Данный урок позволяет обобщить и углубить знания по теме “Опорно-двигательная система”, активизировать внимания учащихся на особенностях строения скелета человека, о функциях скелета и мышц, о приспособлении организма к труду и прямохождению, о нервной регуляции работы мышц движений, осуществить практического применения имеющихся знаний, умений и навыков.
Скелет.docx
Цели урока
Скелет человека
Закрепление знаний о строении скелета человека и выявление особенностей
строения, связанные с развитием головного мозга, прямохождением и трудовой
деятельностью.
Задачи урока
Обобщение и углубление знаний по теме “Опорнодвигательная система”
активизирование внимания учащихся на особенностях строения скелета человека
осуществление практического применения имеющихся знаний, умений и навыков (работа
с таблицами, справочными материалами)
Развитие у учащихся познавательного интереса к предметам естественного цикла
развитие мыслительных операций анализа, синтеза
формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция)
развитие коммуникативных умений
создание психологически комфортной среды
Оборудование: плакат «Скелет человека», мультимедийное приложение,
инструкционная карта.
Повторение домашнего задания. Проверка знаний учеников.
Из чего состоит опорнодвигательный аппарат и какие функции выполняет?
Каков химический состав костей?
Какая ткань образует кость? Какие бывают кости?
Расскажите о строении кости.
Как кости растут в длину и в толщину?
Какие бывают соединения костей?
«Движение это жизнь», заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а
может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают
делать это осознано уже на четвёртом месяце после рождения – тянуться, хватать
различные предметы.
Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем,
ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений,
сгибаний, поворотов?
Всё это обеспечивает костно мышечная система, или опорно двигательный
аппарат.
Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета называли число 360.
Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300 306. Современные учебники
анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около
200, точнее, 208 210.
Постановка цели урока.
3. Изучение нового материала. 1) Структурный состав опорно двигательного аппарата.
Движение тела в пространстве осуществляет опорно двигательный аппарат, состоящий
из костей скелета и прикреплённых к ним мышцам. Мышцы обладают способностью
сокращаться и расслабляться, то есть укорачиваться и удлиняться, а кости скелета не
обладают такой способностью. Поэтому мышцы являются активной, а скелет пассивной
частью опорно двигательного аппарата. В состав опорно двигательного аппарата
входят также хрящи, суставы, суставные сумки, связки и другие образования, с помощью
которых кости скелета и мышцы объединяются в единую прочную и подвижную систему.
2. Функции:
а) Мышцы сокращаясь приводят в движение те кости скелета, которые соединены
подвижно с помощью суставов. В среднем мы ежедневно делаем 19 тыс. шагов, а всего за
свою жизнь проходим 150 тыс. км, то есть 3, 5 раза обходим вокруг земного шара. Таким
образом, мы ежегодно проходим 2 тыс. км, а ежедневно – 5–6 км.
в) Кости и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы, и
защищают их, например, сердце и легкие защищены грудной клеткой, полость живота
защищена мышцами живота. Мышцы и кости служат опорой для всего тела. На них
опираются внутренние органы, мозг, кожа.
3. Отделы скелета.
Строение скелета:
СКЕЛЕТ = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних
конечностей
СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ = мозговой отдел + лицевой отдел
Мозговой отдел черепа = 1 лобная кость + 1 затылочная кость + 1 клиновидная + 1
решетчатая + 2 теменные + 2 височные
Лицевой отдел черепа = 2 скуловые кости + 2 верхнечелюстные + 2 носовые + 2 слезные
+ 1 нижнечелюстная + 1 подъязычная
СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА = позвоночник + грудная клетка Позвоночник= 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных + 5 крестцовых + 5
копчиковых
Грудная клетка = 12 грудных позвонков + 12 пар ребер + грудина
СКЕЛЕТ КОНЕЧНОСТЕЙ = пояс конечностей + скелет свободных конечностей
Скелет верхних конечностей = пояс верхних конечностей + скелет свободных верхних
конечностей
Пояс верхних конечностей = 2 лопатки + 2 ключицы
Скелет свободных верхних конечностей = 1 плечевая кость + 2 кости предплечья
(лучевая и локтевая) + кости кисти (запястье, пястье и фаланги пальцев)
Пояс нижних конечностей = 2 тазовые кости + крестец
Скелет свободных нижних конечностей = 1 бедренная кость + 2 кости голени (малая
берцовая и большая берцовая) + кости стопы (предплюсна, плюсна и фаланги пальцев).
Закрепление:
Подпишите кости скелета:
1 – кости черепа;
2 – позвонки;
3 – ключицы;
4 – грудина
5 – плечевая кость;
6 – ребро;
7 – тазовая кость;
8 – кости предплечья (лучевая локтевая);
9 – кости кисти;
10 – бедреная кость;
11 – большая берцовая кость;
12 – малая берцовая кость;
13 – кости стопы
Выбрать правильные ответы
1. Позвоночник человека образован:
а) 30–31 позвонком;
б) 33–34 позвонками;
в) 36–37 позвонками;
г) 39–40 позвонками.
2. В позвоночнике человека срослись между собой:
а) шейные позвонки;
в) поясничные позвонки;
б) грудные позвонки;
г) крестцовые позвонки.
3. Неподвижно соединены между собой:
а) плечо и предплечье;
б) тазовые кости;
в) позвонки;
г) позвонки и ребра.
4. Исключите лишнее:
а) бедренная кость;
б) большая берцовая кость;
в) малая берцовая кость;
г) лучевая кость.
5. В состав грудной клетки не входят:
а) ключицы;
б) рёбра
в) грудина.
6. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:
а) в шейном и грудном;
в) в копчиковом и грудном; б) в поясничном и крестцовом;
г) в шейном и крестцовом.
7. У какой из названных костей черепа есть пара:
а) у теменной;
б) у лобной;
в) у затылочной;
г) у нижнечелюстной.
8. Полуподвижно соединены между собой:
а) тазовые кости;
б) позвонки и ребра;
в) кости черепа;
г) бедро и голень.
(Ответы: 1 – б, 2 – г, 3 – б, 4 – г, 5 – а, 6 – б, 7 – а, 8 – б)
Интересно знать что ...
В теле взрослого человека (если не считать сезамоидиты — малые круглые кости, число которых
варьируется) насчитывается 206 костей, а в теле ребенка— 300 (интересно, что по мере роста детей
некоторые кости срастаются). Самая длинная у человека—бедренная кость, или femur. Как правило, она
составляет 27,5% от его роста. Таким образом, при росте человека 183 см она должна иметь 50 см в
длину. Самая маленькая человеческая кость (от 2,6 до 3,4 мм в длину и весом от 2,0 до 4,3 мг) одна из
трех слуховых косточек в среднем ухе стремечко. ______________________________________________________________________
Инструкционная карта
СКЕЛЕТ = _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ = ________________________________________________________
Мозговой отдел черепа = _____________________________________________________
____________________________________________________________________________
Лицевой отдел черепа = ______________________________________________________
____________________________________________________________________________
СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА = _____________________________________________________
Позвоночник= _______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Грудная клетка =
____________________________________________________________
СКЕЛЕТ КОНЕЧНОСТЕЙ = _________________________________________________
Скелет верхних конечностей = ________________________________________________
____________________________________________________________________________
Пояс верхних конечностей = __________________________________________________
Скелет свободных верхних конечностей =
______________________________________
____________________________________________________________________________ Пояс нижних конечностей =
__________________________________________________
Скелет свободных нижних конечностей =
______________________________________
____________________________________________________________________________
б) 33–34 позвонками;
в) 36–37 позвонками;
г) 39–40 позвонками.
в) поясничные позвонки;
г) крестцовые позвонки.
Закрепление:
Выбрать правильные ответы
1. Позвоночник человека образован:
а) 30–31 позвонком;
2. В позвоночнике человека срослись между собой:
а) шейные позвонки;
б) грудные позвонки;
3. Неподвижно соединены между собой:
а) плечо и предплечье;
б) тазовые кости;
4. Исключите лишнее:
а) бедренная кость; б) большая берцовая кость;
5. В состав грудной клетки не входят:
а) ключицы;
6. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:
а) в шейном и грудном;
б) в поясничном и крестцовом;
7. У какой из названных костей черепа есть пара:
а) у теменной;
г) у нижнечелюстной.
8. Полуподвижно соединены между собой:
а) тазовые кости;
г) бедро и голень.
в) в копчиковом и грудном;
г) в шейном и крестцовом.
б) рёбра
в) грудина.
б) позвонки и ребра;
в) у затылочной;
в) кости черепа;
в) позвонки;
г) позвонки и ребра.
в) малая берцовая кость;
г) лучевая кость.
б) у лобной;
Подпишите кости скелета:
1 – кости черепа;
2 – позвонки;
3 – ключицы;
4 – грудина
5 – плечевая кость;
6 – ребро;
7 – тазовая кость;
8 – кости предплечья (лучевая локтевая);
9 – кости кисти (9а – запястье, 9б – пястье,
9в – фаланги пальцев);
10 – бедреная кость;
11 – большая берцовая кость;
12 – малая берцовая кость;
13 – кости стопы
Скелет человека
Скелет человека
Скелет человека
Скелет человека
Скелет человека
Скелет человека
Скелет человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.