УДК 372.851
LEDNEVA IRINA VLADIMIROVNA
THE SYSTEM OF LABORATORY AND PRACTICAL WORK IN MATHEMATICS LESSONS WITHIN THE FRAMEWORK OF BLENDED LEARNING AS A MEANS OF REALIZATION OF INTERSUBJECT LINKS OF SUBJECTS OF NATURAL-MATHEMATICAL CYCLE
Annotation
The article describes the method of implementing the activity-based approach in teaching through a system of laboratory and practical work from related disciplines of EMC subjects. In this way, the author uses intersubjective connections to form a student's Polytechnic thinking. The practice-oriented approach allows the student to realize the practical significance of the material studied in the framework of the math lesson.
ЛЕДНЕВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА, УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ МАОУ «СОШ№4» ГОРОДА ЯЛУТОРОВСКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
СИСТЕМА ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В РАМКАХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА
Аннотация
В статье содержится описание метода внедрения в работу деятельностного подхода в обучении через систему лабораторных и практических работ из смежных дисциплин предметов ЕМЦ. Таким образом автор в работе использует межпредметные связи для формирования политехнического мышления школьника. Практик-ориентированный подход позволяет учащемуся осознать практическую значимость изучаемого в рамках урока математики материала.
Статья
В век внедрения «цифры» во все сферы жизни, когда более половины населения страны носят в кармане портативный компьютер, который и посчитает сдачу, и проложит маршрут, и сказку на ночь расскажет, всё труднее становится убедить учеников и родителей в необходимости формирования у детей навыков счёта, письма, смыслового чтения, навыков решения практик-ориентированных задач, в необходимости запоминания базовых формул и алгоритмов. Так теряется связь человека с реальной жизнью.
В настоящее время из-за многообразия авторских трактовок наблюдается несогласованность по времени изучения между ключевыми темами естественно-математических наук, например, физики (кинематика) и геометрии (векторы). Это не только вредит результативности изучения материала, а ещё и лишает учащихся возможности формирования в своём сознании целостной картины Мира, осознанию связи между учебными дисциплинами, закономерности в которых можно проследить математическими методами. Соответственно, страдает усвоение материала.
Поэтому, приветствуя концепцию смешанного обучения, принимая её как универсальную, способствующую решению массы образовательных задач, я в работе стремлюсь к тому, чтобы учащиеся смогли получить кроме хорошо развитого математического мышления, конкретные представления о практической значимости изучаемого материала, о его связи с предметами ЕМЦ, переносили математические методы в предметные области других дисциплин.
Отсюда вытекают следующие образовательные задачи:
1) Создать условия для формирования у учащихся предметных УУД (математика, алгебра, алгебра и начала математического анализа, геометрия);
2) Способствовать формированию системы навыков для решения прикладных, практических задач, с которыми ученик может столкнуться в реальной жизни;
3) Через систему межпредметных связей формировать у учащихся умения и навыки математической обработки и анализа информации, построения математической модели для решения поставленной задачи из смежной дисциплины (физика);
4) Создать условия для формирования у учащихся метапредметных (регулятивных, коммуникативных, познавательных и проч. УУД);
Суть моего метода работы в рамках моделей смешанного обучения
Моей находкой я считаю систему практических и лабораторных мини-работ, которые проводятся либо на этапе групповой деятельности школьников в рамках модели смешанного обучения «Ротация станций», либо по группам в рамках модели «Автономные группы».
Лабораторная работа соответствует теме урока, помогая осмыслению или закреплению изученного материала. Цель работы – применение конкретных математических навыков, знаний, оценка их эффективности при решении поставленной задачи, связанной с тематикой из физики, биологии, технологии и т.п.
Практическая работа выполняется для решения задачи, носящей выраженный прикладной характер. Учащиеся могут работать с моделями, макетами, на местности, а также в электронном читальном зале Президентской библиотеки (ПБ) при работе с историческими документами, газетными статьями прошлых лет. Это формирует познавательные УУД.
Для того, чтобы группа успешно справилась с заданием за 12-20 минут, в зависимости от модели, в которой работает класс, ребята получают карточку-инструкцию либо в кейсе, либо в отдельном формате. Карточка содержит инструкцию к работе, краткую, лаконичную, с указанием цели работы и её возможным ходом. Карточки хранятся в тетрадях для классных работ, в конце учебного года используются для систематизации и обобщения материала.
В группах учащимся приходится, с одной стороны, применять разделение труда, с другой – делиться своими наработками с другими, чтобы работу закончить успешно, сделать правильный вывод к работе. (Коммуникативные УУД).
В группе есть руководитель, которого в 5-6 классах выбираю сама, позднее, с опытом, им может стать любой участник, которому достался синий жетон в кейсе, или который занял за столом определённое место.
Состав групп иногда ранжируется по степени успешности изучения материала, чаще – группы формируются просто по рядам, «кто где сидит». Отсутствие отбора позволяет «слабым» увидеть перспективу ближайшего развития, «сильным» - отточить, совершенствовать навыки в предметной области, развивать коммуницирование, учит помогать, но не потворствовать. Так добывается опыт делового общения у детей.
Оценку результативности работы выношу сама, как учитель. Оценку активности каждого в группе, его полезности в работе, выносит группа в процентах. Ранжирование по процентной шкале заимствовано у образовательной платформы ЯКласс.
На IT – станции ученики получают возможность отточить полученные знания при самостоятельной индивидуальной работе, чаще всего на образовательной платформе ЯКласс. Работа на платформе не только предоставляет учителю гарантии самостоятельности в работе ученика, ведь у каждого задания там есть 50 различных вариантов, но и возможность СРАЗУ увидеть свой результат, проанализировать ошибки, найти пути их устранения. А на станции работы с учителем разобрать задачи повышенной трудности или задать ему свои вопросы, которые появились ранее.
Чёткие временные рамки не позволяют детям, нацеленным учителем на достижение высокого результата, отвлекаться от темы урока. Ротация станций – это физ-пауза, которая за урок проходит дважды. Чередование видов деятельности снижает фактор усталости у детей. Урок проходит «на одном дыхании».
Средства для реализации метода
1. Технические средства обучения: интерактивная доска, документ-камера, ПК, передвижной компьютерный класс на 20 ПК (достаточно при любой из моделей обучения), роутер.
2. Лабораторные работы для изготовления моделей по математике – 30 наборов (достаточно 10, но у меня на весь класс).
3. Макетная рамка с набором булавок – 4-6 штук, сделано из обычных коробок.
4. Программное обеспечение: электронные приложения к учебникам алгебры и геометрии издательства «Просвещение».
5. Большое желание учителя сделать урок полезным и интересным.
В своей работе я не открываю Америку, а эффективно использую те возможности, которые мне предоставляют дружные творческие коллективы издательств и научных центров («Просвещение», Сколково – ЯКласс, Учи. Ру и др.).
Предлагаю для ознакомления фрагмент урока на станции работы в группах.
Урок алгебры в 8 классе «Стандартный вид числа. Ялуторовск большой и малый» является первым уроком темы, построенным в рамках технологии смешанного обучения по модели «Смена рабочих зон». Для введения темы использован элемент опережающего обучения. С теоретическим материалом учащиеся познакомились самостоятельно, используя ресурсы электронной образовательной платформы ЯКласс.
Цель урока (для учителя): создание условий для закрепления понятийного и практического аппаратов темы в процессе деятельности учащихся на уроке.
Задачи урока (УУД): 1) Предметно-дидактические: формирование у учащихся умений/навыков записи чисел в стандартном виде, и обратного действия, сравнения чисел в стандартном виде.
2) Метапредметные: создать условия для формирования на уроке умений работать с информацией, высказывать свое мнение, вести диалог, мыслить логически и творчески, самостоятельно планировать деятельность, оценивать ее результативность.
3) Личностные: формирование положительной мотивации к обучению, гражданственности, интереса к жизни города в целом, осознания роли своей семьи в жизни города, чувства причастности к ней, чувства гордости за свою малую родину.
Тип урока: первичное закрепление изученного материала
Формы организации деятельности учащихся: 1) индивидуальная (IT-станция) - направлена на формирование базовых навыков - записи числа в стандартном виде. Содержит задания рецептивного и интерпретационного характера.
2) групповая (станция работы в группах) – направлена на решение проблемно-исследовательской задачи, требующей применения знаний в измененных, необычных условиях. Создаёт условия для формирования регулятивных, коммуникативных УУД.
3) фронтальная (станция работы с учителем) – направлена на совершенствование предметных УУД, создание условий для пред коррекции возможных затруднений у учащихся в понимании и усвоении материала.
В ходе работы на уроке учащиеся осуществляют рефлексию, оценку и самооценку своей деятельности, опираясь на инструкции, изложенные в рабочей тетради урока. Рабочая тетрадь урока составлена в трёх вариантах, учитывавших смену рабочих станций каждой группы учеников. Первичное оценивание производится в процентах, с итоговым переводом среднего значения заработанных процентов в оценку.
Фрагмент технологической карты урока.
Этап урока |
Время, мин. |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вызов |
3-4 |
Мотивация к деятельности, создание условий для формулирования учащимися темы и задач урока.
|
Демонстрирует ролик «Ялуторовск большой и малый», задаёт классу задание к ролику перед просмотром. |
Просматривают ролик, заполняют таблицу в рабочих тетрадях, формулируют тему урока, задачи урока. Записывают в рабочую тетрадь. |
Станция работы в группах |
||||
Работа в группах |
9-10 |
Решение проблемно-исследовательской задачи, требующей применения знаний в измененных, необычных условиях. Создаёт условия для осознания межпредметных связей алгебры и физики.
|
Консультативная, по запросу учащихся. |
По инструкции, приведённой в рабочей тетради, выполняют лабораторную работу, делают необходимые расчёты и выводы. Проводят предварительную самооценку деятельности, заполняя оценочный лист. |
Содержание этапа урока (фрагмент рабочей карточки ученика).
Станция работы в группах
Лабораторная работа: «Вычисление средней длины рисового зерна»
Цель: вычислить на практике среднюю длину рисового зерна в мм, см, дм, представив результаты в стандартном виде.
Указание к работе: Старший в группе ученик под №3. Работайте в парах. Распределите роли: кто проводит измерение и подсчёт, кто записывает результаты. Сравните результаты в парах. Найдите среднее значение. Все результаты записывает в тетрадь каждый член группы.
Ход работы:
1. С помощью линейки найдите количество рисовых зёрен, которыми можно выложить отрезок длиной 10 см=____мм. Это количество обозначьте буквой n.
2. Вычислите длину одного зерна риса L в мм, в см, в дм.
3. Переведите результаты в стандартный вид.
Рисунок 1. Фрагмент лабораторной тетради ученика
Данная модель урока реализует основные принципы обучения, сформулированные ещё в начале прошлого века ведущими российскими педагогами: принцип здоровье сбережения, так как работа с ИКТ не превышает установленных СанПиН 20 минут за урок, и в ходе урока дважды учащиеся переходят от статичности к активному движению при смене рабочих зон (неявная физкультминутка); принцип смены видов деятельности, что способствует снижению утомляемости у учащихся, повышению их работоспособности на уроке, повышению мотивации к учёбе, принцип само- и взаимного обучения учащимися на уроке, благодаря которому происходит многократное повторение и закрепление изученного материала.
Рисунок 2. Групповая практическая работа
В Таблице 1 приведена тематика некоторых лабораторных и практических работ, используемых на уроках математики в различных параллелях.
Таблица 1.
Тематика некоторых лабораторных и практических работ
класс |
Название работы |
Вид работы |
Изучаемая тема |
Предмет |
7 |
Определение средней длины своего шага |
Лабораторная |
Выражения с переменными |
Алгебра
|
7 |
Проверка качества чертёжных линеек |
Практическая
|
Точка. Отрезок. Прямая. |
Геометрия |
8 |
Определение места для строительства |
Практическая
|
Выпуклые четырёхугольники |
Геометрия |
9 |
Вычисление количества материала при ремонте |
Практическая
|
Решение практик ориентированных задач |
Алгебра |
В своей работе я не открываю Америку, а эффективно использую те возможности, которые мне предоставляют дружные творческие коллективы издательств и научных центров («Просвещение», Сколково – ЯКласс, Учи. Ру и др.).
Мой метод использования на уроке математики традиционных практических и лабораторных работ в рамках смешанного обучения способствует не только частично компенсировать разобщённость идейных линий учебников естественно-математического цикла, чем способствует формированию политехнического мышления учеников, но и помогает гуманитарные предметы изучать на математическом языке.
Библиографический список
1. Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков и др. / Под ред. Теляковского С.А. Алгебра. 7 класс; 8 класс; 9 класс: М.-Просвещение, 2015
2. Геометрия. 7-9 классы. Электронное приложение к учебнику Атанасян Л.С., Бутузова В.Ф., Кадомцева С.Б. и др. /1 CD/
3. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. /Шаг школы в смешанное обучение: Москва, Рыбаков фонд, 2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.