Система подготовки учащихся начальных классов к предметным олимпиадам
Оценка 5

Система подготовки учащихся начальных классов к предметным олимпиадам

Оценка 5
Семинары
ppt
преподавание
20.05.2020
Система подготовки учащихся начальных классов к предметным олимпиадам
Система подготовки учащихся начальных классов к предметным олимпиадам
ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ.ppt

Принципы работы учителя с одарёнными детьм и» учитель начальных классов

Принципы работы учителя с одарёнными детьм и» учитель начальных классов

«Принципы работы учителя с одарёнными детьми»

учитель начальных классов
МБОУ лицея №1
г. Славянска-на-Кубани
Белик Наталья Александровна

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в
том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
К сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои
способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи
состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка,
задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности,
подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Именно в школе должны закладываться основы развития думающей,
самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление
проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной
скамье.

Актуальность

Мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души

Мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души

Мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души.
Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Основополагающий вопрос «Как построить работу с одаренными детьми, чтобы добиться максимального развития умений, навыков, познавательных способностей?»

Основополагающий вопрос «Как построить работу с одаренными детьми, чтобы добиться максимального развития умений, навыков, познавательных способностей?»

Основополагающий вопрос

«Как построить работу с одаренными
детьми, чтобы добиться максимального
развития умений, навыков, познавательных
способностей?»

Этапы работы с одарёнными детьми

Этапы работы с одарёнными детьми

Этапы работы с одарёнными детьми.

Выявление одарённых учащихся.
Составление плана работы.

III. Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуаль-ное обучение и воспитание через урочную и внеуроч-ная деятельность.
Работа с родителями.
V. Оценка и поощрение учащихся.

Виды внеклассной работы: Предметные недели

Виды внеклассной работы: Предметные недели

Виды внеклассной работы:

Предметные недели.
Школьный интеллектуальный марафон.
«Портфолио» учащихся.
Предметные олимпиады
Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах.
Выставка лучших тетрадей, сочинений, стихотворений, проектов, грамматических сказок, иллюстраций, кроссвордов.
Посещение кружков («С любовью к природе», «Калейдо-
скоп наук»
Праздники «Зажги свою звезду», «За честь школы»
Стенд «Лучшие ученики школы»;

Работа с родителями одаренных детей

Работа с родителями одаренных детей

Работа с  родителями одаренных детей
Психологическое сопровождение родителей
одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность ода-
ренного ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одарён-
ных детей на уровне образовательного уч-
реждения и муниципалитета;

Виды деятельности

Виды деятельности

Виды деятельности

Методы творческого характера

Методы творческого характера

Методы творческого характера

Принципы в работе с одарёнными детьми

Принципы в работе с одарёнными детьми

Принципы в работе с одарёнными детьми

Готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год

Готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год

1.Готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за
месяц и даже не за год..., а систематически.
2. Подготовка к олимпиаде начинается с работы на уроке.
В содержание практически каждого урока должны входить
ребусы, логические задачи, упражнения на сообразительность,
использоваться приёмы развития критического мышления.
Работа на уроках дополняется занятиями в рамках внеуроч-
ной деятельности и платных образовательных услуг.
(кружок «С любовью к природе», платные образовательные услуги «Калейдоскоп наук» )
Эти занятия учащиеся посещают по желанию. Каждое занятие
начинается с разминки, на которой предлагаются несложные
задания в виде загадок, задач в стихах.

Принципы подготовки учащихся к олимпиаде.

Учебные задания усложняем постепенно

Учебные задания усложняем постепенно

Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик про-являет интерес – значит, готов к самостоя-тельной поисковой деятельности.
На уроках должна осуществляться межпред-метная связь.
Вопросы нужно ставить в обобщённой фор-ме: обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания.
При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя.

Обучение критическому мышлению» развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни; разнообразные приёмы, направленные на то, чтобы сначала заинтересовать…

Обучение критическому мышлению» развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни; разнообразные приёмы, направленные на то, чтобы сначала заинтересовать…

«Обучение критическому мышлению»

развитие мыслительных навыков учащихся,
необходимых не только в учёбе, но и в обычной
жизни;
разнообразные приёмы, направленные на то,
чтобы сначала заинтересовать ученика;
приёмы критического мышления развивают
продуктивное творческое мышление, формиру-
ют интеллектуальные умения, навыки работы
с информацией, учат учиться.

Рекомендуемые приёмы на стадии вызова

Рекомендуемые приёмы на стадии вызова

Рекомендуемые приёмы на стадии вызова

Прием «Корзина идей»
Прием «Вы согласны с этим
высказыванием?»
Прием «Как бы вы прокомментировали
эпиграф»
Прием «Верите ли вы, что…»
Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал»)
Прием «Интеллектуальная разминка»;
Прием «Игра в случайность»;
Прием «Отсроченная реакция»;
Прием «Настроение»;
Прием «Удивляй!»;
Прием «Отсроченная отгадка»;
Прием «А знаете ли вы что…»;
Прием «Привлекательная цель»;
Прием «Ручеек»;
Прием «Ассоциативное солнышко»;

Прием « Я утверждаю, что…»;
Прием «Получи бонус»;
Прием «Один ум – хорошо, а два – лучше»;
Прием «Опиши меня…»;
Прием «Паутина»;
Прием «Забей гол!» или «Установи соответствие»;
Прием «Практичность теории»;
Прием «Лови ошибку!»;
Прием «Перевод с русского на русский» (на слух);
Прием «Мобильная связь»;

Рекомендуемые приёмы на стадии осмысления

Рекомендуемые приёмы на стадии осмысления

Рекомендуемые приёмы на стадии осмысления

Прием «Инсерт» (пометки на полях)
Чтение с остановками
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Прием «Мозговой штурм»
Прием «Фишбоун»
Прием «Взаимоопрос»
Прием «Горячий стул»
Приём «Таблица аргументов»
Приём «Сталкивание мнений»
Метод синектики
Метод «форсажа»
Метод морфологического анализа
Генетический метод (гр. «происхождения»)
Класс (группа) гибкого состава

Рекомендуемые приёмы на стадии

Рекомендуемые приёмы на стадии

Рекомендуемые приёмы на стадии ОБОБЩЕНИЯ, ПОВТОРЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ:

Прием «Урок без правил»;
Прием «Брей-ринг»;
Прием «Кто быстрее?»;

Рекомендуемые приёмы на стадии контроля и коррекции знаний:

Рекомендуемые приёмы на стадии контроля и коррекции знаний:

Рекомендуемые приёмы на стадии контроля и коррекции знаний:
Прием «Слепой текст»;
Прием «Терминологический диктант»;
Прием « Выбери ответ»;
Прием « Опрос-итог»;
Прием «Самооценка»;
Рекомендуемые приёмы при выполнении домаш-
него задания:
Прием «Необычная обычность»;
Прием «Сочинялка»;
Прием «Идеальное задание»;
Прием «Трехуровневое задание»;
Прием «Творчество работает на будущее»;

Рекомендуемые приёмы на стадии рефлексии -

Рекомендуемые приёмы на стадии рефлексии -

Рекомендуемые приёмы на стадии рефлексии


- Приём «Перепутанные логические цепочки»
- Написание синквейна
- Приём «Написание ЭССЕ»
- Приём «Кластер»
- Прием «Горячий стул»
- Проект. Лэпбук.

Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий

Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий

3. Максимальная самостоятельность – предоставление
возможности самостоятельного решения заданий. Самые
прочные знания это те, которые добываются собственны-
ми усилиями, в процессе работы с литературой при реше-
нии различных заданий.
Данный принцип, предоставляя возможность самостоятель-
ности учащегося, предполагает тактичный контроль со сторо-
ны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных за-
даний, подведение итогов при решении задач.

Решение нестандартных заданий. 1

Решение нестандартных заданий. 1

Решение нестандартных заданий.

1 ЭТАП. Самостоятельная работа 
(дети пытаются самостоятельно решить
задание - наступление инсайта- озарения.)
2 ЭТАП. «50/50»
( Частичная помощь учителя –дополнитель -
ный вопрос, намек, напоминание прошедшей
темы).
3 ЭТАП. «Помощь друга»
(Объяснение одноклассниками или учителем и
совместное решение).

Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении

Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении

4.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь
запас знаний находится в активном применении.
Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в
соответствии с требованиями стандарта образования и
знаниями, полученными в настоящий момент.
При подготовке к олимпиадам постоянно происходит
углубление, уточнение и расширение запаса знаний.

Важно, чтобы в перечень тестовых заданий были задания творческого и исследователь- ского характера

Важно, чтобы в перечень тестовых заданий были задания творческого и исследователь- ского характера

Важно, чтобы в перечень тестовых заданий
были задания творческого и исследователь-
ского характера. Именно на них проверяется
способность мыслить и умения применять
знания в измененной или новой ситуации.

Анализ результатов прошедших олимпиад

Анализ результатов прошедших олимпиад

5. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упу-
щения, недостатки, находки, не учтенные в преды-
дущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот
принцип обязателен для учителя, так как он положи-
тельно повлияет на качество подготовки к олимпиаде.
Но он так же необходим для учащихся, так как спо-
собствует повышению прочности знаний и умений,
развивает умение анализировать не только успехи, но
и недостатки.

Принцип опережающего уровня сложности

Принцип опережающего уровня сложности

6. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо
вести подготовку по заданиям высокого уровня
ложности. В этом заключается суть принципа
опережающего уровня сложности, эффективность
которого подтверждается результатами выступлений
на олимпиаде. В психологическом плане реализация
этого принципа придает уверенность ребёнку, рас-
крепощает его и дает возможность успешно реали-
зоваться.

Знания не даются в готовом виде

Знания не даются в готовом виде

Знания не даются в готовом виде.
блоки,
составление схем,
составление слов,
предложений по схемам,
творческое письмо,
задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола),
несколько заданий одновременно,
что стимулирует мышление.

Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к…

Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к…

7. Индивидуальный подход.
Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого
учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от
незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим
навыкам выбора способа их решения
8. Психологический принцип
Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой
амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда
обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!
Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить
верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно
подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в
олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все нахо
дятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить
не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и рабо-
тать!

Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету

Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету

9. Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
10. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться автори-тетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.
11. Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.









 

Рекомендации участнику олимпиады: 1

Рекомендации участнику олимпиады: 1

Рекомендации участнику олимпиады:
1. Внимательно изучи текст предложенных задач.
2. Приступай к решению той задачи, которая кажется тебе более доступной.
3. Помни: на олимпиаде «лёгких» задач не бывает.
Ищи «изюминку»!
4. Если задача вызывает трудности, попробуй упростить её условие, посмотреть частные или предельные случаи.
5. Решили задачу - сразу оформляйте её решение.
Это поможет вам проверить логику и освободить мысли для других задач.
6. Если задача не получается, оставьте её на время и пере-ходите к другой.
7. Задача становится проще, если её окружить родственными задачами.

Не бойтесь сомневаться. Все помнят фразу «Повторение – мать учения»

Не бойтесь сомневаться. Все помнят фразу «Повторение – мать учения»

Не бойтесь сомневаться. Все помнят фразу
«Повторение – мать учения». Повторяйте пройден-
ное. Не стоит надеяться полностью на свою память:
если вы прошли материал больше полугода назад, риск
забыть некоторые существенные подробности доста-
точно высок.
Подвергайте сомнению информацию, которую вы
получили из некомпетентного источника или которая,
по вашему мнению, не является правдивой. Находите
подтверждение факта в нескольких источниках.

Умение контролировать эмоции и не подда- ваться панике – очень важный навык

Умение контролировать эмоции и не подда- ваться панике – очень важный навык

Умение контролировать эмоции и не подда-
ваться панике – очень важный навык. Ведь вам
предстоит сложная работа: доказать, что вы
лучший среди сотни таких же школьников.
Для начала сделайте дыхательное упражне-
ние: короткий вдох через нос и длинный выдох
через рот. Такой тип дыхания успокоит частый
сердечный ритм и поможет сконцентрировать-
ся.

Накануне олимпиады хорошо высыпайтесь , иначе усталость напомнит о себе прямо во время выполнения работы

Накануне олимпиады хорошо высыпайтесь , иначе усталость напомнит о себе прямо во время выполнения работы

Накануне олимпиады хорошо высыпайтесь,
иначе усталость напомнит о себе прямо во
время выполнения работы. Дайте ребёнку
отдохнуть перед олимпиадой.

Важно не «переборщить» с тренировками,
чтобы не допустить перегрузки и вовсе не
отбить охоту к решению задач.

И, главное, верьте в себя и в свою удачу.
 

Не бойтесь новых испытаний. Любая олимпиада – это всегда испытание

Не бойтесь новых испытаний. Любая олимпиада – это всегда испытание

Не бойтесь новых испытаний.
Любая олимпиада – это всегда испытание.
Причём не только для ребёнка, но и для ро-
дителя. Зачастую именно родитель передаёт
своё волнение ребёнку и формирует напря-
жённую атмосферу. Поэтому расслабьтесь   .
Создайте позитивный настрой в первую оче-
редь себе, а уж ребёнок его обязательно
скопирует! Даже если вы решите не все
олимпиадные задания, это всё равно будет
полезный опыт соперничества со сверстни-
ками. 

Создайте комфортную рабочую атмосферу в день олимпиады

Создайте комфортную рабочую атмосферу в день олимпиады

Создайте комфортную рабочую атмосферу в день олимпиады.
Советуем не перегружать ребёнка «разминкой» перед олим-
пиадой. Настройте ребёнка на спокойную продуктивную
работу. Это должно быть что-то вроде: «Будь спокоен, читай
внимательно, и у тебя всё получится!» или «Хочешь, я поси-
жу рядом, чтобы ты чувствовал себя увереннее?».Задания
могут показаться сложными. Важно не впадать в панику,
успокоиться и сказать в первую очередь себе: «Ого! Задания
сложные! Что же, не будем терять времени и попробуем
сделать всё, что сможем».

Если ребёнок «внезапно» не победил

Если ребёнок «внезапно» не победил

Если ребёнок «внезапно» не победил.
Лучше объяснить ребёнку заранее (а не когда уже всё случилось, и он
очень расстроен), что в олимпиаде не могут победить все, кто принял в
ней участие. Что олимпиадные задания – это нечто сверх школьной
программы. И авторы, как правило, прикладывают усилия, чтобы при-
думать что-то сложное и необычное :)Что результат зависит от многих
факторов. Например: — важны не только знания и смекалка, но и везение; — ребёнок был в определённом состоянии (а мог бы быть в другом); — это стечение обстоятельств (попались такие задания).
Поверьте, если ваш ребёнок осилил даже 5-6 заданий из 9 – это очень
достойный результат! Особенно, если ранее он мало или вообще не
тренировался в решении логических задач. Как правило, победителями с
большей вероятностью становятся те, кто решил нестандартных задач ну
очень много. Обсудите с ребёнком результат, чтобы в следующий раз
выступить лучше. И, конечно, откажитесь от упрёков.

Приятный бонус за старание. Напротив, покажите ребёнку, что вы цените то, что он приложил усилия и справился так, как смог

Приятный бонус за старание. Напротив, покажите ребёнку, что вы цените то, что он приложил усилия и справился так, как смог

Приятный бонус за старание. Напротив, покажите ребёнку, что вы цените то, что он приложил усилия и справился так, как смог. Заранее придумайте поощре-ние вне зависимости от результатов (например, порция мороженого за каждую решённую задачу или семейный поход в кино).
 

Учитель должен уметь:

Учитель должен уметь:

Учитель должен уметь:

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
Увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг…себя!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020