Сказкотерапия как метод психологической коррекции.
Оценка 4.6

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
психологическая работа +2
Взрослым
30.06.2018
Сказкотерапия как метод психологической коррекции.
Статья "Сказкотерапия как метод психологической коррекциии". Статья включает описание проблемы трудновоспитуемости детей младшего школьного возраста и конспект психологического занятия по арт-терапии с применением сказкотерапии и техники рисования на воде по методике эбру. Занятие проходило с обучающимися летнего пришкольного лагеря 28.06.2018гСтатья "Сказкотерапия как метод психологической коррекциии". Статья включает описание проблемы трудновоспитуемости детей младшего школьного возраста и конспект психологического занятия по арт-терапии с применением сказкотерапии и техники рисования на воде по методике эбру. Занятие проходило с обучающимися летнего пришкольного лагеря 28.06.2018г
статья и конспект занятия.docx
Сказкотерапия как метод психологической коррекции. “Сказкотерапия” – интегративная деятельность,  в которой действия воображаемой ситуации  связаны с реальным общением,  направленным на активность,  творчество. (А. Р. Лурия).    Воспитывать ребенка всегда нелегко. Но, тем не менее, одни дети не доставляют родителям особых забот, прилежно учатся, слушаются учителей, не хулиганят и не связываются с плохими компаниями. Другие дети являются для   своих   родителей   постоянным   источником   нервов   и   волнений:   то   они убегают   с   уроков,   то   влезают   в   драку,   то   грубят   учителям,   то   крадут   у родителей   деньги.   Так   в   чем   же   заключаются   основные   причины трудновоспитуемости   ребенка,   и   каковы   пути   и   методы   решения   этой проблемы?      Самая   главная   причина   трудновоспитуемости   детей   заключается   в неправильных   методах   воспитания.   Многие   родители,   к   сожалению, педагогически некомпетентны, а поэтому впадают в одну из двух крайностей: или   слишком   много   позволяют   своему   ребенку   и   балуют   без   меры,   или, наоборот,   проявляют   излишнюю   строгость   и   авторитарность,   стремясь подавить волю ребенка и навязать ему свою.    Вторая из основных причин трудновоспитуемости ­ тяжелый моральный климат в семье ребенка. Еще одна причина трудновоспитуемости заключается в   индивидуальных   врожденных   качествах   психики   и   характера   ребенка. Трудновоспитуемые   дети   этой   категории   имеют   серьезные   проблемы   в эмоциональной и волевой сферах. Их воля довольно слабо развита, а поэтому они легко поддаются различным плохим влияниям со стороны сверстников. Они   также   не   отличаются   четкостью   моральных   принципов   и   зачастую   не могут отличить зло от добра, а поэтому им сложно давать правильную оценку собственным  поступкам.  А  слишком  большое  желание вызвать  уважение и восхищение у сверстников часто провоцирует их на совершение эпатажных и вызывающих поступков, приводя к конфликтам с учителями, а то и с законом. Иногда   такие   дети   отличаются   агрессией   и   болезненным   самолюбием, постоянно являясь зачинщиками всяких мероприятий, нарушающих школьную дисциплину и спокойствие окружающих. Трудновоспитуемые дети не только создают   проблемы   родителям   и   педагогам,   но   и   сами   страдают   от собственных   неразрешимых   внутренних   конфликтов.   В   глубине   души,   все дети, конечно, мечтают заслужить любовь родителей и уважение сверстников и   педагогов,   но   не   знают,   как   это   сделать.  Ребенок   просто   не   может самостоятельно   справиться   с   переизбытком   накопившихся   негативных эмоций, поэтому при помощи агрессивного поведения дает сигнал, в первую очередь своим родителям, о том, что он нуждается в помощи.   Взрослым   необходимо   учитывать   и   тот   факт,   что   современные   дети кардинально отличаются от своих сверстников конца прошлого века. Наших детей   часто   называют   цифровым   поколением,   потому,   что   они   более возбудимы, ими сложнее управлять. Одни более интеллектуально развитые, другие с задержками психологического развития, при чем, те и другие более инфантильные, мало что умеют делать руками и не отличаются усидчивостью, не   могут   сосредоточиться.   Педагоги,   конечно,   используют   опережающую инициативу   в  установлении   и  поддержании   контактов   с  ребенком.  Но  как помочь родителям неуправляемого ребенка?    Эффективным   методом   коррекции   гиперактивности,   в   зависимости   от выраженности   симптомов,   является   самостоятельные   занятия   родителей   с ребенком,   либо   профессиональная   помощь   психолога.   Она   направлена   на выработку усидчивости, постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик   и   тестов.   Здесь   надо   понимать,   что   проявления   гиперактивности часто   осложняются   задержками   в   появлении   зрительного   сосредоточения, ориентировочной   реакции   на   звук,   целенаправленных   движений,   а, следовательно,   предметной   деятельности   и   речи.  Недоразвитие   и десинхронизация (нарушение синхронности, согласованности) эмоционально­ волевой сферы ребенка, его зрительного, слухового и тактильного восприятия являются  составными  частями  такого  хорошо  известного  в коррекционной педагогике диагноза, каким является задержка психоречевого развития.     Тогда   на   помощь   приходит   сказкотерапия   —   одно   из   новшеств современной психологии. Как метод психологической коррекции он получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы,   а   события,   рассматриваемые   в   этих   поучительных   рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни.   Сказки в   семейном   воспитании   –   это   не   только   отличный   способ подготовить ребенка ко сну после долгого дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на   одном,   понятном   всем   языке. Сказкотерапия   является   прекрасным способом   развития   творческих   способностей   ребенка,   который   позволяет расширить   сознание,   оптимизировать   взаимодействие   детей,   как   в межличностном общении, так и с окружающим миром.    Проследим   это   на   уровне   переживаний   ребенка.  Каждое   переживание погружает   его   в   некоторую   тему.   Если   к   событию   добавить   еще   свою фантазию, то оно станет темой для сказки.  Сказка, или интересная история, зачастую   способны   полностью   завладеть   вниманием   чадо,   погрузив   его   в сказочный мир, в котором ребенок будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Дело лишь за тем, чтобы сосредоточиться на этом переживании творчески.  Для успешной борьбы с внутренними переживаниями ребенка лучше всего подходят авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое   количество   собственных   проекций   и   переживаний   автора,   это позволяет   ребенку   глубже   проникнуться   проблемой   и   найти   способ   ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего достигать цели, потому что у каждого из  нас  есть  хотя  бы  один  шанс  и  необходимые  внутренние  силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.                 Как  эффективный   способ   арт­терапии,   сказки   удачно   помогают выравнивать   те  или  иные  шаблоны  поведения  детей,  например, бесцельное времяпровождение и т.д. Для более мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия   на   ребенка   предназначены   психокоррекционные   сказки. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного  способа  поведения продуктивным. Благодаря  сказкам взрослые могут объяснить ребенку смысл событий, что вообще происходит в жизни ребенка.         Использовать такие сказки рекомендуется до определенного возраста – до   11­13   лет.   Также   есть   некоторые   ограничения   по   типу   проблем, встречающихся у детей. Но для того, чтобы сказка привела к ожидаемому результату,   необходимо   придерживаться   основных принципов при   ее создании:   В   ее   основе   должна   лежать   та   же   проблема,   что   и   у   ребенка,   но завуалированная, без прямого сходства с ней. В   сказке   необходимо   предложить   ребенку   замещающий   опыт,   с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.                Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно   ее   просто   прочитать,   предоставив   ребенку   возможность самостоятельно   размышлять   над   ее   смыслом.   Таким   образом,   ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у него появится желание, можно обсудить сказку, можно проиграть сюжет с помощью различных арт­ техник (психолог подскажет, какую лучше подобрать).          После ознакомления со сказкой можно предложить ребенку выполнить мини­проект, например, творческое рисование красками на воде, в результате которого получится красивый подарок – открытка лучшему другу, знакомому или   родственнику.   Рисование   по   правилам   техники   эбру   связанно   с положительными   эмоциями   (рисунки   начинаются   с   изображения   круга),   в основе   которых   –     любовь   и   красота,   радость   и   доброта,   искренность   и великодушие. Практика эбру сравнима с йогой – тренируется дисциплина, контроль,   контакт,   рождается   внутренняя   радость,   свобода   и   доверие.  Во время работы с красками и водой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения,   мысли   и   чувства.   Так   он   сможет   избавиться   от   беспокойств   и тревог.                   Один   из   вариантов   коррекции   поведенческих  (и   эмоциональных) отклонений   ­   комбинированное   арт   –   терапевтическое   занятие   «Подарок другу», состоящее из двух частей. Первая часть основана на прослушивании авторской сказки, а вторая часть представляет собой творческое рисование на воде по технике эбру. Почему выбраны именно эти направления арт­терапии? Сказка поможет ребенку распознать проблему, а техника правополушарного рисования   предоставит   уникальную   возможность   творческого самовыражения. На занятии планируется не только обучение рассуждению и умозаключению.   Решаются   задачи   приобретения   социализированного поведения,   профилактики   и   развития   эмоционально   –   волевой   сферы, расширения   познавательных   и   творческих   границ   личности,   погружения   в медитативную технику и релаксации. Взаимодействие ребенка с водой поможет остановить и сгладить поток негативных   проявлений   (тревожностей,   страхов,   невротических   реакций). Дети научатся доверять воде, взаимодействуя с ней, ведь рисунок рисуется вместе с водой. Он рождается из кружков. Густая вода дает возможность быть краскам управляемыми, это действо завораживает ребенка, он удивляется и радуется, восклицает, чувствует себя волшебником, создателем прекрасного. Результату   волшебного   действа   ребенка   (изготовления   подарка) предопределен   успех.   В   технике   эбру   практически   невозможно   ничего испортить, что само по себе важно для тревожных детей. Однако   это не снимает с каждого ребенка ответственности за свою работу. Доверять дети учатся,   прежде   всего,   самому   себе   (как   в   сказке   о   водомерке,   которая останется довольна результатом своих достижений – подсчетом шагов).                           Древняя медитативная техника эбру родом из Турции, применялась с успехом   в   Китае,   Японии,   Индии   и   даже   на   Алтае.   Древнейшая   картина датируется   11   веком.   Духовный   аспект   эбру   художником   (творцом) определяет   именно   воду,   а   человек   выступает   в   роли   инструмента божественной   силы.   Чувствуя   энергию   воды,   восхищаясь   игрой   красок, человек обожествляется.           Терапия сказки прекрасно сочетается с арт­техникой эбру.  Замечательно сказал Э. Фрамм: «Сказка способствует развитию творческого  начала в человеке. Творчество – это способность человека удивляться и  познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях». Тут­то и  становится понятно, насколько обширна в своем проявлении и сильна арт ­  терапия как метод психологического воздействия.            Внешне сказкотерапия выглядит ненаучным и ненадёжным методом. Поэтому родители­скептики иногда думают: как может помочь глупая сказка в наш век технологического прогресса? Оказывается, что этот метод куда эффективнее,   чем   большинство   научных   изысканий   современности. Погрузившись   в   дебри   строгого   рационализма,   мы   утратили   связь   с   тем огромным   пластом   знаний,   что   накопило   человечество   за   свою   историю. Рационализм и научный подход были возведены в абсолют, а всё старое начали считать бредом невежественных людей. Теперь же старые методы обретают новый   смысл,   находят   научное   подтверждение   и   берутся   на   вооружение учёными   по   всему   миру.   Сказкотерапия   как   метод   психологической коррекции оказалась наследием старины, превосходящим по эффективности многие современные средства. Конспект арт­терапевтического занятия «Подарок другу» Цель:  создание   условий   для   формирования   эффективных   форм поведения,   снятия     эмоционального     напряжения;   содействие   повышению групповой сплоченности; формирование чувства близости с другими людьми, принятия   детьми   друг   друга,   чувства   ценности   других   и   самоценности; формирование   умения   передавать   эмоциональное   состояние   в   рисунке; формирование позитивного образа своего «Я». Задачи занятия:  познакомить с новой сказочной ситуацией;  приобрести опыт осмысленного поведения, логичных рассуждений, преодоления препятствий, целеустремленности;   развивать творческие способности, воображение;  развивать   произвольное   внимание,   мелкую   моторику,   память, речевую активность, эмпатию;  совершенствовать диалогическую речь, коммуникативные навыки;  развивать способности к образному мышлению;  воспитывать нравственно­этические черты характера.             Материалы   и   оборудование:   презентация   к   уроку,   магнитофон   с медитативной музыкой, ионизатор воздуха со звуками природных явлений, световой   проектор   и  2  колеса   спецэффектов  (жидкое   с   неповторяющимся рисунком   и   твердое   с   рисунками   природы)   со   встроенным   ротатором   и экраном к нему, подносы с жидким загустителем, кисти для разбрызгивания красок, шило и кисти (4 шт.) для рисования, баночки с красками, банка с водой   для   промывания   кисточек,   влажные   и   сухие   салфетки,     листы   для отпечатывания изображения. Ход занятия Разминка.  Упражнение  «Встаньте те, кто…..» (познавательные вопросы на тему воды, природы, красоты окружающего мира и поведения в нем) Основная часть       1. 1. Объявление   темы   занятия.   Рассказ   о   том,   чем   будем   заниматься (прослушиванием сказки и рисованием на воде) 2. Упражнение  на узнавание шума «Что  напоминают  вам эти  звуки» (с использованием   ионизатора   с   подсветкой   для   создания   шумовых эффектов). 3. Просмотр фрагмента презентации о значении воды в жизни человека. 4. Просмотр фрагмента видео «Как рисуют на воде по технике эбру» 5. Чтение загадки о жучке ­ водомерке:  «Мчит на водных лыжах клоп, сдвинув шапочку на лоб. Хоть в пруду, как рыбы, живёт, ­ по воде бежит, ­ не плывёт! ­ Рыбам всем­всем не в пример, тонконогий….(водомер)»       6. Чтение стихотворения: «Водомерка бегать может без труда по водной глади,  У неё в избытке ножек есть и спереди, и сзади.  Водомерка очень быстра, и за нею ­ не поспеть,  Где водица серебриста, её можно разглядеть»    7.  Беседа о сходности способа движения жучка по водной глади и красок эбру (не тонут).      8. Чтение авторской сказки  «Путь водомерки» (поведенческая терапия)         «Жила ­ была в одном пруду молодая водомерка. Жила она на листочке   кувшинки, с десятками таких же водомерок. То есть на листочке она только  спала, а весь день­деньской бестолково бегала по воде вместе со своими  друзьями и подружками. И так бы она и пробегала всю свою короткую жизнь, если бы однажды не  задумалась – "А зачем я живу на этом свете?". Почему она об этом задумалась – непонятно. Наверное, любила размышлять? Попыталась водомерка задать  этот вопрос своим товарищам. Но те убегали, даже не дослушав вопрос. Тогда спросила водомерка у большой утки, выгуливающей на пруду выводок  своих утят: «Зачем ты живешь на свете, утка?» ­ "Чтобы мы, утки, вас ели..." ответила утка, и собралась ее съесть. Пришлось быстро убегать. Этот ответ  водомерку, понятное дело, не устроил. Она попробовала спросить у людей,  которые плавали по пруду на своих лодках, но те даже не услышали ее тихий  голосок. И однажды ее осенило. "Недаром нас называют водомерки" – подумала она.  "А значит наш смысл жизни – мерять воду!  А чем ее мерять? У меня ведь не  ни линейки, ни метра... Остается мерять шагами". Вначале она измеряла расстояние от своего листика кувшинки до соседнего  листика, где жила ее подружка. Получилось 158 шагов. Она рассказала об  этом подружке. "И что?" спросила та. "Как что?" возмутилась водомерка.  "Глупая ты. Мы ведь водомерки и должны мерять воду" "Сама ты глупая"  обиделась подружка и убежала. Но водомерка не успокоилась. Она решила померять расстояние от одного  берега пруда до другого. Вернулась она на свой листик, когда уже  смеркалось. У нее получилось 4263 шага. На следующий день она задумалась  – а что если померять не ширину пруда, а длину? Она поделилась своей идеей со старой уважаемой водомеркой, жившей на  самом большом листике самой большой кувшинки. "Перестань заниматься  глупостями" ­ сказала та. "В длину пруд бесконечен, что его мерять? А жизнь  ­ то коротка!" Но водомерка уже уверовала в свою миссию. И отправилась в путь. Много  дней она шла и шла вдоль пруда, счастливо избегая уток, чаек и подводных  рыб, желающих ее съесть. Она ночевала на листиках кувшинок и соцветьях  водяных гиацинтов, а иногда даже в прибрежных камышах с незнакомыми  водомерками. И все рассказывала о своем предназначении. Незнакомые  водомерки удивлялись, но ее не гнали. Она уже сбилась со счета – сколько дней продолжается ее путешествие, но  продолжала упорно считать шаги. И вот, когда она насчитала уже миллион  тысячу сто шагов, и на небе горел очередной закат, она вдруг увидела в  сумерках знакомые места. Она пришла к своей родной кувшинке, но с другой  стороны!     Пруд – круглый, поняла она. Ее окружили удивленные и изрядно подросшие за это время друзья и  подружки, считавшие ее давно пропавшей. "Пруд – круглый, и я его измерила" ­ объявила она им. И на этот раз над ней уже никто не смеялся, а все с  интересом и уважением весь вечер слушали рассказ об ее путешествии. А  утром рядом со своим листком она обнаружила стайку молодых водомерок, ждавших, когда она проснется. "Научи нас тоже мерять воду!" – попросили  они.... С тех пор у водомерок в летнем пруду появился СМЫСЛ ЖИЗНИ. И хотя на  первый взгляд, кажется, что они по­прежнему так же бестолково бегают по  воде, знайте – это не так. Они меряют воду....»        9. Вопросы по сказке (по желанию детей)       2.        10. Подготовка к работе рисования по технике эбру. Беседа по технике  безопасности.        11. Освоение детьми техники рисования на воде (под музыкальное  сопровождение медитативной музыки).        12. Анализ выполненной работы.        13. Обмен впечатлениями о выполненной работе (рассказы детей о том,  кому предназначена открытка с узором).        14. Итог занятия. Рефлексия «Чему мы научились?» Июнь 2018г                  Педагог­психолог  Лещукова Л.В. МОУ «Оболенская СОШ»

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2018