Симметрия в природе

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 24.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

“Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”. Г. Вейль
Иконка файла материала симметрия в природе.pptx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Игоревская средняя школа» Холм-Жирковского района Смоленской области»


«Симметрия в природе»


Выполнил ученик 9 класса
МБОУ «Игоревская СШ»
Шкобенев Максим
Руководитель :
Иванова Л.В.

Окружающий нас мир –
это мир геометрии
А. Д. Александров
“Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство”.
Г. Вейль

Математика и природа

Математика – царица наук.
«Природа не настолько глупа, чтобы не использовать законы математики».

Именно это дало мне мысль изучить этот вопрос. Симметрия в живой и неживой природе меня заинтересовала.

Гипотеза: Симметрия - это гармония и красота, равновесие, устойчивость которые встречаются в природе.
Цель работы: поиск и исследование симметрии в мире растений, животных, в теле человека, в неживой природе..

Задачи:
1. Определить, что такое «симметрия».
2. Рассмотреть виды симметрии
3.Найти симметричные фигуры и предметы в окружающем мире.
4.Доказать, что симметрия – это гармония и красота.

Объект исследования – симметрия.
Предмет исследования – закономерности симметрии в природе
Методы научного исследования: наблюдение, изучение и анализ литературы и источников по теме.

Природа — совершенное творение, убеждаются учёные, которые открывают в строении человеческо-го тела пропорции золотого сечения, а в головке цвет-ной капусты — фрактальные фигуры.
«Изучение и наблюдение природы породило науку»,- писал Цицерон в первом столетии до нашей эры. В бо-лее поздние времена с развитием науки и отдалением её от изучения природы, учёные с удивлением откры-вают то, что было известно ещё нашим предкам, но не было подтверждено научными методами.
Интересно находить схожие образования в мик-ро- и макромире, вдохновлять может и то, что гео-метрию этих образований наука может описать. Кровеносная система, река, молния, ветки деревьев… Всё это — схожие системы, состоящие из разных час-тиц и различные по масштабу.

Какую форму чаще всего принимают тела в природе? Посмотрев вокруг, мы увидим, что чаще всего это круг, дуга, сфера и шар.
Фигура, близкая к кругу, получится, если разрезать поперек арбуз или апельсин, дугу напоминает радуга, сферу – одуванчик, шар – крыжовник, смородина, ягоды рябины, свечка каштана напоминает конус..

Симметрия деревьев и пример симметрии на листе яблони

Осевая симметрия- симметрия относительно прямой

Симметрия в природе

Внимательное наблюдение показывает, что основу красоты многих форм, созданных природой, составляет симметрия

Зеркальная симметрия у животных

Зеркальная симметрия (отражение), когда объект при отражении переходит в себя

Винтовая симметрия

В пространстве существуют тела,обладающие винтовой симметрией, т. е. совмещаю-щиеся со своим первона-чальным положением после поворота на угол вокруг оси, дополненного сдвигом вдоль
той же оси. 
Винтовая симметрия наблюдается в расположении листьев на стеблях большин-ства растений.

Винтовая симметрия у животных

Центральная симметрия

Центральная симметрия — при повороте вокруг точки на 180°.

Центральная симметрия у животных

Поворотная симметрия

Многие цветы обладают характерным свойством: цветок можно повернуть так, что каждый лепесток займёт положение соседнего, цветок же совместится с самим собой. Такой цветок обладает осью симметрии.

Фракталы

Фрактал – это математическое понятие многоканального и многоуровневого подобия самому себе.
Многие объекты в природе обладают фрактальными свойствами:

побережья морей и берега рек

облака, кроны деревьев,

кровеносная система и система альвеол человека и животных

цветы и растения

Симметрия у человека

Опрос

Так же я провел опрос среди моего класса в нем приняло участие 19 включая меня.
Первый вопрос: Знаете ли вы что такое симметрия
Второй вопрос: Встречаются ли мои одноклассники с симметрией в жизни
И последний вопрос: На каких уроках вы встречались с понятием симметрии?

Я исследовал листья комнатных растений, которые растут на моём подоконнике.

Практически все листья имеют зеркальную симметрию.

На листе алоэ колючки расположены с переносной симметрией.

На финиковой пальме листья расположены с переносной симметрией.

Для многих людей математика – скучная и сложная наука,  но математика – не только цифры, уравнения и решения, но и красота в строении геометрических тел и живых организмов.

Выводы

Я узнал, какие существуют виды симметрии, научился их различать и находить в окружающих предметах.
Исследовал лица одноклассников на симметричность и обнаружил, что только гармония симметрии и асимметрии выглядит красиво. Так как идеально симметричное выглядит скучно, неинтересно, не настоящее. Поэтому мир не возможен без гармонии симметрии и асимметрии.
Симметрия играет огромную роль в жизни человека, в открытиях ученых, в творчестве людей.
Исходя из опроса, школьники знакомы с симметрией и признают, что она встречается повсеместно и хотят научиться различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире.
Так же материалы этого проекта в дальнейшем можно использовать на занятиях элективного курса по предпрофильной подготовке в девятом классе по теме «Симметрия вокруг нас»; на занятиях кружка для учащихся 5-7 классов.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотрите также