Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории
Мне думается, если школьнику с младших классов внушать, что детство не подготовка к жизни, а сама жизнь, тогда можно избежать целый ряд проблем, связанных с причинами неуспеваемости учащихся, инфантилизмом и нравственной незрелостью. Ведь образование и воспитание единое целое в образовательном процессе. В обучении происходит воспитание решительности, порядочности, самоуважения. Помог товарищу в учёбе есть пример благородства и самопожертвования, не списывая, сам решил трудную задачу - воспитание силы воли и честности. И творчески работающий учитель сам самостоятельно отбирает среди современных педагогических технологий те, которые становятся эффективными в учебно-воспитательном процессе для его учащихся.
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Системнодеятельностный подход в обучении на уроках истории
Мне думается, если школьнику с младших классов внушать, что детство не подготовка к жизни, а сама
жизнь, тогда можно избежать целый ряд проблем, связанных с причинами неуспеваемости учащихся,
инфантилизмом и нравственной незрелостью. Ведь образование и воспитание единое целое в
образовательном процессе. В обучении происходит воспитание решительности, порядочности,
самоуважения. Помог товарищу в учёбе есть пример благородства и самопожертвования, не списывая,
сам решил трудную задачу воспитание силы воли и честности. И творчески работающий учитель сам
самостоятельно отбирает среди современных педагогических технологий те, которые становятся
эффективными в учебновоспитательном процессе для его учащихся.
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся
задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными
стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы,
формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно
высоком уровне.
На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного
национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную
и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Свою задачу как учителя истории я вижу в создании собственной методической системы, основанной на
системнодеятельностном подходе. Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать
учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в
самоизменении и готового к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся
личности и овладение учащимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности
формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение
некоторого времени. Разумеется, лидерские качества надо воспитывать и проект предлагает
альтернативу: лидерство не во имя себя, а вместе со всеми, учит работать сплочённее.[1]
При выборе типа проекта по доминирующей деятельности учащихся я остановилась на 2х типах. Первый
практикоориентированный тип отличается четко обозначенным результатом, ориентированном на
социальные интересы самих учащихся и моральные принципы: отзывчивость, верность долгу,
ответственность за коллективно принятые решения. Второй тип проекта информационный, который
предполагает сбор информации о каком либо объекте, явлении, ознакомление с этой информацией, её
анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Эффективность проектной
деятельности достигается при условии исследования различных источников информации и грамотного
обоснования собственной точки зрения на рассматриваемое явление. В 6 классе по истории средних
веков на практикоориентированный проекте по теме: "Столетняя война и влияние ее итогов на
политическое развитие Англии и Франции", учащиеся сами исследовали разные причины войны двух
стран и сделали умозаключение об одинаковых политических последствиях для Англии и Франции в
XVв. то есть в результате Столетней войны в этих странах складывались централизованные государства с
абсолютной монархией.
Информационный проект по теме: "Процесс развития ремесла и торговли раннего средневековья и его
последствия в позднем периоде средневековья" был направлен на исследование гипотезы о
существовании связи между отделением ремесла от сельского хозяйства и изменениями социальной
структуры общества.На итоговом уроке учащиеся представили схему "Причины и следствия отделения ремесла от сельского
хозяйства", опорный сигнал "Управление коммуной", рисунки "Борьба городов с сеньорами".
Изготовленные собственными руками макеты гербов ремесленных мастерских, орудий труда, эскизы
моделей одежды патрициев. На защите презентации были отмечены результаты исследовательской
деятельности: вопервых, торговля между городом и деревней способствовала развитию рыночного
механизма, вовторых, укрупнение ремесленного производства привело к появлению мануфактур, в
третьих, в развитых государствах Европы зарождалась прослойка буржуазии, слой наёмных рабочих, а
значит, изменялась социальная структура общества.
Применение метода проектной деятельности позволил реализовать принцип проживания учеником
конкретных ситуаций, в соответствии с которым осуществляется личное принятие каждым учащимся
целей и содержания проекта и формирование личного опыта ребёнка.
В результате опытноэкспериментальных проектов на 12х часовом уроке, я обнаружила преимущества
графических способов представления информации в проектной работе:
с использованием графических схем можно представить весь проект целиком, увидеть выбранную
проблему "с высоты птичьего полета";
когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи ( это полезно и для
преподавателя, и для учащихся);
повышается учебная мотивация, ученикам легче воспринимать графические образы;
с использованием схем можно "пораскачивать" свое мышление, сделать его более гибким, подвижным,
избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое;
на графической схеме хорошо виден путь от общего к частному, и обратно путь "снизу вверх".
Графические способы: кластеры, ментальные карты, денотатные графы, схема Фишбоун, концептуальные
таблицы это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования
информации в визуальной форме. Образовательный процесс происходит не в логике учебного предмета, а
в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к
самообразованию. [2]
На уроке в 8 классе по теме: "Война, изменившая карту Европы", графически были изображены
причины, повод, подготовленность участников к войне, что облегчило трудность самостоятельного
анализа причин поражения Франции в войне. В результате мыслительной деятельности по схемам
информационных единиц ученики создали наглядную конструкцию изучаемого события.
Графический способ Фишбоун "рыбная кость" помогла наглядно и понятно для учащихся
структурировать учебный материал и найти эффективное решение в сложной ситуации: "Парижская
коммуна это подвиг коммунаров или бунт?" Отвечая на проблемный вопрос, учащиеся разложили на
схеме причиныпоражения коммунаров (путь насилия декрет о заложниках, незавершённость реформ в
условиях войны, отсутствие поддержки провинций) и факты (помощь версальцам из Германии,
разжигание ненависти к парижанам, обоюдная жестокость гражданской войны). Анализ схемы подвёл к
выводу, что неоправданное насилие коммунаров оттолкнуло многих парижан и превратило их
в бунтовщиков, но, даже утратив социальную опору, коммунары оставались героями, которые пытались
осуществить утопическую мечту об обществе социальной справедливости и демократии.
Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального
мастерства педагогов, находящихся в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить
компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми
других культур, языков, религий.Формированию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в гражданско
общественной и социально групповой деятельности способствует цепочка мотивационного аспекта:
вера в успех, вдохновение, интерес, внутренний мотив (самоутверждение, саморазвитие,
самосовершенствование). Чтобы обучение становилось эффективным, а учение социально значимым
для самих учеников, на уроке по теме: "Полтавская битва" в 7 кл, ученикам даю заведомо легкое задание
I уровня, а когда ученики обретают уверенность в своих силах, предлагаю задания II и III уровня
сложности.Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации: 1 широкий
познавательный, направленный на усвоение новых знаний; 2 побуждает к овладению способами
добывания знаний; 3 мотив самообразования, основанный на внутренних мотивах
самосовершенствования. К уроку я составила свою таблицу заданий с учётом индивидуальных
особенностей учащихся. табл.1
Задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся
табл.1
Уровень
Цель
Задание (правополушарные)
Задание (левополушарные)
I
II
III
Повысить осознанность
учебной работы учащихся
Обосновать выбор времени и места
сражения
Сравнить военнотехническое
состояние противников
Способствовать прочному
запоминанию через
универсальные действия
Нарисовать схему расположения и
действия войск на контурной карте
(визуалы)
Формировать качество
устной речи и
содержательность ответа
Найти строчки в поэме А.С.
Пушкина "Полтава", которые могут
передать дух и настроение
сражения.
Написать письмо домой от имени
участника сражения с
характеристикой поведения Петра
I (аудиалы)
Смоделировать: "Что было бы,
если бы русская армия проиграла в
Полтавской битве?"
В результате у учащихся окрепла вера в собственные силы, сформировалась стойкая положительная
мотивация к самостоятельной работе.
Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического
мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в
стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить
полученную информацию. Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств
личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный
выбор и результаты своей деятельности. Работа с документально методическим комплексом ( ДМК)
способствует развитию критического мышления.
В 9 классе на уроке "Изменение в политической системе Российской империи" был подбор ДМК: 1)
отрывок из письма Николая II матери 1905г октябрь,
2) комментарии историка Р.Ш. Ганелина "Российское самодержавие в 1905г. Реформы и революция",
3) таблица Динамика стачечной борьбы в годы первой русской революции,
4) сравнительная таблица Партии и взгляды в годы первой русской революции,
5) отрывок "Из Основных законов Российской империи 1906г апрель",
6) отрывок "Из петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II 1905г январь"Проблема:
Превращение России в Конституционную монархию было следствием революции 1905 1907гг. или
являлось неизбежной закономерностью исторического развития?
Работа с ДМК поставило учеников в ситуацию выбора, за который нужно нести личную ответственность,
находить аргументы "за" и "против", иметь навык публичного выступления. Поэтому мыслительные и
поведенческие стратегии учащихся формировались самими школьниками.
Предметный потенциал: самостоятельность познавательной деятельности гарантирована
непредсказуемостью версий, возникающих в ходе работы с ДМК. Вопросы к текстам составлялись в два
варианта: 1 репродуктивный (освоить, понять), 2 творческий ( извлечь внетекстовую информацию,
"вытащить" из него скрытые факты).
Вопросы 1 варианта:
1. Почему аграрный вопрос был самым насущным на тот период в России?
2.Какие пути разрешения государственных проблем видел Николай II?
3.Какие требования предъявляли к власти различные слои населения?
Вопросы 2 варианта:
1.Что было общего и различного в программах общероссийских политических партий?
отказ от лобовой назидательности, от прямолинейного воздействия на
тексты ДМК отличаются многожанровостью и возможна работа учителей
2.Почему Николай II предпочел "конституционный путь"?
3. Был ли государственный переворот 3 июня 1907 г. коренным изменением существующей общественнополитической
системы?
Воспитательный потенциал:
школьников и предупреждение неуспеваемости учащихся.
Интегративный потенциал:
разных предметов с одним и тем же текстом (история и литература, история и русский язык, история и
ИЗО, история и география).
Эстетический потенциал: подбор включает документальные материалы, художественные произведения,
исторические публикации, автобиографический материал и т.д.
Результат: контрольнооценочная система учителя усиливает потенциал самообразования учащихся, так
как учитываются фундаментальные знания и аналитические умения.
Вывод: системнодеятельностный подход становится эффективным, когда учителю удаётся перевести
собственную цель "научить ребёнка" в собственную цель ученика "научиться".
В основе метода развития критического мышления лежит непосредственная работа ученика с текстом,
сопровождаемая действиями ученика (ведение дневника, составление таблиц, маркировка), которые
позволяют отслеживать собственное понимание. На этапе осмысления ученик формирует личностное
отношение к проблеме и фиксирует его с помощью собственного текса, либо своей позиции в дискуссии.
На этапе рефлексии оценивается глубина, четкость, логичность высказывания. Высоко оценивается
культура речи и историзм мышления.
Сочетание методов деятельностных технологий воплотились в уроке деловая игра по теме "Внешняя
политика СССР в 30е гг." в 9 классе. Тип урока: усвоение и применение знаний, умений и навыков.
Учебная цель: выяснить причины нового сближения СССР и Германии в конце 30х гг., развивающая:
сравнить политические мотивы руководства двух стран при заключении Пакта о ненападении 1939г.,
воспитательная: оценить последствия Пакта о ненападении и дополнительного секретного протокола для
СССР с моральной и правовой позиции.Учитывая сформированный познавательный интерес и эмоционально волевую сферу старшеклассников,
я организовала работу учащихся в группах: "Дипломаты МИДа", "Политологи", "Историки аналитики",
которые должны были высказать своё видение поставленных проблем. Анализ документов, составление
сравнительных таблиц, вопросы "мозговой штурм" помогли учащимся найти ответы на вопросы: Причины
сближения СССР и Германии в конце 30х гг.?, Причины затягивания Англией и Францией подписания
равного 3х стороннего соглашения с СССР? Стратегические и тактические замыслы руководства СССР
и Германии при заключении Пакта 1939г. и его последствия для Советского Союза?
В завершении урока были выступления каждой группы по заданной ей проблеме. Способы
целенаправленной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, вызывали внешне затруднительное
положение для учеников, но побуждающее к деятельности для его преодоления.
Системнодеятельностный подход в обучении истории отводит ученику роль не объекта, а субъекта
учебного процесса и способствует формированию ценностносмысловых, общекультурных, учебно
познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на
ученика.
Список использованной литературы.
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005.
2. Лебедева М.Б. "Во всем нам хочется дойти до самой сути:" Алхимия проекта: Метод. разработки
минитренингов для слушателей и преподавателей программы Intel O "Обучение для будущего". М.,
2005, с. 2429.