Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
В семье рождается ребенок. И взрослые мечтают: вот он начнет ходить,
вот будут вместе заниматься интересными делами, расскажут ему о
мире, покажут все, что сами знают. Время идет. Ребенок уже ходит и
говорит. Но ему не сидится на месте. Он не может долго слушать, не
может запомнить правила игр. Начинает какое-то дело и быстро
отвлекается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То
плачет, то смеется. Часто дерется, что – нибудь ломает беспричинно. И
родители, измучившись, идут психологам, врачам. Врачи ставят
диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)—
неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся
в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности
концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая
импульсивность.
Статистика утверждает, что в России детей с СДВГ от 4 до 18% (в
данном случае имеются ввиду поставленные диагнозы, сколько детей
живет с СДВГ без лечения – социологи не вправе утверждать). При этом
мальчиков, с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек. Более
половины детей, имеющих в детстве СДВГ, продолжают страдать им в
более позднем возрасте. В 30-70% случаев симптомы СДВГ остаются с
человеком на всю жизнь.
Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей
с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ребенок
полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой
становится упрямым и непослушным – это не значит, что он
гиперактивен, ЭТО АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНЫЙ РЕБЕНОК.
Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний
возраст при обращении к врачу – 8–10 лет.
•
извивается.
•
•
•
ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
•
•
связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
•
игр.
•
•
•
Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных
Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
Не может играть тихо, спокойно.
Болтливый.
Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится,
На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не
С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается
Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную
Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице.
Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях,
•
в игры других детей).
•
к нему речь.
•
•
но приключений или острых ощущений специально не ищет (например,
выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Сопутствующие нарушения при СДВГ:
Нарушение зрительного восприятия
Нарушение зрительно-моторной координации
Вестибулярные нарушения
Нарушение крупной моторики
Нарушение мелкой моторики
Повышенная тактильная чувствительность
Повышенная слуховая чувствительность
Низкая чувствительность
Депрессии
Тревожность
Оппозиционно –вызывающее расстройство
Трудности обучения – дисграфия, дислексия, дискалькулия
13. Трудности в обработке информации
14. Тики и подёргивания
15. Частые головные боли
16. Отягощенный период полового созревания
Причины возникновения СДВГ
Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности.
Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с
каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным
ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:
- генетические (наследственная предрасположенность); 20–30%
родителей детей с СДВГ страдают или страдали этим синдромом.
- биологические (органические повреждения головного мозга во время
беременности, родовые травмы);
- социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм
родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).
Памятки при работе с СДВГ ОН ДЕЛАЕТ ЭТО ВСЕ НЕ НАРОЧНО И НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ РУГАНИ. На его поведение
надо реагировать иначе. Если бы ребенок выбирал, как себя вести, вряд
ли бы он выбрал невнимательность, гиперактивность и постоянные
замечания.
Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы
они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели
только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое
внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети
смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание,
хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая
борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО,
ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями
и психологом.
ЕМУ НУЖНА ПОМОЩЬ, А НЕ НАКАЗАНИЕ. Альтернативы неправильному
поведению. Способы самоконтроля (пока не научился сам себя
контролировать - нужен ваш нерепрессивный контроль).
Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в
начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня
или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных
детей отличается цикличностью: 10–15 минут работы, а потом на 5–7
минут ребенок как бы выключается, в эти минуты, чтобы
активизировать сознание, ребенок вынужден вертеть головой, двигать
конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно
использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2–3 задания,
можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать
физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что
ребенок не может продолжать работать можно переключить его на
другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и
так далее.
Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания,
например повторение уже пройденного материала. После первого
задания, он может выполнить что-то более сложное или начать
ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В
определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание,
чтобы он мог его завершить.
Обращать внимание на успехи и достижения. На пять похвал -
одно замечание. На одно замечание - пять похвал. Обязательно
соблюдать пропорцию!
Исходить из средних, а не из лучших достижений. Самый ужас для
такого ребенка - "вот, можешь, если захочешь/ если постараешься".
Если он постарался и сделал как надо - это повод для того, чтобы его
похвалить и особо отметить, а не повысить планку ежедневных
требований. Почти каждый из нас раз в жизни может пробежать сто
метров со невероятной скоростью, убегая от маньяка с ножом. Но
требовать ежедневной стометровки с той же скоростью - неправильно.
Надо различать подвиг и повседневные умения.
Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо
организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. Использовать тактильный контакт. Проходя по классу, педагог в тот
момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему
на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий
“включить” внимание.
Хвалить надо с умом. Нельзя : «Ты молодец; Умница; Хороший
мальчик(девочка)». Лучше так: "Я довольно тобою сегодня. (Если
ребенок не спросил почему, следующий вопрос задается вами). Знаешь
почему (имя ребенка обязательно), я довольна тобой? (послушайте
ответ ребенка, что он вам скажет). Если он не знает за что. Можно
тогда смело объяснять, но конкретикой, а не абстракциями.
Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида
деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания
времени выполнения какого-либо задания можно предупредить:
“Осталось 3 минуты” или использовать таймер.
Иметь в классе четкую систему правил поведения и сразу ее
объяснить. Озвучить правила поведения, выполнения задания.
Записать их. Попросить ребёнка
повторить их всему классу или записать их на доске.
Объяснить, что полагается за то-то и то-то. Хорошо и динамично
планировать урок (работа в парах, тройках, рядами, группами с
презентацией и пр.) - дети должны быть все время заняты, и заняты
разнообразно.
Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому
необходимо исключить или ограничить их участие в
мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.
Важен выбор партнеров для выполнения заданий, игр – друзья ребенка
должны быть уравновешенными и спокойными.
Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его
неожиданное действие, которое иногда носит даже
провокационный характер, может вызвать слишком
эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь
спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде
чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько
секунд (например, сосчитайте до десяти).
Обращать внимание на успехи и достижения. На пять похвал - одно
замечание. На одно замечание - пять похвал. Обязательно соблюдать
пропорцию!
Иметь заранее меры реагирования для перевозбудившихся
СДВГшек: послать их мыть тряпку, принести воды, сходить в
столовую, спуститься вниз в учительскую... Меры для невнимательных:
подойти и секретно простучать по парте код "ау, проснись" вместо
"Так, Иванов, куда опять смотрим? Там что, кино показывают? Смотри,
смотри в окно, двойка в четверти давно тебя ждет" - идеальный способ
не привлечь к уроку одного человека, а отвлечь от него всех 25.
ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ ПРИОРИТЕТЫ: думайте, стоит ли проблема того,
чтобы за нее сражаться. Так ли принципиальны четыре клетки отступа
- или важнее, чтобы ребенок научился считать? принципиально важно подчеркивание по линейке или нет? У таких детей - целая куча
проблем, выбирайте из них принципиальные и работайте сначала с
ними, к непринципиальным можно переходить потом.
Постоянная обратная связь на тему "вот тут у тебя хорошо, вот это
сделано правильно, вот здесь повел себя как следует" - она всем детям
помогает, не только проблемным. А проблемным, у которых все плохо-
плохо - в особенности: надо же видеть, что у тебя и тут хорошо, и тут
хорошо...
Не ставить перед ребенком и его родителями сразу много задач.
Идти по ступенькам, от малого к большому. Для каждого из
проблемных учеников - обговорить с родителями план и даже записать
его в тетрадочке: области проблем, над чем работать, чего добиваться,
чем могут помочь родители. План должен быть РЕАЛИСТИЧНЫЙ: писать
в день восемь страниц прописей или добиваться идеальной письменной
работы у невнимательных детей, да еще и с дисграфией – более чем
бесполезно.
Очень важен конструктивный диалог с родителями!
Как беседовать с родителями
Категорически нельзя:
- использовать слова "неадекватный", "псих", "ненормальный".
- требовать озвучить диагноз, требовать показать ребенка
психологу/психиатру (можно - говорить что-то вроде "вот такие-то у
него особенности, с ними хорошо умеют работать психологи).
- требовать от родителей "воспитывать", "научить его себя вести" и
"заниматься больше".
- говорить "все плохо".
Нужно : как можно больше конкретики, фактов, причем не только
плохих! расскажите о хорошем - какие ребенок делает успехи, какие
еще может...
Рассказывать - что вы сами видите, что с ним работает, спросите
родителей, что помогает дома.
В общем - выражать доброжелательность и настрой на то, что вместе
вы справитесь с проблемами ребенка.
Помните, что даже самые замечательные родители, естественно, не
выдерживают постоянных упреков и осуждения и постепенно теряют
связь со школой - не посещают собрания, не идут на контакт с
учителем и администрацией школы. Поэтому надо всегда занимать
конструктивную позицию. Не ругать, а обращать внимание на проблему
и предлагать или искать вместе с родителями пути её решения.
И в заключении…
Дети с диагнозом СДВГ, не получающие лечения и коррекции, имеют
все шансы в подростковом возрасте поиметь ОВР (опозиционно-
вызывающее расстройство поведения). Поэтому, важнейшей
социальной миссией педагога начальной и средней школы является не отвержение и изгнание такого ребенка, а помощь в выявлении и
коррекции синдрома.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.