Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в селе Хобот – Богоявленское
Подготовила: Честных Н.В.
учитель начальных классов
Содержание
1. Вступление.
2. Установление контакта с родителями по вопросам здоровья детей.
3. Содержание работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
4. Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению.
5. Тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
6. Тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья
7. Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе.
8. Заключение.
Вступление
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху.
Это пре всего забота о гармоничной
полноте всех физических и
духовных сил, и венцом этой
гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших - создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие - тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие - повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни строю в тесном контакте с родителями.
Установление контакта с родителями по вопросам здоровья детей:
- информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
- индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой»;
- лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ГАИ, пожарной охраны, психолога, социолога).
Дополнительный ресурс успешности этой работы в использовании профессиональных возможностей родителей - врачей, психологов, спортсменов и т.д.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Таким образом, здоровый образ жизни - понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение, как каждого человека, так и общества в целом.
В работе по формированию здорового образа жизни у учащихся я ставлю перед собой следующие цели и задачи:
Цели:
1) Создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса.
2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья учащихся на каждом возрастном этапе.
3) Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре, ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей.
Задачи:
1) Разработать и внедрить наиболее рациональные формы и методы диагностики физического здоровья детей.
2) Создать систему учебных и внеучебных форм и методов, способствующих становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности.
3) Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.
Содержание работы классного руководителя
по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
- состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
- оснащенность кабинета необходимым оборудованием;
- питание в школьной столовой;
- наличие справочной и художественной литературы в кабинете.
II блок – организация учебного процесса:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
- использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
- соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
- индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
- беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
- проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
- эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;
- организация подвижных игр (динамической паузы);
- организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
- проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
- регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
- ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
- привлечение медработника к просвещению родителей.
Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению:
- сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
- организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
- использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
- организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
- проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
- формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
План работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся
1. Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.
2. Организация работы с комплексом физкультпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.
3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
- влажная уборка,
- расписание уроков,
- создание интерьера класса
4. Работа с паспортом здоровья учащихся класса.
5. Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
6. Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
7. Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.
8. Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
9. Составление вставки книг по вопросам здоровья.
10. Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
11. Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.
12. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
13. Консультирование родителей.
14. Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
15. Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.
16. Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГАИ, пожарной службы.
17. Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
18. Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
19. Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
20. Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся
№п/п |
Тема собрания |
Время проведения |
1 |
Забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка. |
Сентябрь,
|
2 |
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в их развитии. |
Ноябрь,
|
3 |
Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания |
Февраль,
|
4 |
Семья и школа. Итоги партнёрства. |
Май, ежегодно |
5 |
Детский травматизм на дорогах.
|
Сентябрь,
|
6 |
Досуг в семье. |
Ноябрь,
|
7 |
Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников. |
Февраль,
|
8 |
Что такое здоровый образ жизни и как он формируется? |
Сентябрь,
|
9 |
Как уберечь детей от беды. Предупреждение вредных привычек. |
Ноябрь,
|
10 |
Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.
|
Февраль,
|
11 |
Психологическая поддержка младших школьников.
|
Сентябрь,
|
12 |
Физические и душевные травмы.
|
Ноябрь,
|
13 |
Каким будет ваш ребенок.
|
Февраль,
|
Тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися
по проблеме сохранения и укрепления их здоровья
№ |
Сроки |
Тема классного часа |
Ответственный |
1. |
Сентябрь |
Безопасное поведение в школе во время уроков и перемен. Областной День здоровья и спорта |
Классный руководитель |
2. |
Октябрь |
Я и другие. Всероссийская акция «Спорт как альтернатива пагубным привычкам» Медицинский осмотр учащихся Беседы «Педикулез и пути его передачи», «Грипп и его профилактика |
Классный руководитель |
3. |
Ноябрь |
Режим дня школьника Всероссийская акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» |
Классный руководитель |
4. |
Декабрь |
Как защититься от простуды и гриппа. Инструктажи по классам «Правила поведения во время каникул» Беседы о ЗОЖ Беседа «Профилактика социально-значимых заболеваний» Беседа «Наркомания и токсикомания в молодежной среде» |
Школьный врач |
5. |
Январь |
Кого я могу назвать своей подругой, другом. |
Классный руководитель |
6. |
Февраль |
Правильное питание – залог здоровья. |
Школьный врач |
7. |
Март |
Поведение в общественных местах. Мероприятия, посвященные дню борьбы с туберкулезом Беседа «Опасность туберкулеза» |
Классный руководитель |
8. |
Апрель |
Правила поведения на водоёме. Всемирный день здоровья |
Классный руководитель |
9. |
Май |
Основы личной безопасности дома. Беседа «Здоровый образ жизни и молодежь» |
Классный руководитель |
Я стараюсь сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Элементы здоровьесберегающих технологий,
применяемые на уроках в начальной школе.
Методы:
Ожидаемые результаты:
Разноуровневое обучение
Цель разноуровневого обучения: организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности.
Осуществляя разноуровневое обучение, руководствуюсь следующими требованиями:
Для реализации разноуровневого обучения использую:
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса:
- изучение нового материала;
-учет знаний на уроке;
-проверка усвоения пройденного материала;
-самостоятельные и контрольные работы;
-организация работы над ошибками;
-закрепление пройденного материала;
-домашняя работа.
Методический
приём – вставки о здоровье на уроках по предметам.
На
уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета,
записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и
запоминанию материала, понижению утомляемости.
Я на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение
в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени
обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и
временных затрат.
Заключение
Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»
Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.
Правильная
организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у
школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется
сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и
здоровым».
1. Ковалько В.И.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.
2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся
// Завуч начальной школы. 2004. №1.
3. Смирнов Н.К.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК
ПРО. 2002.
4. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.