Система работы учителя начальных классов по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни.
Оценка 4.8

Система работы учителя начальных классов по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни.

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство
06.11.2021
Система работы     учителя начальных классов  по формированию у  учащихся   навыков здорового образа жизни.
«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский
Система работы учителя начальных классов по формированию у учащихся здорового образа жизни.docx

Филиал муниципального  бюджетного общеобразовательного  учреждения                            «Первомайская средняя общеобразовательная школа»                                                                Первомайского района Тамбовской области                                                                                                           в селе Хобот – Богоявленское

 

 

http://arhgorduma.ru/data/115/zdor.jpg
Система работы   
 учителя начальных классов 
по формированию у  учащихся 
 навыков здорового образа жизни.
(из опыта работы)
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                         Подготовила:   Честных Н.В.                                                                   

                                                                                      учитель начальных классов

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.      Вступление.

2.      Установление контакта с родителями по вопросам здоровья детей.

3.       Содержание работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

4.      Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению.

5.      Тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.

6.     Тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья

7.      Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе.

8.      Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление                                                  «Забота о здоровье ребёнка –это
                                                                        не просто комплекс санитарно-
                                                                        гигиенических норм и правил…
                                                                        и не свод требований к режиму,
                                                                       питанию, труду, отдыху.

                                                                       Это пре всего забота о гармоничной                    

                                                                       полноте всех физических и                    

                                                                       духовных сил, и венцом этой                      

                                                                       гармонии является

                                                                       радость творчества»                                                

                                                                                              В.А.Сухомлинский

Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важнейших - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.

Второе условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.

Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.

Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни  строю в тесном контакте с родителями.

            Установление контакта с родителями по вопросам здоровья детей:

- информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;

- индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой»;

- лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ГАИ, пожарной охраны, психолога, социолога).

Дополнительный ресурс успешности этой работы в использовании профессиональных возможностей родителей - врачей, психологов, спортсменов и т.д.

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.

Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

Таким образом, здоровый образ жизни - понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение, как каждого человека, так и общества в целом.

В работе по формированию здорового образа жизни у учащихся я ставлю перед собой следующие цели и задачи:

Цели:

1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.

2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.

3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре, ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей.

Задачи:

1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.

2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.

3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.

                              Содержание работы классного руководителя

                          по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся построена из следующих блоков:

  I блок – ресурсное обеспечение:

- состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;

- оснащенность кабинета необходимым оборудованием;

- питание в школьной столовой;

- наличие справочной и художественной литературы в кабинете.

    II блок – организация учебного процесса:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;

- использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;

- соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

- индивидуализация обучения.

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

- беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

- проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

    IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

- эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;

- организация подвижных игр (динамической паузы);

- организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;

- проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

- регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;

- ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;

- привлечение медработника к просвещению родителей.

              Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению:

- сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.

- организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.

- использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.

- организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

- проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.

- формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

                  План работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

1. Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

2. Организация работы с комплексом физкультпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.

3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

- влажная уборка,

- расписание уроков,

- создание интерьера класса

4. Работа с паспортом здоровья учащихся класса.

5. Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

6. Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.

7. Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

8. Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

9. Составление вставки книг по вопросам здоровья.

10. Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.

11. Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.

12. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.

13. Консультирование родителей.

14. Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.

15. Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.

16. Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГАИ, пожарной службы.

17. Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.

18. Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

19. Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.

20. Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

 

 

Тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся

№п/п

Тема собрания

Время проведения

1

Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Сентябрь,

 

2

Учёт возрастных  и индивидуальных особенностей детей в их развитии.

Ноябрь,

 

3

Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания

Февраль,

 

4

Семья и школа. Итоги партнёрства.

Май, ежегодно

5

Детский травматизм на дорогах.

 

Сентябрь,

 

6

Досуг в семье.

Ноябрь,

 

7

Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

Февраль,

 

8

Что такое здоровый образ жизни и как он формируется?

Сентябрь,

 

9

Как уберечь детей от беды. Предупреждение вредных привычек.

Ноябрь,

 

10

Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.

 

Февраль,

 

11

Психологическая поддержка младших школьников.

 

Сентябрь,

 

12

Физические и душевные травмы.

 

 

Ноябрь,

 

13

Каким будет ваш ребенок.

 

Февраль,

 

                         

Тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися

по проблеме сохранения и укрепления их здоровья                                                                                                          

Сроки

Тема классного часа

Ответственный

1.

Сентябрь

Безопасное поведение в школе во время уроков и перемен.

Областной День здоровья и спорта

Классный руководитель

2.

Октябрь

Я и другие.

Всероссийская акция «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»

Медицинский осмотр учащихся

Беседы «Педикулез и пути его передачи», «Грипп и его профилактика

Классный руководитель

3.

Ноябрь

Режим дня школьника

Всероссийская акция  «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»

Классный руководитель

4.

Декабрь

Как защититься от простуды и гриппа.

Инструктажи по классам «Правила поведения во время каникул»

Беседы о ЗОЖ

Беседа «Профилактика социально-значимых заболеваний»

Беседа «Наркомания и токсикомания в молодежной среде»

Школьный врач

5.

Январь

Кого я могу назвать своей подругой, другом.

Классный руководитель

6.

Февраль

Правильное питание – залог здоровья.

Школьный врач

7.

Март

Поведение в общественных местах.

Мероприятия, посвященные дню борьбы с туберкулезом

Беседа «Опасность туберкулеза»

Классный руководитель

8.

Апрель

Правила поведения на водоёме.

Всемирный день здоровья

Классный руководитель

9.

Май

Основы личной безопасности дома.

Беседа «Здоровый образ жизни и молодежь»

Классный руководитель

 

Я стараюсь сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

                                 Элементы здоровьесберегающих технологий,

                                      применяемые на уроках в начальной школе.

Методы:

  1. Учёт особенностей каждого ученика.
  2. Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни.
  3. Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
  4. Вставки о здоровье на уроках по предметам
  5. Создание условий для самовыражения учащихся.
  6. Инициация разнообразных видов деятельности.
  7. Предупреждение гиподинамии.

Ожидаемые результаты:

  1. Предотвращение усталости и утомляемости.
  2. Повышение мотивации к учебной деятельности.
  3. Прирост учебных достижений.

Разноуровневое обучение

Цель разноуровневого обучения: организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности.

Осуществляя  разноуровневое обучение, руководствуюсь следующими требованиями:

  1. Создание атмосферы, благоприятной для учащихся.
  2. Активное общение с учащимися

Для реализации разноуровневого обучения использую:

  1. Карточки – информаторы, которые включают элементы дозированной помощи.
  2. Альтернативные задания для добровольного дополнительного выполнения.
  3. Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса:

           - изучение нового материала;

           -учет знаний на уроке;

           -проверка усвоения пройденного материала;

          -самостоятельные и контрольные работы;

           -организация работы над ошибками;

          -закрепление пройденного материала;

          -домашняя работа.

 

Методический приём – вставки о здоровье на уроках по предметам.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Я  на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

 

 

                                           Заключение

Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 

 

 

                                                              Литература

 1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако.  2004.
 2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч  начальной школы. 2004. №1.

 3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.  М.: АПК ПРО. 2002.
 4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005



 

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Содержание 1. Вступление

Содержание 1. Вступление

Вступление «Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху

Вступление «Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху

В работе по формированию здорового образа жизни у учащихся я ставлю перед собой следующие цели и задачи:

В работе по формированию здорового образа жизни у учащихся я ставлю перед собой следующие цели и задачи:

Дня Здоровья, конкурсов, праздников

Дня Здоровья, конкурсов, праздников

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе: - влажная уборка, - расписание уроков, - создание интерьера класса 4

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе: - влажная уборка, - расписание уроков, - создание интерьера класса 4

Тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся №п/п

Тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся №п/п

Ноябрь Режим дня школьника

Ноябрь Режим дня школьника

Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу

Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2021