Выступление на педагогическом совете 02.11.2018
учителя математики Кондаковой Татьяны Николаевны
ТЕМА: Система подготовки к ГИА (ОГЭ) по математике.
Я хочу предложить
вам свою систему работы как учителя математики по подготовке учащихся к ГИА.
Эта система оформилась и сложилась, конечно, не за один год, а в течение
нескольких лет, начиная с самого начала введения государственного экзамена в
новой форме для девятиклассников.
Успешные результаты ГИА обеспечиваются целостной системой математического образования. Именно она создает условия для качественной подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации.
Основой является “Образовательная программа школы”, в которой заложено непременное соблюдение преемственности содержания, применяемых технологий, учебно-методических комплектов на всех ступенях обучения. Главным приоритетом всей деятельности является создание условий для максимального развития природных задатков и способностей каждого ученика. Модель математического образования в школе – это фундамент, без которого, на мой взгляд, невозможно в полной мере подготовить выпускников к сдаче ГИА.
Немного о структуре моей работы.
1.Дифференцированный подход в обучении.
Хорошо известно, что задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.
2.Сквозное знакомство с тестами и заданиями из тестов.
Уже с пятого класса я включаю в работу на уроках устный и письменный счет, уделяю особое внимание рациональным вычислениям. Проверочные работы, по большей части, провожу в форме тестов. Учащиеся знакомы с тестами с самого начала, они их нормально воспринимают и не боятся. К тому же, при этом есть возможность формулировать одни и те же задания по-разному, что позволяет учить детей «узнавать» их в разных видах.
3.Подготовка выпускников к ГИА.
Прежде всего, с тестами и тестовыми заданиями знакомлю уже 8-классников, давая им понять, что они уже много знают и умеют, поэтому экзамен в 9 классе просто обязан пройти успешно, если к нему подготовиться.
А в 9 классе работу по подготовке к экзамену необходимо, по моему мнению, начать с мотивации. Прежде всего, обучающихся необходимо убедить, что экзамен показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться «решебником» или ГДЗ, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.
В начале же учебного года администрация подробно знакомит учащихся и их родителей с нормативными документами по проведению ГИА. Я же со своей стороны так же подробно разбираю с учащимися особенности структуры, содержания и оценивания экзаменационной работы, с бланками и правилами их заполнения. Обращаю внимание девятиклассников на четкую и разборчивую запись цифр и букв. Обязательно подробно разбираем каждое задание демоварианта - по мере изучения тем.
Следующий этап - повторение.
Я, например, считаю, что наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки – по темам и начать её необходимо прямо с сентября. Это база для решения заданий первой части экзаменационной работы. Особое внимание уделяю тематическому повторению, которое выстраиваю по следующему алгоритму:
· фронтальная работа: повторение основных понятий, формул и алгоритмов, разбор различных типов заданий по теме, акцентирование внимания на заданиях, где чаще всего допускаются ошибки, заполнение учениками отдельной тетради со своими! справочными материалами;
· тренировочный тест: работа в парах или группах. Все ученики получают один и тот же вариант из 8-9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста возможна помощь учителя, так как целью его проведения является не проверка знаний учащихся, а анализ их собственной деятельности, результатом которой должен быть ответ на вопрос: “Умею я решать задачи по этой теме или есть нерешенные проблемы, и какие именно?”. После завершения работы проводится проверка ответов.
· индивидуальные траектории: учащиеся, не допустившие ошибок в тесте, уходят с занятия. С остальными выясняются возникшие затруднения, как правило, это одни и те же задания, и разбираются ошибки. При наличии времени ученикам предлагаю еще один вариант тренировочного теста по теме, в котором они должны выполнить только те задания, с которыми не справились в первый раз. Если времени на занятии не остается, то варианты тренировочных тестов даю на дом. Правильность их выполнения ребята могут проверить в любой день (в течение недели) до следующего занятия и получить индивидуальную консультацию.
· контроль: результаты выполнения тематических тестов отражаю в листе текущего контроля в виде отметки или количества набранных баллов. Родители информируются о подготовке детей к экзамену (на собрании или индивидуально).
Такая тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому учащемуся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих способностей продвинутых детей. Стоит понимать, что выработка различных автоматизированных действий – залог успеха в решении более сложных задач.
Следующий этап подготовки к ГИА – это решение экзаменационных тестов. При проверке тестов мною заполняется таблица с результатами выполнения работы по каждому заданию. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. Обязательно выдаю проверенные работы, текст теста и фронтально разбираем с учениками сначала массовые ошибки, а затем единичные по индивидуальным вопросам учащихся.
Завершающий этап подготовки к ГИА. Он начинается обычно в 4-ой четверти, в середине апреля. К этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части различаются по уровням сложности от двух до четырех баллов. Задания в два-три балла разбираю со всеми учащимися на уроках. А 4-х бальные задания я считаю, что лучше решать на консультациях с наиболее успешными учениками и желающими.
Конечно же, данная система требует большого количества времени учителя на подготовку к занятиям, проверку и анализ работ, проведение индивидуальных консультаций. Моя цель – привести детей к успеху, и если ученик шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.
Ресурсы для подготовки к ГИА(ОГЭ) по математике:
-ЕГЭ и ГИА (ОГЭ) на сайте Александра Ларина
-Сайт «Решу ЕГЭ»
-Диагностические и тренировочные работы МИОО на сайте ФИПИ
-Пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Я считаю, что наиболее удачными являются тесты Семенова и Ященко, они наиболее соответствуют, по моему мнению, демоверсии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.