Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста
Оценка 4.6

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Оценка 4.6
Занимательные материалы
doc
психологическая работа +1
Детсад
25.02.2018
Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты страхов и преодолеть барьер страха в своём сознании.Одним из эффективных методов работы с детьми, ис¬пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес¬кие затруднения, является сказкотерапия. Была составлена программа профилактической работы со старшими дошкольниками. В работе использован опыт Т. Шишовой. Программа включает в себя 6 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 – 25 минут.
статья страх и сказка.doc
Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста Страх   является   наиболее   опасной   из   всех   эмоций.   Обширные   области исследований,   посвящённых   страху,   создают   прекрасные   основания   для дальнейшего   понимания   этой   важной   эмоции.  Литературы   по   данной   проблеме разработано   немного.   Хотя   проблема   страхов   у   детей   старшего   дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты страхов  и преодолеть барьер страха в своём сознании. К   сожалению,   в   большинстве   случаев   страхи   возникают   по   вине   самих родителей,  и  наш  долг  ­  предупредить   возможность   их  проявления   и  оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.  Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.  Этот   метод   позволяет   решать   ряд   проблем,   возникающих   у   детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии   можно   работать   с   агрессивными,   неуверенными,   застенчивыми детьми;   с   проблемами   стыда,   вины,   лжи,   принятием   своих   чувств,   а   также   с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс   сказкотерапии   позволяет   ребенку   актуализировать   и   осознать   свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой­ либо патологией, обычно носит возрастной, переходящий  характер, но и в тоже   время   сигнализирует   в   эмоционально­   личностной   сфере   ребенка.   Такие страхи возникают у эмоциональных детей в различные периоды детства и имеют свои особенности. Система « Наказание­вражда­вина»­ Когда родители кричат на малыша, ему ясно только одно, они раздражительны и на время утратили любовь к нему. От этой   мысли   он   теряется,   так   как   неспособен   так   же   отчетливо,   как   родители понять, что же плохого было в его поведении.   Если на этого ребенка постоянно кричат, угрожают ему и наказывают, в нем постоянно накапливается вражда к родителям, и, как следствие, он ощущает вражду, но ему трудно это делать. И он начинает бояться самого этого чувства.   Может стать причиной страха и  неспособность ребенка сразу выполнять приказание родителей, и тогда он обижается на них, и в тоже  время, чем больше он опасается потерять любовь близких, тем сильнее страх. Младшие дошкольники начинают страшиться ни мамы и папы, а какого­ нибудь другого человека, своим поведением или обязанностями похожего на них (милиционер, воспитатель, а то и Баба­яга да Кощей Бессмертный). Часто   дети   сами   вызывают   у   себя   эмоции   страха.   Это   подтверждает существование у ребенка потребности в переживание страха. К   трем­четырем   годам   ребенок   (почти   каждый)   время   от   времени испытывает   во   время   сна   страх,   просыпается   в   страхе   с   ощущением,   что произошло,   что­то   ужасное.   Обычно   родители   могут   легко   успокоить   ребенка, объяснив ему, что он находится в своей комнате. Иногда ребенок может оставить свет в своей комнате, лучше это сделать во избежание появления страха. Страхи разнообразны: страх перед животными, страхи перед лягушками, мышами, насекомыми.  Ведь   страх   выполняет   функцию   защиты   и   мобилизации   сил   организма ребенка перед лицом опасности. Лишившись страхов, ребенок будет беззащитен и не   сможет   адекватно   ответить   на   опасность.   Отмечая   положительное   значение страха, когда он может буквально парализовать ребенка. Ведь дошкольник   не всегда  способен справиться  с тем отрицательным  зарядом, который несёт в се страх. Если   рассматривать   сказку   с   различных   позиций,   на   разных   уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов.   В   сказках   можно   найти   полный   перечень   человеческих   проблем   и образные способы их решения.  2 Слушая   сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в   случае   необходимости.   В   процессе   психологического   консультирования   мы обращаемся как к жизненному опыту пациента, так и к его сказочному «банку жизненных ситуаций». Часто это позволяет найти нужное решение.  Если   ребёнок   с   раннего   возраста   начнёт   осознавать   «сказочные   уроки», отвечать на вопрос: « Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций».  Проведенная     диагностическая   работа   показала   необходимость профилактики  возрастных страхов у детей старшего дошкольного возраста. Была   составлена   программа   профилактической   работы   со   старшими дошкольниками. В работе   использован опыт Т. Шишовой. Программа включает в себя 6 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю по 20 – 25 минут.  В основу данной программы легли игры и упражнения из книги Т. Шишовой «Страхи – это серьезно», и книги  «Азбука общения» под ред. Л. М. Шипициной.  Цель программы – профилактика возрастных страхов  у детей дошкольного возраста.  Задачи: совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния,   нейтрализовать   страхи   и   эмоционально­отрицательные   переживания, формировать навыки общения, контроля своего поведения,  создание условий для преодоления страхов у детей. Тематическое   планирование   по   профилактике   возрастных   страхов   у дошкольников. № П\П 1 ТЕМА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ «У страха глаза  велики». Создать благоприятные условия для  активизации детей, способствовать  снятию страха. НАИМЕНОВАНИЕ ФОРМ РАБОТА, УПРАЖНЕНИЙ 1. Приветствие. 2. Этюд «У страха глаза  велики». 3. Сказка «У страха глаза  велики». 4. Игра­инсценировка  «Зайчики и волк». 5. Релаксация «Разговор с  лесом». 3 «А вкусная  была капуста. Способствовать развитию поиска  путей для преодоления чувства  страха. 1. Приветствие. 2. Этюд «Разное  настроение». 3. Сказка «А вкусная была  2 3 4 5 «Почему  грустил  трусишка». Формировать навыки выражения  эмоционального настроения. «Смелый  трусишка». Совершенствовать пути преодоления  страха. «Как побороть  страх». Способствовать развитию смелости,  преодолению страхов. 6 «Спать пора». Формировать навыки поведения,  сравнивать с поведением других. капуста». 4. Игра  "Пятнашки". 6. Игра­инсценировка  «Зайчики и волк». 5. Релаксация «Порхание  бабочки». 1. Приветствие. 2. Этюд «Зайчики». 3. Сказка «Почему грустил  трусишка». 4. Игра «Бобры». 5. Релаксация «Плывем в  облаках». 1. Приветствие. 2. Этюд «Гроза». 3. Сказка «Смелый  трусишка». 4. Игра «Смелый заяц». 5. Релаксация «Необычная  бабочка». 1. Приветствие. 2. Этюд «Зайчики  отдыхают». 3. Сказка «Страх мой враг  мой». 4. Игра «Жмурки с  голосом». 5. Релаксация «Что  рассказало море». 1. Приветствие. 2. Этюд «На стуле». 3. Сказка «Спать пора». 4. Игра « Жмурки с  голосом». 5. Релаксация  «Путешествие в  волшебный лес».     Страх   ­   это   эмоция,   которая   может   возникнуть   в   любом   возрастном периоде. Исследования, которые были проведенные такими авторами   как  А.И Захаров, А. А. Осипова и др., подтверждают, что в старшем дошкольном возрасте страхи   наиболее   успешно   подвергаются   психологическому   воздействию, 4 поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления   в   школу   у   детей   наблюдается   достаточно   высокий   уровень тревожности   и   опасения   перед   поступлением   в   школу.   Детские   страхи заслуживают   самого   внимательного   изучения   и   как   можно   более   раннего устранения   с   целью   предупреждения   появления   неврозов   как   психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.   Список литературы 1. Захаров   А.И.   Дневные   и   ночные   страхи   у   детей.   Серия   –   «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. – 448 с. 2. Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей. СПб 2006.  3. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. ­ № 9. – С. 22 – 24. 4. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников». Методические   рекомендации   для   педагогической   и   психокоррекционной работы. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128с. 5. Шишова Т.Страхи ­ это серьезно.­ М., 1997. 6. Шипицына   Л.М.   Азбука   общения:   Развитие   личности   ребенка,   навыков общения со взрослыми и сверстниками: Для детей от 3 до 6 лет Изд. 2­е, доп., перераб. Детство­пресс. 2004 г. 5 Занятие 1. Приложение 1. Цель:   создать   благоприятные   условия   для   активизации   детей, способствовать снятию страхов. Ритуал приветствия Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой. Этюд «У страха глаза велики» Ход упражнения. Психолог вместе с детьми встает в круг (На расстоянии вытянутых рук друг от друга) и предлагает всем представить, что у них большой, огромный   страх.   (Широко   разводит   руки   в   стороны.)   «У   всех,   кто   боится,   от страха   большие   глаза»,   –   добавляет   психолог.   (Изображает   большие,   круглые глаза при помощи рук.) Дети повторяют движения вслед за педагогом. «Но   теперь   страх   уменьшается»,   –   говорит   он   и   делает   вновь   руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним. Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно   уменьшается,   а   затем   совсем   исчезает.   (Пожимают   плечами   и   в недоумении разводят руками.) В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез. Ролевая игра «У страха глаза велики» В густом лесу жила­была заячья семья: папа Заяц, мама Зайчиха и (Пусть малыш сам придумает сколько) детей. У всех, конечно, были имена (Какие? Пусть скажут), но одного зайчишку по имени никто не звал, потому что однажды с ним произошел   случай,   после   которого   ему   дали   прозвище   Зайчишка­Трусишка   и напрочь позабыли его настоящее имя. А дело было так… Прыгал Зайчишка по лесу, но не так, как другие – весело, резво, а робко, боязливо.   Прыгнет   и   съежится   (Пусть   покажет   это   и   куклой,   и,   как   говорят артисты, » в живом плане»). И по сторонам озирается – нет ли чего страшного? 6 Зайчишка­то   уродился   такой  робкий,  что   даже   зайцы  удивлялись:   и  в  кого   он такой? Что называется, от собственной тени шарахался (Показать посмешнее). Ну, пока он прыгал по солнечной лужайке, все еще было ничего. Но потом Зайчишка вдруг очутился под большой, раскидистой елкой. Как это получилось, он и сам не понял. Наверное, загляделся на пеструю Бабочку, которая порхала над ним   и   почему­то   норовила   сесть   ему   на   ухо.   (Бумажную   бабочку   можно прикрепить к нитке или к проволочке). –   Эй,   Бабочка!   Ты   где?   –   пискнул   Зайчишка.   Играть   с   Бабочкой   ему понравилось, это было совсем не страшно. Он сделал еще несколько прыжков, надеясь снова увидеть свою подружку, но вместо нее увидел какое­то чудовище. Оно притаилось под еловыми лапами и грозно темнело, подстерегая добычу. Из пасти чудовища валил пар, глаза зловеще сверкали…больше, правда, Зайчишка не успел   ничего   заметить,   потому   что   дал   стрекоча.   Он   мчался   к   своей   норе   и истошно   вопил:   »   Змей­Горыныч!   Змей­Горыныч!»   Все   звери,   конечно, переполошились. (Пусть разные игрушки расспрашивают Зайчишку, что случилось, а он, дрожа от ужаса, все твердит про Змея­Горыныча. Вообще показывать страх надо как можно карикатурнее, но при этом не забывать вслух жалеть Зайчишку). Ну,   звери   снарядили   целое   лесное   войско   и   направились   к   старой   ели. Пришли. Что такое? Где Змей­Горыныч? Где огнедышащий дракон? А никакого Змея нет, лежит под веткой коряга, никого не трогает. Тут все как расхохочутся! – Это ж надо! Корягу за Змея­Горыныча принял! – Да, но ведь я видел! — оправдывался Зайчишка. —Я, честное слово, видел и пасть, и большущие глаза… А звери еще громче хохочут­заливаются. –Да это у страха глаза велики! У твоего страха! С тех пор беднягу и прозвали Зайчишка­Трусишка. (Постарайтесь, однако,  не заканчивать игру на грустной ноте. Скажите, что окружающие   иногда   делают   поспешные   выводы.   И   вообще,   каждый   может испугаться. Это еще не беда). Игра­инсценировка «Зайчики и волк» 7 Цель. Игра учит детей выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук. Ход игры. Психолог рассказывает сказку и показывает движения, а дети имитируют их. В лесу в домике жила зайчиха с зайчатами. Как­то утром зайчата взяли свои барабаны и побежали в лес играть. Прибежали они на поляну и стали громко, на весь лес барабанить. (Фигура   зайца: указательный и средний пальцы выпрямлены и разведены в стороны – уши, остальные пальцы собраны в кулак – туловище. Зайцы барабанят – мизинец   и   безымянный   пальцы   согнуты,   по   очереди   ударяют   в   подушечку большого пальца. Ушки подняты вверх и прижаты друг  к другу.) И   надо   ж   было   беде   случиться:   около   тех   мест   голодный   рыскал   волк. Услышал он шум и выскочил на полянку. (Волк   –   раскрытые   ладони   обеих   рук   прижаты   друг   к   другу,   пальцы направлены   вперед.   Большие   пальцы   подняты   вверх   и   разведены   –  уши   волка. Указательные пальцы согнуты, соединены внешней стороной верхних фаланг – лоб волка.   Прямые   средние   и   безымянные   пальцы   сгруппированы   –   нос   волка. Прижатые друг к другу мизинцы отведены вниз – пасть волка.  И   все   это   шевелится:   волк   поводит   ушами,   принюхивается,   открывает   и закрывает пасть.) Бедные зайчики побросали барабаны и прижались к березе. Их и незаметно, только уши мелко­мелко трепещут от страха. (Дети прижимают зайцев к себе, ушки у зайчат выполняют колебательные движения – трепещут.) Растерялся   волк:   «Где   же   зайчата?   Они   только   что   тут   были,   и   вдруг исчезли.   (У   волка   в   движении   уши,   нос,   пасть.)   Ох,   и   хитрые,   опять   провели старого волка! Ну, зайцы, погодите! Найду на вас управу! «Порычал волк и исчез. Зайчата выскочили, забыли свои страхи и стали смеяться друг над другом. Один говорит: «Ты так испугался волка, что у тебя ушки кланялись до земли!»– « Нет, мои ушки не кланялись, а вот твои приседали до земли!»– ответил второй. 8 (Эти   и   последующие   движения   один   из   зайцев   показывает,   а   второй   с недоверчивыми   репликами,   как   бы   машинально,   начинает   повторять.   Но, спохватившись, тут же опровергает» обвинение». Все движения выполняют уши – поднятые вверх указательный и средний пальцы.) – Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот твои ушки прятались  руг за дружку! – Нет, мои ушки не прятались друг за дружку, а вот твои ушки бегали друг по дружке сверху вниз и снизу вверх! – Нет, мои ушки не бегали, а твои ушки от страха стучали друг о дружку! – Нет, мои ушки не стучали друг о дружку, а зато твои ушки, как ножницы, стригли! – Нет, мои ушки не ножницы, а вот твои ушки падали то вправо, то влево! – Нет, мои ушки не падали вправо и влево, а зато твои ушки вот такие круги рисовали! – Да? Не рисовали они такие круги, а вот твои ушки цеплялись друг за дружку! – А у тебя одно ушко обвивалось вокруг другого. И так зайчата расшалились, раскричались, что встали на ушки, и испачкали их. Пришли домой, а мама­зайчиха и говорит:» Что такое? Опять ушки грязные. Ну­ка, быстро чистить лапками свои ушки!» Стали зайчата чистить свои ушки (лапки – большой, безымянный пальцы и мизинец). Потом они помыли лапки, и мама пригласила их к столу обедать. Релаксация «Разговор с лесом» Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться. Ход   упражнения.   Психолог   сообщает   детям   о   том,   что   их   ожидает необычное путешествие. Вначале  им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза, кладут мягкие, расслабленные руки на колени. Психолог называет то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы,   поляна   и   др.   Перечисляет,   всевозможный   живой   и   неживой   мир   леса. Психолог предлагает детям «пообщаться» с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо Свежему ветерку и пр. Можно 9 попросить детей прислушаться к лесным звукам. Дети, молча (1 – 2 мин.) слушают. Затем психолог предлагает им поделиться своими впечатлениями. Цель:   Способствовать   развитию   поиска   путей   для   преодоления   чувства Занятие 2. страха Ритуал приветствия Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой. Этюд «Разное настроение» Ход упражнения.  Ведущий   читает   текст   стихотворения,   а   дети   изображают   мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте. Ox, как плачет малыш – Что медведь рычит, А смеется малыш – Что ручей журчит. А уж слезы текут – Будто дождик льет... Улыбается малыш – Будто солнце взойдет. Вот какой малыш – Сын мой. Сказка «А вкусная была капуста». За лесом, в котором жил Зайчишка­Трусишка, была деревня. А в деревне, конечно,   же   огороды.   Ну,   а   на   огородах   росло   любимое   заячье   лакомство   ­ капуста!   Сочная,   вкусная...   Зайчишкины   родители   не   раз   делали   набеги   на  грядки  и  всегда приносили малышам немного капустки. Но  нашему  герою  этого было   мало.   Хрустя   капустными   листочками,   Зайчишка   мечтал   когда­нибудь 10 тоже прошмыгнуть на огород и полакомиться   вволю. Может, ему даже удастся добраться до кочерыжки? Мама говорила, что это в капусте самое вкусное. И   вот   однажды   мама   Зайчиха   неожиданно   заявила:   ­   Все,   дети.   Вы   уже подросли и должны учиться  добывать себе пропитание сами. Сегодня мы идем на огород вместе. Зайчики обрадовались, запрыгали, а наш Зайчишка ­  выше всех! ­ Ура! ­ кричит. ­ Бежим! Бежим скорее! ­ Да куда ж сейчас­то бежать? ­ урезонивает его  Зайчиха. ­ Надо дождаться, пока стемнеет.  Разве  зайцы  днем  на огороды лазают? Днем там люди работают, они нас за такое  по головке не погладят. Насилу   дождался   Зайчишка   вечера.   Наконец   солнце   зашло,   вместо   него появилась луна и засияли   звезды.   (Не   ленитесь делать декорации. Чем больше будет в игре деталей, тем  лучше для вашего ребенка). ­   Пора!   ­   решил   Заяц   и   отдал   команду:   ­   Вперед   на   огород! Зайцы помчались стрелой. Зайчишка не отставал  от  родных, но добежав до речки, протекавшей   на   краю   деревни   (речка,   как   вы   понимаете,   легко   изображается голубым   или   синим шарфом), остановился, как вкопанный. Он никогда еще не был в этих краях, и речушка показалась ему просто огромной. Мама и папа прыг ­ и перескочили через нее, а  Зайчишка  стоит,  не смеет даже на полшажка к воде приблизиться. Дрожит, как осиновый лист. ­ Утону! ­ бормочет. ­ Сейчас утону! ­ А ты по мосточкам переберись, ­ говорит Зайчиха. Трусишка смотрит, а его братья и сестры уже на том  берегу. Быстрее молнии по мосточкам промчались и  принюхиваются ­ верно, запах капусты почуяли. А наш Трусишка не   знает, как быть. Мосточки­то уж больно шаткие.  Что  если  в  речку свалишься? Мнется он, мнется, никак не решается. ­ Да ты не бойся! ­ уговаривает его Зайчиха. ­ Иди, иди к нам! ­ кричат маленькие зайчики. ­ Нет, ­  вздыхает  Зайчишка. ­   Не   могу.   Свалюсь.   Вот  увидите  ­  точно свалюсь и утону. И неизвестно, сколько бы эта канитель продолжалась, если бы не папа Заяц. 11 ­ Да сколько можно его умолять? ­ прикрикнул он на свое семейство. ­ Вы что, хотите дождаться, пока рассветет? Зайцев   тут   же   и   след   простыл.   Остался   Трусишка   один.   Сделает   шаг вперед, ступит на доску, но сразу назад. Его   от ужаса такая дрожь бьет, что и мосточки начинают  дрожать,  а уж такое испытание ему совсем не под силу. Так   и   простоял   до   тех   пор,   пока   родные   не   вернулись.   (Предложите ребенку придумать, что сказали Трусишке  папа  с мамой, а что ­ братья и сестры. Скорее всего   он   достаточно верно воспроизведет отношение своих собственных родных к его трусости, и, может быть, у вас появится пища   для   размышлений. Утешьте его тем, что  мама  Зайчиха  все­таки  пожалела Трусишку и принесла ему капустный листок.  Ну,  и,  конечно, пообещайте интересное продолжение игры.) Игра  "Пятнашки". Цель:  обеспечить  эмоциональную  разрядку  ­ снять  накопившееся   нервное напряжение и зарядить детей очередной порцией жизнерадостности и оптимизма; усилить   способность   быстро   принимать   решения;   освоить   групповые   правила поведения и совместной деятельности; развить ловкость, координацию движений и большую побудительную активность;   наладить более непосредственный контакт между родителями и детьми. Игра служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся   простоту,   содержит   ряд   правил.   Заранее   ограничивается   игровая площадка,   на   которой   в   беспорядке   расставлены   стулья   и   столик,   так,   чтобы между   ними   остались   небольшие   проходы.   Можно   просто   переставить   мебель, создав   искусственный   беспорядок.   Нельзя   пятнать   через   стулья   ­   они   как   бы колонны. цельные   Тогда   можно   лучше   отворачиваться,   увертываться,   создавая   тем   самым дополнительные препятствия в игре. Кто случайно заденет стулья или, увлекшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам пятнать. К тому же можно хлопать только по спине, конкретно по нижнему ее месту, что еще больше осложняет задачу. Причем нужно не прикасаться, а именно ударять как следует, с чувством, эмоционально, да еще и с угрозами, чем одновременно устраняются страхи боли и уколов и физических наказаний. Так что если родители 12 имеют   обыкновение   шлепать   детей   дома,   то   здесь   предоставляется   полная возможность и детям поступать аналогичным образом, так сказать, "осуществить гласность и демократию на деле". Суть   игры   ­   в   ее   непредсказуемости   и   неожиданности,   когда   водящий внезапно   меняет   направление   бега,   оказываясь   лицом   к   лицу   с   остальными участниками. Последние должны мгновенно принять решение, сориентироваться, побежать ли им в противоположную сторону, вперед, увернуться, но только не застывать и не сдаваться, как и не давать себя запятнать во всех значениях этого слова. Игра­инсценировка «Зайчики и волк» (См. занятие 1) Релаксация «Порхание бабочки» Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться. Ход упражнения. Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.  Психолог: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он — бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.» Занятие 3 Цель: Способствовать развитию смелости, преодолению страхов. Ритуал приветствия 13 Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой. Этюд «Зайчики отдыхают».  Ход упражнения.  Я боюсь, я боюсь Волка и кукушки. Я боюсь, я боюсь Курицы–пеструшки. Я боюсь, я боюсь Жабы и лягушки. Я боюсь, я боюсь Муравья и мушки. И ужа и ежа, И чижа, и стрижа. Поглядите, как дрожат Ушки на макушке.                                       Е. Тараховская Музыкальный размер 2/4.Упражнение исполняется на два такта. Исходное   положение:   Сидя   на   коленях,   опереться     ягодицами   на икроножные мышцы. Корпус ровный. Руки, прижаты к корпусу,   перед собой – «зайчик сложил лапки». На первые два такта – опираясь на нижнюю часть ног (стопы, икроножные мышцы),   подняться   вверх,   оставаясь   на   коленях,   корпус   ровный   –   «   зайчик смотрит  по сторонам, нет ли опасности». На вторые два такта – прийти в исходное положение – «зайка испугался, прячется». Сказка «Страх мой враг мой». Когда Зайчишка еще немного подрос, его отдали в  лесную школу. Учителем там   был...   (Пусть   ребенок   сам   придумает кто.) А учились в классе вместе   с  Трусишкой...  (Подберите несколько игрушечных зверей так, чтобы они были хоть  как­то сопоставимы по размеру с перчаточным зайцем). В общем­то все зверята были мирными, над Трусишкой не  смеялись,  принимали его в игры и не обижали. 14 Все,   кроме   одного.   (Пусть   ребенок   сам   решит,   кого   назначить   врагом  Трусишки.)   Но   этот   один стоил целого класса. Конечно, он был посильнее   и  покрупнее остальных, однако не настолько, чтобы трепетать перед ним от ужаса. Все и не трепетали. Только Трусишка  сразу  струхнул, сник и не то, чтобы сдачи дать, а  даже  пискнуть  побоялся, когда враг полез к нему драться. ­ Просишь пощады? ­ грозно рявкнул враг. ­ Да! Да! ­ пролепетал Трусишка. ­   Тогда   ты   будешь   моим   рабом,   ­   заявил   враг.   ­   Побежденных   всегда обращают в рабство. Это я точно знаю, нам учитель истории рассказывал. И   началась   у   Зайчишки   ужасная   жизнь.   И   в   школе   он   был   у   врага   на побегушках, и дома не знал  покоя.  Враг  заставлял его воровать у мамы Зайчихи еду и приносить  ему  ­  он  был страшно прожорливый. (Показать, как Трусишка  прокрадывается в кухню и крадет что­то вкусное). А если Трусишка не  приносил беднягу. ему угощенья, колотил     враг     ­ Почему ты не дашь ему  отпора?  ­  удивлялись  другие ученики. ­ Вон, смотри, Мышонок   стукнул   его   по   носу,   и   он   больше   к   Мышонку   не   лезет. ­ Да­а, Мышонок... ­ жалобно говорил Трусишка. ­  Мышонок, он в любую щелку юркнуть может, а я... ­ А ты ­ Трусишка, ­ сказали зверята и с тех пор махнули на Зайчишку лапой ­ пусть живет, как  знает.  Может,  ему так нравится? Зайчишке, конечно, это совсем не нравилось. Тем   более, что он с утра до вечера трясся от страха: вдруг   его   воровство откроется? Но как справиться с врагом, он  не  знал.  И даже пожаловаться на него боялся. Все равно, думал,  тот  не уймется, а только еще больнее поколотит.  Враг  казался  ему непобедимым. А зверята,  учившиеся  с  Зайчишкой­Трусишкой  в  одном классе, говорили, что самый его главный враг ­ это собственный страх.(Тема врага очень  актуальна  для  детей,  подверженных страхам, и мы к ней еще вернемся. Пока же ее нужно лишь   осторожно затронуть, внимательно наблюдая за реакцией ребенка. Вполне вероятно,   что   во   время   игры   он,   увлекшись,   проговорится   о   каких­то травмирующих   моментах   своего   собственного   общения   со   сверстниками,   о которых обычно из гордости  предпочитает помалкивать. И еще. Наверное, вы уже 15 заметили,   что   драматизм   историй   постепенно   нарастает.   Трусость   Зайчонка причиняет все больше неприятностей и ему самому, и   окружающим. Поскольку робкий ребенок будет  невольно  отождествлять себя с этим персонажем, он может занервничать   и   потребовать,   чтобы   Трусишка   вел   себя   по­другому.   Не препятствуйте  ему  в этом, но предложите разыграть сначала  "плохой  вариант",  а потом ­ "хороший".) Игра «Жмурки с голосом». Правила   игры:   Все   играющие   образуют   круг,   взявшись   за   руки.   Водящий становится в середину круга, ему завязывают глаза. В руки водящему можно дать палочку.   Все   играющие   двигаются   в   какую­либо   сторону,   пока   водящий   не остановит   их   командой:   “Стой!”.   Когда   все   останавливаются,   он   протягивает вперед  руку. За  нее должен  взяться тот, на кого  показал   водящий.  Он  просит подать голос, т.е. что­нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук. Если водящий не угадает, кто это, то продолжает водить. Релаксация «Что рассказало море». Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: “Лягте   в   удобном   положении.   закройте   глаза   и   слушайте   мой   голос. Представьте   себе,   что   вы   находитесь   в   прекрасном   месте   на   берегу   моря. Чудесный   летний   день.   Небо   голубое,   солнце   теплое.   Вы   чувствуете   себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и   вы   ощущаете   приятную   свежесть   морской   воды.   Появляется   ощущение обдувающего   все   тело   легкого   и   свежего   ветерка.   Воздух   чист   и   прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот,   руки   и   ноги.   Вы   чувствуете,   как   тело   становится   легким,   сильным   и послушным.   Дышится   легко   и   свободно.   Настроение   становится   бодрым   и жизнерадостным, хочется вставать и двигаться. Открываем   глаза.   Мы   полны   сил   и   энергии.   Постарайтесь   сохранить   эти ощущения на весь день”. Занятие 4. Цель: Формировать навыки поведения, сравнивать с поведением других. 16 Ритуал приветствия Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой. Этюд «На стуле». Паучок занят работой. Ему срочно нужно   сплести тончайшую паутинку. Юрко передвигаясь, мастер ткет замысловатый узор, расплывающийся кругами в воздухе.   День   клонится   к   вечеру,   устал   и   наш   Паучок.     Чтобы   отдохнуть,   он присел   на   длинных   тонких   лапках.   Но   работу   нужно   закончить   до   заката,     и труженик, выпрямляет ножки, чтобы подняться и продолжить дело.   Музыкальный размер 4/4. Упражнение исполняется на  четыре такта. Исходное  положение: опора на ноги в   не выворотной, широкой второй позиции, руки, кистями вовнутрь, находятся у головы. 1­2 такты –  опираясь на две руки и две ноги (локти и колени при этом по возможности разгибаются), прогнуться вверх в положение «мостика» – «Паучок выпрямляет ножки»     2­4 такты – вернуться в исходное положение – «Паучок присел отдохнуть». Сказка «Спать пора». Вскоре после истории с капустой   мама   пообещала   взять зайчат в гости к своей сестре, которая жила в лесу за горой. У сестры тоже были дети, и Зайчишка рассчитывал  весело  провести время. Он любил играть в чехарду и прятки (пусть ребенок покажет это), а ведь играть в большой   компании   намного   интересней.   И   потом,   в   гостях   всегда   вкусно  кормят!  (Пусть нарисует фломастерами или красками, о каком угощении  мечтал Зайчишка­Трусишка   перед   сном).   В   мечтах   о   предстоящем   походе   в   гости Зайчишка не заметил, как заснул. Вначале ему снились всякие лакомства, потом... (пусть  ребенок  сам  придумает, что снилось Зайчишке). Ну, а уже под  утро  ему  вдруг приснился ужасный сон. (Попробуйте предложить ребенку придумать, какой именно,   а   если   он   откажется,   предложите   следующий   вариант).   Привиделось Зайчишке­Трусишке, будто бы за ним гонится кто­то огромный, лохматый... То ли  медведь,   то   ли охотник, то ли какое­то неведомое чудовище. В   лесу   недавно побывали   туристы.   После   их   ухода   Зайчишка   прибежал   на   лужайку,   где   они 17 разбили   свой   лагерь,   и   увидел   кучу   мусора:   жестяные   банки,   полиэтиленовые пакеты и обертки от жвачек. А на них были изображены роботы и космические пришельцы.   Зайчишка   только   глянул   на  них   ­  и  бежать.  С  испугу   даже   мимо своего дома пробежал. (Показать посмешнее). На лужайку он больше не ходил, но чудовище само к  нему пожаловало ­ во сне. Проснулся Зайчишка в холодном поту и  ­ юрк под кровать. Забился в дальний уголок и сидит чуть дыша. Думает: "Может, если не шевелиться, враг меня не заметит?" Проснулись зайцы, стали собираться в гости, а  Трусишка все прячется в своем убежище и носу из­под кровати не кажет. Наконец   мать   Зайчиха   его   хватилась.   ­   Господи,   куда   ж   мой   Трусишка запропастился? И за столом, когда завтракали, я его вроде бы тоже не видела. Принялись   зайцы   бегать   по   лесу,   кричать   "ау",   а   Трусишка   даже   голос боится подать из­под кровати: вдруг чудище тоже услышит и его сцапает?(При показе этого эпизода побуждайте ребенка  придумывать забавные подробности). Летела   мимо   сорока.   ­   Что   это   у   вас   за   переполох?   ­   говорит. ­ Да вот, Трусишка мой потерялся, ­ в   слезах   отвечает Зайчиха. ­   Наверное, в болоте увяз, и никогда я его  больше не увижу! ­ Не плачь, ­ сказала сорока. ­ Я сейчас эту   весть   по всему лесу разнесу. Кто­нибудь да найдет твоего Трусишку. И весь лес двинулся на поиски. Искали до самого вечера, но, конечно же, не нашли. Ведь Зайчишка  в  доме,  под  кроватью сидел, а звери его в лесной чаще да на   болоте   искали.  Ну,   вернулись   зайцы   домой,  горюют,   слезы   льют. ­   Бедный, бедный   Зайчишка!   ­   причитают.   ­   Бедный   он   несчастный,   маленький   Зайка!  Услышал их жалобный плач Трусишка, и тоже ему себя так жалко себя стало, как будто с ним и вправду какая беда приключилась. Забыл он о том, что надо тихо сидеть   и   ­   как   заревет!   Почти   как   пожарная   сирена.   (Попросите   ребенка  изобразить это). Родные от неожиданности до потолка подпрыгнули. ­ Откуда ты тут взялся? ­ спрашивают. ­ Да я... я никуда и не девался. Я тут с ночи сижу. 18 ­ Почему? ­ Боюсь. Долго зайцы не могли взять в толк, что напугало Трусишку на этот раз, а когда поняли, даже не знали, смеяться   или сердиться. Он ведь не только свою семью,   но   и   весь   лес   переполошил,   зверей   на   целый   день   от   дела   оторвал.  Посовещались Заяц с Зайчихой и решили Трусишку в гости не брать. Даже   не в наказание, а просто из осторожности. Место за горой чужое, незнакомое. Вдруг он там тоже перепугается, где­нибудь спрячется и отзываться не будет? Так   что   пришлось   Трусишке   обойтись   и   без   интересных   игр,   и   без вкусного   угощенья.(Скажите,   что   и   людей   так   часто   бывает:   робкий   человек пропускает в жизни  очень  много  интересного  и  приятного. Однако не слишком муссируйте эту тему, а завершите игру, как всегда, интригующе и бодро). Игра «Жмурки с голосом». Правила   игры:   Все   играющие   образуют   круг,   взявшись   за   руки.   Водящий становится в середину круга, ему завязывают глаза. В руки водящему можно дать палочку.   Все   играющие   двигаются   в   какую­либо   сторону,   пока   водящий   не остановит   их   командой:   “Стой!”.   Когда   все   останавливаются,   он   протягивает вперед  руку. За  нее должен  взяться тот, на кого  показал   водящий.  Он  просит подать голос, т.е. что­нибудь произнести. Игрок называет имя водящего или издает любой звук. Если водящий не угадает, кто это, то продолжает водить. Релаксация «Путешествие в волшебный лес». Релаксация «Разговор с лесом» Цель. Упражнение развивает творческую фантазию, умение расслабляться. Ход   упражнения.  Психолог   сообщает   детям   о   том,  что   их   ожидает   необычное путешествие.   Вначале   им   предлагается   мысленно   перенестись   в   лес.   Дети закрывают   глаза,   кладут   мягкие,   расслабленные   руки   на   колени.   Психолог называет то, что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы,   поляна   и   др.   Перечисляет,   всевозможный   живой   и   неживой   мир   леса. Психолог предлагает детям «пообщаться» с лесом: мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо Свежему ветерку и пр. Можно 19 попросить детей прислушаться к лесным звукам. Дети, молча (1 – 2 мин.) слушают. Затем психолог предлагает им поделиться своими впечатлениями. 20 Родительское собрание Приложение 2. Цель:   ознакомить   родителей   с   методиками   преодоления   тревожности   и страхов. Задачи:  1.   Предоставить   взрослым   возможность   актуализировать   свой   страх   и поговорить о нем. 2. Научить родителей способам устранения тревожности и страха через рисунок. 1 этап. Страх на лице.  “Уважаемые   родители,   сегодня   я   принесла   вам   одну   картинку.  Как   Вы думаете,   что   испытывает   или   ощущает   этот   человек?   Попробуйте   сейчас изобразить на своем лице эту эмоцию. Посмотрите, что происходит с губами, ртом, глазами? Внимательно посмотрите на себя и скажите, как изменяется положение плеч и шеи?” 2 этап. Изображение себя в состоянии страха. Возьмите приготовленные художественные материалы и нарисуйте на листе лицо в состоянии страха. Представьте, что вы чего­то испугались. Желательно, чтобы весь лист был заполнен, чтобы не осталось ничего белого. 3 этап. Страшный случай Удобно  расположитесь со  своим рисунком. Вспомните  самый  страшный случай из жизни и попробуйте рассказать о нем. Обратите внимание на мимику, жесты и позу рассказчика. Возможно, у Вас опять оживятся некоторые “страшные” переживания. 4 этап. Рисунок страха “А теперь давайте представим, как выглядит этот страх, о котором Вы только   что   рассказывали.   Чтобы   лучше   его   увидеть,   давайте   его   нарисуем, возьмите краски и смело начинайте. Какой он формы? Большой или маленький? Темный или светлый? Есть ли у него зубы? Есть ли ноги или руки? А может, у него лапы? Все то, что Вы представляете при мысли о страхе, сейчас и нарисуйте”. 21 5 этап. Трансформация страха и его уничтожение.  Когда рисунок страха был закончен, родителям было предложено немного о нем рассказать. Задавался вопрос о том, хотелось бы оставить этот страх или избавиться от него, уничтожить его. Некоторым   родителям   было   предложено   следующее:   “Давайте   сейчас, превратим страх в яркий огонь, а оставшийся пепел развеем на улице. Возьмите рисунок и что есть силы, сомните его или разорвите на мелкие кусочки. А теперь аккуратно укладывайте в эту фарфоровую пиалу. Мы его сейчас зажжем, и он будет гореть. Пока горит, давайте думать о том, что все неприятности и плохое настроение сгорят вместе с этим рисунком. Вот видите— страх исчез, остался только пепел.  Решайте сами, что с ним сделать. Им можно что­то нарисовать, просто макая палец в эту темную массу. Его можно смыть в унитазе водой. Его можно взять на улицу и развеять по воздуху...” Родители сами выбирали, что делать с пеплом. Было важно, чтобы после данного ритуала были чисто­чисто вымыты руки и пиала, в которой “лежал страх”. Родителям, у которых остался рисунок, было предложено создать коллаж. “А теперь, когда Вы разорвали свой страх на мелкие кусочки, давайте из них создадим картину­коллаж. Возьмите бумагу любого цвета, промажь ее клеем, и прикрепляйте   к   ней   оторванные   кусочки.   Вы   можете   их   не   просто   так прикреплять, а выкладывать ими какой­нибудь пейзаж, или чей­нибудь портрет, или какого­нибудь героя, или просто какой­нибудь узор”. После того как родители завершили работу над коллажем, предлагалось дать название своей работе. Было предложено рассказать о своей работе несколько слов.  6 этап. Рефлексия Когда   вся   предшествующая   работа   была   выполнена,  родителей   просили рассказать о своих ощущениях.  22

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство профилактики страхов у детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия  как средство  профилактики   страхов у детей  старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2018