Системы неравенств.
Оценка 5

Системы неравенств.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
9 кл
20.06.2017
Системы неравенств.
Четыре урока по теме Рациональные неравенства. Алгебра 9 класс по УМК Мордковича.(4 ч) У р о к 1 Цели: ввести понятие системы неравенств, решения системы неравенств; повторить и закрепить знания решения неравенств. У р о к 2 Цели: способствовать развитию навыков решения систем неравенств; учить находить общее решение системы неравенств; научить решать систему, содержащую квадратные неравенства; повторить метод интервалов. У р о к 3 Цели: закрепить навыки решения неравенств и систем неравенств; учить решать более сложные системы неравенств; развивать логическое мышление учащихся. У р о к 4 Цели: упражнять учащихся в решении двойных неравенств и нахождении области определения выражения; научить решать системы неравенств, содержащих модули; развивать логическое мышление учащихся
Системы неравенств.doc
СИСТЕМЫ НЕРАВЕНСТВ (4 ч) У р о к  1  Цели:  ввести   понятие   системы   неравенств,   решения   системы   неравенств; повторить и закрепить знания решения неравенств. Ход урока I. Актуализация опорных знаний учащихся. 1. Собрать у учащихся домашние контрольные работы. .а  х . х   8 4   х 8 0,   х 0. 2. Вспомнить, как найти область определения выражения f(х) =  3. Рассмотреть нахождение области определения выражения f(х) =  5 Сделать  в ы в о д:  задача сводится к решению системы неравенств  5  4  II. Изучение нового материала. 1. Определение системы неравенств. 2. Определение решения системы неравенств. 3. Решить систему неравенств – значит найти все ее частные решения. 4. Устно решить № 4.1 (а; б). 5.   Учитель   объясняет   решение   №   4.3   (а–г)   и   показывает   с   помощью штриховки нахождение общего решения. 6. Повторить  правила  для  решения неравенств и объяснить решение № 4.6 (в; г).    2 t 4 0    4 3 0 t  в)    t 2 4     3 t    t 2   4  t 3 4   1 0   6 0  5 t  3 t  г)   5 t 1   3 6 t   1 t  5   t 2 О т в е т:  (– ∞; – 2] или х ≤ – 2. III. Закрепление изученного материала. 1. Решить № 4.5 (в; г) на доске и в тетрадях. 2. Решить № 4.7 (б; г) с комментированием на месте. О т в е т: [2; ∞) или х ≥ 2. в)   г)  О т в е т:  нет решений. 3.  Решить   №   4.8  (в;   г).   Двое   учащихся   самостоятельно   решают   на   доске, остальные в тетрадях. Учитель при необходимости помогает в решении. О т в е т: z = 12.   х 3   4 4 1 х   1 12 х   2 6 х  в)     0 15 х    10 2 х   0 х    х  0,2 3 х    7 2 х 2 5   х  4 х   2 3  г)    х 1    5 х    х 1    5 х  О т в е т: нет решений. 4. Решить № 4.21 (б) на доске и в тетрадях. О т в е т: – 5 <х ≤ – 1 или (– 5; – 1]. х ) х (  3)( х  4)  2 х  4 х  3 х  12 12 10  х     х 2    х 8) 4(7 3(    ( 5) 2)( х б)      24 28 4 х 3    х 2 5 х 10 х      28 24 4 х 3 х  2 2  3 х х х   4 7 х     х 2    4 х  7   х 1 2 х     х  1. 4 7 О т в е т:  5. Решить № 4.22 (б; г). Сначала решение объясняет учитель, затем несложную систему неравенств решают учащиеся самостоятельно.    2 | 4 х х х  х 4 1       2 в)     8 4 х х    х 3( 1) 2(   3 х 8  3 3 2 х    х 2  3   1| 6 х  2) 6    4 6   1| 2  х х 1    2  х    5 | 3  3 г)      2 х х   15 х  х 1   15 х 1 2 О т в е т: 1 <х< 15.   8 х  3   13 5 х  2 3 3 5      х  2 2 х 2 2 . 3 О т в е т: х ≥  IV. Итоги урока. 1. Что называется системой неравенств? Решением системы неравенств? 2. Что значит решить систему неравенств? Домашнее задание:  изучить  материал  учебника на с. 29–35; решить № 4.6 (а; б);  № 4.7 (а; б),  № 4.8 (а; б),  № 4.21 (а);   №  4.22(а; б),   № 31 (на с. 8). У р о к  2 Цели:  способствовать развитию навыков решения систем неравенств; учить находить   общее   решение   системы   неравенств;   научить   решать   систему, содержащую квадратные неравенства; повторить метод интервалов. Ход урока I. Анализ домашней контрольной работы. 1. Указать ошибки, допущенные в работе. 2. Решить на доске задания, вызвавшие затруднения у учащихся. II. Выполнение упражнений. 1. Вспомнить  формулу  разложения  квадратного  трехчлена  на  множители. 2. Повторить, в чем заключается метод интервалов при решении квадратных неравенств. 3. Решить № 4.9 (г). Решение объясняет учитель.    х 2 3 х г)    10 5 5   х 5   6 0 х 1) Решим неравенство 3х – 10 > 5х – 5;  3х – 5х> – 5 + 10; – 2х> 5; х< – 2,5. 2) Решим неравенство  х2  + 5х  + 6 < 0;   х2  + 5х  + 6 = 0;   D  = 1;  х1  = – 3; х2 = – 2;  тогда (х + 3)(х + 2) < 0.  Имеем – 3 <х< – 2. 3) Найдем решение системы неравенств   2,5; х      х    3 2.     О т в е т:  – 3 <х< – 2,5. 4. Решить № 4.9 (в) самостоятельно с проверкой. О т в е т: нет решений. 5. Решить № 4.10 (г). Объясняет учитель. Предварительно повторить теорему о квадратном трехчлене с отрицательным дискриминантом.      22  х  х 3(6 3 х 1) 2   2 0   х х г)  1) Решим неравенство – 2х2 + 3х – 2 < 0;  – 2х2 + 3х – 2 = 0; D = 9 – 16 = – 7 < 0. По теореме неравенство верно при любых значениях  х. 2) Решим неравенство  –3(6х – 1) – 2х<х;  – 18х + 3 – 2х<х; – 20х – х< – 3;  – 21х<– 3;  х> 1 . 7  Решение данной системы неравенств х> 1 7 . 1 7 . О т в е т: х> 6. Решить № 4.10 (в) на доске и в тетрадях.    25 х 2( х  2 х   3)   1 0  ( х 8) 4  в)  Решим неравенство 5х2 – 2х + 1 ≤ 0. 5х2–2х + 1 = 0;D = 4 – 20 = –16 < 0. По теореме неравенство не имеет решений, а это значит, что данная система не имеет решений. О т в е т: нет решений. 7. Решить № 4.11 (в) самостоятельно. Один учащийся решает на доске, другие в тетрадях, потом проверяется решение. х  10 0  2 х 2   2 5    16 х в)  1) Решим неравенство 2х2 + 5х + 10 > 0. 2х2 + 5х + 10 = 0; D = –55 < 0.  По теореме неравенство верно при всех значениях х. 2) Решим неравенство   х2  ≥ 16;     х2  – 16 ≥ 0;     (х  – 4)(х  + 4) ≥ 0;     х  = 4; х = – 4. Решение х ≤ –4  и  х ≥ 4.   х   х  любое число; 4;  4. х Решение  Наименьшее целое число равно –2; наибольшее целое число равно 6. О т в е т: –2; 6.   х 1 5 х  1 4 1  3    2   3| 12 2,5 | 10 3) Решение системы неравенств  О т в е т:  х ≤ – 4;  х ≥ 4. 8. Решить № 4.32 (б) на доске и в тетрадях.    х х 2  3 6 12    х х 3   х  10 5       6( х х 2(3 1) 2 4 х       1) 25; х х 4 2(3 5 х 10          6 2 2 х 6 х х 4 х       х 2 25; 5 4 6 х 10 х   30, 5 х    11 х   6 х    1) 36, 6 36,   27;   х 2 х 5 11  2 5 11   х 6. 9. Повторение ранее изученного материала. 1) Решить № 4.11 (а; б) на с. 24 устно. 2) Решить, построив графики функций (с. 24). х   3 1  . х Строим графики функций  у х   и y = –1 – x. 3 О т в е т: –2. III. Итоги урока. 1. В курсе алгебры 9 класса мы будем рассматривать только системы из двух неравенств. 2.   Если   в   системе   из   нескольких   неравенств   с   одной   переменной   одно неравенство не имеет решений, то и система не имеет решений. 3. Если в системе из двух неравенств с одной переменной одно неравенство выполняется при любых значениях переменной, то решением системы служит решение второго неравенства системы. Домашнее задание: рассмотреть по учебнику решение примеров 4 и 5 на с. 46–48  и  записать  решение  в  тетрадь;  решить № 4.9 (а; б),  № 4.10 (а; б), № 4.11 (а; б), № 4.32 (а). У р о к  3 Цели:  закрепить   навыки   решения   неравенств   и   систем   неравенств;   учить решать   более   сложные   системы   неравенств;   развивать   логическое   мышление учащихся. Ход урока I. Устная работа. 1.   Двое   учащихся   работают   на   доске,   решая   №   4.10   (б)   и   №   4.11   (б)   из домашнего задания. 25 2. С остальными учащимися устно решить № 4.1 (в), № 4.2 (а) и № 4.5 (а; б). II. Решение более сложных систем неравенств. 1. Решить № 4.12 (в; г) на доске и в тетрадях.   х 2)(  ( 7) х х  20 х 20   2)( х  7) х х (  х    10 35      ( 5)( х      (  0  0 х  в)  г)  2 х  0  0 5 х х 5) ( х х 3) 3) 1)  х = 5;  х = – 5;  х = 0 1)  Отметим точки х = 2,  х = – 3,  х = 0,  х = – 7 Решение  – 5 ≤ х< 0;  х ≥ 5. 2) 5х – 10 ≥ 35 5х ≥ 45 х ≥ 9     5   х 9 0;   х  5 х 3)  Решение –7 <х< –3  и  0 <х< 2. 2) 20х ≥ 20 х ≥ 1      7   х 1 3;   0   2 х х 3)  О т в е т: [9; + ∞) или  х ≥ 9. О т в е т:  1 ≤ х< 2  или  [1; 2). 2. Решить № 4.13 (в; г). Двое учащихся самостоятельно решают на доске, остальные в тетрадях, затем проверяется решение.     2 2 х х   8 0  6 х   36 0 в)  1) х2 – 6х + 8 < 0    (х – 4)(х – 2) < 0 Решение 2 <х< 4 2) х2 – 36 ≥ 0    (х – 6)(х + 6) ≥ 0 Решение  х ≤ – 6;  х ≥ 6  2 х   х    4 6;   х  6 3)  О т в е т: нет решений.     2 49 2 х х    1 0   6 0 5 х г)  1) 49х2 – 1 < 0     (7х – 1)(7х + 1) < 0 1 7 ) < 0 | : 49 1 7 ) ∙ 7(х +      7(х –  1 1 7 ) ∙ (х +  7 ) < 0     (х –  1 7 1 7 <х< Решение  – 2) х2 + 5х + 6 ≥ 0    (х + 2)(х + 3) ≥ 0 Решение  х ≤ – 3  и  х ≥ – 2   1   7   х    х 3;   х 1 7  2 3)  1 7 <х< 1 7 . О т в е т: – 3. Решить № 4.20 (б; в). 4  х у  15 3  х  0; б)  Функция определена, если    15 3 х    4 х 0;   х 5,   х 4.  4  х у  15 х  30  в)  Областью   определения   являются   для   которых все   значения  х, выполняется условие 30 0, 0; х      15  4 х   2 х   4. х О т в е т:  – 4 ≤ х ≤ 5. 4. Решить № 4.24 (в; г). Решение одной системы объясняет учитель. О т в е т:  2 ≤ х ≤ 4. 2 3        х 3  3 х 5 4 х 2 х  1  5   2 0   3 0 3 х 5 х          2 6 2  3 х   1 12 х  4 х 5  х  0 15  0   5 х   3   7 х    х 4 8 х    0 16 5  0       в)   х 3  3 х 5 4 х 5( х  ( х 1)    2 х  1  5 8 5 3)  )   0 8 5 3 х  х   0 8 ; 5 х> 3   х 7( Решение х< 16 7 5 ) 4 4( х  2)  )  0 х  х  16 7 5 4  0 5 4 <х< 16 7 ;   х  3 Решение    8 х  5  5     4 х 3)  16 7 5 4 <х< 8 5 . О т в е т:  5. Решить № 4.33 (б; г) на доске и в тетрадях.       х х 1 1  2  2 б)    | 6   | 10 х 3 х 5    3 5 х х   3 2   5 2 х х  3 х    х   5 3    1 х 3. 2 3 Решение системы   О т в е т: целые числа  –1; 0; 1; 2.   | 20 1 х     4  х    3 х 5  4 7 х  | 21    5 7 х х   5 4   х 3 х 12    х х  5  3 г)  Решение системы  3 <х ≤ 5. О т в е т: целые числа 4; 5. 6. Решить № 4.27* (в). Учитель объясняет решение.  3 х    1     х 2 х 2 х    х  3 2  3 х 1   0, 3  ; 2 х 1 в)                1)  0, х 2 (   ( х х 1)  1,5) 2( х   х 3)( ( х  1)( х  1)( х 2) 2(   ( х 1)  0,  0; х  2) ( х  1)(  х ( х  1)( 2  х 1,5  1  х х 3)(   2) 3( х  2) 3)( х   х 1   1,5 х     1)(  х ( х х  0 х  1)( х  3)  0;   1 2)( х  3)  0;     1 х      х 2;   1  1,5 3    х 1 О т в е т:  – 1 <х< 1. III. Итоги урока. Выставление отметок. Домашнее задание:  решить № 4.12 (а; б), № 4.13 (а; б), № 4.20 (а; г), № 4.24 (а; б), № 4.33 (а; б). У р о к  4 Цели:  упражнять   учащихся   в   решении   двойных   неравенств   и   нахождении области   определения   выражения;   научить   решать   системы   неравенств, содержащих модули; развивать логическое мышление учащихся. Ход урока I. Проверка домашнего задания. 1. Проверить выборочно у нескольких учащихся выполнение ими домашнего задания. 2. Решить на доске задания, вызвавшие затруднения у учащихся. 3. Устно решить № 4.2 (б) и № 4.1 (г). II. Объяснение нового материала. 1. Двойное неравенство можно решить двумя способами: а) сведением к системе двух неравенств; б) без системы неравенств с помощью преобразований. 2. Решить двойное неравенство № 4.15 (в) двумя способами.            Решение  – 2 <х< – 1.      6 6 х х   12, 6;    х    х  2 1 I  с п о с о б    II  с п о с о б   6 < – 6х< 12 | : (– 6)   – 1 >х> – 2, тогда  – 2 < х < – 1. О т в е т: (– 2; – 1). 3. Решить № 4.17 (а; г). I  с п о с о б а) – 2 ≤ 1 – 2х ≤ 2. Решим систему неравенств:  1 2  1 2 х х     2,  2;      1, 2   2 х х 3;   х     х 1 2 1,5            О т в е т:      х 1,5. 1 2 II  с п о с о б – 2 ≤ 1 – 2х ≤ 2; прибавим к каждой части неравенства число (– 1), получим – 3 ≤ – 2х ≤ 1; разделим на (– 2), тогда     х 1,5. 1 2 2 5 х  2 г) – 3 < < 1. Умножим каждую часть неравенства на 2, получим – 6 < 5х + 2 < 2. Решим систему неравенств:  х      2 2    2  0   5 5 5 5 х х х х       6 8 х   0 8 5 О т в е т:  – 1,6 <х< 0. III. Выполнение упражнений. 1. Решить № 4.18 (б) и № 4.19 (б) на доске и в тетрадях. 2. Решить № 4.14 (в) методом интервалов. в)  1) х2 – 9х + 14 > 0;  (х – 7)(х – 2) > 0;  х = 7;  х = 2 Решение  (–; 2) и (7; +). 2) х2 – 7х – 8 ≤ 0;  (х – 8)(х + 1) ≤ 0;  х = 8;  х = – 1 Решение  – 1 ≤ х ≤ 8. 3)  О т в е т: –1 х< 2; 7 <х 8. 4) Решить № 4.28 (в) самостоятельно с проверкой.  х ).  Решим систему неравенств х  2)(   (5  х )(6 (   х 3)   3) 0   ) 0 х в)   ( х  (5  1) (х – 2)(х – 3) ≥ 0;  х = 2;  х = 3 2)( х х )(6 Решение х ≤ 2 и х ≥ 3. 2) (5 – х)(6 – х) ≥ 0;   – 1(х – 5) ∙ (– 1)(х – 6) ≥ 0;   (х – 5)(х – 6) ≥ 0 х = 5;  х = 6 Решение х ≤ 5 и х ≥ 6.   х   х  2;   х 5;   х  3  6 3)  О т в е т: х ≤ 2,   3 ≤ х ≤ 5,   х ≥ 6. 5. Решение систем неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. Решить № 4.34 (в; г). Учитель объясняет решение № 4.34 (в).    | | х х   5 | 3,   1| 4. в)  1) | х + 5 | < 3 Решение  – 8 <х< – 2. 2) | х – 1 | ≥ 4 Решение  х ≤ – 3  и  х ≥ 5.      8 х   х х 3;    2  5 3)  О т в е т:  – 8 <х ≤ 3.    | х 3| 5,    | х 2 | 1.  г)  1) | х – 3 | < 5; Решение  – 2 <х< 8. 2) | х + 2 | ≥ 1 Решение  х ≤ – 3  и  х ≥ – 1.     2   х  8 х 3  и   х  1 3)  О т в е т:  –1 ≤ х< 8. 6. Решить № 4.31 (б). Учащиеся решают самостоятельно. Один ученик решает на доске, остальные в тетрадях, затем проверяется решение.   3   5    1  б)  3 х  х 10  1 3 1 2  х  5  0,3 | 10   0,5( х   3) | 3    х 6 3 3 х        1 4 2  1 1,5 х  3 х 4,5 5   х 2,5 х    4  0,5   х      х  4 5 1 5    х 1 5 .  Середина промежутка    5 10 1 2 . Решение   4 5 1 2  . О т в е т:  7.   Решить   №   4.38   (а;   б).   Учитель   на   доске   с   помощью   числовой   прямой показывает решение данного упражнения, привлекая к рассуждениям учащихся. О т в е т: а) р< 3;  р ≥ 3;   б) р ≤ 7;  р> 7. 8. Повторение ранее изученного материала. Решить № 44.  Пусть   первоначальная   скорость   велосипедиста  хкм/ч,   после   уменьшения стала (х – 3) км/ч. х 3   6  1,5; 15 х 15x – 45 + 6x = 1,5x(x – 3); 21x – 45 = 1,5x2 – 4,5x; 1,5x2 – 25,5x + 45 = 0 | : 1,5;    тогда х2 – 17х + 30 = 0;  D = 169; х1 = 15; х2 = 2 не удовлетворяет смыслу задачи. О т в е т: 15 км/ч;  12 км/ч. IV. Итоги урока. Выставление отметок. Домашнее   задание:  выполнить   на   отдельных   листочках   домашнюю контрольную работу  № 1  с № 7 по № 10 на с. 30–31 и еще № 4.34 (а; б), № 4.35 (а; б).

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.

Системы неравенств.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017