Система нетрадиционных форм занятий истории
Оценка 4.9

Система нетрадиционных форм занятий истории

Оценка 4.9
Документация
docx
история
11 кл +1
17.11.2019
Система нетрадиционных форм занятий истории
Эффективность нетрадиционных форм проведения занятий всегда очевидна. Лучше запомнить дату, уметь объяснить понятие, сравнить исторические события, дать им оценку, сделать выводы - всё это подростки смогут именно на таких занятиях. Выше ответственность студентов - и слабо подготовленных, и «юных историков», причём, ответственность исходит от самих студентов.
Система работы.docx

ГАПОУ «Еланский аграрный колледж» Волгоградской области

 

 

Система нетрадиционных форм  занятий  истории

(на примере преподавания раздела «Политика Н.С. Хрущёва» по авторской учебной программе)

 

 

 

Автор: Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории высшей категории

 

 

 

Елань, 2019 год

 

 

 

 

 

«Разглядеть, что истинно, что ложно,

Может только беспристрастный суд.

Осторожно с прошлым, осторожно,

Не разбейте глиняный сосуд.

 (Владимир Высоцкий).

 

  

 

 

 

 

 

1.Технологические сведения об опыте.

1.1. Актуальность опыта

Несколько лет я вынашивала  мысли о создании новой технологии изучения темы «Политика Н.С. Хрущёва».

    Причины выбора данной темы  были следующие:

1.    Во-первых, за последние 15-20 лет историческая наука по-новому раскрыла многие вопросы развития нашей страны в 1954-1964 годы, ранее не известные.

2.    Во-вторых, личная увлечённость преподавателя отбором материала по данному периоду передалась и студентам.

3.    В-третьих, помощь поискового материала, бережно хранившегося в кабинете истории.

В настоящее время педагогическая практика в профессиональном образовании испытывает следующие затруднения:

·       Недостаточный интерес к изучению вопросов истории страны.

·       Слабая оснащённость кабинетов истории учебными пособиями (не считая ресурсов Интернета).

·       Пассивное отношение многих студентов к урокам истории.

·       Слабо развитая речь мешает студентам раскрывать свои способности.

·       Оперирование хронологическими данными  и историческими понятиями вызывает затруднения подростков.

В данном опыте решены следующие проблемы:

1.    Повысилась заинтересованность студентов, стремление самим отобрать необходимый материал к занятию.

2.    Максимальная оснащённость занятий дидактическими индивидуальными материалами.

3.  Полная занятость студентов разных уровней подготовленности во время занятий.

4.    Помощь со стороны родителей и выпускников в создании исторической базы кабинета истории.

5.    Использование различных приёмов и методов в развитии речи студентов.

1.2. Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте.

Прежде всего я учу студентов анализировать исторические процессы, происходящие в стране в 1954-1964 годах.  К каждому подростку с уважением подхожу как к личности. Стараюсь отметить те положительные моменты, которые проявляются у ребёнка и в ходе подготовки к занятию, и во время проведения занятия.

    Эффективность нетрадиционных форм проведения занятий всегда очевидна.

    Лучше запомнить дату, уметь объяснить понятие, сравнить исторические события, дать им оценку, сделать выводы  - всё это подростки смогут именно на таких занятиях.

Выше ответственность студентов  - и слабо подготовленных, и «юных историков», причём, ответственность исходит от самих студентов.

    Развитие познавательного интереса к изучаемой проблеме прослеживается на протяжении всех занятий.  Постоянное сравнение темы с современной жизнью России – показатель мыслительной деятельности подростка.

    Проявление индивидуальных способностей подростков:

·       Одни с гордостью участвуют в занятии-экскурсии, грамотно объясняют, рассказывают интересную проблему;

·       Другие представляют чудесные рисунки по теме;

·       Третьи – истинные политики, знатоки истории России;

·       А четвёртым помогли родители, пришли на занятие рассказать «живую историю».

Воспитание взаимопонимания, уважения друг к другу, умения давать оценку однокурснику – такие задачи я ставлю и решаю постоянно.

Учу оценивать ответы друг друга, давать рецензию на ответ. А это ещё один приём хорошей подготовки студентов к занятиям.  Даже если это – игра «Колесо истории», на котором  один из подростков – на некоторое время «Н.С. Хрущёв».

1.3. Совокупность педагогических средств, найденных и проверенных в опыте.

Провести нетрадиционное занятие труднее, чем обычное. Однако результат такого значительно выше. Подавляющее большинство студентов на занятии выполняют определённую роль. (то они физики и лирики, каждый отстаивает свою  проблему, аргументирует свои доводы, то они журналисты, то участники серьёзных событий, то известные политики).

Посоревноваться для студентов – настоящий исторический азарт. Всего 2-3 минуты идёт хронологическая блиц-разминка, студенты играют в лото. В конце занятия они ждут, какое же ещё историческое понятие попросит объяснить преподаватель?!

Если дома подростки собирали материал из дополнительных источников, то эта работа была их гордостью.  Студенты с повышенным уровнем знаний выходили за рамки занятия, интересовались историческими мемуарами.

Умение связывать занятия истории с жизнью – положительное педагогическое средство на моих занятиях. Так, подростки нашли в Елани женщину-педиатра, побывавшую на целине; от неё узнали интереснейшие подробности истории нашей страны.

Только совокупность педагогических средств способна решать серьёзные образовательно-воспитательные задачи на современных занятиях истории:

·       Коллективная работа студентов.

·       Индивидуальный подход к личности подростка.

·       Совместная работа с родителями.

·       Рациональные методы поощрения студентов при подготовке к нетрадиционным занятиям.

·       Объективная педагогическая оценка познавательных способностей подростков.

 

1.4. Технология опыта.

Чтобы провести нетрадиционные занятия по теме «Политика Н.С. Хрущёва», я составила на основе Рабочей программы по истории учебный план данной темы.

Постоянно привлекать студентов к работе на занятии, я начинаю с экскурсии. На этом занятии максимально стараюсь заинтересовать студентов проблемами страны в 50-60е годы.

Кабинет истории превращается в кабинет-музей, куда подростки пришли на экскурсию. Экскурсоводов несколько. Студент, указывая на портрет Н.С. Хрущёва, рассказывает об «оттепели» в политическом руководстве. На этом занятии я использую многие фотодокументы. Один из экскурсоводов, который обладает прекрасной памятью,  удивил всех эмоциональным рассказом  о разоблачении Берии.

Не нарушая хода экскурсии, я предлагаю  всем поработать над новыми понятиями. А следующий экскурсовод уже обращает внимание  всех на витрину с книгами Хрущёва и о Хрущёве. Он рассказывает о росте популярности  Никиты Сергеевича.

Следующий экскурсовод представляет фотографию «Хрущёв на 20 съезде КПСС». Он предлагает всем заслушать основные положения 20 съезда КПСС.

Я подчёркиваю, что этот вопрос на занятии особенно важный.  Основную идею выступления Хрущёва на съезде мы записываем в рабочие тетради.

Несколько экскурсоводов готовили вопрос «Реабилитация репрессированных». Здесь необходимо отметить живое участие  в развернувшейся проблемной беседе всех обучающихся. Считаю, что это занятие и создало  комфортный микроклимат  в образовательном процессе.

Впереди ещё интересные нетрадиционные занятия. Эффективность их достигнута,  благодаря:

1.    Вовлечению в подготовку занятия подростков разных образовательных уровней.

2.    Обращению к интересным документальным фактам.

3.    Чередованию выступлений обучающихся- экскурсоводов и беседы преподавателя.

При подготовке к пресс-конференции «Освоение целинных земель» я использовала поисковый материал, накопленный в ходе работы поисковой группы.

На этом занятии одна часть моих студентов  - Журналисты, писатели, корреспонденты, интересующиеся вопросами целинной эпопеи. А другая часть – «юные историки», отвечающие на вопросы прессы, иллюстрируя свои изложения фотографиями, письмом целинника.

Причина, почему я выделила в отдельное занятие  проблему освоения целины, в следующем. Студенты по профессии «мастер сельскохозяйственных работ» - будущие хлеборобы. Эти проблемы им близки.

 На этом занятии усвоение материала идёт в основном на 3 уровне – творческом:

·       Удачно отобран метод исследования.

·       Прослеживается частично-поисковый метод.

При проведении занятия  «Проблемы советского общества в 50-60 годы» я использовала приёмы индивидуализации образовательного процесса.

Исторические факты, которыми оперировали юные физики и лирики – яркие, эмоциональные. Удачно применён метод наглядности, самостоятельной работы с научной и исторической литературой.

Для студентов привычным стало начинать занятие по истории с документальных материалов. Проблемные вопросы решаются в спорах физиков и лириков. В одной группе студент выполнил работу на основе просмотра телепередачи «Как это было». Занятие в форме конференции «События в Новочеркасске 1962 года» - очень серьёзный разговор. Сдержанный. «Белое пятно истории» вскрыло негативную сторону нашей страны.

Уникальные редкие документы  заставляют о многом задуматься. Эффективно использован приём опережающего задания.   Интерес студентов особенно велик при демонстрации фотоматериалов. В некоторых наиболее подготовленных группах я использую  самооценку студентов.  Умение делать выводы  хорошо прослеживается в ходе данной конференции.

А вот идёт заседание ООН. Рассматривается вопрос «Внешняя политика СССР 1957-1964 годов». Студенты-политики аргументированно анализируют конфликты, кризисы, отношения со странами Запада.  Конструируя данную систему нетрадиционных уроков, я исхожу из идей личностного подхода (по В.В. Серикову): на занятии создаю ситуацию «проживания» обучающимся осваиваемого содержания: ввожу элементы исторического костюма, озвучиваем роли исторических деятелей.

Роль Н.С. Хрущёва студенты осваивают без затруднений.  Проблему занятия проанализировали, необходимые выводы сделали – и радостью загорелись глаза ребят: почти всё самостоятельно!

Зачётный урок по разделу «Политика Н.С. Хрущёва»  проходит в форме игры «Колесо истории».  Чётко ставлю цель перед студентами. Они же приходят на эту игру показать свои знания.

Кабинет полностью оснащён наглядностью по этой теме.

Каждый подросток задействован в игре:

·       Блицразминке.

·       Исторической озвучке.

·       Поисках исторических ошибок.

·       Тестировании.

Многие на занятия приносят новинки по данной теме, свои рисунки, кроссворды.

 

 

1.5. Педагогический результат опыта.

     Система нетрадиционных форм занятий историидаёт свои положительные результаты:

1.    На 1-м уровне усвоения материала подростки знакомятся с темой, с новыми для них понятиями.

2.    На 2-м уровне усвоения материала обучающиеся описывают события, учатся работать с документами, рассказывают яркие исторические факты.

3.    На 3-м уровне усвоения материала студенты уже доказывают, отстаивают свою точку зрения, выполняют творческие задания, составляют портрет личности.

На таких занятиях я имею возможность больше работать над развитием речи студентов, логического мышления, памяти, воли.

Данные занятия соответствуют требованиям ФГОС. Но самый главный педагогический результат – решение многих воспитательных задач:

1.    Воспитание уважения  к исторической науке.

2.    Привитие навыков коллективного и индивидуального труда.

3.    Воспитание чувства взаимопонимания, доверительности,  добропорядочности.

4.    Воспитание уважения к личности подростка.

 

4.    Сведения об использовании опыта в массовой практике.

1.4. Теоретико-практические основы опыта.

В своём опыте, конструируя систему нетрадиционных форм занятий истории и работая над формированием личности подростка, обладающего  профессионализмом, высокими нравственными качествами, я придерживаюсь взглядов на личность следующих психологов:

·       В. Давыдова (проблемы личностно-развивающего обучения).

·       В. Петровского, В. Слободчикова, которые делали акцент на следующие положения: все люди разные; каждая личность уникальна и неповторима;  каждый прекрасен в своих потенциальных возможностях;  любить человека – это утверждать его неповторимое существование;  жизнь создаётся любовью.

1.2. Условия эффективности опыта.

Мой опыт

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории

Система нетрадиционных форм занятий истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2019