ГАПОУ «Еланский аграрный колледж» Волгоградской области
Система нетрадиционных форм занятий истории
(на примере преподавания раздела «Политика Н.С. Хрущёва» по авторской учебной программе)
Автор: Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории высшей категории
Елань, 2019 год
«Разглядеть, что истинно, что ложно,
Может только беспристрастный суд.
Осторожно с прошлым, осторожно,
Не разбейте глиняный сосуд.
(Владимир Высоцкий).
1.Технологические сведения об опыте.
1.1. Актуальность опыта
Несколько лет я вынашивала мысли о создании новой технологии изучения темы «Политика Н.С. Хрущёва».
Причины выбора данной темы были следующие:
1. Во-первых, за последние 15-20 лет историческая наука по-новому раскрыла многие вопросы развития нашей страны в 1954-1964 годы, ранее не известные.
2. Во-вторых, личная увлечённость преподавателя отбором материала по данному периоду передалась и студентам.
3. В-третьих, помощь поискового материала, бережно хранившегося в кабинете истории.
В настоящее время педагогическая практика в профессиональном образовании испытывает следующие затруднения:
· Недостаточный интерес к изучению вопросов истории страны.
· Слабая оснащённость кабинетов истории учебными пособиями (не считая ресурсов Интернета).
· Пассивное отношение многих студентов к урокам истории.
· Слабо развитая речь мешает студентам раскрывать свои способности.
· Оперирование хронологическими данными и историческими понятиями вызывает затруднения подростков.
В данном опыте решены следующие проблемы:
1. Повысилась заинтересованность студентов, стремление самим отобрать необходимый материал к занятию.
2. Максимальная оснащённость занятий дидактическими индивидуальными материалами.
3. Полная занятость студентов разных уровней подготовленности во время занятий.
4. Помощь со стороны родителей и выпускников в создании исторической базы кабинета истории.
5. Использование различных приёмов и методов в развитии речи студентов.
1.2. Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте.
Прежде всего я учу студентов анализировать исторические процессы, происходящие в стране в 1954-1964 годах. К каждому подростку с уважением подхожу как к личности. Стараюсь отметить те положительные моменты, которые проявляются у ребёнка и в ходе подготовки к занятию, и во время проведения занятия.
Эффективность нетрадиционных форм проведения занятий всегда очевидна.
Лучше запомнить дату, уметь объяснить понятие, сравнить исторические события, дать им оценку, сделать выводы - всё это подростки смогут именно на таких занятиях.
Выше ответственность студентов - и слабо подготовленных, и «юных историков», причём, ответственность исходит от самих студентов.
Развитие познавательного интереса к изучаемой проблеме прослеживается на протяжении всех занятий. Постоянное сравнение темы с современной жизнью России – показатель мыслительной деятельности подростка.
Проявление индивидуальных способностей подростков:
· Одни с гордостью участвуют в занятии-экскурсии, грамотно объясняют, рассказывают интересную проблему;
· Другие представляют чудесные рисунки по теме;
· Третьи – истинные политики, знатоки истории России;
· А четвёртым помогли родители, пришли на занятие рассказать «живую историю».
Воспитание взаимопонимания, уважения друг к другу, умения давать оценку однокурснику – такие задачи я ставлю и решаю постоянно.
Учу оценивать ответы друг друга, давать рецензию на ответ. А это ещё один приём хорошей подготовки студентов к занятиям. Даже если это – игра «Колесо истории», на котором один из подростков – на некоторое время «Н.С. Хрущёв».
1.3. Совокупность педагогических средств, найденных и проверенных в опыте.
Провести нетрадиционное занятие труднее, чем обычное. Однако результат такого значительно выше. Подавляющее большинство студентов на занятии выполняют определённую роль. (то они физики и лирики, каждый отстаивает свою проблему, аргументирует свои доводы, то они журналисты, то участники серьёзных событий, то известные политики).
Посоревноваться для студентов – настоящий исторический азарт. Всего 2-3 минуты идёт хронологическая блиц-разминка, студенты играют в лото. В конце занятия они ждут, какое же ещё историческое понятие попросит объяснить преподаватель?!
Если дома подростки собирали материал из дополнительных источников, то эта работа была их гордостью. Студенты с повышенным уровнем знаний выходили за рамки занятия, интересовались историческими мемуарами.
Умение связывать занятия истории с жизнью – положительное педагогическое средство на моих занятиях. Так, подростки нашли в Елани женщину-педиатра, побывавшую на целине; от неё узнали интереснейшие подробности истории нашей страны.
Только совокупность педагогических средств способна решать серьёзные образовательно-воспитательные задачи на современных занятиях истории:
· Коллективная работа студентов.
· Индивидуальный подход к личности подростка.
· Совместная работа с родителями.
· Рациональные методы поощрения студентов при подготовке к нетрадиционным занятиям.
· Объективная педагогическая оценка познавательных способностей подростков.
1.4. Технология опыта.
Чтобы провести нетрадиционные занятия по теме «Политика Н.С. Хрущёва», я составила на основе Рабочей программы по истории учебный план данной темы.
Постоянно привлекать студентов к работе на занятии, я начинаю с экскурсии. На этом занятии максимально стараюсь заинтересовать студентов проблемами страны в 50-60е годы.
Кабинет истории превращается в кабинет-музей, куда подростки пришли на экскурсию. Экскурсоводов несколько. Студент, указывая на портрет Н.С. Хрущёва, рассказывает об «оттепели» в политическом руководстве. На этом занятии я использую многие фотодокументы. Один из экскурсоводов, который обладает прекрасной памятью, удивил всех эмоциональным рассказом о разоблачении Берии.
Не нарушая хода экскурсии, я предлагаю всем поработать над новыми понятиями. А следующий экскурсовод уже обращает внимание всех на витрину с книгами Хрущёва и о Хрущёве. Он рассказывает о росте популярности Никиты Сергеевича.
Следующий экскурсовод представляет фотографию «Хрущёв на 20 съезде КПСС». Он предлагает всем заслушать основные положения 20 съезда КПСС.
Я подчёркиваю, что этот вопрос на занятии особенно важный. Основную идею выступления Хрущёва на съезде мы записываем в рабочие тетради.
Несколько экскурсоводов готовили вопрос «Реабилитация репрессированных». Здесь необходимо отметить живое участие в развернувшейся проблемной беседе всех обучающихся. Считаю, что это занятие и создало комфортный микроклимат в образовательном процессе.
Впереди ещё интересные нетрадиционные занятия. Эффективность их достигнута, благодаря:
1. Вовлечению в подготовку занятия подростков разных образовательных уровней.
2. Обращению к интересным документальным фактам.
3. Чередованию выступлений обучающихся- экскурсоводов и беседы преподавателя.
При подготовке к пресс-конференции «Освоение целинных земель» я использовала поисковый материал, накопленный в ходе работы поисковой группы.
На этом занятии одна часть моих студентов - Журналисты, писатели, корреспонденты, интересующиеся вопросами целинной эпопеи. А другая часть – «юные историки», отвечающие на вопросы прессы, иллюстрируя свои изложения фотографиями, письмом целинника.
Причина, почему я выделила в отдельное занятие проблему освоения целины, в следующем. Студенты по профессии «мастер сельскохозяйственных работ» - будущие хлеборобы. Эти проблемы им близки.
На этом занятии усвоение материала идёт в основном на 3 уровне – творческом:
· Удачно отобран метод исследования.
· Прослеживается частично-поисковый метод.
При проведении занятия «Проблемы советского общества в 50-60 годы» я использовала приёмы индивидуализации образовательного процесса.
Исторические факты, которыми оперировали юные физики и лирики – яркие, эмоциональные. Удачно применён метод наглядности, самостоятельной работы с научной и исторической литературой.
Для студентов привычным стало начинать занятие по истории с документальных материалов. Проблемные вопросы решаются в спорах физиков и лириков. В одной группе студент выполнил работу на основе просмотра телепередачи «Как это было». Занятие в форме конференции «События в Новочеркасске 1962 года» - очень серьёзный разговор. Сдержанный. «Белое пятно истории» вскрыло негативную сторону нашей страны.
Уникальные редкие документы заставляют о многом задуматься. Эффективно использован приём опережающего задания. Интерес студентов особенно велик при демонстрации фотоматериалов. В некоторых наиболее подготовленных группах я использую самооценку студентов. Умение делать выводы хорошо прослеживается в ходе данной конференции.
А вот идёт заседание ООН. Рассматривается вопрос «Внешняя политика СССР 1957-1964 годов». Студенты-политики аргументированно анализируют конфликты, кризисы, отношения со странами Запада. Конструируя данную систему нетрадиционных уроков, я исхожу из идей личностного подхода (по В.В. Серикову): на занятии создаю ситуацию «проживания» обучающимся осваиваемого содержания: ввожу элементы исторического костюма, озвучиваем роли исторических деятелей.
Роль Н.С. Хрущёва студенты осваивают без затруднений. Проблему занятия проанализировали, необходимые выводы сделали – и радостью загорелись глаза ребят: почти всё самостоятельно!
Зачётный урок по разделу «Политика Н.С. Хрущёва» проходит в форме игры «Колесо истории». Чётко ставлю цель перед студентами. Они же приходят на эту игру показать свои знания.
Кабинет полностью оснащён наглядностью по этой теме.
Каждый подросток задействован в игре:
· Блицразминке.
· Исторической озвучке.
· Поисках исторических ошибок.
· Тестировании.
Многие на занятия приносят новинки по данной теме, свои рисунки, кроссворды.
1.5. Педагогический результат опыта.
Система нетрадиционных форм занятий историидаёт свои положительные результаты:
1. На 1-м уровне усвоения материала подростки знакомятся с темой, с новыми для них понятиями.
2. На 2-м уровне усвоения материала обучающиеся описывают события, учатся работать с документами, рассказывают яркие исторические факты.
3. На 3-м уровне усвоения материала студенты уже доказывают, отстаивают свою точку зрения, выполняют творческие задания, составляют портрет личности.
На таких занятиях я имею возможность больше работать над развитием речи студентов, логического мышления, памяти, воли.
Данные занятия соответствуют требованиям ФГОС. Но самый главный педагогический результат – решение многих воспитательных задач:
1. Воспитание уважения к исторической науке.
2. Привитие навыков коллективного и индивидуального труда.
3. Воспитание чувства взаимопонимания, доверительности, добропорядочности.
4. Воспитание уважения к личности подростка.
4. Сведения об использовании опыта в массовой практике.
1.4. Теоретико-практические основы опыта.
В своём опыте, конструируя систему нетрадиционных форм занятий истории и работая над формированием личности подростка, обладающего профессионализмом, высокими нравственными качествами, я придерживаюсь взглядов на личность следующих психологов:
· В. Давыдова (проблемы личностно-развивающего обучения).
· В. Петровского, В. Слободчикова, которые делали акцент на следующие положения: все люди разные; каждая личность уникальна и неповторима; каждый прекрасен в своих потенциальных возможностях; любить человека – это утверждать его неповторимое существование; жизнь создаётся любовью.
1.2. Условия эффективности опыта.
Мой опыт
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.