Фгос до
«Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности...» (п. 2.6 ФГОС ДО).*
«При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования»
(п. 4.7 ФГОС ДО).
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность — активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё. Складывается из действий.
Деятельность — система действий человека, направленная на достижение определённой цели.
Деятельностный подход это :
• субъектно-ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребёнка, но и его самого как личность;
• предполагает открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Цель системно-деятельностного подхода
к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
ставить цель
- решать задачи
- отвечать за результат
Основная идея деятельностного подхода связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития личности ребенка. То есть в результате использования форм, приемов и методов воспитательно-образовательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных действий, деятельностей, а человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить)
Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.
Традиционный взгляд:
Основная задача ДОУ – подготовить ребенка к обучению в школе, дать хорошие прочные знания, развить умения и навыки
ФГОС
Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребенка на основе освоения способов деятельности
Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных действий
Что обозначают данные значения?
человек запоминает
10% того, что читает,
20% того, что слышит,
30% того, что видит,
50-70% запоминает при участии в групповых дискуссиях,
80% при самостоятельном обнаружении и
формулировании проблем,
90% запоминает и использует как опыт, когда
непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов
Принципы системно – деятельностного
подхода в ДОУ
Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.
Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка.
Если в раннем детстве – это манипуляции с предметами (катиться- не катиться, звенит – не звенит и т.д.), то в дошкольном возрасте – игра.
Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых.
Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом.
Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает.
Принцип рефлективности любой деятельности. При проведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми этапов образовательного мероприятия.
Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности.
Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовать и руководить деятельностью детей, находиться рядом, а не «над детьми».
Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессо-образующих факторов образовательного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип деятельности - заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе деятельности, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование у воспитанников обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: педагог должен предложить ребёнку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип вариативности – предполагает формирование у детей способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
ВИДЫ МОТИВАЦИИ
1) Игровая мотивация – «Помоги игрушке».
Ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник.
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут ей только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке и что нужно для этого сделать.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
5. Эта же игрушка – оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
2) Помощь взрослому – «Помоги мне».
Мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.
Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что
- либо и просите детей помочь вам.
2. Интересуетесь , как они могут вам помочь.
3. Каждому ребёнку даётся посильное задание.
4. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
3) Мотивация - «Научи меня»
основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
4) Мотивация - «создание предметов своими руками для себя»
основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких.
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете её преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения
поставленных задач.
5) Эффективным средством повышения
мотивации к деятельности является использование ИКТ.
Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
При выборе мотивации следует учитывать в каких возрастных группах и видах деятельности этот вид мотивации будет использован.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;
действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления».
Существует несколько подходов к мотивации детей, характерных для старшего дошкольного возраста:
1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа сделал скворечник из дерева, а мы сделаем из бумаги.
2. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться.
3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Я не могу решить задачку, кто мне поможет?
4. Мотивы самолюбия и самоутверждения. Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание.
5. Познавательные и соревновательные мотивы. Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?
6. Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны такие задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается? » и т. д.
7. Нравственные мотивы. На нашем участке мало цветов, но есть семена, что вы предложите с ними сделать?
8. Среди нравственных мотивов всё большее место в старшем дошкольном возрасте начинают занимать общественные мотивы. Зимой птицам холодно и голодно, как мы можем им помочь?
Формы взаимодействия взрослого и ребенка
игровые развивающие ситуации
ситуации морального выбора
проблемные ситуации
игры-путешествия
игры-эксперименты
познавательно-исследовательская деятельность
творческие игры
проектная деятельность
сочинительская деятельность
коллекционирование
клубы знатоков
викторины
культурно-досуговая деятельность
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Максимальное приближение к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, осуждении, исследовании.
Свободный выбор детьми рабочего места, перемещение, чтобы взять тот или иной материал, инструмент.
Партнер – взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, над ними).
Варианты выбора
Выбор деятельности
Выбор материалов
Выбор способа деятельности
Выбор партнера деятельности
Выбор последовательных действий
Выбор содержания деятельности
Нравственный выбор
Практические способы организации ситуации выбора
У нас только одна большая машинка, а всем хочется поиграть в неё. Как сегодня организуем игру, чтобы все смогли поиграть в неё.
Что будешь складывать: коврик или заборчик?
Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника?
Выбери цвет бумаги для аппликации самолёта: белый, голубой или желтый?
Убираем игрушки. Выбери, ты будешь убирать машинки или конструктор?
Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то?
Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото?
Педагогическая технология «Образовательная ситуация»
Л.Г.Петерсон
Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.
Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Структура технологии «Ситуация»
Этап 1. «Введение в ситуацию»
Взрослая цель | Детская цель |
ОС «Поможем маме-кошке» | |
Научить делать кошку с помощью оригами | Помочь маме кошке найти котят |
ОС «Путешествие в страну музыки» | |
Знакомство с музыкальным знаком «пауза» | Спасти музыкальные инструменты |
ОС «Загадочная посылка» | |
Знакомство со звуками В, Вь и буквой В | Открыть посылку |
Структура технологии «Ситуация»
Этап 2. «Актуализация»
На данном этапе, который тесно связан с этапом «Введение в ситуацию», в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей
Структура технологии «Ситуация»
Этап 3. «Затруднение в ситуации»
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:
понять, чего он пока не знает, не умеет;
• научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
• приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку;
• научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
• сформировать чувство ответственности за свои поступки.
В результате у детей формируются следующие установки:
• «Ошибаться – не страшно»
• «Каждый имеет право на ошибку»
• «Я имею право чего-то не знать, не уметь»
• «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»
• «В затруднении содержится возможность»
• «Я могу!» «Я умею!»
• «Я хороший, умный, сильный!!!»
• «Я заслуживаю уважения!»
• «Меня принимают и любят таким, какой я есть»
Структура технологии «Ситуация»
Этап 4.
«Открытие детьми нового знания (способа действий)»
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникшие ранее затруднение.
С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
Фиксация нового знания в речи и знаков.
Создание ситуации успеха.
Фиксация нового знания в речи и знаково.
Создание ситуации успеха.
Структура технологии «Ситуация»
Этап 5. «Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка»:
Выполнение задания на новый способ действия с проговариванием вслух алгоритма, свойства.
Самостоятельная проверка по эталону (образцу).
Индивидуальные затруднения в играх.
Выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученным.
Ситуация успеха в совместной деятельности.
Этап 6. «Осмысление (итог)».
Фиксирование детьми достижения «детской» цели.
Проговаривание воспитателем или самими детьми условий, которые позволили добиться этой цели.
«Золотые правила» деятельностного подхода :
• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
• Учи анализировать каждый этап работы;
• Критикуя, стимулируй активность ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.