Сказочные герои в музыке. (5 класс)
Оценка 4.6

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
5 кл
15.09.2018
Сказочные герои в музыке. (5 класс)
Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в музыке». Мы с вами на уроках много раз слушали фрагменты, посвящённые различным музыкальным героям. Достоверно ли композиторы рисуют звуками музыки портреты этих героев? Работа по теме урока: 1. Разнообразие сказочных образов. Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она - воплощённая мечта человека о прекрасном?
4.docx
Сказочные герои в музыке. (5 класс) Цели урока: анализировать многообразие связей музыки,  литературы и изобразительного искусства; рассуждать о  яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учётом  критериев, представленных в учебнике). Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции  картин, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Пляска златопёрых и  сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Искусство ­ есть способность видеть невидимое, осязать  неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика…»                                                        (Жозеф Жубер) Сообщение темы урока: Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в  музыке». Мы с вами на уроках много раз слушали  фрагменты, посвящённые различным музыкальным героям.  Достоверно ли композиторы рисуют звуками музыки  портреты этих героев? Работа по теме урока: 1. Разнообразие сказочных образов. Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно  поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых  надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так  живописна, что она заключает в себе все представления о  волшебном, таинственном, что она ­ воплощённая мечта  человека о прекрасном? Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии  художников превосходят всю мыслимую красоту, которая  встречается в реальности. Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника  на стр. 185. Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает ­ Месяц под косой: блестит, А во лбу звезда горит. Как вы помните, этими словами А. С. Пушкин рисует нам  дивную красоту Царевны Лебедь. Такая неземная красота  отличает многие сказочные персонажи ­ неслыханно хороша  Василиса Прекрасная, загадочно прекрасна Шемаханская  царица из «Сказки о золотом петушке», очаровательна  хрупкая Золушка... Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной  красотой ­ тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в своих звучаниях, достигает небывалой красочности ­ может  быть, даже большей, чем это возможно на полотнах  живописцев. 2. Образы в балете И. Стравинского. Одному из самых фантастических и красочных сказочных  образов ­ Жар­птице ­ посвящён балет И. Стравинского. Жар­птица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет  всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально  ослепляет. Но пейзаж, в котором она является,­ безмолвное  причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто  неземными, «потусторонними» красками,­ ещё более  усиливает впечатление безграничной колористичности. Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете  «Жар­птица», что это произведение представляет собою «чудо восхитительного равновесия между движениями,  звуками и формами. Отливающая темно­золотистым цветом  декорация заднего плана как будто сделана тем же  способом, как и полная оттенков ткань оркестра. Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической  красочности. В оркестре поистине слышны голоса  волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда  пролетает птица, кажется, что её несёт музыка». Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея». Посмотрите эскизы костюмов Жар­птицы на странице 188,  выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть  определённого настроения как в живописи, так и в музыке,  нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция  полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая  законченное стройное звучание. 3. Сказочная тема в искусстве. О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве,  можно судить по ещё одному необыкновенно красочному живописному произведению М. Мусоргского «Картинки с  выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла,  вспомните, как она называлась? (Эта пьеса называлась  «Гном», она была посвящена забавному гномику,  превращённого композитором в глубоко страдающего  человека.) А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки  близкого друга композитора В. Гартмана.) Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Он умер  неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы  почтить память художника, была организована выставка  произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны  архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и  костюмов к русским операм, рисунки и наброски. Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в  работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке. Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем  за три недели. Из множества экспонатов выставки  композитор отобрал всего десять. Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Что­то  родное русскому сердцу слышится в этой музыке ­ звучит  русский распев, а потом мелодия «Прогулки» будет  сопровождать нас по выставке, служа как бы связующим  звеном между пьесами. И даже там, где надобность в такой  интермедии отпадает, мелодия её входит в музыкальную  ткань очередной картинки ­ изменённая и преобразованная,  но всегда узнаваемая. «В интермедиях, ­ усмехнулся Мусоргский, ­ моя  физиономия видна». Это музыкальный автопортрет  композитора. Русский человек пришёл на выставку работ  русского по духу художника. Мелодия «Прогулки» ведёт  нас от экспоната к экспонату ­ «Старый замок», «Балет  Невылупившихся птенцов», «Катакомбы», «Гном» и т.д. В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и  музыкальный портрет Бабы­Яги, излюбленного персонажа  русских волшебных сказок и русского классического  искусства. Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил  домик на курьих ножках ­ жилище лесной колдуньи.  Композитор сделал домик обитаемым. Музыкант хорошо представлял себе домик Бабы­Яги.  Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в  Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка,  надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки,  реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза  на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила,  разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы.  Вот такую героиню русских народных сказок ­ смешную и  страшную – изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе  не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном  тогда стиле а La russe. Баба­Яга Мусоргского настоящая волшебница. Она  способна на неожиданные превращения. Полёт Бабы­Яги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском и посвистом». В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают,  сменяются звуками колдовского леса. Лес наполняют  шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. Старуха оборачивается  сказочной царевной, прогуливающейся по  берегу таинственного озера. Скользят по небесной лазури  стрекозы, порхают нарядные бабочки. Весело щебечут  птицы. В музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков.  Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт. Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках»  (Баба­Яга) из цикла «Картинки с выставки». Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Избушка на  курьих ножках» (Баба­Яга) М. П. Мусоргского из  фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части. Первая часть звучала  резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт  Бабы­Яги в ступе. Во второй части, видимо, происходили  какие­то превращения, музыка звучала нежно, красиво,  волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять  летит в ступе.)  «Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении  лучших пианистов. Сделано несколько переложений  «Картинок» для симфонического оркестра. Самая яркая из  них ­ оркестровка французского композитора Мориса  Равеля, автора знаменитого «Болеро». Композитор  сознательно стремился к «картинности» своей музыки,  справедливо считая, что благодаря этому его сочинения  станут более доходчивыми, волнующими всех. И оказался  совершенно прав. Итог урока: Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных  персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И  именно музыка и живопись могут при помощи  выразительных средств настолько реально нарисовать  сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их  существование... Вопросы и задания: 1. Каким в музыке И. Стравинского предстаёт  фантастический мир Кащеева царства? Звучание какого  инструмента придаёт этой музыке волшебный колорит? Какие картины представляются вам в музыке пьесы  «Избушка на курьих ножках (Баба­Яга)» М. Мусоргского? В чём проявляется в этой пьесе контраст между  крайними разделами и серединой? 2. 3. Музыкальные сказки (5 класс) Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и  изобразительного искусства; находить ассоциативные связи  между художественными образами музыки и других видов  искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и выражения. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции  картин, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: Интродукция «Океан ­ море синее» из оперы  «Садко» Н. А. Римского­Корсакова. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске. «Мой род – это сказка, былина, и непременно русские...»                         (Н. А. Римский­Корсаков) Сообщение темы урока: ­ Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных спектаклях, быть может, даже видели балеты­сказки, оперы­ сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для  таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не сказочные  сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к  музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную,  нереальную.) Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам. Работа по теме урока: 1. Сказка как основа сюжета для музыкального  произведения Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства,  птицы и животные ­ словом, всё богатство видимого  волшебного мира получило своё звуковое выражение.  Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки  особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие  снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по­особенному, и  лесное озеро не простое, а волшебное. Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного  творчества по­разному находил своё выражение в музыке.  Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или  инструментального сочинения. Великим сказочником в музыке по праву считается русский  композитор Н. Римский­Корсаков. Он написал семь  сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством»,  «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный»,  «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»,  «Золотой петушок». Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых  и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом  названии этого фрагмента видна изобразительность и  живописность музыкального замысла. Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску  рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит  своеобразный танец цветов, бликов ­ золотых, серебряных,  сверкающих, изменчивых. Все средства музыки ­ от гибких и прихотливых мелодических линий до тембрового  разнообразия оркестра ­ направлены на создание красочной  музыкальной картины. Многие музыканты называли оперу  «Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка  XIX столетия. Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Пляска златопёрых и  сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». ­ Услышали ли вы какие­либо особенные сказочные звуки,  рисующие рыбок? (Музыка рисует подводное сказочное  царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но  кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и бликов подводного мира ­ сверкающих, изменчивых.  Использование различных тембров, гибких мелодических  линий создаёт красочную музыкальную картину.) 2. Портретные сказочные образы. ­ В опере также присутствуют и портретные сказочные  образы. Они, конечно, отличаются от музыкальных  портретов реальных людей. Как вы думаете,  почему? (Отличие в изображении сказочных героев от  музыкальных портретов реальных людей заключается в  привнесении таинственного, загадочного, связанного с  непостижимым волшебным миром). Посмотрите внимательно на картину Михаила Врубеля  «Царевна Лебедь» ­ это не просто иллюстрация к «Сказке о  царе Салтане». Кто является автором этой  сказки? (Великий русский поэт А. С. Пушкин.) «Царевна­Лебедь» М. Врубеля ­ это обобщённый образ  женских сказочных образов. В чем­то он сродни образу  Морской царевны Волховы из оперы «Садко», так же  исполненной невыразимой прелести, ­ и вместе с тем  загадочной, непостижимой. Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную  песню, она вкладывает в неё очень много лирического  чувства. В музыке звучат интонации народной песни,  придающие Волхове тёплые, живые черты реальной  девушки. И все же, когда в мелодию «Колыбельной»  вплетаются интонации «волшебного» характера, становится  очевидной нерасторжимая связь Морской царевны с  фантастической сказочной стихией. Таинственная природа Морской царевны подчёркивается  колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце  «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает  «струиться» мотив ручейков. Царевна Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно  другим сказочным героиням (Русалочке, Снегурочке),  человеческую душу, а остаётся верна своему морскому  миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием.  Это возвращение в привычную свою стихию передаётся в  музыке исключительно выразительно: царевна принимает  облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой  светлой Волховой­рекой. Мелодия колыбельной Волховы ­ простая, задушевная,  бесконечно близкая языку русской народной песни.  Баюкающий припев напоминает тихое мерное колыхание  волн. Римский­Корсаков высоко ценил музыку последнего  появления Волховы. «Вариации её колыбельной песни,­  писал он,­ считаю за одну из лучших страниц среди своей  музыки фантастического содержания». Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Колыбельная Волховы»  из оперы «Садко». Многие известные и любимые сказки обогатились  музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую  музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала ­  ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном. П.  Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к  сказке своей волшебной палочкой музыканта ­ и она сразу  ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника,  тёплого и глубокого чувства ­ и словно стала реальностью,  частью нашей жизни. Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по­ настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги,  поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой  становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается  между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в  конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки,  но и выражение живой человеческой любви. Слушание: П. Чайковский. «Па­де­де» из балета  «Щелкунчик». Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки,  что танцевали гости и она сама. Мы всегда знали, что  роковым моментом была полночь, впервые услышали, как  звучали часы, как отбивали они свои двенадцать ударов и  как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало  колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный  звон ­ тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы  слышится громкое тиканье часов, а затем раздаются  двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов,  изображаемых оркестром. А сделал это зримым ещё один волшебник ­ Сергей  Сергеевич Прокофьев. Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка»  (фрагмент) Итог урока: Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны:  герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни  и танцы становятся частью волшебного мира чудес,  праздников и светлых надежд. И может быть, оттого  сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе  все представления о волшебном, таинственном, что она ­  воплощённая мечта человека о прекрасном? Вопросы и задания: 1. Почему, когда композиторы обращаются к сказочным  сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное  начало? 2. 3. В чём разница между музыкальными портретами  реального человека и сказочного героя? Какими средствами передаётся красочность образа в  «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы  «Садко» Н. Римского­Корсакова? 4. 5. Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского «Щелкунчик»? В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой  любимый персонаж из музыкальной сказки. Где музыка берет начало? (5 класс) Ход урока: Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е.  Крылатова, слова Ю. Энтина. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Всё, что звучит в природе и есть музыка…» И. Гердер ­ Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно  красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня  пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки,  где берёт она свое начало. 1. Музыкальный эксперимент ­ Представьте себе, что вы оказались на далёком­далёком  острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от  всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о  музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона.  Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а  подключиться, сами понимаете, не к чему. Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда  «дикарей» (большая по численности), команда  «музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна любым способом объяснить команде «дикарей», что такое  музыка. Выслушиваются различные версии, рассматриваются  различные действия учащихся до тех пор, пока не получен  нужный результат. ­ Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил  пытались объяснить жителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня  (представитель команды «музыковедов») не запел свою  любимую песню... и в глазах «дикарей» появился интерес,  они притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое главное, что есть в музыке,­ «поющий» звук, музыкальный  звук. Именно из него и «делают» музыку, только его  специально для этого обрабатывают. Конечно же, музыка ­ это не только звук, но и многое  другое, о чём мы обязательно с вами поговорим, но без  музыкального «поющего» звука не может быть музыки.  Именно звук ­ её главное начало. Задумывались ли вы когда­ нибудь о том, что звук ­ это одно из самых ярких  проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть  свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми  глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит  вокруг. Учитель включает записи звуков природы. ­ Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип,  шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул,  грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет,  лай, кудахтанье и т. д.) Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало  того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним  слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы  наяву. Попробуем? Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение,  закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом, как...     хлопают крыльями вспугнутые птицы; как трещит сухая обламываемая ветка; как чавкает грязь под ногами; как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег  под тяжестью чьих­то шагов. Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы  можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные ­ высокие и низкие,  тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой  источник, свой образ.) Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем  воображении. И вы можете не только слышать  воображаемый звук, но также видеть нарисованные им  «звуковые картины» ­ и луговую траву, в которой стрекочет  кузнечик, и облака, проплывающие над шумящими где­то в  вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из  которой едва удаётся вытащить ногу. Откуда берётся музыка? Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя ­ всё это образует свой звуковой мир, такой же  неповторимый и единственный, как уголок родной земли. Музыка как искусство звука зарождается там, где живут  звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды.  А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Каждый звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не так,  как река, а берёзовая роща шумит иначе, чем еловый лес. Почему так происходит? Не потому ли, что прозрачность  берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели, сомкнутые плотной, сумрачной цепью, могут петь только  глухо и низко? 2. Работа с учебником ­ А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте  страницу 9, всмотритесь внимательно в репродукцию  картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у  пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено.  (Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в  верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую  таинственности. Общее звучание картины несколько  мрачноватое.) Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в  картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? (Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое.  Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика...) Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим  перед собой картину Константина Фёдоровича Юона  «Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный  звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек,  кружащих над городом, голоса выходящих после утренней  службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок  радости и чистоты ... На следующей странице мы видим картину Ивана  Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море  действительно почти чёрное, потому что изображён шторм.  На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты  грома, гул разбушевавшегося моря...) Посмотрите внимательно на репродукцию картины  «Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд  действительно не оставляет равнодушным ни одного  человека на протяжении многих столетий. 3. Вокально­хоровая работа ­ Угадайте музыкальную загадку (учитель наигрывает  мелодию припева песни «Продавец зонтиков»,  разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый  куплет песни и разучивается второй и третий. 4. Беседа о музыкальных инструментах ­ Музыка, выражая звуковое богатство мира, создала  множество различных инструментов ­ певучую скрипку и  нежную свирель, пронзительную трубу и хрипловатый  фагот, звонкую гармошку и величественный орган. Каждый музыкальный инструмент, с его неповторимым  звучанием возник не сам по себе, а как отклик на  многообразные звуки мира. Ведь если даже деревья поют  каждое по­своему, то уж тем более не похожи звуки дня и  ночи, радости и горя, юности и старости. Так, мы видим, что музыка тысячами незримых нитей  связана с окружающей жизнью, что она воспринимает и её  будни, и праздники, времена года, характеры и облик людей, запахи, цвета и очертания. Музыка воплощает всё это в  звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые  потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный  заряд человеческих чувств, идей, и надежд. ­ Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от  других? Откройте учебники на странице 12. (Музыкальные  инструменты отличаются формой, разными способами  извлечения звука, а самое главное ­ окраской звука  (тембром). ­ Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку?  (Заслушиваются ответы учащихся.) Итог урока: ­ Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу  жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его  мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только  отдельные люди, но и целые народы, всё человечество. Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не то же творчество рождает шедевры литературы и изобразительного искусства, например, Парфенон, «Мону  Лизу», «Руслана и Людмилу»? Истоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении  искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно  живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем  различные её грани. Жизнь открывается нам через  изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих  открытий бывает по­настоящему волнующим, заставляет  думать, сопереживать, плакать, смеяться. Никакая наука не способна вызвать в человеке такой  внутренний отклик, ничто не выражает так ярко и полно его  душу, как искусство. Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 14.  Выскажите своё мнение. Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно  рассказывает человеку о нём самом, о его слабостях и  величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит  память об ушедших временах. Заслушиваются ответы учащихся. Вопросы и задания: 1. Как музыка связана с окружающей жизнью? Что  является её истоками? 2. 3. 4. 5. Как вы понимаете слова «Всё, что звучит в природе и  есть музыка…»? Какие звуки природы вы могли бы назвать? Подумайте,  как звучит природа утром и вечером, днём и ночью. Какими звуками могут выражаться времена года? Назовите музыкальные произведения, связанные с темой природы. Нарисуйте в «Дневнике музыкальных наблюдений»  картинку на тему «Звучащая природа». Музыка рассказывает обо всём (5 класс) Музыкальный материал: 1. В. Алеев, стихи С. Маршака. «Гвоздь и подкова»  (пение); 2. 3. «Продавец зонтиков» (автор неизвестен), (пение); «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве  (слушание). Характеристика видов деятельности: 1. 2. Различать характерные признаки видов искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. 3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их  интонационно­образным содержанием. Ход урока: Организационный момент: Со звонком на урок звучит «Сонет» Е. Доги. ­ Здравствуйте, ребята! Что вы можете сказать о музыке,  которая сейчас звучала? (Музыка замечательна, она была  серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда­то  вперёд.) ­ Молдавский композитор Евгений Дога известен  российским зрителям по его прекрасным инструментальным мелодиям, которые стали украшением многих советских  фильмов. Именно его вальс звучит в популярном  кинофильме конца 70­х «Мой ласковый и нежный зверь», а  дети знают его мелодии по фильму «Мария, Мирабела» и  другие. За свою долгую творческую карьеру Евгений Дога  написал музыку более, чем для двухсот фильмов, а также  создал десятки песен и сотни инструментальных  композиций. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима, Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, музыка». К. Кулиев Сообщение темы урока: ­ С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на  более высокую ступеньку понимания музыки. Тема этого  учебного года особенная, мы будем говорить с вами о  взаимодействии музыки с другими видами искусства. Я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, каким образом  можно изучать музыку? (Ответы детей). Музыку можно изучать по­разному. Можно беседовать о  музыкальных произведениях, учиться их понимать и  восхищаться их звучанием. Можно посвящать уроки  творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть, каким огромным трудом создаётся даже самая  лёгкая и весёлая музыка. Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту,  учиться петь, играть на различных инструментах, постигая  музыкальную науку как бы изнутри. Всё это ­ разные пути приобщения к музыке. Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка? Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально ­ искусство  муз) ­ вид искусства, который воздействует на человека  через звуковые образы, отражающие его различные  переживания и окружающую жизнь. Если говорить более  просто и коротко, то музыка ­ это искусство звуков. Правда ли, что это ­ чудо, рождающееся из Космоса, из  движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий  Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём». Так ли это?   Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте  обратимся к стр. 3 наших учебников. Прочитайте последние  два абзаца. Учащиеся читают текст учебника. Да: потому что каждое искусство самоценно, оно  говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда  не вторгается во владения другого искусства. Звук не  может соперничать с цветом, как скульптура не  соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не  соперничает с огнём. Само такое противопоставление  кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с  этой точки зрения не нуждается ни в чём. Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и  её законы непреложны. Так, для звучания мелодии  требуется туго натянутая струна, а струна даёт  выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом  особой породы, обработанным специальным способом,­ и  всё это находится уже далеко за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего­то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для  чего­то ­ течение рек и цветение лугов, и с этой точки  зрения всё нуждается во всём. ­ Итак, какой вывод мы можем сделать? И да, и нет. Да, так  как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет ­  так как существует всеобщая связь вещей и явлений,  которые пронизывают всё человеческое существование,  времена, человеческие судьбы. Возьмём, к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя  «По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи  Возрождения Джоном Донном, перевод звучит в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый  человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной  снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и  также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или  Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай  никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе». А теперь перевернём страницу и прочитаем стихотворение  Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после  чего обсудим прочитанное. (Учащиеся работают с  учебником). С. Маршак. «Гвоздь и подкова» Не было гвоздя ­ подкова пропала. Не было подковы ­ лошадь захромала. Лошадь захромала ­ командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя,  Оттого, что в кузнице не было, гвоздя! Каким же образом была повержена в бегство целая армия? Отсутствие гвоздя ­ вот первопричина, вызвавшая цепь всех  последующих бед. И хотя между гвоздём и поражением нет  прямой связи, мы всё же видим, как самая на первый взгляд  безобидная мелочь порой может иметь не сопоставимые по  значению последствия. Точно так же происходит и в искусстве: в нём нет ничего  мелкого, незначительного, постороннего; открытие в одной  области часто приводит к развитию и совершенствованию в  другой. И когда художник смешивает краски в поисках  новых цветовых сочетаний ­ кто знает, не прокладывает ли  он путь к открытию неведомых музыкальных звучаний? Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни:  «Ничто на Земле не проходит бесследно». Если каким­то  образом выпадает какое­либо звено, происходит изменение  во всей цепи событий. Как же это происходит? Какие тайные законы движут  искусством? Главная тема учебного года – «Музыка и другие виды  искусства» предполагает изучение музыки в единстве с тем,  что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями,  верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами,  картинами и многим­многим другим. Конечно, мы обязательно будем говорить о музыкальных  произведениях, посвящать уроки творчеству великих  композиторов, учиться петь. И всё же тема этого года ­ особенная. Она призвана научить  наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в  малом, находить приметы одного явления в совершенно  другом и тем самым подтверждать их глубинную  взаимосвязь. Она призвана научить понимать то, что мир  един, и то, чему служит такое понимание. Она призвана научить всему этому с помощью музыки,  потому что музыка способна рассказать обо всём. Нужно  только научиться её слышать. «Можно быть гениальным композитором, можно быть  гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным  слушателем» ­ Д. Шостакович. Вокально­хоровая работа, слушание: Слушание песни «Продавец зонтиков». ­ Ребята, как бы вы назвали эту песню? («Зонтики»,  «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный  город», «Художник» и т.д.) ­ А каким образом эта песня перекликается с темой нашего  урока? (Ответы детей). ­ Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков  в этом сказочном городе. Не зная о существовании плохой  погоды, живя и не задумываясь о том, что их ждёт в  будущем, жители города считают чудаком того человека,  который предупреждал их о том, что может случиться. И, в  конце концов, мы приходим к выводу: именно отсутствие  зонтиков привело к тому, что жители всего города  впоследствии заболели. ­ Ребята, а как звучала эта песня? Какое у неё было  настроение? (Песня прозвучала грустно, протяжно,  минорно, нежно, ласково; припев ­ несколько веселей, более  отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы  передавая состояние природы и людей...) Слушание песни «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г.  Струве. ­ Что вы можете сказать о прослушанном произведении?  (Ответы детей). В конце урока звучит «Сонет» Е. Доги. О чём поётся в русских народных песнях.   (5 класс) Музыкальный материал: 1. «Ах ты, степь широкая...» Русская народная песня,  обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении); 2. 3. «Сватушка». А. Даргомыжский. Свадебная песня из  оперы «Русалка» (слушание); «Вечерний звон». Стихи И. Козлова, обработка Н.  Иванова (слушание); 4. 5. «Уж ты зимушка­зима». А. Александров. Обработка Ю.  Тугаринова (пение); «Если другом стала песня». Ю. Тугаринов, стихи Е.  Румянцева (пение); 6. «Погоня». Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Из  кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение). Характеристика видов деятельности: 1. Изучать специфические черты русской народной  музыки и исполнять её отдельные образцы. 2. Осознавать интонационно­образные, жанровые и  стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке  материала). 3. 4. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной  музыкально­творческой деятельности. Рассказывать о народной музыке своего региона (края,  республики и т. д.) Ход урока: Организационный момент Со звонком на урок звучит песня «С чего начинается  Родина?» ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Ничего нет на свете чудесней, и прекраснее нет ничего, Чем простая народная песня, что в душе разливалась  его» (С. Широбоков) Сообщение темы урока ­ Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или  жанр вокальной музыки ­ значит сказать всё и ничего. Песня ­ душа народа. Песня ­ это верный и вечный, живой и  чуткий спутник человека. В каких бы условиях ни находились люди, в песне они  всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни  выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный  статус, время и место их пребывания на земле. Особое  место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы  будем говорить о русской песне. Работа по теме урока 1. Народные праздники и обряды «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси,  под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы  вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский  человек!» Н. В. Гоголь ­ Народные песни давали настолько выразительную картину  русской жизни, что для большей художественной  достоверности вводились в литературные и музыкальные  произведения ­ часто с элементами обряда. К примеру,  свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского,  созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в далёком прошлом праздновали на Руси свадьбы? Свадебная  игра, как её принято называть (во многих сказках вы,  вероятно, слышали: «сыграли свадьбу»), продолжалась  несколько дней, а иногда и несколько недель. Она  складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то  комических, а то и трагедийных, из различных игр и  обрядов. Очень большое место в ней занимали песни.  (Слушание). Звучали песни торжественные, величальные, славящие  невесту и жениха, шуточные, комические, иногда  пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые,  застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе  ­ песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто  мудростью и красотой сердца русского народа. Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно.  Вся жизнь наших предков сопровождалась пением,  игровыми действиями. Существуют песни: колыбельные, шуточные, лирические, песни причитания, оплакивающие  умерших, песни­былины, повествующие о далёком прошлом, трудовые, бурлацкие, покосные, жатвенные и т.д. 2. Слушание музыки ­ Сегодня мы с вами прослушаем замечательную лирическую русскую народную песню «Ах ты, степь широкая».  (Слушание песни). ­ Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней  необычного в сравнении с современными песнями? (Прозвучала русская народная песня «Ах ты, степь  широкая» в исполнении смешанного хора, без  сопровождения. Музыка звучала широко, раздольно, плавно, протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге­ матушке.) ­ А как вы думаете, почему Волгу народ называет  матушкой? (Потому что Волга ­ кормилица и поилица народа. Она  полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи, зарабатывая себе копейку на пропитание.) ­ Совершенно верно. А что же всё­таки отличает  лирическую народную песню от современных песен с  музыкальной точки зрения. (То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то есть на один слог припевается достаточно много нот.) Верно, например, Ах ты степь широ­о­о­о­ка­я. Степь раздо­о­о­льна­а­я. Ах, ты, Волга­ма­а­а­а­ту­ушка, Волга во­о­о­о­льна­я. Учитель показывает нотную запись данной строфы. ­ Множество песен связано с годовым земледельческим  кругом: все сельские работы, все календарные праздники  нашли в них своё отражение. Использование русской  народной песни придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в них запечатлены образ времени и  глубокое своеобразие народной культуры. К примеру, Пётр  Ильич Чайковский использует детскую песню­игру «Гори,  гори ясно» в первом действии оперы «Пиковая дама»,  Николай Андреевич Римский­Корсаков ­ народный обряд  масленицы в прологе оперы «Снегурочка». 3. Работа с учебником ­ Откройте учебники на стр. 60 и прочитайте два последних  абзаца. Если народное песенное творчество ­ это целостный образ  страны, её природы, уклада жизни, характеров людей, то  песенное творчество композиторов связано обычно с  лирическими страницами искусства. Иван Шишкин. Среди долины ровныя  (1883) Песни русских композиторов неразрывно связаны с судьбой  русской поэзии. Она ­ основной источник песенной лирики  М. Глинки и А. Даргомыжского, М. Мусоргского и А.  Бородина. «Как огромный ландшафт, раскинулась русская  поэзия,­ пишет известный современный поэт Евгений  Винокуров.­ Она содержит и высокие хребты, и небольшие  горы, и холмы. В ней сильно выражено и начало хоровое, и  начало личное, индивидуальное. Русская поэзия ­ это спор,  это общий разговор. Прислушайтесь, и вы услышите  стройное многоголосье». ­ Какой вывод можно сделать? (Мы можем сказать, что русская поэзия также является  важным источником для создания песен.) ­ Листая том русской поэзии, действительно убеждаешься,  какая огромная область музыкальной песни возникла из  этого источника. Вот стихотворение А. Мерзлякова «Среди  долины ровныя», своим характером, напевной  интонационностью, ритмикой напоминающее народную  песню. Среди долины ровныя, На гладкой высоте Цветёт, растёт высокий дуб В могучей красоте. Высокий дуб, развесистый, Один у всех в глазах; Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах! Взойдёт ли красно солнышко ­ Кого под тень принять? Ударит ли погодушка ­ Кто будет защищать? Ни сосенки кудрявые, Ни ивки близ него, Ни кустики зелёные Не вьются вкруг него. Ах, скучно одинокому И дереву расти! Ах, горько, горько молодцу Без милой жизнь вести! Мелодия песни, написанной на это стихотворение,  нетороплива и величава, как народная песня. Русский  пейзаж, облик могучего одинокого дерева ­ излюбленный  мотив песенного искусства, выражающего через образ  природы характер и силу народа. Прочитайте стихотворение И. Козлова «Вечерний звон»,  которое легло в основу известной песни. А теперь  послушайте это поистине знаменательное для России  произведение. (Слушание). А вот стихотворение И. Козлова «Вечерний звон», ставшее  основой известной песни. Эта песня получила такую  популярность, что её даже называют народной. Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз. ­ Что вы можете сказать об этом произведении? (Прозвучала песня «Вечерний звон» в исполнении солиста и  детского хора, который как бы аккомпанировал певцу.  Музыка звучала плавно, протяжно, задумчиво, а детский хор изображал колокольный звон.) ­ Это не единственный вариант песни «Вечерний звон».  Существует несколько музыкальных интерпретаций к этому  стихотворению, среди которых известен и «Вечерний звон»  Александра Алексеевича Алябьева, автора знаменитого «Соловья». Как вы думаете, в чём секрет привлекательности этого стихотворения? (Наверное, это стихотворение привлекает композиторов  потому, что оно легко ложится на музыку. Кроме того,  образ деревянной России с её церквями, храмами,  колокольным звоном близок каждой русской душе. Это  часть родного края, детства, юности, мечтах, надеждах, то  есть всего того, что составляет духовную сторону  человеческой жизни.) Исаак Левитан. Вечерний звон (1892) 4. Рассматривание картины И. Левитана «Вечерний звон» ­ Всмотритесь и вслушайтесь в картину И. Левитана  «Вечерний звон», в которой слиты воедино облик Родины и звон сельского колокола, и, может быть, вы почувствуете  душу старой России с её любовью к Богу, давшую миру  такую богатую культуру колокольного звона. Перекликается ли это произведение искусства с тем, что мы с вами только что прослушали? (Да, на картине изображены храм, церковь на берегу  небольшой речушки, в водах которой они отражаются.  Сумерки, лодка на противоположном берегу и осенний лес.  Всё это ­ облик Родины.) К сожалению, судьба Исаака Левитана ­ признанного во  всём мире мастера пейзажа, была непростая. Он прожил  короткую, но очень плодотворную жизнь, оставив после  себя большое художественное наследство. Картина «Вечерний звон» появилась из­под кисти  живописца в 1892 году. Написана она была под  впечатлениями, полученными в поездке художника по  Волге. Красота монастырей, колоколен и церквей стала  основой этой необычайно лиричной и поэтичной картины. На картине «Вечерний звон» Левитан изобразил тихий  тёплый летний вечер. Яркие лучи заходящего солнца  выделяют белоснежные стены церкви, над спокойной рекой  разносится мелодичный колокольный звон вечерней  молитвы, рождая в сердцах умиротворение, приятную тоску  и светлую печаль. Пейзаж полон величия и торжественности за счёт светового контраста уже тёмной земли и ещё  светлого, с розовым оттенком, неба, ясно и чётко  отражающегося в недвижимой глади воды. Река также  преисполнена спокойствия, по ней едва заметно скользит  небольшая лодка, в которой люди переправляются на тот  берег. Возле ближнего берега изображены ещё две  привязанные к берегу лодки со скучающим лодочником. В тихих водах реки отражаются и белые постройки с  золотыми куполами, прячущиеся за густой листвой деревьев и кустарников. Место, изображённое Исааком Левитаном на картине «Вечерний звон», объединяет духовное и природное начала, становится своеобразным истоком человеческой  души, её покоя и самосозерцания. Работа «Вечерний звон» ­ одно из самых известных и  значительных полотен художника. В ней отлично сочетается как мастерство автора, любящего и видящего красоту  родной природы, так и его настроение, лиричное и  несколько возвышенное. Умение передать музыку своей  души и делает Исаака Левитана одним из самых  выдающихся художников­пейзажистов. 5. Вокально­хоровая работа ­ Русская песня всегда отражала окружающую жизнь,  природу России, её пейзажи. Мир русской песни включает в  себя: поля, леса, степи, дубравы, реки, озёра и многие  другие картины природы. Сегодня мы повторим  замечательную русскую народную песню «Во поле берёза  стояла». Звучит песня в исполнении детей. Во поле берёза стояла, Во поле кудрявая стояла. Люли, люли стояла, Люли, люли стояла. Некому берёзу заломати, Некому кудряву заломати. Люли, люли заломати, Люли, люли заломати. Я пойду, пойду погуляю, Белую берёзу заломаю. Люли, люли заломаю, Люли, люли заломаю. Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка. Люли, люли три гудочка, Люли, люли три гудочка. А четвертую балалайку, А четвертую балалайку. Люли, люли балалайку, Люли, люли балалайку. Стану в балалайку я играти, Стану в балалайку я играти. Люли, люли я играти, Люли, люли я играти. Итог урока ­ Что нового вы узнали на уроке? Песни пришли к нам сквозь «дым столетий». Их создавал  весь народ. И рождались они для определённых  «житейских» целей. Были песни трудовые, помогающие в  работе ­ бурлацкие, покосные, жатвенные; существовали  песни обрядовые, звучавшие на праздниках, ­ свадебные,  масленичные, колядки; есть песни игровые; исторические,  лирические и т.д. Веками, переходя из поколения в  поколение, оттачивались напевы, шлифовался текст. И  лучшие из народных песен радуют нас величайшей  художественной ценностью, нерасторжимым сплавом текста и мелодии. В них живут вечная мудрость и красота. Вопросы и задания 1. Вспомните известные вам русские народные песни. О  чём в них поётся? 2. 3. Как в музыке передаётся их содержание? В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите слова вашей любимой песни. Музыка в произведениях изобразительного искусства.   (5 класс) Цели урока: воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством»;  исследовать значение изобразительного искусства для  воплощения музыкальных образов; анализировать и  обобщать многообразие связей музыки и изобразительного  искусства; различать характерные признаки музыки и  изобразительного искусства. Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции  картин, музыкальный материал. Ход урока: ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Нет рубежей между искусствами, музыка объединяет в  себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру.  Живопись тоже может иметь свою архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки...»                                                  (М.  Чюрлёнис) Сообщение темы урока: ­ Мы продолжаем с вами тему предыдущего урока «Музыка  в произведениях изобразительного искусства. Работа по теме урока: 1. «Звучащие» картины. Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые  мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или  более или менее ясные картины когда­то увиденного  пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в  воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна,  написанного им, как бы звучат мелодии. «Хорошая живопись ­ это музыка, это мелодия», ­ говорил  великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти. Илья Ефимович Репин отмечал, что красочный колорит  картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра.  Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский­Корсаков считал «несомненной». Много общего  между музыкой и живописью можно найти даже в терминах,  которые употребляют музыканты и художники. И те и  другие говорят о тональности, о колорите и красочности  полотен и музыкальных сочинений. Наивно было бы думать, что каждая картина, на которой  изображены люди, играющие на каких­либо инструментах  или поющие, «излучает» музыку. Многие художники вообще не думали об этом, хотя часто прибегали к «музыкальным»  сюжетам. Первые изображения музицирующих людей  пришли к нам из глубокой древности. В Египте на стенах храмов запечатлены целые музыкальные  ансамбли ­ юноши и девушки, играющие на кифарах,  лютнях, гобоях. В Древней Греции ни одно изображение певца Орфея не  обходилось без лиры, которую он непременно держал в  руках. В средние века и в эпоху Возрождения появилось  немало полотен и скульптур с поющими ангелами. Святые  играли на органе. Или же странствующие музыканты перед восхищённой  толпой народа исполняли свои бесхитростные мелодии,  извлечённые из волынок, дудочек, виол. И хоть в старину, особенно в эпоху Ренессанса, живописцы  несколько свысока смотрели на музыкантов, так как тогда  царицей искусств была именно живопись, в некоторых  картинах, изображающих музицирование, они старались  подсказать зрителю, что же исполняется героями их  сюжетов. Так, на полотне неизвестного мастера XVI века  «Музыкантши», хранящемся в Эрмитаже, три молодые  женщины занимаются музицированием ­ две из них играют  на старинных инструментах, а третья поёт. Перед ними ­  нотные листы. Теперь эти ноты расшифрованы. Оказалось,  что женщины исполняют арию «Я дам вам радость»  популярного в те времён композитора Клодена де Сермизи. Глубоко поэтичная, истинно русская картина И. Левитана  «Вечерний звон» наполнена звучанием колоколов, разлитом  в вечернем воздухе подобно краскам летнего заката. Так же наполнены звуками морские пейзажи И.  Айвазовского, в которых не только образ моря, но его  настроение, его мощный гул, его колорит образуют  своеобразную музыкальную стихию. «Колыбелью всех хоров» назвал море поэт Поль Верлен в  стихотворении, ставшем основой одного из лучших  романсов К. Дебюсси «Прекрасней соборов стихия  морская...» Слушание: К. Дебюсси. «Прекрасней соборов стихия  морская...». Слова П. Верлена. Прекрасней соборов стихия морская, Колыбель всех хоров, где, не умолкая, Возносит прибой гимн деве святой. Дарит море гром и чудный напев, И звучат в нем то кротость, то гнев. Беспредельность вод величьем влечёт. О, друг милосердный, даже став бурливым, Как целитель верный, чаруешь нас призывом: «В ком нет упованья ­ усни без страданья!» От ласки небес над простором твоим Бываешь стальным, алым, голубым... Стихия моя, нет краше тебя! Шум деревьев на полотнах И. Шишкина, А. Рылова, И.  Левитана, звуки дождя в живописи Н. Ромадина, И.  Левитана, Ю. Пименова, зловещее предгрозовое затишье на  картинах И. Шишкина, Ф. Васильева ­ всё это по­разному  звучит, всё входит в единую музыкально­драматургическую концепцию изобразительного искусства, так же по­своему  обращённого к звукам мира, как и сама музыка. Но не только музыкой изображаемого «звучит» живопись;  музыкальность проникает в глубь изображения, охватывает  средства художественной выразительности. Многие  художники, характеризуя своё ремесло, уподобляют линию  мелодии, цветовые сочетания ­ мажорному и минорному  ладам, композицию сравнивают с организацией  музыкального целого. И чем меньше присутствует в  живописи развитие сюжета, связанное с поэтическим  началом, тем более рельефно проступает начало  музыкальное, обнаруживающее себя в возрастании лирики, в ритмической композиции линий, цветов, штрихов. Таковы картины М. Врубеля ­ тонкого и своеобразного  художника, чьё творчество благодаря глубоко самобытной  манере ярко выделяется среди других художественных  стилей. Любая тема, к какой бы он ни обращался, любое  изображение ­ и сказочная Царевна­Лебедь, и древний  мифологический Пан, и лермонтовский Демон, и былинный

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)

Сказочные герои в музыке. (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2018