Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории Мне думается, если школьнику с младших классов внушать, что детство не подготовка к жизни, а сама жизнь, тогда можно избежать целый ряд проблем, связанных с причинами неуспеваемости учащихся, инфантилизмом и нравственной незрелостью. Ведь образование и воспитание единое целое в образовательном процессе. В обучении происходит воспитание решительности, порядочности, самоуважения. Помог товарищу в учёбе есть пример благородства и самопожертвования, не списывая, сам решил трудную задачу - воспитание силы воли и честности. И творчески работающий учитель сам самостоятельно отбирает среди современных педагогических технологий те, которые становятся эффективными в учебно-воспитательном процессе для его учащихся. В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Иконка файла материала Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории.doc
Системно­деятельностный подход в обучении на уроках истории Мне думается, если школьнику с младших классов внушать, что детство не подготовка к жизни, а сама  жизнь, тогда можно избежать целый ряд проблем, связанных с причинами неуспеваемости учащихся,  инфантилизмом и нравственной незрелостью. Ведь образование и воспитание единое целое в  образовательном процессе. В обучении происходит воспитание решительности, порядочности,  самоуважения. Помог товарищу в учёбе есть пример благородства и самопожертвования, не списывая,  сам решил трудную задачу ­ воспитание силы воли и честности. И творчески работающий учитель сам  самостоятельно отбирает среди современных педагогических технологий те, которые становятся  эффективными в учебно­воспитательном процессе для его учащихся. В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся  задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными  стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы,  формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно  высоком уровне. На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного  национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную  и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны. Свою задачу как учителя истории я вижу в создании собственной методической системы, основанной на  системно­деятельностном подходе. Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать  учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в  самоизменении и готового к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся  личности и овладение учащимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности  формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение  некоторого времени. Разумеется, лидерские качества надо воспитывать и проект предлагает  альтернативу: лидерство не во имя себя, а вместе со всеми, учит работать сплочённее.[1] При выборе типа проекта по доминирующей деятельности учащихся я остановилась на 2­х типах. Первый ­ практико­ориентированный тип отличается четко обозначенным результатом, ориентированном на  социальные интересы самих учащихся и моральные принципы: отзывчивость, верность долгу,  ответственность за коллективно принятые решения. Второй тип проекта ­ информационный, который  предполагает сбор информации о каком ­ либо объекте, явлении, ознакомление с этой информацией, её  анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эффективность проектной  деятельности достигается при условии исследования различных источников информации и грамотного  обоснования собственной точки зрения на рассматриваемое явление. В 6 классе по истории средних  веков на практико­ориентированный проекте по теме: "Столетняя война и влияние ее итогов на  политическое развитие Англии и Франции", учащиеся сами исследовали разные причины войны двух  стран и сделали умозаключение об одинаковых политических последствиях для Англии и Франции в  XVв. то есть в результате Столетней войны в этих странах складывались централизованные государства с абсолютной монархией.   Информационный проект по теме: "Процесс развития ремесла и торговли раннего средневековья и его  последствия в позднем периоде средневековья" был направлен на исследование гипотезы о  существовании связи между отделением ремесла от сельского хозяйства и изменениями социальной структуры общества.На итоговом уроке учащиеся представили схему "Причины и следствия отделения ремесла от сельского  хозяйства", опорный сигнал "Управление коммуной", рисунки "Борьба городов с сеньорами".  Изготовленные собственными руками макеты гербов ремесленных мастерских, орудий труда, эскизы  моделей одежды патрициев. На защите презентации были отмечены результаты исследовательской  деятельности: во­первых, торговля между городом и деревней способствовала развитию рыночного  механизма, во­вторых, укрупнение ремесленного производства привело к появлению мануфактур, в­ третьих, в развитых государствах Европы зарождалась прослойка буржуазии, слой наёмных рабочих, а  значит, изменялась социальная структура общества. Применение метода проектной деятельности позволил реализовать принцип проживания учеником  конкретных ситуаций, в соответствии с которым осуществляется личное принятие каждым учащимся  целей и содержания проекта и формирование личного опыта ребёнка. В результате опытно­экспериментальных проектов на 1­2­х часовом уроке, я обнаружила преимущества  графических способов представления информации в проектной работе: ­ с использованием графических схем можно представить весь проект целиком, увидеть выбранную  проблему "с высоты птичьего полета"; ­ когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи ( это полезно и для  преподавателя, и для учащихся); ­ повышается учебная мотивация, ученикам легче воспринимать графические образы; ­ с использованием схем можно "пораскачивать" свое мышление, сделать его более гибким, подвижным,  избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое; ­ на графической схеме хорошо виден путь от общего к частному, и обратно путь "снизу вверх". Графические способы: кластеры, ментальные карты, денотатные графы, схема Фишбоун, концептуальные таблицы ­ это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования  информации в визуальной форме. Образовательный процесс происходит не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к  самообразованию. [2] На уроке в 8 классе по теме: "Война, изменившая карту Европы", графически были изображены  причины, повод, подготовленность участников к войне, что облегчило трудность самостоятельного  анализа причин поражения Франции в войне. В результате мыслительной деятельности по схемам  информационных единиц ученики создали наглядную конструкцию изучаемого события.   Графический способ Фишбоун "рыбная кость" помогла наглядно и понятно для учащихся  структурировать учебный материал и найти эффективное решение в сложной ситуации: "Парижская  коммуна ­ это подвиг коммунаров или бунт?" Отвечая на проблемный вопрос, учащиеся разложили на  схеме причиныпоражения коммунаров (путь насилия ­ декрет о заложниках, незавершённость реформ в  условиях войны, отсутствие поддержки провинций) и факты (помощь версальцам из Германии,  разжигание ненависти к парижанам, обоюдная жестокость гражданской войны). Анализ схемы подвёл к  выводу, что неоправданное насилие коммунаров оттолкнуло многих парижан и превратило их  в бунтовщиков, но, даже утратив социальную опору, коммунары оставались героями, которые пытались  осуществить утопическую мечту об обществе социальной справедливости и демократии.   Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального  мастерства педагогов, находящихся в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить  компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми  других культур, языков, религий.Формированию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в гражданско­ общественной и социально ­ групповой деятельности способствует цепочка мотивационного аспекта:  вера в успех, вдохновение, интерес, внутренний мотив (самоутверждение, саморазвитие,  самосовершенствование). Чтобы обучение становилось эффективным, а учение социально ­ значимым  для самих учеников, на уроке по теме: "Полтавская битва" в 7 кл, ученикам даю заведомо легкое задание  I уровня, а когда ученики обретают уверенность в своих силах, предлагаю задания II и III уровня  сложности.Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации: 1­ широкий  познавательный, направленный на усвоение новых знаний; 2 ­ побуждает к овладению способами  добывания знаний; 3 ­ мотив самообразования, основанный на внутренних мотивах  самосовершенствования. К уроку я составила свою таблицу заданий с учётом индивидуальных  особенностей учащихся. табл.1 Задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся табл.1 Уровень Цель Задание (правополушарные) Задание (левополушарные) I II III Повысить осознанность  учебной работы учащихся Обосновать выбор времени и места  сражения Сравнить военно­техническое  состояние противников Способствовать прочному  запоминанию через  универсальные действия Нарисовать схему расположения и  действия войск на контурной карте  (визуалы) Формировать качество  устной речи и  содержательность ответа Найти строчки в поэме А.С.  Пушкина "Полтава", которые могут  передать дух и настроение  сражения. Написать письмо домой от имени  участника сражения с  характеристикой поведения Петра  I (аудиалы) Смоделировать: "Что было бы,  если бы русская армия проиграла в  Полтавской битве?" В результате у учащихся окрепла вера в собственные силы, сформировалась стойкая положительная  мотивация к самостоятельной работе. Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического  мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в  стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить  полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств  личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный  выбор и результаты своей деятельности. Работа с документально ­ методическим комплексом ( ДМК)  способствует развитию критического мышления. В 9 классе на уроке "Изменение в политической системе Российской империи" был подбор ДМК: 1)  отрывок из письма Николая II матери 1905г октябрь, 2) комментарии историка Р.Ш. Ганелина "Российское самодержавие в 1905г. Реформы и революция", 3) таблица Динамика стачечной борьбы в годы первой русской революции, 4) сравнительная таблица Партии и взгляды в годы первой русской революции, 5) отрывок "Из Основных законов Российской империи 1906г апрель", 6) отрывок "Из петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II 1905г январь"Проблема: Превращение России в Конституционную монархию было следствием революции 1905 ­1907гг. или являлось неизбежной закономерностью исторического развития? Работа с ДМК поставило учеников в ситуацию выбора, за который нужно нести личную ответственность,  находить аргументы "за" и "против", иметь навык публичного выступления. Поэтому мыслительные и  поведенческие стратегии учащихся формировались самими школьниками. Предметный потенциал: самостоятельность познавательной деятельности гарантирована  непредсказуемостью версий, возникающих в ходе работы с ДМК. Вопросы к текстам составлялись в два  варианта: 1­ репродуктивный (освоить, понять), 2 ­ творческий ( извлечь внетекстовую информацию,  "вытащить" из него скрытые факты). Вопросы 1 варианта: 1. Почему аграрный вопрос был самым насущным на тот период в России? 2.Какие пути разрешения государственных проблем видел Николай II? 3.Какие требования предъяв­ляли к власти различные слои населения? Вопросы 2 варианта: 1.Что было общего и различного в программах общероссийских политических партий?   отказ от лобовой назидательности, от прямолинейного воздействия на    тексты ДМК отличаются многожанровостью и возможна работа учи­телей  2.Почему Николай II предпочел "конституционный путь"? 3. Был ли государственный переворот 3 июня 1907 г. коренным изменением существующей общественно­политической  системы? Воспитательный потенциал:   школьников и предупреждение неуспеваемости учащихся. Интегративный потенциал:   разных предметов с одним и тем же текстом (история и литература, история и русский язык, история и  ИЗО, история и география). Эстетический потенциал: подбор включает документальные материалы, художественные произведения,  исторические публикации, автобиографический материал и т.д. Результат: контрольно­оценочная система учителя усиливает потенциал самообразования учащихся, так  как учитываются фундаментальные знания и аналитические умения. Вывод: системно­деятельностный подход становится эффективным, когда учителю удаётся перевести  собственную цель ­ "научить ребёнка" в собственную цель ученика ­ "научиться". В основе метода развития критического мышления лежит непосредственная работа ученика с текстом,  сопровождаемая действиями ученика (ведение дневника, составление таблиц, маркировка), которые  позволяют отслеживать собственное понимание. На этапе осмысления ученик формирует личностное  отношение к проблеме и фиксирует его с помощью собственного текса, либо своей позиции в дискуссии.  На этапе рефлексии ­ оценивается глубина, четкость, логичность высказывания. Высоко оценивается  культура речи и историзм мышления. Сочетание методов деятельностных технологий воплотились в уроке деловая игра по теме "Внешняя  политика СССР в 30­е гг." в 9 классе. Тип урока: усвоение и применение знаний, умений и навыков.  Учебная цель: выяснить причины нового сближения СССР и Германии в конце 30­х гг., развивающая:  сравнить политические мотивы руководства двух стран при заключении Пакта о ненападении 1939г.,  воспитательная: оценить последствия Пакта о ненападении и дополнительного секретного протокола для СССР с моральной и правовой позиции.Учитывая сформированный познавательный интерес и эмоционально ­ волевую сферу старшеклассников,  я организовала работу учащихся в группах: "Дипломаты МИДа", "Политологи", "Историки ­ аналитики",  которые должны были высказать своё видение поставленных проблем. Анализ документов, составление  сравнительных таблиц, вопросы "мозговой штурм" помогли учащимся найти ответы на вопросы: Причины сближения СССР и Германии в конце 30­х гг.?, Причины затягивания Англией и Францией подписания  равного 3­х стороннего соглашения с СССР? Стратегические и тактические замыслы руководства СССР  и Германии при заключении Пакта 1939г. и его последствия для Советского Союза? В завершении урока были выступления каждой группы по заданной ей проблеме. Способы  целенаправленной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, вызывали внешне затруднительное положение для учеников, но побуждающее к деятельности для его преодоления. Системно­деятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта  учебного процесса и способствует формированию ценностно­смысловых, общекультурных, учебно­ познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на  ученика. Список использованной литературы. 1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. ­ М., 2005. 2. Лебедева М.Б. "Во всем нам хочется дойти до самой сути:" ­ Алхимия проекта: Метод. разработки  мини­тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel O "Обучение для будущего". ­ М.,  2005, с. 24­29.