Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur44-korr.doc
Литературное чтение Урок 44. Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается... Тема: Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна» Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 2  3  Проверка домашнего задания. Озвучивание «диафильма» по «Сказке о царе Салтане...». –   Почему   так   часто   художники,   музыканты   обращаются   к   этой   сказке? Интересно ли было вам её иллюстрировать? Иллюстрации какого художника, по­вашему, больше всего соответствуют духу этой сказки? © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1II. Развитие  умений. 2  4  1  2  3  1  2  3  4  Работа с текстом сказки. Работа с текстом до чтения. – Что вы помните о В.А. Жуковском? – Для кого он написал эту сказку? –   Как   это   может   отразиться   на   тексте?   (Можно   вернуть   учащихся   к материалам с. 114.) –   Знакомо   ли   вам   название   сказки?   Где   вы   встречались   с   этим   сюжетом? (Впервые подобный сюжет использовал Шарль Перро, написав в конце XVII в. сказку «Спящая красавица», затем в начале XVIII в. братья Гримм обработали и записали сказку «Шиповничек» с похожим сюжетом.) – Прочитаем сказку и увидим, удалось ли Василию Андреевичу написать для детей сказку не столько поучительную, сколько увлекательную. Работа с текстом во время чтения. 1) Комментированное чтение сказки. Вопросы после чтения: – Как звучат стихи Жуковского? Сумели ли вы их услышать? – Действительно ли это сказка? – Что тронуло вас в ней? 2) Выборочное чтение сказки. – Чем привлекателен царь Матвей? – Где уже в начале сказки борются добро и зло? (Дары чародеек.) – Почему смерть царевны обернулась всего лишь сном? – А почему вместе с царевной уснул весь дворец? 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД © ООО «Баласс», 2014 2–   Прочитайте   выразительно   картину   спящего   дворца.   Передайте   чтением калейдоскопичность картины. (Лаконично сказано о многом, быстрые переходы от одной фигуры к другой.) – Почему повторяется в сказке картина уснувшего дворца? – На что автор смотрит с улыбкой, на что с иронией (лёгкой насмешкой), а на что – всерьёз? – Как встретили вы развязку сказки? Могла ли сказка по­другому закончиться? Работа с текстом после чтения. 1) Беседа с учащимися: – В чём проявляются лёгкость и незатейливость сказки Жуковского? –   Какие   страницы   сказки   вам   показались   самыми   удачными,   особенно выразительными? – Вопрос 3 учебника, с. 156. 2)  Выполнение одного из заданий учебника (по выбору учащихся – задание 1 или задание 4, с. 156). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. ΙΙΙ . Итог. IV.  Домашнее задание. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Выучить наизусть отрывок из сказки Жуковского. © ООО «Баласс», 2014 3Братья Гримм ШИПОВНИЧЕК Приложение к уроку 44 Много лет тому назад жили король с королевой, и каждый день они говорили: «Ах если бы у нас родился ребёнок!» Но детей у них не было. Вот случилось однажды, что королева сидела в купальне и вылезла из воды на берег лягушка и говорит ей: «Твоё желание исполнится: не пройдёт и года, как родишь ты на свет дочь». И что лягушка сказала, то и случилось – родила королева дочку, и была она такая прекрасная, что король не знал, что и придумать ему на радостях, и вот он устроил большой пир. Созвал он на этот пир не только своих родных, друзей и знакомых, но и ведуний, чтобы были те к его ребёнку милостивы и благосклонны. А было их в его королевстве счётом тринадцать; но так как золотых тарелок, на которых они должны были есть, было у него всего лишь двенадцать, то одна из них осталась неприглашённой. Праздник   отпраздновали   с   великой   пышностью,   и   под   конец   ведуньи   одарили   ребёнка   чудесными   дарами:   одна   – добродетелью, другая – красотой, а третья – богатством и всем, что только можно пожелать на свете. Когда одиннадцатая произнесла уже свои предсказания, вдруг явилась на пир тринадцатая. Ей хотелось отомстить за то, что её не пригласили. И вот, ни с кем не здороваясь и ни на кого не глядя, она воскликнула громким голосом: – Королевна на пятнадцатом году должна уколоться о веретено и умереть! И, не сказав больше ни слова, она повернулась и вышла из зала. Все были напуганы, но выступила тогда двенадцатая ведунья, она ещё не сказала своего пожелания; и так как отменить злое проклятье она была не в силах, а могла только его смягчить, то она сказала: – Но то будет не смерть, а только вековой глубокий сон, в который впадёт королевна. Король, желая уберечь свою любимую дочь от несчастия, издал указ: все верётена во всём королевстве сжечь. © ООО «Баласс», 2014 4Вот и исполнились все предсказания, данные девочке ведуньями: она была так красива, так скромна, приветлива и так разумна, что всякий, кто её видел, невольно ею любовался. Случилось, что в тот день, когда исполнилось ей пятнадцать лет, короля и королевы не было дома и девушка осталась в замке одна. Она пошла бродить всюду по замку, осматривать покои и кладовушки – всё, что вздумается; и подошла она, наконец, к старой башне. Она взошла по узкой витой лесенке в ту башню и очутилась у небольшой двери. А в замке торчал заржавленный ключ; повернула она его, дверь распахнулась, видит – сидит там в маленькой светёлке у веретена старуха и прилежно прядёт пряжу. – Здравствуй, бабушка, – молвила королевна, – что ты тут делаешь? – Пряжу пряду, – отвечала старуха и кивнула ей головой. – А что это за штука такая, что так весело вертится? – спросила девушка, взяла веретено и хотела было тоже приняться за пряжу. Но только она прикоснулась к веретену, как исполнился наговор, и она уколола веретеном палец. И в тот миг, когда она почувствовала укол, она упала на постель, что стояла в светёлке, и погрузилась в глубокий сон. И сон этот распространился по всему замку; король и королева, которые только что вернулись домой и вошли в зал, тоже уснули, а вместе с ними и все придворные. Уснули и лошади в стойлах, и собаки на дворе, голуби на крыше, мухи на стенах;  даже   огонь,  пылавший  в  печи,  и  тот  замер  и  уснул,  и  жаркое   перестало   шипеть  и  поджариваться,  а  повар, схвативший было за волосы поварёнка за то, что тот чего­то недоглядел, отпустил его и тоже уснул. И ветер утих, и не шелохнулся ни один листик на деревьях около замка. И стала расти вокруг замка колючая терновая заросль; с каждым годом она становилась всё выше и выше и окружила, наконец, весь замок. Она выросла выше самого замка, и в этой заросли его стало совсем не видно, и даже флага на вышке нельзя было заметить. И пошла по стране молва о прекрасной спящей королевне, которую прозвали Шиповничек, и вот стали наезжать туда время от времени разные королевичи и пытались пробраться через густую заросль в замок. Но было это невозможно, так как шипы держались крепко один за один, точно взявшись за руки, – юноши запутывались в зарослях и, зацепившись за шипы, не могли больше из них выбраться и погибали мучительной смертью. © ООО «Баласс», 2014 5После многих и долгих лет явился опять в ту страну один королевич, и услыхал он от одного старика о колючей заросли и о замке, где вот уже сто лет как спит сказочная красавица­королевна по прозванию Шиповничек; и спят с ней заодно король и королева и все придворные. Старик ещё рассказал ему о том, что слыхал от своего деда, будто приходило уже немало королевичей, которые пытались пробиться сквозь колючую заросль, но все они остались там, зацепившись за шипы, и погибли жестокой смертью. И сказал тогда юноша: «Я этого не боюсь, я хочу отправиться туда и увидеть прекрасную королевну Шиповничек». Добрый старик стал его отговаривать, чтобы он туда не ходил, но он совета его не послушался. К тому времени минуло как раз сто лет, и настал день, когда королевна Шиповничек должна была снова проснуться. Подошёл королевич к колючей заросли, поглядел, видит – растут там вместо терновника красивые цветы, – они сами раздвинулись перед ним, и опять сомкнулись, и стали снова изгородью. Увидел он на дворе лошадей и рыжих гончих, что лежали неподвижно и спали. А на крыше сидели спящие голуби, спрятав головки под крылышки. Он вошёл в замок. Там спали на стенах мухи. Повар на кухне всё ещё протягивал во сне руку к поварёнку, собираясь вцепиться ему в волосы. Спящая служанка сидела перед чёрной курицей, которую она начала ощипывать ещё сто лет тому назад. Королевич пошёл дальше и увидел в зале придворных, спящих около трона. А на троне спали король и королева. Куда ни заходил королевич, везде была такая тишина, что он слышал своё дыхание. Наконец, он поднялся по лестнице в старую башню и через открытую дверь проник в маленькую комнатку, где на кровати тихо спала королевна Шиповничек. Она показалась ему такой красивой, что он долго не мог отвести от неё глаз. Потом королевич наклонился и поцеловал её. И вот, как только он поцеловал её, проснулась королевна, открыла глаза и ласково на него взглянула. Сошла королевна Шиповничек вместе с ним с башни, и тут очнулись от глубокого сна король, королева и все придворные. Проснулись они и в изумлении друг на друга посмотрели. А во дворе заржали лошади, залаяли собаки и голуби вспорхнули с крыши. На кухне заползали по стенам мухи, запылал огонь, зашипело на вертеле жаркое. Проснувшийся повар вцепился снова в волосы поварёнку, а проснувшийся поварёнок заревел, и служанка кончила ощипывать черную курицу. Скоро была отпразднована пышная свадьба королевича с королевной, и жили они после этого долго и счастливо до самой своей смерти. © ООО «Баласс», 2014 6

Посмотрите также