Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения.На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
Иконка файла материала Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания.doc
Системно­деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время: изменились запросы общества, внедрены инновационные  компьютерные технологии. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и  учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко  заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем  воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на  уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи  образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и  желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод  обучения.На этой методологии основываются стандарты нового поколения для начальной и основной школы. Системно­ деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для  жизни, для профессии. Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии.  Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь­это “система сменяющих друг друга деятельностей”. Процесс  обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той,  которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность  выпускников к самостоятельной жизни и работе. Применение деятельностного подхода на уроке начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи  изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему  должны научиться школьники. Чаще всего это выражается в дидактических категориях “знать”, “уметь”, конкретизируемых  применительно к историческому материалу. Лучше, если при этом указываются действия, процедуры, которыми должны  овладеть учащиеся. Например, “составлять описание, характеристику (событий, явлений), “сравнивать…”. На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых  компетенций. Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в  выполнении различных видов деятельности. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в  проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий  характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения. На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и  др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий. Традиционный  комбинированный урок при деятельностном подходе в обучении не сводится к формуле “опрос – сообщение учителем новых  знаний – закрепление их учащимися”, а может быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы  школьников.Самостоятельная работа всего класса предпочтительна там, где речь идет о значительных по охвату  исторического материала характеристиках, периодизациях эпох, процессов, масштабных событий. Кроме того, коллективное  рассмотрение позволяет более полно представить и сопоставить разные точки отсчета, критерии периодизаций или оценок,  провести обмен мнениями. В то же время задания, связанные с анализом отдельных фрагментов источников, трудов историков, будут полезнее для  индивидуальной работы, в которой каждый ученик может пройти свой путь познания. Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать  учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию,  закрепить знания и умения практически. Заполнение сравнительно­обобщающей таблицы,которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и  обобщения исторических событий. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности,  историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную  историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко­ географическом пространстве. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения  истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию  навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных  изысканий. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само­ и взаимооценки учебной  деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего  воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения. Задания на образную реконструкцию исторических фактов: nul> •   Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков; •   Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные  (противоположные) мнения и оценки. Моя задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках  истории:     вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, создать атмосферу сотрудничества при решении проблем, помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме, совершенствовать интеллектуальные способности учащихся. Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно­ коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к  самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том  числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов. Применяю следующие интерактивные методы: Ролевые игры Различные виды групповых работ  Дискуссии  Дебаты    Деловые игры   Турниры знатоков В старших классах на уроках истории и обществознания успешно проходят дебаты. (Приложение 1) Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и  обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она  сформировалась. Непосредственно технология “Дебаты” позволяет реализовать следующие задачи: способствовать становлению гражданского общества в России; развивать следующие навыки: толерантность, партнерское общение, цивилизованную дискуссию;    формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде и  концентрировать на сути проблемы, навыки поисковой и исследовательской деятельности. Учащиеся являются активными исследователями информации; им необходимо уметь использовать полученные на уроках  знания отказываться от шаблонов. Для успешной полемики школьникам необходимо владеть большим объемом информации,  находить необходимую информацию и обрабатывать её. Кроме того, игровая, соревновательная форма проведения “Дебатов”  позволяет разобрать и закрепить изучаемый материал в неформальной обстановке.Походу работы ребята должны доказывать какую­либо точку зрения вне зависимости от своих личных убеждений. С одной  стороны, это помогает учащимся воспринимать неоднозначность многих фактов, не отстраняться от противоположных  утверждений. С другой, подросткам дается возможность доказать любое утверждение, даже то, с которым они не согласны,  что может привести к разрушению убеждений и нравственных установок личности. Чтобы избежать подобного результата.  Существуют определенные ограничения в выборе тем: нельзя обсуждать вопросы, связанные с религиозными, национальными  и политическими убеждениями. Более сложным моментом является сохранение командного духа, недопущение такой  ситуации, когда победа команды зависит от выступлений одного игрока. Этапы работы. 1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме. 2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически осмысливают материал, анализируют и  сопоставляют с имеющимися знаниями. 3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы оно включало  нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме. 4. Построение линии аргументации, доказательной базы. 5. Построение линии опровержения. 6. Ознакомление с правилами этикета полемики. Быть честным, используя ту или иную информацию. Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения.    Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство.  Уважать другого, искать решение совместными усилиями Все сказанное выше показывает положительную сторону использования данной технологии в учебной и воспитательной целях. Игры на уроке. В среднем звене – в 5­9 классах успешно применяю различные виды игр. Игра на уроке истории и обществознания ­ активная  форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой  "оживают" и "действуют" люди ­ участники исторической драмы. Главная цель такого занятия ­ это создание игрового  состояния ­ специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.Понятно, что такая  трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и  углублять их, расширяет его кругозор. Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической  обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события  (археолога, писателя, журналиста): игра­обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты,  круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к  дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге. игра­ исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от  предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник,  фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии. Ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников  событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" ­ "так могло быть". Учителя справедливо  замечают что, в такой игре подростку "удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее,  справедливее". Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего  "героя", и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь  представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в  историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в  конкретной исторической ситуации определенного времени. Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных  умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности  или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.    лабораторные занятия; групповые, фронтальные семинары; конференции; участие в проектах. Говоря о системно­деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только  в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя  с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная  деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет  мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит  их жизни – это и есть системно­деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к  достижениям. Итак, системно­деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и  приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать,  становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников  универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно  изменяющихся условиях.