«Первый человек из бесконечного ряда чужих людей в родной своей
стране», лучших людей ее».
Цели: выяснить роль квартиранта Хорошее Дело в жизни Алеши;
выявить веру писателя в творческие силы народа и его будущее;
обобщить изученный материал.
Ход урока:
1УС: актуализация опорных знаний:
На прошлом уроке мы с вами говорили о «ярком, здоровом и творческом» в
жизни Алеши. Мы с вами говорили, о том, что на формирование личности
Алеши, как на доброго и справедливого человека несомненно повлияли как
бабушка, так и Цыганок. Мальчику нравились бабушкины сказки, потому что
в них всегда добро побеждало зло. Ему нравились забавы и игры Цыганка,
потому что они были добрыми и веселыми, а сам Цыганок напоминал
любимых героев бабушкиных сказок. Алеша ненавидел жестоких и злых
людей. Они вызывали у него отвращение. Он тянулся ко всему хорошему в
жизни и ненавидел все плохое и злое.
Но, после пожара Алешу подвергли новые испытания: нищета и улица, на
которой он постоянно дрался с мальчишками, которые, как и домочадцы,
были очень жестокими; «дед неожиданно продал дом кабатчику, купив
другой...весь дом был тесно набит невиданными мною людьми». Но вот
именно здесь Алеша и знакомиться с Хорошим Делом, который тоже сыграл
колоссальную роль в жизни Алеши.
Вашим домашним заданием было письменно подготовить ответ на вопрос:
Какое впечатление произвел на вас Хорошее Дело? Но перед тем как вы
выскажите свое мнение, давайте вспомним:
Из чего складывается впечатление о человеке? (внешность, разговор,
поведение, поступки, отношения)
Давайте запишем основные «составляющие», ориентируясь на которые
можно характеризовать человека, свои впечатления о нем:
1) впечатления от внешности от человека и обстановки, которой он себя
окружает;
2) впечатления от поступков человека;
3) впечатления от его отношения к людям;
4)впечатления от высказываний человека.
Теперь один/два человека прочитают свои домашние ответы и
проанализируют в соответствии с выделенными компонентами. (Выставление
оценок). 3УС: Анализ дружбу Алеши с Хорошим Делом
А каким человеком казался Хорошее Дело Алеше? Какое впечатление он
произвел на мальчика?
Как вы думаете, кто такой Хорошее Дело? (Читается отрывок, в котором
говорится о его таинственной и непонятной деятельности. Выясняется,
что он интеллигент, ученый, что комнату свою он превратил в
лабораторию, а по профессии явно химик).
Посмотрим, каков же Хорошее Дело в работе; что потрясло Алешу в этом
человеке? (то, что он работал необычно. Алеша мог часами за ним
наблюдать).
Представьте себе, часами! Как же нужно было работать, чтобы так увлечь
юного наблюдателя? Давайте зачитаем отрывки: «С утра до вечера он, в
рыжей кожаной куртке...»; «Я сидел долгодолго...»
Итак, увлеченность делом одна из самых замечательных черт постояльца.
Почему Алеша подружился с Хорошим Делом и что ценил в этой дружбе?
(Алешу трогает чуткое внимание Х. Д. к бабушкиным историям,
напоминающие отношение самого мальчика, хотя он и не понимает до
конца слез квартиранта, вызванных восторженными отношением к
талантливости русского народа, гордость от сознания, что такие люди,
как бабушка, живут на русской земле. Привлекают мальчика простота Х.
Д., его деликатность, скромность, умение уважать человека, радоваться
красоте природы, а главное, его вдумчивое отношение ко всему, желание
разобраться в сущности каждого явления).
Что в отношении взрослых к нему вызывало особенное возмущение Алеши?
(бабушка его боится, называет «чернокнижником», а дедушка говорит
«ты богу враг и людям опасный»)
Как вы думаете, почему дед так говорит о Х. Д.? Кого в России правящие
классы считали опасными? (революционеров)
Но Х. Д. совсем не революционер, он самый обычный простой человек,
который считает своим долгом бороться со злом, которое есть на земле.
Перечитаем сцену прощания Алеши с Х. Д. И раскроем какие чувства
переживали и мальчик, и взрослый человек в это время. (Каждый из них
страдает посвоему. Алеше не только больно расставаться с человеком,
который стал необходим ему «и во дни горьких обид, и в часы радостей».
Ему стыдно перед ним, как и перед Григорием Ивановичем, за бездушное
отношение окружающих. Он еще не находит слов, не знает, как выразить
свою любовь и свое горе этому человеку, поэтому только дергает его за
рукав и слезы льются из глаз. Не просто и Х. Д. расставаться с
мальчиком, в котором он, одинокий, непонятый, нашел родственную,
чуткую, привязчивую душу. Не случайно и у него «слезы текут изпод мутных очков», а говорит он практически шепотом. Но Х. Д. находит в
себе силы, чтобы утешить Алешу и ласково проститься со всеми, кто так
незаслуженно его обидел).
Объясните, как вы понимаете слова: «Так кончилась моя дружба с первым
человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране лучших
людей ее».
Вывод: Мы с вами разобрали дружбу взрослого человека и ребенка, отметим,
что, будь сам Алеша менее чутким, он не только никогда не понял бы
Хорошего Дела, но и не нашел бы пути к его сердцу. Дружба «с одним из.
лучших людей» оказала огромное влияние на Алешу и свидетельствовала о
том, что сам мальчик был незаурядной личностью, вызвавшей интерес
большого человека. Хорошее Дело прощает людям их презрительное
отношение к себе, видя, что оно идет от темноты, невежества, непонимания
того, что человек может не заботиться о собственном благополучии, а,
наоборот, в ущерб ему бескорыстно служить человеку. И подводя итог, нужно
отметить, что в лице Алеши торжествует мысль Горького о неискоренимости
и превосходстве в изображенной им жизни положительного начала, лучшего,
что есть в народе.
3УС:Обобщение изученного материала
Ну вот мы закачиваем изучение повести М.Горького «Детство». Эту часть урока
я хочу назвать «Все начинается с детства».
Как вы считаете, почему я взяла такое название?
(Именно от того с кем и как пройдет детство, будет зависеть дальнейшая
судьба человека. Нам сегодня предстоит обобщить весь изученный материал,
посмотреть, как различные чувства, люди, обстоятельства повлияли на
формирование характера Алеши Пешкова.)
Повесть носит автобиографический характер. Давайте еще раз вспомним,
какую повесть мы называем – автобиографической?
(писатель яркими красками сумел показать моменты своего взросления,
рассказать о том, что ему довелось пережить в своей жизни.
Человек рождается чистым безгрешным существом, а шагая по Земле,
встречаясь с разными людьми, как губка, впитывает все то хорошее, а подчас
и плохое, что его окружает.)
Как и под влиянием кого, чего шло формирование нравственного мира Алеши?
Подберите синонимы к слову нравственный (высоконравственный,
благонравный, добронравный, целомудренный, честный, моральный)
Положительное влияние (родители, бабушка, дед, Григорий Иванович,
Цыганок, Хорошее Дело, книги, улица);
Отрицательное влияние (неумное племя, улица.)
Чему учили каждый из них? Какие черты характера приобрел Алексей под их влиянием?
Не только хорошее встретилось на жизненном пути главного героя. Расскажите
о «толстом жирном слое скотской дряни», сквозь который всетаки пробились
ростки доброго, человечного.
(Рассказы учащихся о неумном племени, улице)
Какие черты характера отличают этих людей?
(Эгоизм, жестокость, ложь, несправедливость, унижение других).
Какой художественный прием использовал автор, сопоставляя этих героев?
Почему?
(Прием контраста, противопоставления)
Каким же вырос Алеша?
Почему он не хотел называться Кашириным?
( Алексей впитал то лучшее, что несли бабушка, дед, Цыганок, Хорошее Дело,
Григорий Иванович, книги. Научился доброте, умению видеть мир не только
жестоким, но и красивым. Главное – он научился видеть добро и зло,
понимать людей, жалеть их. И в дальнейшем сумел выстоять перед всеми
обстоятельствами, которые другого бы загнали в угол, но не Алексея.)
Итак, мы рассмотрели, кто и каким образом повлиял на формирование
характера Алексея. Какой вывод мы можем сделать?
(Ддобрых людей на свете больше. Доброта спасет мир! Спешите делать
добро!)
Какими же лучшими чертами должен обладать высоконравственный человек?
Каким он должен быть?
Ответы учащихся
А теперь хотелось бы обратить ваше внимание на мастерство Горького, на то,
что помогло вам увидеть героев такими яркими, запоминающимися. Талант
писателя проявляется в использовании им художественных средств. Каких?
Докажите мастерство М.Горького.
Роль портрета;
Речевой характеристики;
Художественных деталей;
Сравнения
Основной художественный прием – контраст
Какие сцены, на ваш взгляд, наиболее важны в понимании того или иного
образа? (Знакомство с семьей Кашириных, ссора во время обеда, история с
наперстком, наказание Алеши, знакомство с Цыганком, праздничные вечера,
смерть Цыганка, пожар, нищета, знакомство с улицей, дружба с Хорошим
Делом)
Как вы думаете, есть ли в Алеше черты, позволяющие верить, что из этого
мальчика может вырасти человек с большим сердцем?
Вывод: Таковы были первые уроки суровой жизни, полученные Алешей в доме
Кашириных. Но, простые русские люди, умные, добрые, интересные, талантливые, укрепляли в Алеше благородные и светлые черты его личности:
правдивость и смелость, доброту и чуткость, стремление к знаниям, волю и
трудолюбие (тринадцатая глава), которые получили дальнейшее развитие во
время скитаний «в людях» Вы сумели выделить наиболее важные, существенные
черты в характере героев, смогли по достоинству оценить их и мастерство
М.Горького.
И хотелось бы, чтобы и в жизни вы смогли увидеть это доброе, человеческое,
прекрасное, сами бы росли честными, гуманными.
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Система уроков по М. Горькому в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.