Беседа об искусстве.
ЦЕЛЬ УРОКА. Дать учащимся понятие о скульптуре как виде изобразительного искусства, ознакомить их с выдающимися произведениями скульптуры 18-20 веков.
ХОД УРОКА. Учитель рассказывает учащимся о декоративной и монументальной скульптуре, украшающей наши города, о памятниках выдающимся деятелям, о монументах в честь больших событий, происходивших в нашей стране.
Скульптура (ваяние) - один из видов изобразительного искусства. В отличие от графики и живописи изображение в ней передается объемными формами. Материалами для скульптуры являются глина, воск и прочие пластические материалы, а также камень, мрамор, дерево, кость и т.д. Для отливки скульптурных произведений используются гипс, цемент, бронза, чугун, сталь, стекло.
Искусство ваяния возникло за несколько тысячелетий до нашей эры. До нас дошли скульптурные памятники Древнего Египта, Индии,
Скульптура.doc
Беседа об искусстве. Скульптура
ЦЕЛЬ УРОКА. Дать учащимся понятие о скульптуре как виде изобразительного искусства, ознакомить их с
выдающимися произведениями скульптуры 1820 веков.
ХОД УРОКА. Учитель рассказывает учащимся о декоративной и монументальной скульптуре, украшающей наши
города, о памятниках выдающимся деятелям, о монументах в честь больших событий, происходивших в нашей
стране.
Скульптура (ваяние) один из видов изобразительного искусства. В отличие от графики и живописи изображение в
ней передается объемными формами. Материалами для скульптуры являются глина, воск и прочие пластические
материалы, а также камень, мрамор, дерево, кость и т.д. Для отливки скульптурных произведений используются
гипс, цемент, бронза, чугун, сталь, стекло.
Искусство ваяния возникло за несколько тысячелетий до нашей эры. До нас дошли скульптурные памятники
Древнего Египта, Индии,
Китая и других стран. Небывалого расцвета достигла скульптура Древней Греции и Рима. (рис.1,2,3,4) Произведения
античных художников до сих пор считаются непревзойденными по красоте и мастерству исполненная.
В России наибольший расцвет скульптуры наблюдается, начиная с 18 века, когда происходит укрепление
государства, расширение внешней и внутренней торговли, начинается бурное строительство, развивается искусство.
Большим событием было открытие в 1782 году памятника Петру I в Петербурге. Автор памятника французский
скульптор Этьен Морис Фальконе (1716 1791). "Монумент мой будет прост:", писал он, приступая к созданию
памятника. Мой царь простирает свою благодетельную десницу над страной. Он поднимается на скалу: (Скала)
эмблема преодоленных им трудностей". Фальконе работал над памятником с 1766 по 1778 год. Он долго изучал
созданные до него конные
статуи, наблюдал быстрый галоп лучших арабских скакунов, сделал огромное количество зарисовок, произвел ряд
математических расчетов, чтобы найти точку опоры для постановки вздыбившегося коня. Точкой опоры явились не
только задние ноги коня, но и его хвост, а также змея (эмблема попранного невежества), органически вошедшая в
композицию.
И всадник, и конь это единый порыв, передающий стремительное движение вперед. Памятник органически слит с
площадью, на которой стоит, с Невой, с окружающей его архитектурой. Он рассчитан на любую точку зрения.
Голову Петра лепила помощница Фальконе Мария Колло. Выражение мужественного лица Петра передает и сильную
волю, и смелое дерзание.
Скульптура отливалась в специально оборудованном помещении. Во время отливки произведение едва не погибло от
пожара, но самоотверженный поступок литейщика Михаила Хайлова помог предотвратить катастрофу. Крайне
сложной была доставка громадной гранитной скалы для постамента (вес ее более 1280 тонн). В честь доставки скалы
("камень грома") была выбита медаль с надписью "Дерзновению подобно. 1770".
Памятник Петру I является одним из лучших скульптурных произведений в мире
Большой вклад в развитие монументальной скульптуры сделал Иван Петрович Мартос (1754 1835), уроженец Дона,
воспитанник Академии художеств. Из его многочисленных произведений широко известен памятник Минину и
Пожарскому в Москве. В памятнике с особой силой и мастерством выражены героизм и патриотические чувства
русского народа.
Памятник состоит из двух фигур. Минин, указывая рукой вдаль, на Кремель (памятник раньше стоял лицом к
Кремлю и в 1931 году был передвинут к собору Василия Блаженного), призывает больного Пожарского встать на
защиту Отечества. Пожарский, еще не оправившийся от ран, сидит на ложе. В одной руке он держит щит с
изображением Спаса, другая лежит на рукоятке меча, который протягивает ему Минин. Меч как бы скрепляет их
союз.
Памятник выполнен в духе классицизма: на героях античная одежда, черты лица Минина напоминают черты Зевса,
но если присмотреться, то в нем больше русского. Перед нами русский крестьянин с подстриженными в скобку
волосами, в расшитом наподобие русской рубахи хитоне.
Рельефы на постаментах изображают сцену сбора пожертвований и подвиг Пожарского.
Петр Карлович Клодт (18051867) известный скульптор, был офицером и Академию художеств посещал как
вольнослушатель. Но затем Клодт оставил военную службу и целиком посвятил себя скульптуре. В 1883 году он начал работу над знаменитым ансамблем "Укротитель коня". Четыре группы, исполненные замечательным мастером,
украшают Аничков мост в Петербурге.
В 1885 году Клодт отлил памятник великому баснописцу И. А. Крылову. Памятник поставлен в Летнем саду в
Петербурге. Здесь Крылов когдато любил гулять и отдыхать. Фигура спокойно сидящего с книгой в руках
баснописца возвышается на постаменте кубической формы, который огибают горельефы с изображениями
персонажей его басен.
Горельеф это выпуклое скульптурное изображение на плоскости, причем фигуры выступают над фоном более чем
наполовину своего объема. Менее выпуклые изображения называются барельефами.
Брындин Анатолий Константинович (1941 г. р.) скульптор, заслуженный художник Чувашской Республики. Высшее
образование получил в Ленинградском высшем художественно промышленном училище им. В. И. Мухиной. В годы
учебы он овладевал секретами пластики у педагога В. Л. Рыбалко. Русский музей, Эрмитаж входили в личные планы
совершенствования студента Брындина, где он часами напролет мог изучать работы мастеров прошлого и
настоящего. После учебы Анатолий вернулся на родину. Первая работа его бюст основоположника чувашской
советской поэзии Михаила Сеспеля. (рис.6) В число основных работ скульптора входят: "Конница Чапаева" рельеф
на фасаде музея В. И. Чапаева в Чебоксарах (медь) (рис. 7), памятный знак на улице космонавта А. Николаева
Владимир Порфирьевич Нагорнов (1956 г. р.) скульптор, заслуженный художник Чувашской Республики. Высшее
образование получил в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова на факультете скульптуры в
мастерской профессора М. Ф. Батурина. Учебу совмещал с работой в качестве исполнителя в творческих
мастерских П. Чусовитина, Л, Баранова, тем самым, обогащая свой творческий опыт. В 1984 году окончил институт,
вернулся в Чебоксары. Началась активная творческая жизнь, участие в выставках. С первой работой "Муза",
размещенной на фасаде Художественного музея, пришло к ваятелю признание. Окрыленный успехом, молодой
скульптор с вдохновением принимает участие во всех конкурсах проектов памятников.
Скульптором Нагорновым созданы памятник К. В. Иванову (1995 г.), скульптурная композиция "Стрижи. Память"
(1993 г.), посвященная памяти погибших при пожаре в Эльбарусовской средней школе, где сгорели 106 учеников и 4
учителя (рис. 9), памятник знаменитому офтальмологу Святославу Николаевичу Федорову (2001 г.) (рис. 10) и
памятник "МатьПокровительница" (2003 г.), который является одним из лучших произведений в Чувашии
Скульптура
Скульптура
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.