Скелет человека

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок позволяет обобщить и углубить знания по теме “Опорно-двигательная система”, активизировать внимания учащихся на особенностях строения скелета человека, о функциях скелета и мышц, о приспособлении организма к труду и прямохождению, о нервной регуляции работы мышц движений, осуществить практического применения имеющихся знаний, умений и навыков.
Иконка файла материала Скелет.docx
Цели урока  Скелет человека Закрепление   знаний   о   строении   скелета   человека   и   выявление   особенностей строения,   связанные   с   развитием   головного   мозга,   прямохождением   и   трудовой деятельностью.   Задачи урока  Обобщение и углубление знаний по теме “Опорно­двигательная система”  активизирование внимания учащихся на особенностях строения скелета человека  осуществление практического применения имеющихся знаний, умений и навыков (работа с таблицами, справочными материалами)  Развитие у учащихся познавательного интереса к предметам естественного цикла  развитие мыслительных операций анализа, синтеза  формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция)  развитие коммуникативных умений  создание психологически комфортной среды Оборудование: плакат «Скелет человека», мультимедийное приложение,  инструкционная карта. Повторение домашнего задания. Проверка знаний учеников. Из чего состоит опорно­двигательный аппарат и какие функции выполняет? Каков химический состав костей? Какая ткань образует кость? Какие бывают кости? Расскажите о строении кости. Как кости растут в длину и в толщину? Какие бывают соединения костей? «Движение ­ это жизнь», ­ заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать   это   осознано   уже   на   четвёртом   месяце   после   рождения   –   тянуться,   хватать различные предметы. Благодаря чему  же мы перемещаемся  в  пространстве, бегаем,  шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Всё   это   обеспечивает   костно   ­   мышечная   система,   или   опорно   ­   двигательный аппарат. Сколько   у   человека   костей?   Врачеватели   Тибета   называли   число   360. Древнеиндийский  хирург  Сунугута  полагал,  что их 300 ­ 306.  Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208 ­ 210.  Постановка цели урока. 3. Изучение нового материала.1) Структурный состав опорно ­ двигательного аппарата.   Движение тела в пространстве осуществляет опорно ­ двигательный аппарат, состоящий из   костей   скелета   и   прикреплённых   к   ним   мышцам.   Мышцы   обладают   способностью сокращаться и расслабляться, то есть укорачиваться и удлиняться, а кости скелета не обладают такой способностью. Поэтому мышцы являются активной, а скелет пассивной частью   опорно   ­   двигательного   аппарата.   В   состав   опорно   ­   двигательного   аппарата входят также хрящи, суставы, суставные сумки, связки и другие образования, с помощью которых кости скелета и мышцы объединяются в единую прочную и подвижную систему.   2. Функции:     а)   Мышцы   сокращаясь   приводят   в   движение   те   кости   скелета,   которые   соединены подвижно с помощью суставов. В среднем мы ежедневно делаем 19 тыс. шагов, а всего за свою жизнь проходим 150 тыс. км, то есть 3, 5 раза обходим вокруг земного шара. Таким образом, мы ежегодно проходим 2 тыс. км, а ежедневно – 5–6 км.   в) Кости и мышцы ограничивают полости, в которых расположены внутренние органы, и  защищают их, например, сердце и легкие защищены грудной клеткой, полость живота  защищена мышцами живота. Мышцы и кости служат опорой для всего тела. На них  опираются внутренние органы, мозг, кожа. 3. Отделы скелета. Строение скелета: СКЕЛЕТ = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних  конечностей СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ = мозговой отдел + лицевой отдел Мозговой отдел черепа = 1 лобная кость + 1 затылочная кость + 1 клиновидная + 1  решетчатая + 2 теменные + 2 височные Лицевой отдел черепа = 2 скуловые кости + 2 верхнечелюстные + 2 носовые + 2 слезные + 1 нижнечелюстная  + 1 подъязычная СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА = позвоночник + грудная клеткаПозвоночник= 7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных + 5 крестцовых + 5  копчиковых Грудная клетка = 12 грудных позвонков + 12 пар ребер + грудина СКЕЛЕТ КОНЕЧНОСТЕЙ = пояс конечностей + скелет свободных конечностей Скелет верхних конечностей = пояс верхних конечностей + скелет свободных верхних  конечностей Пояс верхних конечностей = 2 лопатки + 2 ключицы Скелет свободных верхних конечностей =  1 плечевая кость + 2 кости предплечья  (лучевая и локтевая) + кости кисти (запястье, пястье и фаланги пальцев) Пояс нижних конечностей = 2 тазовые кости + крестец Скелет свободных нижних конечностей = 1 бедренная кость + 2 кости голени (малая  берцовая и большая берцовая) + кости стопы (предплюсна, плюсна и фаланги пальцев). Закрепление: Подпишите кости скелета: 1 – кости черепа; 2 – позвонки; 3 – ключицы; 4 – грудина 5 – плечевая кость; 6 – ребро; 7 – тазовая кость; 8 – кости предплечья (лучевая  локтевая); 9 – кости кисти; 10 – бедреная кость; 11 – большая берцовая кость; 12 – малая берцовая кость; 13 – кости стопы Выбрать правильные ответы 1. Позвоночник человека образован:  а) 30–31 позвонком; б) 33–34 позвонками; в) 36–37 позвонками; г) 39–40 позвонками.  2. В позвоночнике человека срослись между собой:  а) шейные позвонки; в) поясничные позвонки; б) грудные позвонки; г) крестцовые позвонки.  3. Неподвижно соединены между собой:  а) плечо и предплечье; б) тазовые кости; в) позвонки; г) позвонки и ребра.  4. Исключите лишнее:  а) бедренная кость; б) большая берцовая кость; в) малая берцовая кость; г) лучевая кость.  5. В состав грудной клетки не входят:  а) ключицы;  б) рёбра  в) грудина.  6. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:  а) в шейном и грудном; в) в копчиковом и грудном;б) в поясничном и крестцовом; г) в шейном и крестцовом.  7. У какой из названных костей черепа есть пара:  а) у теменной; б) у лобной; в) у затылочной; г) у нижнечелюстной.  8. Полуподвижно соединены между собой:  а) тазовые кости; б) позвонки и ребра; в) кости черепа; г) бедро и голень.  (Ответы: 1 – б, 2 – г, 3 – б, 4 – г, 5 – а, 6 – б, 7 – а, 8 – б)    Интересно знать что ...  В теле взрослого человека (если не считать сезамоидиты — малые круглые кости, число которых  варьируется) насчитывается 206 костей, а в теле ребенка— 300 (интересно, что по мере роста детей  некоторые кости срастаются). Самая длинная у человека—бедренная кость, или femur. Как правило, она  составляет 27,5% от его роста. Таким образом, при росте человека 183 см она должна иметь 50 см в  длину.  Самая маленькая человеческая кость (от 2,6 до 3,4 мм в длину и весом от 2,0 до 4,3 мг) ­ одна из  трех слуховых косточек в среднем ухе ­ стремечко.______________________________________________________________________ Инструкционная карта СКЕЛЕТ = _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ = ________________________________________________________ Мозговой отдел черепа = _____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Лицевой отдел черепа = ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________ СКЕЛЕТ ТУЛОВИЩА = _____________________________________________________ Позвоночник= _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Грудная клетка =  ____________________________________________________________ СКЕЛЕТ КОНЕЧНОСТЕЙ = _________________________________________________ Скелет верхних конечностей = ________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Пояс верхних конечностей = __________________________________________________ Скелет свободных верхних конечностей =   ______________________________________ ____________________________________________________________________________Пояс нижних конечностей =  __________________________________________________ Скелет свободных нижних конечностей =  ______________________________________ ____________________________________________________________________________ б) 33–34 позвонками; в) 36–37 позвонками; г) 39–40 позвонками.  в) поясничные позвонки; г) крестцовые позвонки.  Закрепление: Выбрать правильные ответы 1. Позвоночник человека образован:  а) 30–31 позвонком; 2. В позвоночнике человека срослись между собой:  а) шейные позвонки; б) грудные позвонки; 3. Неподвижно соединены между собой:  а) плечо и предплечье; б) тазовые кости; 4. Исключите лишнее:  а) бедренная кость; б) большая берцовая кость; 5. В состав грудной клетки не входят:  а) ключицы;  6. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:  а) в шейном и грудном; б) в поясничном и крестцовом; 7. У какой из названных костей черепа есть пара:  а) у теменной; г) у нижнечелюстной.  8. Полуподвижно соединены между собой:  а) тазовые кости; г) бедро и голень.  в) в копчиковом и грудном; г) в шейном и крестцовом.  б) рёбра  в) грудина.  б) позвонки и ребра; в) у затылочной; в) кости черепа; в) позвонки; г) позвонки и ребра.  в) малая берцовая кость; г) лучевая кость.  б) у лобной; Подпишите кости скелета: 1 – кости черепа; 2 – позвонки; 3 – ключицы; 4 – грудина 5 – плечевая кость; 6 – ребро; 7 – тазовая кость; 8 – кости предплечья (лучевая  локтевая); 9 – кости кисти (9а – запястье, 9б – пястье,  9в – фаланги пальцев); 10 – бедреная кость; 11 – большая берцовая кость; 12 – малая берцовая кость; 13 – кости стопы