Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно-исследовательской деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные способности. На пути решения этих актуальных задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка. По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций – индуктивный (от фактов – к теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидактическим целям – методы изучения материала, закрепления, проверки знаний; в обучении – словесные, наглядные, практические. По характеру познавательной деятельности преобладают; объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский. Очень важны приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Приемы бывают письменно-графические, к ним относятся составление календарей событий, таблиц, планов, логических схем, заполнение контурных карт. Часто я использую на уроках прием работы с учебником, с печатно-словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в хрестоматии или в учебнике, составляя синхронистическую таблицу.
Иконка файла материала Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания.doc
Система методов и форм обучения на уроках истории и обществознания В настоящее время очень важным является развить познавательный интерес учащихся к предмету, сформировать способности  к самообразованию и самоконтролю, развить логическое мышление, воображение, навыки научно­исследовательской  деятельности, умение работать с документальными материалами, формировать коммуникативные способности. На пути  решения этих актуальных задач учитель должен совершенствовать и развивать приемы и методы обучения, делать их  разнообразными и учитывающими интересы каждого отдельно взятого ребенка. По источнику знаний применяются следующие методы: на основе логических операций – индуктивный (от фактов – к  теоретическим выводам), аналитический и др.; по дидактическим целям – методы изучения материала, закрепления, проверки  знаний; в обучении – словесные, наглядные, практические. По характеру познавательной деятельности преобладают; объяснительно­иллюстрационный, репродуктивный, проблемного  изложения, частично­поисковый и исследовательский. Очень важны приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Приемы бывают письменно­графические, к ним относятся  составление календарей событий, таблиц, планов, логических схем, заполнение контурных карт. Часто я использую на уроках  прием работы с учебником, с печатно­словесными текстами. Например, учащиеся анализируют документы в хрестоматии или  в учебнике, составляя синхронистическую таблицу. Занятия с учащимися имеют различные формы и виды: 1. Школьная лекция – форма учебных занятий в старших классах, в которой учитель дает глубокое, целостное,  логически стройное изложение основного фактологического и теоретического материала. Лекции целесообразно  использовать, открывая или завершая тематический блок. Подобные лекции содержат минимум фактологического  банка данных, знакомят старшеклассников с исходными теоретическими положениями. Они способствуют пониманию темы, осмыслению конкретных исторических фактов или, наоборот, систематизируют, обогащают вопросы темы,  поднимают их до уровня проблемного анализа, актуальных суждений и выводов – оценок. В наиболее подготовленных классах перед началом лекции я поручаю составить логические схемы, таблицы, чтобы они отражали  фактологический материал. 2. Лабораторное занятие – форма учебной деятельности, в ходе которой организуется самостоятельное изучение  школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам. При этом деятельность учителя сводится к  организации процесса обучения и его консультирования. Обычно перед началом лабораторного занятия ученики  получают карточки, где указаны все необходимые данные источника, а также даны познавательные задания с четким  обозначением учебных приемов и средств обучения; направленность обобщающего вывода. Задания могут быть на  проверку понимания прочитанного (тест с выбором ответа, с альтернативными ответами, тест с ограничениями на  ответ, календарь событий, хронологические задачи), задания на анализ учебного текста, на различие фактов и их  авторского толкования (развернутый план, сравнительно­обобщающая таблица, логическая схема и т.д.), задания на  аргументацию личных оценочных суждений. 3. Семинарское занятие – позволяет эффективно организовать познавательную деятельность учащихся.  Положительными моментами этого типа занятий в формате проблемного и развивающего обучения являются то, что  здесь учащиеся не просто овладевают новыми знаниями и умениями, но и выносят их на коллективное обсуждение в  классе, после предварительной полготовки дома. Этот вид занятия способствует развитию диалогической речи  учащихся, формирует самостоятельность в работе с первоисточниками. Обычно за неделю до проведения семинара я  объявляю учащимся тему, даю план, перечень вопросов для обсуждения и список литературы. Сильным ученикам  предлагаю подумать над наиболее сложными вопросами, подготовить небольшие сообщения. В заключении я обобщаю главное и объявляю оценки. В кабинете вывешены особые правила ведения диспута, которые крайне необходимы для  ведения уроков дискуссионного характера. 4. Практическое занятие – форма учебной деятельности, при которой на основе ранее полученных знаний и умений  школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической и творческой деятельности  или осваивают сложные познавательные приемы. Практикумы подразделяются на три вида: 1) практическое занятие  по развитию познавательных умений; 2) практическое занятие по решению познавательных задач; 3) практическое  занятие по проверке результатов творческо­поисковой деятельности. Например, изучая тему “Древняя Греция” по  истории древнего мира в 5 классе, я предлагаю учащимся следующие познавательные задания: 1) Найдите на цветной  карте и опишите словами географическое положение Греции. 2) На контурной карте найдите Грецию, подпишите ее  название, а также названия морей ее омывающих. 3) Найдите на карте крупные города Древней Греции и нанесите их  на карту. На практических занятиях часто мною используются и логические задания, активизирующие абстрактно­ логическое мышление. Особый интерес представляют проблемные задания. В процессе их решения ученики  овладевают опытом творческой деятельности, т.е. способностью при решении каждой новой задачи находить свой  оригинальный способ ее решения, опираться на собственные знания, умения, догадку и интуицию.5. Уроки­диспуты, дискуссии. Эти уроки проводятся мной в старшем звене. Первоначально формулируется проблема,  представляющая собой констатацию различных точек зрения на какую­либо проблему. Учащиеся должны высказать  точку зрения, которой придерживаются они и аргументировать ее. Например, на уроке в 11 классе мною были  представлены следующие точки зрения на причины “холодной войны”: 1. Причиной “ холодной войны” и гонки  вооружений явилась империалистическая политика стран Запада и особенно США, стремившихся к мировому  господству. 2. В росте международной напряженности в равной степени виноваты страны социалистического лагеря  во главе с СССР и страны Запада во главе с США, развернувшие опасное глобальное соперничество в ядерный век.  Учащиеся должны были выбрать точку зрения более предпочтительную для них и привести не менее трех аргументов  в защиту своей позиции. К дискуссии ученики готовятся дома заранее. Они продумывают, как опровергнуть  теоретическое положение или защитить ту или иную позицию. На уроках диспутах возможно моделирование. На  уроке “Объединение земель в Российское централизованное государство” ученики класса делятся на группы. Одна  представляет интересы Ивана Ш, а другая – новгородцев. Группы оценивают аргументы спорящих сторон и готовятся объяснить свое отношение к различным позициям горожан, собравшихся на вече. 6. Интегрированные уроки. На них взаимосвязано изучаются темы истории и литературы, обществознания и русского  языка. Я имею опыт проведения интегрированных уроков по истории и литературе по темам: “Отечественная война  1812 года” и “Гражданская война в России”, по обществознанию и русскому языку по теме “Социальные нормы и  нормы русского языка”. 7. Уроки самоопределения и самореализации. Например, в 10­х классах проводила проблемный урок “В чем  историческая мудрость князя?”. Рассматривалась деятельность киевских князей периода расцвета государства.  Основной задачей урока было от первичных эмоциональных представлений о жизни и деятельности первых  Рюриковичей подвести учащихся к взвешенным выводам, аргументированным убеждениям в необходимости  правителям государства обладать определенными моральными и личностными качествами. Обычно этими уроками я  завершаю тематический блок, подвожу итоги изучения темы на личностно­ориентированном уровне. 8. В старшем звене часть провожу уроки­презентации, пресс­конференции, брифинги, интервью, суды, круглые столы,  телемосты, симпозиумы. На основе собственного опыта реализации вышеизложенных приемов и методов обучения, могу сформулировать  следующие выводы: – процесс обучения – это совместная деятельность учителя и учащихся, когда учитель не просто передает  информацию ученику, а учит его самостоятельно добывать эту информацию и пользоваться ею. – учителю необходимо всей своей деятельностью на уроке способствовать раскрытию способностей учащихся;  активизировать их познавательную деятельность.