни людей. Художники, писатели и музыканты, вдохновляемые этими переменами, начали привносить новые идеи в свое творчество. Так началась великая эпоха в Истории искусства - эпоха романтизма. Бетховен жил в самом сердце бурлящей Европы. Он не только был захвачен водоворотом, происходящим вокруг, но и сам явился основоположником некоторых из них. Он был революционным и музыкальным гением, после Бетховена музыка уже никогда не могла оставаться прежней.
Рождение нового мира
Передовые мыслители и писатели конца XVIII века, такие как Жан Жак Руссо и Томас Пейн, мечтали увидеть общество, в котором все люди будут равны и свободны. Но этого можно было добиться только насильственным свержением царствовавших правителей. 70-е годы были свидетелями жесточайшей войны за независимость Америки, а 1789 г. явил самое кровавое из всех известных до сих пор восстаний - Великую французскую революцию.
В то же самое время учёные и механики изобретали новые машины, которым суждено было изменить жизнь человека. Эта ненасильственная революция оказала влияние на судьбы людей сильнее любой войны. Промышленная революция, как её назвали, заложила основы тяжелой индустрии и положила тем самым, начало упадку деревни, так как люди из деревень стали переезжать в города и наниматься на работу на новых заводах и фабриках.
Художники и поэты отражали настроения своего времени. В Германии поэт Шиллер выражал свою ненависть к тирании, в это же время в Англии Вильям Блейк оплакивал бедственное положение простого люда. Художники в поисках вдохновения обратили свои взоры к пейзажам. Немецкий художник Каспар Давид Фридрих и английский поэт Вильям Водсворт в своих произведениях отразили своё восхищение силами природы. В такие беспокойные и поворотные моменты истории рождаются герои, особенно военные и политики. Одним из самых знаменитых был Наполеон. Тогда общество и даже знать восхищалась людьми новых идей и тем, что у них хватало мужества их отстаивать. Поэтому эти времена принесли великие реформы в жизнь общества, но они также ввели моду на людей искусства, которые уводили людей из реальной жизни в мир богемы: художников, поэтов и музыкантов-мыслителей.
Музыкальный ребёнок при дворе
В восемнадцатом веке люди становились профессиональными музыкантами в силу семейной традиции, как можно было стать пекарем или сапожником. Навыки мастерства передавались от отца к сыну и дальше. Существует множество примеров великих композиторов, которые принадлежали к музыкальным династиям. Это Моцарт, Бах и Пёрселл. Бетховен тоже принадлежал к такой семье.
В те времена, когда родился Бетховен (1770 г.), жизнь и благополучие музыкантов целиком зависели от богатых вельмож и правителей. Музыканты старались попасть на службу при дворе, сочинять и исполнять свою музыку в домовых храмах своих покровителей, в их театрах и картинных галереях.
Семья Бетховенов состояла на службе у курфюрста Кёльнского, который был правителем г. Бонна в Германии. Первым из семейства Бетховенов служил при дворе курфюрста дед музыканта, которого тоже звали Людвиг. Он начинал певцом-басистом, и со временем дослужился до капельмейстера, самого старшего музыкального чина при дворе курфюрста. Его сын, Иоганн, тоже был певцом в соборе и давал уроки игры на фортепиано и скрипке. В 1767 г. Иоганн женился на Марии Магдалене, 20-летней вдове, и у них потом родилось семеро детей. Но четверо из них умерли в младенчестве. Выжило только трое мальчиков, старшего из которых звали Людвиг.
Ещё в раннем детстве у Людвига проявились редкие музыкальные способности, и отец заставлял его много трудиться, занимаясь игрой на пианино и скрипке. Может быть, он надеялся, что маленький Людвиг произведёт такую же сенсацию, как юный Моцарт, который за десять лет до этого пропутешествовал по королевским дворам Европы, выступая со своим отцом и сестрой.
На одном концерте, где выступал Людвиг, даже было объявлено, что ему 6 лет, хотя ему фактически было уже 7, чтобы ещё больше удивить публику его способностями. Возможно, Иоганн был слишком строг и, говорят, что у Людвига не было счастливого детства. Положение ещё больше ухудшилось, когда его отец стал выпивать.
Уроки музыки
Когда Людвигу было около 8 лет, он стал брать уроки у другого придворного музыканта К. Г. Нефе. Вскоре он становится помощником органиста, которым был Нефе, а в возрасте 11 лет он даже руководит оркестром театра курфюрста, когда его учитель отсутствует по делам.
Благодаря Нефе, Бетховен овладел классическими принципами композиции и совершенствовал свою технику пианиста. Вскоре он уже получал заработанное жалованье и сочинял небольшие фортепианные пьесы, которые посвящал курфюрсту. Нефе решил, что его юный ученик должен получить возможность путешествовать, и в 1787 г. курфюрст разрешил Людвигу посетить Вену, столицу империи. Может быть, во время этого путешествия Людвиг встречался и брал уроки у самого Моцарта. Говорят, что, когда Бетховен играл на пианино, Моцарт заметил: «Следите за ним: однажды о нём заговорит мир».
Захватывающее пребывание в Вене было прервано всего через 2 недели, когда Людвигу сообщили, что его мать умирает от туберкулеза. Он вернулся домой, где царила безысходность: мать и новорожденная сестра умерли, отец стал пить ещё сильнее, дом приходил в упадок. Тем не менее, Людвиг начинал завоевывать себе имя прекрасного музыканта, и он уже заслужил покровительство некоторых богатых друзей, таких как граф Вальдштейн.
Известный композитор Джозеф Гайдн был в Бонне в 1790 и в 1792 г. проездам по пути в Лондон и обратно. Его представили придворному гению, подающему большие надежды. Когда он познакомился с произведениями Бетховена, то сказал, что уговорит курфюрста разрешить Людвигу опять покинуть его двор. Но теперь он должен будет поехать в Вену в качестве ученика Гайдна.
Вена – сердце империи
Дорога, по которой теперь ехал в Вену Бетховен, не была уже такой безопасной, как во время его первого путешествия. В 1792 г. последствия Великой французской революции чувствовались повсюду в Европе. Всё началось в тот самый день 14 июля 1789 г., когда парижане с оружием в руках поднялись против своих правителей. Король Людовик XVI был свергнут в 1792г. и была провозглашена Французская республика. Другие европейские страны, включая и Австрию, встали на сторону свергнутого короля и объявили войну Франции. Теперь по дорогам двигались караваны войск и продовольствия к местам боевых сражений. Спустя два года, как Бетховен уехал, Бонн был захвачен французами. Курфюрст бежал и уже никогда не возвратился.
Вена была столицей Австрийской империи и домом императорской династии Габсбургов. Дом Габсбургов пользовался репутацией большого покровителя искусств и сделал Вену самым главным центром музыкальной культуры в Европе. Помимо королевской семьи, несколько других знатных семей поддерживали музыкантов, то есть в Вене, как нигде в империи, было больше возможностей для молодого музыканта пробить себе дорогу.
Такие композиторы, как Моцарт и Гайдн, написали музыку, которая была популярна среди простого люда, и жители городов стали стекаться на городские уличные концерты. Теперь, наконец, великие композиторы могли быть услышаны и оценены не только горсткой аристократов, но и массовым слушателем. Когда Бетховен прибыл в Вену, о композиторах уже начинали думать не только как о слугах богачей, но как о выдающихся людях со своими собственными правами.
В l793 г. король Франции Людовик XVI и его жена Мария Антуанетта (которая была из династии Габсбургов) были публично обезглавлены повстанцами в Париже. Все королевские семьи Европы содрогнулись от ужаса.
Виртуоз
Гайдну теперь было за 60, и он был очень любимым композитором в Вене. Но Бетховен не очень был доволен им как учителем, и вскоре он стал искать, у кого бы ещё брать уроки. Ему не терпелось начать экспериментировать в музыке. Он считал Гайдна слишком старомодным, слишком «зацикленным» на правилах композиции, а также не слишком требовательным к исполнению. Не ставя в известность Гайдна, Бетховен обратился к трём другим учителям: Шенку, Альбрехтсбергеру и Сальери, придворному дирижёру.
Хотя курфюрст Бонна продолжал платить ему жалованье. Людвигу предстояло найти работу в Вене. Его отец скончался, поэтому Бетховену приходилось посылать деньги домой двум своим младшим братьям. В качестве ученика Гайдна он был представлен нескольким модным венским аристократам, многие из которых уже знали Людвига по его дружбе с графом Вальдштейном, и он сам начал создавать себе имя, играя на фортепиано на званых частных вечерах. Во время своей игры он часто импровизировал так, как этого никто не делал до него, сочиняя по ходу игры музыку, которую публика ещё никогда не слышала. Его обуревали страсти, и он так сокрушительно ударял по клавишам, что иногда рвались струны. Он хотел больше, чем просто развлекать публику, он хотел растрогать людей.
Бетховен завоевал себе репутацию самого удивительного пианиста в Вене как раз в то время, когда фортепиано начало вытеснять клавесин. Фортепиано больше подходило к манере исполнения Бетховена: на нём можно было исполнять и нежную и громкую музыку, что было невозможно на клавесине.
Бетховен проявил себя и как концертный пианист, исполняя иногда свою собственную музыку, иногда других композиторов. Он пользовался большой поддержкой Принца Лихновского, музыкального аристократа, который когда-то учился с Моцартом. Именно ему молодой композитор посвятил несколько своих ранних произведений, включая знаменитую «Патетическую» сонату для фортепиано.
Начало кошмаров
В возрасте 30 лет Бетховен уже был широко знаменит как пианист, дирижёр и композитор новой восхитительной музыки. Но в то же самое время он столкнулся с пугающей проблемой, которой суждено было переменить всю его жизнь. Он терял слух. Впервые он почувствовал это в 1798 г., но в следующие три года его слух неумолимо слабел. Ни одно из лечений, которые он перепробовал, не помогало.
Бетховену было очень трудно смириться с глухотой. Его успешная карьера пианиста, дирижёра и учителя становилась всё более и более несбыточной по мере того, как он терял слух. Поэтому ему пришлось бросить выступать на публике и преподавать. Он чувствовал себя очень одиноким, испуганным и тревожился за свое будущее.
Он стал избегать встреч с людьми, отчасти потому, что стеснялся своей глухоты и хотел скрыть её от людей. Ему мерещились враги, которые помешают его карьере, если узнают об этом. В 1802 г. он написал письмо своим братьям. По какой-то причине он его не отправил, и оно было найдено после его смерти среди сохранившихся рукописей. Письмо это известно под названием Хайлигенштадтского завещания, по имени деревни, расположенной к северу от Вены, где оно было написано. В этом послании он описывает свое угнетенное состояние души и даже говорит о самоубийстве. Но в то же время он пишет, что смирился со своей судьбой и твёрдо решил продолжать, несмотря на глухоту.
Одно очень важное обстоятельство, которое сопутствовало его тогдашнему состоянию, - это то, что он вынужден был всё больше времени проводить в одиночестве, сочиняя музыку. Хорошему музыканту не обязательно слышать звуки, чтобы сочинять музыку, потому что он может вообразить их, глядя на ноты. Бетховен продолжал борьбу в одиночку, и по мере этого менялась его музыка. Произошло так, как будто глухота открыла для него доступ к новому музыкальному языку.
«Героика»
Чем больше Бетховен отдалялся от светской жизни Вены, тем больше он углублялся в мир своих чувств. Его музыка становилась серьёзнее, глубже и мрачнее, чем дальше он проникал в мир собственных переживаний. Его музыка развивалась своим собственным путём, всё меньше и меньше придерживаясь традиции прошлого.
Одна из заветных мыслей, которая владела им тогда, была вера в свободу для всех людей. Хотя он вырос среди знати придворного общества и доставлял своей игрой удовольствие богатой аристократии Вены, Бетховен считал несправедливым то, что такая маленькая горстка богатых имеет столько власти и привилегий, в то время как большинство людей бедствует. Поэтому он разделял надежды французских революционеров. И случилось гак, что как раз в то время один выдающийся революционер поднялся на вершину своей славы и стал для многих героем своего времени – это Наполеон Бонапарт.
Именно с мыслью о Наполеоне Бетховен начал сочинять своё любимое произведение, третью симфонию, известную под названием «Героическая» («Героика»). Она совсем не похожа ни на одно произведение из написанных ранее и поэтому считается поворотным моментом в истории создания музыки. «Героика» длится в два раза дольше, чем обычные симфонии Моцарта или Гайдна. Это неистовое произведение, в котором есть и оглушающий гром, который завораживает слушателя и несёт его по волнам сильнейших душевных переживаний. Бетховен вступает в единоборство с этой музыкой, а не просто развлекает своих слушателей.
Когда в 1804 году Наполеон провозгласил себя императором Франции, Бетховен был так разочарован, что уничтожил посвящение «Бонапарту» со своего произведения. Наполеон стал тем, кого так ненавидел Бетховен - ещё одним тираном.
Бетховен продолжает развивать свои музыкальные идеи в квартетах, которые он написал для русского посла, графа Разумовского в 1806 г. И тут он был новатором. Сначала четыре музыканта сочли ту музыку такой сложной для понимания, что подумали, будто Бетховен над ними пошутил.
Фиделио
Бетховен написал только одну оперу, Фиделио, и она принесла ему кучу неприятностей. Поэтому он её называл своим «мученическим венцом», так долго он её правил.
Когда-то раньше Бетховен уже начинал писать оперу, но далеко в этом не продвинулся. Он даже в свои лучшие времена сочинял её очень медленно, так как сочинительство для театра было для него совершенно новым делом, и вскоре он это бросил. Пока однажды не наткнулся на сюжет, который его действительно взволновал, и он почувствовал себя готовым попытаться ещё раз.
История, которая ему попалась, имела в основе действительное событие, имевшее место во время французской революции. Один человек, несправедливо осужденный за свои убеждения, оказывается спасённым от смерти только благодаря действиям своей любящей и верной жены. Она переодевается мужчиной и спасает его в тот самый момент, когда его должен настичь убийца. Это была прекрасная тема для Бетховена, для которого, как мы видели, огромное значение имели свобода и справедливость. А если смотреть глубже, то он сам себя чувствовал узником, приговорённым к жизни в одиночестве в застенках собственной глухоты.
Один из самых трогательных моментов Фиделии - в первом акте, когда узников выпускают из камер вдохнуть свежего воздуха и на короткое время увидеть дневной свет. Все узники - жертвы несправедливости. Они все - невинно осужденные, но в этой магической сцене они все устремляются к свету, объединённые счастьем, надеждой и песней. Это и есть та революционная тема оперы, которую Бетховен находил такой трогательной - завоевание свободы для угнетённых людей.
В ноябре 1805 г., как раз перед премьерой «Фиделио», французская армия заняла Вену. Друзья и покровители Бетховена бежали из города, поэтому на премьере присутствовали в основном офицеры наполеоновской армии.
Опера в той постановке была недорепетирована и слишком длинной. Она провалилась после трёх спектаклей. Бетховен её немного изменил и попробовал поставить ещё раз в 1806 г., но в этот раз он поскандалил с руководителем театра, и её закрыли после двух спектаклей. Третья версия оперы, с новой увертюрой, новыми разговорными диалогами и большими изменениями музыки, была поставлена в 1814 г. На этот раз она имела успех, и с тех пор она любима во всём мире.
Упрямый человек
С 1806 по 1812 гг. Бетховен очень напряжённо работает; многие из его самых известных произведений приходятся на этот период. Это скрипичный концерт, пятая и шестая симфонии и Императорский фортепианный концерт. Но в эти значительные в его творчестве годы он был далёк от чувства удовлетворённости. Он был подозрителен к каждому, раздражителен и упрям. К сожалению, от этого в первую очередь страдали его близкие друзья, и он постоянно с ними ссорился. Он выплескивал своё презрение на музыкантов-исполнителей его произведений, а его отношение к домашним слугам было почти жестокое. Он был груб на публике, небрежно одет и несобран. И он действительно ощущал беспокойство и неустроенность такой силы, что даже не мог жить на одном месте дольше нескольких месяцев подряд. Хотя он и несколько раз влюблялся, но не смог найти женщину, которая разделила бы с ним его такой образ жизни.
Страдания от глухоты только усугубляли его состояние, он чувствовал себя ещё более одиноким, чем прежде. Кроме этого была и финансовая проблема. В 1808 г. он дал грандиозный концерт своих новых произведений, но программа была гораздо длиннее, чем это могло понравиться большинству публики, и его исполнение оставляло желать лучшего из-за его глухоты. Это был не совсем удачный вечер. И встал вопрос, как теперь зарабатывать на жизнь? Он чуть было не согласился на должность главного придворного музыканта короля Вестфалии, Жерома Бонапарта (брата Наполеона). Но три аристократа сговорились вместе и предложили платить ему приличное пособие, если он останется в Вене. Он согласился и остался.
Когда жизнь в городе надоедала Бетховену, он находил покой в деревне; и когда он прогуливался, углубившись в свои мысли, то проникался большой любовью и симпатией к природе. Это нашло отражение в его шестой симфонии, «Пасторальной», которая рассказывает о жизни простых крестьян.
Новые порядки в Вене
После почти двадцатилетнего периода войны в Европе Наполеон, в конце концов, потерпел крах. Его гибельное бегство из России в 1812 г., затем поражение при Ватерлоо в 1815 и ссылка на о. Св. Елены в тысячах миль от Парижа. Наконец в Европе установился мир. Вена, которая пострадала от обстрелов и вторжений французов, теперь стала местом мирных переговоров. Венский Конгресс, состоявшийся в 1814-15 гг. собрал вместе глав европейских государств с целью уничтожить революционные идеи, положить конец происходившим переменам и восстановить прежние порядки. И одним из результатов этого было восстановление власти французской династии Бурбонов.
Этим новым обустройством Европы руководил австрийский государственный деятель князь Клеменс Меттерних. В Вене Меттерних сделал всё для осуществления своего плана: учредил тайную полицию, сыщиков, и была установлена цензура, чтобы заставить замолчать любого, кто поддерживал идеи Французской революции.
Жителям Вены было сказано забыть о политике и жить в своё удовольствие. В городе устраивалось множество вечеров и танцев, люди стали охотно выезжать на прогулки за город.
Важное значение уделялось крепкому семейному очагу, особенно после того, как император Франциск I объявил, что он считает самым важным в жизни крепкую семью и хорошее домашнее хозяйство. Этот интерес к обустройству домашнего быта и побудил возникновение новой моды в венском изобразительном искусстве. Она концентрировала своё внимание на мелких, изящных предметах, которые не только выглядели красивыми, но и использовались в домах простых жителей. Появились новые интересные исполнения часов, посуды, кофейников, стульев и шкафов. Этот период часто называют Бидермейер.
Вена сильно изменилась с того момента, когда Бетховен впервые приехал сюда в 1792г. Тогда почти все произведения живописи были величественными и впечатляющими, потому что они делались специально для императора и небольшой горстки богатой знати.
Со всем миром в разладе
Бетховен был не тем человеком, который мог приспособиться к новому образу жизни в Вене. Он ненавидел званые вечера, у него не было ни жены, ни дома, а его либеральные взгляды считались вредными. Все соглашались, что он является самым великим из живущих композиторов, но его музыка считалась слишком сложной и серьёзной для настроений Вены того времени. Людей также смущал его неряшливый и диковатый вид. Поэтому Бетховен уединился и замолчал.
После завершения в 1812 г. седьмой и восьмой симфоний, у него, казалось, вдруг совсем пропало желание сочинять музыку. Он был в самом зените славы, но в течение 6 лет сочинил очень мало. Его последняя попытка исполнителя перед публикой в 1814 г. потерпела полную неудачу. В 1818 г. он полностью потерял слух. Если ему надо было что-то сказать, то это приходилось писать на бумаге. Он становился всё более замкнутым, угрюмым и подозрительным к людям. Его нередко можно было встретить на улице, когда он прогуливался в одиночку, бормоча что-то про себя, как будто в мечтах, и записывая ноты в записную книжку.
Ещё его жизнь изменилась после смерти брата Каспара в 1815 г. Бетховену пришлось взять на себя воспитание Карла, девятилетнего сына Каспара. Для этого он должен был выиграть длительные тяжбы в судах, чтобы отобрать мальчика у матери, и потому он несколько лет был занят только этим. Это одна из причин, почему он так мало сочинил в это время. Под конец эта затея стала для него одержимой настолько, что он даже забыл о счастье самого Карла.
Дядя и племянник не совсем понимали друг друга, и дело кончилось ужасной трагедией: Карл пытался застрелиться. Бетховен чувствовал свою вину в этом и по-настоящему уже никогда не оправился от этого удара. Со временем Карл поправился, пошел в армию и прожил до 1858 г.
Лицом к Богу
Последние три года жизни композитор работал над завершением трёх выдающихся произведений - это полномасштабная церковная месса, девятая симфония и цикл чрезвычайно сложных струнных квартетов. Эти заключительные произведения являются итогом музыкальных раздумий всей его жизни. Они писались медленно, тщательно обдумывалась каждая нота, так, чтобы эта музыка точно соответствовала Бетховенскому замыслу. В его подходе к этим работам есть что-то религиозное или духовное. Поэтому, когда один скрипач пожаловался, что в последних квартетах музыка слишком сложна для исполнения. Бетховен ответил: «Я не могу думать о вашей жалкой скрипке, когда говорю с Богом!»
Месса, известная как «Торжественная месса», была посвящена его старому другу и покровителю Эрцгерцогу Рудольфу, в честь его назначения кардиналом. На сочинение её ушло гораздо больше времени, чем ожидалось, и она опоздала к событию на целых три года!
Девятая симфония примечательна во многих отношениях. Это самое длинное произведение Бетховена, оно исполняется больше часа. В ней также есть огромный хор, и солирующие голоса в заключительной части, почему она и называется Хоральной симфонией. Исполняемые слова принадлежат немецкому поэту Шиллеру и названы «Ода к радости». Шиллер, как и Бетховен, верил в свободу и равноправие всех людей. Его тоже считали слишком революционным для правителей того времени. Бетховенское переложение на музыку этого радостного стихотворения является достойной данью их мечте о лучшей жизни.
Рассказывают, что Бетховен в конце первого представления этого произведения (1824) стоял очень грустный, думая, что публике оно не понравилось. Так продолжалось, пока его кто-то не хлопнул по плечу, и он, оглянувшись, увидел то, что не мог услышать: восторженные аплодисменты.
Пять струнных квартетов, первоначально заказанные Князем Голицыным, были последними, законченными произведениями Бетховена. Вскоре после попытки самоубийства Карла, он слёг в постель на три месяца, страдая от водянки, вызванной плохой работой печени. В это время он развлекал себя, изучая произведения Генделя, и его навещало большое количество поклонников, среди которых был и его молодой современник, композитор Франц Шуберт.
26 марта 1827 г. в 5 часов 45 минут вечера, рассказывают, над Веной сверкнула молния, и прокатился гром. Если легенда говорит правду, то Бетховен поднял глаза к небу и потряс кулаком, перед тем как упасть замертво на подушку.
20 тысяч жителей Вены пришли проститься с ним во время похорон. Они прощались с человеком, чьё влияние на музыку сказывается и по сей день.
Звуки музыки
Багатель ля минор «К Элизе»
Бетховен написал в общей сложности 24 багатели (в переводе с фр. – «безделицы») для фортепиано. Самая популярная среди этих миниатюрных пьес, обычно рассчитанных на музыкантов-любителей (а ещё в большей степени – на любительниц) имеет посвящение – «К Элизе». Есть предположение, что под этим именем на самом деле скрывается ученица Бетховена Тереза Малфати, в которую он был влюблен в 1810 году.
Фортепианная соната № 14 «Лунная»
Из огромного числа произведений Бетховена, написанных для фортепиано, пронизанная воспоминаниями Лунная соната, пожалуй, - одна из самых известных, захватывающих и удивительных по своей красоте. Бетховен посвятил её своей ученице и возлюбленной – Джульетте Гвиччарди. Вместе с прозрачным аккомпанементом звучит спокойная, тихая, но решительная, главная тема. Мягкая мелодия то осторожно восходит, то спускается, заканчивая первую часть сонаты в том же задумчивом настроении, как она и началась.
Морис Равель. Жизнь в искусстве
Используя
новейший музыкальный язык,
Равель в то же время питал глубочайшее почтение к
традиционным формам и
оставался верен им в своих произведениях...
«Великая музыка, я убеждён в этом,
всегда идёт от сердца…»
Морис Равель
В автобиографии, увидевшей свет в 1928 году, Морис Равель так описывал свои первые шаги в жизни и музыке: «Я родился 7 марта 1875 года в Сибуре (Нижние Пиренеи), близ Сен-Жан-де-Люза. Мой отец, родом из Версуа, на берегу озера Леман, был гражданским инженером. Мать принадлежала к старинной баскской семье. Мои родители переселились в Париж, когда мне было три месяца. С тех пор я жил там постоянно. Ещё маленьким ребёнком я был восприимчив к музыке - ко всякой музыке. Мой отец, более сведущий в этом искусстве, чем большинство любителей, стал с ранних лет развивать у меня эти наклонности и поощрять моё усердие. В возрасте шести лет, минуя сольфеджио, которое я так никогда и не проходил, я начал обучаться игре на рояле. Моими учителями был и Анри Гиз, затем М. Шарль-Рене, с которыми я впервые стал заниматься гармонией, контрапунктом и композицией. В 1889 году я поступил в Парижскую консерваторию, в подготовительный класс рояля к Антиому, а через два года перешёл в класс Шарля Берио».
Сразу же отметим, что баскское происхождение матери композитора придало особое своеобразие его творчеству (сильнейшим образом это своеобразие проявилось, конечно же, во всемирно известном «Болеро»). Сравнительно с другими композиторам и, многие из которых начинали писать музыку, едва выйдя из пелёнок, Равель приступил к «сочинительству» довольно поздно. Его первые вещи - Серенада «Гротеск» и «Баллада о королеве, умершей от любви» - относятся к 1893 году. В это время он занимался в классе гармонии Пессара. В 1895 году он создал «Старинный менуэт» и «Хабанеру» для рояля. Значительными произведениями эти вещь назвать нельзя, однако сам Равель считал, что «В них уже есть такие черты, которые впоследствии стали преобладающими в моих сочинениях».
Большое влияние на молодого композитора оказала русская музыка. Он восхищался произведениями Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского (впоследствии он даже оркестровал его «Картинки с выставки»). Впрочем, нужно отметить, что под очарованием русской музыки в то время находился весь Париж. К началу ХХ века Равель был уже довольно известен в авангардистских кругах как великолепный пианист и автор «очаровательно-странных» пьес.
Однако этого «полуподпольного» признания оказалось недостаточно для получения высшей композиторской награды - Римской Премии. В первый раз Равель принял участие в конкурсе на Римскую Премию в 1901 году и получил вторую большую премию. В 1902 и 1903 годах комиссия отвергала его произведения. Последний раз Равель «попытал счастья» в 1905 году, но тогда комиссия отказала ему в участии в конкурсе, поскольку он уже «не проходил по возрасту».
В своей автобиографии композитор уделяет этому отказу всего две сухие строки: «В 1905 году я, по решению жюри, не был допущен к заключительному туру конкурса». Он не упоминает о той буре, что разразилась после этого «решения жюри». Музыкальная общественность негодовала. Ромен Роллан обратился к комиссии с пламенным протестом: «Чувство справедливости вынуждает меня признать, что Равель не только многообещающий ученик, но уже одна из самых ярких индивидуальностей нашей школы, в которой их не так много. Я не сомневаюсь, что вы, господа судьи, имели благородные намерения, но своим отказом вы обрекли его на вечные муки… Равель подходит к Римской Премии не как ученик, а как композитор, у которого дебют за плечами. Я удивляюсь композиторам, которые осмелились его оценить. Кто оценит их, когда придёт их час?»
Любопытно, но скандал с жюри вызвал у парижского бомонда приступ удвоенной (если не удесятерённой) любви к Равелю. Все наперебой старались «развлечь» его, выказать ему своё участие и поддержку. Так, чета Эдвардс (Альфред Эдвардс был главным редактором газеты «Matin», а его жена, приятельница Малларме, Ренуара и Боннара, славилась в парижском артистическом мире как одна из самых щедрых меценаток) пригласила его в путешествие к берегам Голландии на борту своей роскошной яхты.
В последующие годы, вплоть до начала Первой мировой войны, слава Равеля росла, подпитываемая успехом его следующих произведений. В эти годы появились «Отражения», «Естественные истории», «Моя матушка-гусыня», «Ночной Гаспар» (по мотивам «Гаспара из тьмы» Алоизиуса Бертрана), «Благородные и сентиментальные вальсы», «Испанская рапсодия», опера «Испанский час» и хореографическая симфония «Дафнис и Хлоя», написанная для балетной труппы Сергея Дягилева.
Когда началась Первая мировая война, Равель не захотел оставаться в стороне. Он всеми силами пытался попасть в воздушные войска, однако «поступить в лётчики» ему так и не позволили. Единственное, чего ему удалось добиться после многочисленных просьб, это стать водителем санитарного грузовика. С ноября 1915 по март 1917 года он находился в действующей армии. Конец его «военной карьере» положила дизентерия, - после операции и длительного пребывания в госпитале композитор был демобилизован.
Демобилизовавшись, он поселился в Лион-ла-Форе и возвратился к творчеству. Это возвращение давалось трудно. Равеля мучили бессонница, нервные расстройства, воспоминания о погибших друзьях. Им, навсегда оставшимся на полях сражений, он посвятил свою «Гробницу Куперена», начатую ещё в 1914 году.
Только к началу 1920-х годов композитор смог вернуться к довоенному «рабочему ритму». В 1921 году он купил дом в Монфор-л' Амори, местечке в пятидесяти километрах от Парижа. Здесь, в тишине и уединении, он отдыхал душой и создавал новые произведения.
Одно из самых прелестных его сочинений 1920-х годов - опера-балет «Дитя и волшебство» (1925). Поставленная сразу же после написания в Монте-Карло, эта чарующая музыкальная сказка снискала самую горячую любовь публики.
Вплоть до конца 1920-х годов Равель вёл самую активную жизнь. Он много писал и ездил с выступлениями. К важнейшим его турне этих лет относятся гастрольные поездки по Англии (здесь его почтили степенью доктора Оксфордского университета), Канаде и Скандинавии. Блестящий приём ожидал композитора и в США.
В 1928 году Равель по просьбе известной танцовщицы Иды Рубинштейн написал своё самое знаменитое произведение - «Болеро».
Не менее замечательно и другое «заказное» произведение Равеля - Фортепианный концерт для левой руки. С просьбой о написании концерта к нему обратился Пауль Витгенштейн, немецкий пианист, потерявший на фронте правую руку.
В 1933 году композитор попал в автокатастрофу, результатом которой явилась тяжёлая опухоль мозга. Болезнь прогрессировала, и в 1937 году врачи, почти не рассчитывая на успех, решились на оперативное вмешательство. Положительных результатов операция не принесла, и 28 октября Морис Равель скончался.
Звуки музыки Равеля
Благородные и сентиментальные вальсы
Равель так говорил об этом цикле из восьми вальсов: «Название «Благородные и сентиментальные вальсы» само говорит о моём намерении создать цикл вальсов вроде шубертовского. Виртуозность - основа «Ночного Гаспара» сменяется здесь прозрачным письмом, подчёркивающим гармонию и выявляющим мелодический рисунок.
«Благородные и сентиментальные вальсы» были впервые исполнены под громкий свист и неодобрительные возгласы публики в одном из концертов - викторин. Слушатели путём голосования определяли автора каждого исполнявшегося произведения. Незначительным большинством публика признала меня автором «Вальсов». Цикл «Благородные и сентиментальные вальсы» был написан в 1911 году для фортепиано. Однако вскоре Равель оркестровал его (так он поступал с большинством своих фортепианных произведений).
Но и в оркестровой версии «Вальсы» не получили должного признания при жизни их автора. Даже седьмой вальс, который Равель считал самым характерным во всём цикле, не снискал одобрения критики и слушателей. Надо отметить, что и теперь этот цикл исполняется реже, чем другие произведения Равеля, хотя является одним из изящнейших его произведений.
Хореаграфическая симфония "Дафнис и Хлоя"
Хореографическую симфонию в трёх частях «Дафнис и Хлоя» Равель написал в 1911 году по просьбе Сергея Дягилева. Премьера «Дафниса и Хлои» в исполнении дягилевской труппы состоялась 8 июня 1912 года. Партию Дафниса исполнял прославленный танцор Вацлав Нижинский, Хлою - не менее знаменитая балерина Тамара Карсавина.
Над хореографией работал Михаил Фокин, костюмы и декорации создал Лев Бакст. Одним словом, премьера была просто «обречена на успех».
Либретто балета уводит нас из предвоенной Европы в Золотой век. Дафнис и Хлоя - подлинные дети счастливой Аркадии. Они любят друг друга светлой и невинной любовью. Им не ведомы муки ревности и заботы о хлебе насущном. Но однажды Хлою похищают пираты. Дафнис сражён горем. Видя его отчаяние, нимфы просят Пана помочь спасти девушку. Пан посылает ей на выручку сатиров, и вскоре уже влюблённые воссоединяются. Они клянутся в вечной любви у алтаря нимф.
Несмотря на некоторую наивность либретто, как сценическое действо «Дафнис и Хлоя» производят неизгладимое впечатление. Во многом оно обусловливается, конечно же, прекрасной музыкой Равеля. Заслуживает внимания, между прочим, тот факт, что почти все самые известные фрагменты балета - те, во время которых на сцене не танцуют.
Написанная для Дягилева партитура балета «Дафнис и Хлоя» - одна из вершин творчества композитора. Среди её лучших страниц – картина восхода солнца. Из музыки балета составлены две симфонические сюиты.
«Красавица и чудовище» из сюиты «Моя матушка-гусыня»
Сюжет «Моей матушки-гусыни» навеян историями Шаря Перро и других сказочников. Сначала, в 1908 – 1910 годах, Равель написал маленькую сюиту из пяти пьес для фортепианного дуэта. Затем он её оркестровал для балета. «Красавица и чудовище» вдохновлена популярнейшей сказкой, которая многим знакома под названиями «Земира и Азор» или «Аленький цветочек». Медленная вальсовая тема рисует портрет красавицы. Тему чудовища вначале играет низкий и грубый контрафагот, но, когда монстр превращается в прекрасного принца, тема его тоже магически преображается.
Александр Бородин. Богатырь русской музыки
Бородин был неповторимо талантливым композитором и незаурядным учёным. Его не столь обширное музыкальное наследие, тем не менее, ставит его в один ряд с величайшими русскими композиторами.
Биография
Александр Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году от внебрачной связи грузинского князя Луки Степановича и Евдокии Антоновой. Чтобы скрыть происхождение мальчика, его записали сыном крепостного слуги князя – Порфирия Бородина. Александр был воспитан матерью, однако в обществе его представляли, как её племянника.
Ещё в детстве мальчик усвоил три иностранных языка – французский, немецкий и английский.
В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию, но, изучая медицину, продолжал заниматься химией, которая стала делом всей его жизни.
В 1858 году Бородин получил звание доктора наук и на три года отправился за границу – в немецкий Гейдельберг, а затем в Италию и Францию. В Гейдельберге Бородин познакомился с талантливой русской пианисткой Екатериной Протопоповой, на которой в последствии женился. В 1869 году они усыновили 7-летнюю девочку.
В течении двух последующих десятилетий карьера Бородина в Академии складывалась блестяще: в 1864 году он стал профессором, а в 1872 году сыграл важную роль в основании женских врачебных курсов.
Усердно занимаясь наукой, Бородин в то же время не оставлял занятий музыкой, хотя и считал её всего лишь своим хобби. И, несмотря на то, что Бородин действительно был успешным учёным, именно музыка обессмертила его имя.
По возвращении в Россию в жизни Бородина произошли большие перемены, благодаря знакомству с Милием Балакиревым и его кружком, в который также входили композиторы Модест Мусоргский, Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Бородин тоже стал членом этого кружка, известного под названием «Могучая кучка». Композиторы «Могучей кучки» видели своей целью развитие русской национальной музыки.
Основные произведения Бородина – это три симфонии, два струнных квартета, симфоническая картина, 16 романсов и песен и несколько сочинений для фортепиано – не такое уж скудное наследие для композитора, писавшего время от времени. И к тому же все эти произведения – прекрасные образцы классической музыки.
Однако около 18 лет все мысли Бородина как композитора были связаны с главным произведением его жизни – блистательной оперой «Князь Игорь», которая так и не была завершена.
Рассказывают, что...
Сестра М. И. Глинки Л. И. Шестакова вспоминала: «Свою химию он любил более
всего, и когда мне хотелось ускорить окончание его музыкальной вещи, я его
просила заняться ею серьёзно; он вместо ответа спрашивал: «Видали ли вы на
Литейном, близ Невского, магазин игрушек, на вывеске которого написано: «Забава
и дело?» На моё замечание: «К чему это?» - он отвечал: «А вот, видите ли,
для меня музыка - забава, а химия - дело».
Друзья Бородина были очень обеспокоены тем, что в работе над оперой «Князь
Игорь» опять наступил перерыв. Римский-Корсаков приходил и говорил композитору,
что «Игоря» надо закончить во что бы то ни стало.
- Вы, Александр Порфирьевич, занимаетесь пустяками, которые в разных
благотворительных обществах может сделать любое лицо, а окончить «Игоря» можете
только вы один.
Великий композитор и учёный умер во время карнавального вечера 15 (27 февраля) 1887 года. Ему было всего 53 года. Он был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры рядом со своими друзьями: Мусоргским, Даргомыжским, Серовым.
«Князя Игоря» закончили Римский-Корсаков и Глазунов, а премьера состоялась на сцене Мариинского театра в 1890 году.
Упоительная музыка из этой оперы приобрела популярность за рубежом, когда на Бродвее был поставлен мюзикл «Кисмет», в котором использовались фрагменты произведения великого русского композитора.
Звуки музыки
«Князь Игорь»
Сюжет для оперы предложил композитору В. Стасов, он же набросал и первый вариант либретто, основанный на произведении древне русской литературы «Слово о полку Игореве». В «Слове» рассказывалось о неудачном походе отважного князя Игоря против половцев – кочевых восточных племён. Сюжет пришёлся композитору по душе. Однако он был вынужден постоянно отрываться от создания оперы в пользу научной деятельности, поэтому работа над произведением растянулась на годы. Композитор сам написал либретто, причём, желая, как можно лучше воссоздать эпоху, предварительно изучил памятники древней русской словесности, а также труды учёных, имевшие какое-либо отношение к избранному им сюжету.
Несмотря на то, что композиторы «Могучей кучки» были полны энтузиазма относительно «Князя Игоря», Бородин вдруг совершенно охладел к опере и в течение долгого времени не прикасался к ней, игнорируя уговоры друзей. Вместо этого он принялся за Вторую симфонию, которую тоже сочинял урывками, в перерывах между своей научной деятельность. По иронии судьбы человеком, который убедил композитора вновь приняться за забытую оперу, стал друг Бородина – молодой врач Шоноров, а совсем не композиторы «Могучей кучки». Например, Н. Римский-Корсаков неоднократно пытался подтолкнуть Бородина к завершению. Но безрезультатно. Он призывал композитора вернуться к оркестровке Половецких плясок, буквально стоял над ним, пока тот работал с партитурой карандашом (чтобы ускорить процесс), и покрывал её тонким слоем желатина, чтобы нотные строки не стирались.
Поскольку Бородин не успел завершить оперу, её закончили композиторы Глазунов и Римский-Корсаков. Премьера состоялась в 1890 году. Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую не раз слышал в исполнении автора. Эта опера, пусть и незаконченная, стала исключительным музыкальным произведением, основанном на масштабном сюжете, рассказывающем и об ожесточённой борьбе, и об искренней любви.
Действие начинается в древнем русском городе Путивле, где князь Игорь, оставляя свою жену, вместе с сыном и дружиной собирается в поход на половцев под предводительством хана Кончака. На фоне военных событий сюжет осложняется любовными отношениями между сыном Игоря, княжичем Владимиром, и дочерью хана – Кончаковной.
Увертюра начинается в задумчивом настроении, которое расцветает буйными мятежными красками, предвосхищающими контрастные картины и события, разворачивающиеся в опере. Вместе со звуками военных призывов здесь звучат витиеватые и пряные восточные темы, связанные с образом хана Кончака, а выразительная лирическая мелодия струнных отражает душевные переживания любящего сердца, вплетённые в музыкальную канву.
Половецкие пляски звучат в тот момент, когда действие оперы переносится в половецкий стан. Где в плену у хана Кончака томятся князь Игорь со своим сыном.
Удивительно, но хан обращается с пленниками гостеприимно. Он даже готов отпустить Игоря, если тот даст слово не поднимать меча против половцев. Однако Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберёт на хана свои полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать. Сначала слышится их песня, полная грусти и нежного очарования, но тут внезапно её сменяет дикая воинственная пляска мужчин. Мощные звуки барабана взрываются, словно буря, начиная неистовую пляску: все прославляют доблесть и силу хана. Вслед за тем мы словно слышим топот копыт – лихие всадники скачут на лошадях – этот бешеный ритм вновь уступает нежной мелодии девушек-невольниц, пока наконец не врывается с новой силой необузданная пляска. Предыдущие темы сменяют друг друга, ускоряя темп, предваряя грандиозный, буйный, необузданный и воинственный финал.
Струнный квартет № 2 Бородин
Занимаясь наукой, Бородин писал музыку в основном для скромных камерных ансамблей. В середине творческого пути Бородин вернётся к своей излюбленной форме - Струнный квартет № 2 будет создан в 1881 году.
Несмотря на настроение светлой грусти, пронизывающее всё произведение (квартет написан сразу после смерти своего друга – М. П. Мусоргского), оно посвящено любимой жене. 3-я часть (звучит в переложении для струнного оркестра) открывается нежной выразительной мелодией виолончелей, поддерживаемая деликатным аккомпанементом. Затем мелодия подхватывается другими инструментами и, развиваясь, подводит нас к 3 части, более взволнованной. Вскоре вновь звучит лирическая мелодия, возвращая задумчивое настроение, в котором и затихают последние вздохи струнных.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.