«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»
Оценка 5

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
12.11.2018
«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»
Цель урока: Формировать умения учащихся фиксировать собственные затруднения в применении изученных понятий, в использовании алгоритма синтаксического разбора. Задачи урока: 1. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; 2. Развивать и совершенствовать умения и навыки уч-ся по составлению схем сложноподчиненного предложения и синтаксического разбора данных предложений; развивать аналитические умения в синтаксическом разборе сложноподчиненного предложения; 3. Развивать навыки работы с КИМами. 4. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма к Родине и уважения к окружающим людям Форма работы: фронтальная, в паре, индивидуальная. Оборудование: учебник «Русский язык» Л. Тростенцова, Формируемые УУД: Познавательные: развитие аналитических способностей и логического и творческого мышления. Коммуникативные: умение работать в паре, слушать товарища. Регулятивные: умение оценивать свои знания, определять области знания и незнания. Планируемые результаты: Предметные: научатся выполнять синтаксический разбор сложноподчиненного предложения, строить схемы сложноподчиненного предложения, расставлять знаки препинания в сложноподчиненного предложения. Метапредметные: научатся работать в команде, работать с информацией и текстом. Личностные: получат возможность научиться любить и ценить свою малую родину.
Синтаксич расзбор cпп 9 кл..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области "Кривчиковская  средняя общеобразовательная школа" Конспект открытого урока по русскому языку  «Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения» 9 класс (в рамках методической недели) Подготовила и провела  учитель русского языка и литературы Головкова О.Н. с.Кривчиково, 2018 Цель урока: Формировать умения учащихся фиксировать собственные затруднения в применении изученных понятий, в использовании алгоритма синтаксического разбора. Задачи урока: 1. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;  2. Развивать и совершенствовать умения и навыки уч­ся по составлению схем  сложноподчиненного предложения и синтаксического разбора данных предложений; развивать аналитические умения в синтаксическом разборе сложноподчиненного  предложения; 3. Развивать навыки работы с КИМами. 4. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма к Родине и уважения  к окружающим людям Форма работы: фронтальная, в паре, индивидуальная. Оборудование: учебник «Русский язык» Л. Тростенцова,  Формируемые УУД:  Познавательные:   развитие   аналитических   способностей   и   логического   и творческого мышления. Коммуникативные: умение работать в паре, слушать товарища. Регулятивные:   умение   оценивать   свои   знания,   определять   области   знания   и незнания.  Планируемые результаты: Предметные:   научатся   выполнять   синтаксический   разбор   сложноподчиненного предложения, строить схемы сложноподчиненного предложения, расставлять знаки препинания в сложноподчиненного предложения. Метапредметные: научатся работать в команде, работать с информацией и текстом. Личностные: получат возможность научиться любить и ценить свою малую родину.  Ход урока: 1. Ормомент (приветствие, готовность к  уроку) Откройте тетради, подпишите число, классная работа. 2. Мотивация: Запись предложения с доски (без знаков препинания): Ученик, который учится без желания, – это птица без крыльев. (Саади ­  древнегреческий философ) ­ Объясните постановку знаков препинания (у доски). ­ Как вы понимаете смысл высказывания? (Если у нас будет желание учиться, то  у нас вырастут крылья и мы сможем, как птицы, взлетать выше и выше. А если желания постигать что­то новое, неизведанное у нас не будет, то и не будет  крыльев, с помощью которых, мы будем подниматься в высь.) ­ Это высказывание будет эпиграфом нашего урока. ­ Составить схему предложения у доски.  ­ Какое это предложение, назовите вид?  3. Актуализация   знаний:  Проведем   теоретическую   разминку   по   теме «Передай   другому»   (Один   учащийся   задает   вопрос «Сложноподчиненное предложение, адресуя его конкретному учащемуся, если учащийся, получивший вопрос, не может ответить, на вопрос отвечает задавший его. Если учащийся, получивший вопрос, отвечает на него, то задает свой.) Какое предложение мы называем сложноподчиненным?  Чем отличается сложносочиненное предложение от  сложноподчиненного?  С помощью чего придаточная часть может присоединяться к главному?  (союзы и союзные слова) В чем отличие союзов и союзных слов? Назовите 3 вида придаточных предложений? Назовите виды придаточных обстоятельственных ( причины, цели,  времени, меры и степени, условия, следствия, сравнения, уступки, образа  действия) Назовите виды подчинения придаточных предложений? (однородное,  неоднородное, последовательное.) Мы с вами почти закончили изучение большой и сложной темы  «Сложноподчиненное предложение».  4. Формулирование темы урока Задание 1  Выберите из ряда понятия и сформулируйте тему урока. Запишите.  Синтаксический, простое, СПП, двусоставное, односоставное, разбор,  словосочетание, предложение. Тема: Синтаксический разбор СПП. 5. Самостоятельное изучение п.29  Есть в письменном разборе что­то новое для нас?  6. Работа в паре:  Прочитайте, сложноподчиненные предложения, определите вид придаточных    определите   тему,   расставьте   знаки   препинания,   отметьте Всюду хорошо, а дома лучше.   Где кто родится, там и пригодится Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.  Кабы куст был не мил, соловей гнезда бы не вил.  Береги землю родимую, как мать любимую. Родина краше солнца, дороже золота. Давайте проверим, что у вас получилось. Проверка.  Тема Родины.  ­­­ Выполним синтаксический разбор  предложения  у доски. Кабы куст был не  мил, соловей гнезда бы не вил.  7. Работа с текстом.  ­­ Сегодня на уроке мы будем работать с текстом   – Е. И. Носов. Удивительный мастер   слова,   Евгений   Иванович   очень   любил   свою   родину.   Курские   просторы,         характеры, привычки земляков нашли отражение в его произведениях. Перед вами текст Е.И.Носова.  Послушаете его. Чтение текста учителем. 1) В   послевоенную   неустроенную   пору   откололась   от   голодной   деревни,   от обессиленной   курской   земли   тётушка   моя   Валентина. 2)  Не выдержала  молодая девка лебеды, завербовалась, куда глаза глядят, и завёз её оргнабор аж в озёрно­ скальную Карелию. 3) Там она сделалась заправским подрывником, нажила семью и до самой пенсии и в снег, и в слякоть прочертоломила в каменном карьере.  4) Всю жизнь   проходила   в   закоженелой   брезентовой   робе,   в   железной   каске   поверх платка, с милицейским свистком на шее, дабы никто не угодил под тротиловую шашку.  5) Ушла на заслуженный вся простуженная, с негнущейся спиной и почти огрубелыми, почти окаменелыми пальцами. 6) И лишь тогда только наконец вырвалась на родину – через тридцать шесть лет! 7)   Ну, конечно, воды за это время утекло много. 8) Приехала в свою прежнюю деревню, сама никем не узнаваемая, ничего и никого   не   узнавая.   9)   Глядит   вокруг   тётка   Валентина,   волнуется,   силится   что­то вспомнить,   вздыхает   горестно,   и   слёзы   непроизвольно   катятся   по   её   широкому заветренному лицу, капают за тучную пазуху. 10) – Ох, девки милые! – запричетывала она, глядя на реку. 11)–Вы ведь хоть все скопом живёте, на прежнем месте. 12) А я, сорока, залетела… 13) Да чего уж теперь говорить, жизнь прожита; там у меня дом, внуки, корова теперь в окошко тычется: хозяйку ждёт… 14) А всё ж душа моя напополам разрывается. 15) Тут­то мне всё родное: вот и небушко без хмари, и ветер наш, травный, покосный… 16) Чуете: живой чабрец! 17) Она шумно вздыхает, ловит распахнутым ртом полуденный ветер и, не вытирая слёз, говорит: 18) – Вот полечу обратно, теперь, видать, уж насовсем. 19) Не свидимся больше. 20) Ничегошеньки мне не дарите на прощание, ничего не надо, всё у меня   теперь   есть:   шмутки,   полированная   скарбота…   21)   Только   дайте   набрать землицы!   22)Хоть   горсточку,   хоть   щепотку.   23)   Я   ж   по   ней   бегала   босой   да несмышленой. 24) А теперь мамаша наша под ней лежит… 25)  Вот повезу с собой жменьку, хоть когда прикоснусь, понюхаю, а не то в слабую минутку потужу­ погорюю,   что   так   у   меня   нескладно   получилось…  26)   И   вот   вопрос:   что   же выходит, Карелия для тётки Валентины не своя земля, чужбина? 27) Своя­то она своя, одна, общей границей опоясанная, а для тётушкиных детей – даже родина. 28) Но так вот устроена душа человеческая, что внутри общего для нас отечества у каждого есть ещё и особый уголок, та заветная земля, где, как говорят, пупок ниткой вязан. 29) Если бы человеку дано было выбирать себе малую родину, то один предпочёл бы   берег   южного   моря,   где   благодатно   зреют   виноградные   гроздья   под неумолчный накат белопенной ласковой волны. 30) Другой выбрал бы величавые горы,   у   подножия   которых   трепещет   радуга   над   водопадом,   роняя   цветные дожди   на   гранатовые   рощи.  31)   Третий   избрал   бы   соседство   могучей   реки, пахнущей арбузами, плотами, рыбой, большой открытой водой.  32) А может кто­то выбрал бы себе ту синеокую Карелию, которая и на самом деле прекрасна своим Онегой­озером,   рУбленой   стариной   и   белыми   посеребрёнными   ночами;   или  огнедышащую вулканами Камчатку, где по спинам идущих на нерест лососей, сказывают, можно перейти на другую сторону реки… 33) Но родину, как и мать, не выбирают. 34) Она у всех такая, какая досталась от дедов и отцов.                                                                                     (По Е. И. Носову)  Какова тема текста? (Любовь к родным местам, малой родине) Какова основная мысль текста? В каких предложениях она выражена?  1. 2. (показать сколько бы ни было на Земле красивых мест, нет лучше,  дороже и краше  того места, где ты родился, как героиня) 3. Этот текст взят из одного из первых рассказов Е.И.Носова «Краски родной  земли»). 4. обоснования ответа на вопрос: «Зачем тетушка Валентина хотела взять с  собой родной земли?» Определите стиль и тип речи. (художественный, повествование).  В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для  1) В Карелии не плодородная почва. 2) Эту землю она хотела показать своим детям и внукам. 3) У курской земли особый запах. 4) Родная земля напоминала бы ей о предках, о детстве и юности, о малой  родине, и в трудную минутку она могла бы потужить­погоревать о своей  нескладной судьбе. ­­­­ Выпишите 29 предложение. Выполните синтаксический разбор + схема. У доски. 8. Работа с КИМами (подготовка к ОГЭ) Задание 6 ОГЭ  Замените разговорное слово «скопом» в предложении 11  стилистически нейтральным синонимом.  Задание 7 ОГЭ Замените словосочетание «в железной каске», построенное на  основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Задание 8 ОГЭ Выпишите грамматическую основу предложения 21. Задание 11 ОГЭ Укажите количество грамматических основ в предложении 9.  Задание 15 ОГЭ Как вы понимаете смысл двух последних предложений текста? Приведите два аргумента из текста, подтверждающие ваши рассуждения.  Пример учителя.  (Несмотря на то, что красивые места в озерно­скальной синеокой Карелии, все ж не стали они родными для тетушки Валентины. Сердцу милым остался тот край, где она «бегала   босой   да   несмышленой».     Просит   тетка   Валентина   набрать   горсточку землицы курской, чтобы, вернувшись в Карелию, хоть прикоснуться к ней, понюхать, а когда и погоревать о своей судьбе. Каждый из нас должен знать и помнить, что, сколько бы ни было на Земле красивых мест, нет лучше, дороже и краше  того места, где ты родился.) 10.  Рефлексия.  ­­   Вспомним   еще   раз   порядок   синтаксического   разбора  сложноподчиненного предложения. ­­Что у вас вызвало трудности? ­­ Как вы оцениваете свою работу на уроке?  10. Домашнее задание:  1. Выполнить синтаксический разбор 3­х сложноподчиненных предложений из текста, составить их схемы. 2. Написать сочинение­рассуждение (15.2) по заданию 15.  11. Выставление оценок.

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»

«Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018