Открытый интегрированный урок по дисциплине "Обществознание", имеет междисциплинарные связи с историей и литературой.Методическая разработка открытого интегрированного урока для студентов I курса по теме:
"Славянские предания и легенды ( фантастика или реальность)
Цели:
Обучающие:
знакомство с представлениями древних славян о пантеоне божеств;
Обобщение и систематизация материала о Н.В. Гоголе и его произведений : «Вий», «Ночь под Рождество»,
Формировать умение давать характеристику героям произведения,
Развивать у учащихся умение анализировать и обобщать
Развивающие: развитие способности анализа и обобщения; умения выбирать нужную информацию, на основе которой делать выводы;
Формирование артистических навыков. Помочь студентам проникнуть в мир Гоголя на примере вышеназванных произведений,
Учить навыкам работы в группах,
Защищать свой исследовательский проект.
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к традициям и истории своей родины,
создать ситуацию успеха
Методические приемы: лекция преподавателя, фронтальная работа учащихся.
Функция мультимедиа презентации: иллюстративно-познавательная.
Оборудование:
Презентации к уроку, текст повести, запись на доске: «…целая полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, словом, тут вся поэзия его жизни.
Тип урока:
Методическая разработка
Открытого интегрированного урока по
дисциплинам: «обществознание, история,
литература для студентов I курса
по теме:Методическая разработка открытого интегрированного
урока для студентов I курса по теме:
"Славянские предания и легенды ( фантастика или
реальность)
Цели:
Обучающие:
знакомство с представлениями древних славян о пантеоне божеств;
Обобщение и систематизация материала о Н.В. Гоголе и его произведений :
«Вий», «Ночь под Рождество»,
Формировать умение давать характеристику героям произведения,
Развивать у учащихся умение анализировать и обобщать
Развивающие: развитие способности анализа и обобщения; умения выбирать
нужную информацию, на основе которой делать выводы;
Формирование артистических навыков. Помочь студентам проникнуть в мир
Гоголя на примере вышеназванных произведений,
Учить навыкам работы в группах,
Защищать свой исследовательский проект.
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к традициям и истории
своей родины,
создать ситуацию успеха
Методические приемы: лекция преподавателя, фронтальная работа
учащихся.
Функция мультимедиа презентации: иллюстративно-познавательная.
Оборудование:
Презентации к уроку, текст повести, запись на доске: «…целая полная картина
домашней жизни народа, его маленьких радостей, словом, тут вся поэзия его жизни.
Тип урока:
2Ход урока:
Добрый день, ребята и гости нашего урока!
Сегодня у нас состоится открытый интегрированный урок по
теме: «Славянские предания и легенды ( фантастика и
реальность)
Группа предварительно разделилась на 2
команды( подготовили эмблемы, девизы команд):
1 команда- «Заря – Зарница
2 команда- Сварожич
Ребятам предварительно было дано домашнее задание:
подготовить инсценировку отрывка любой повести Гоголя
( Вий, Ночь под Рождество), русская народная песня или
танец)
Студентке ____________индивидуально было задан
исследовательский проект по теме: Исследовательский
проект: « Сочетание реалистического и мистического в
повести Н.В.Гоголя «Вий»»
Итогом вашей работы будет экспресс- газета, которую вы
выпустите к концу урока
Итак, мы начинаем!
Прошу команды подготовиться к представлению.
1.
Актуализация опорных знаний.
Мифы – устные предания о древних временах, родились в первобытную эпоху,
на заре человечества. Древний человек жил в постоянном общении с природой.
Повсюду его подстерегала опасность, : в лесу дикие звери, с небес- молния,
3грозящая пожаром. Человек пытался приручить стихии, а для этого нужно
было их объяснить. Объясняя мир вокруг себя, он опирался на собственный
жизненный опыт. Так и рождался миф. Таким образом, миф - это объяснение
картины мира на основе имевшихся у человека знаний и опыта. Миф обычно
имеет форму фантастического рассказа (слайд 1)
Вопросы учителя (слайд 2) появляются по очереди; после ответа детей, по
щелчку, появляется ответ:
- Что такое миф?
- С мифами, каких народов мы уже знакомы?
- Что помогают понять мифы современному читателю?
2. Объяснение нового материала
Вопрос учителя:
- А кто такие славяне?
(варианты ответов учащихся)
Слово учителя:
Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, объединенная общностью
происхождения и родством языков. Славянские народы, которые в древности
принадлежали к одной культуре, имели общие взгляды, язык, фольклор, сегодня
делятся на восточных, западных и южных славян (слайд 3)
Слайд 4. На Русь письменность пришла из Византии лишь в 10 веке вместе с
новой верой – христианством.
Старая, языческая вера искоренялась, а с ней уходили и устные предания –
мифы, которые записаны не были.
Слайд 5. Следы славянской мифологии сохранились в отдельных преданиях,
обрядах.
Народная память донесла до наших дней имена древних богов.
Живы и некоторые древние обряды
Учитель: А можно ли понять миф, не зная героев, действующих в нем?
(отрицательные ответы)
4Учитель: Первый наш вопрос, с которым мы сегодня с вами познакомимся – это
славян
божества
(слайд 6, на котором представлены тема урока и эпиграф).
древних
Божества древних славян.
Эпиграф:
И начал княжить Владимир в Киеве один и поставил кумиры на холме вне
двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а усы золотые, и
Хорса, Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.
И приносили жертвы им, называя их богами, и приводили сынов своих и
дочерей, и приносили жертвы бесам, и осквернялась кровью земля русская и холм
тот.
Повесть временных
лет
Учитель: Прочитайте внимательно эпиграф. О чем говорится? Все ли понятно?
(ответы детей)
Учитель: Подумайте, пожалуйста, чего вы ждете от сегодняшнего урока?
(после нескольких ответов формулируем) (слайд 5)
Цель урока: познакомиться с богами древних славян, узнать, какую роль в
жизни наших предков играли те или иные божества, познакомиться с низшими
мистическими существами славянской мифологии, рассмотреть украинский
фольклор в повестях Н.В.Гоголя.
Учитель: опираясь на фрагмент «Повести …», мы понимаем, что князь
Владимир начал правит в Киеве, поставил на холме изваяния богов, которые
называли «кумирами». Им все поклонялись.
- А как относится к этому автор «Повести…»?
(ответы учащихся)
Учитель: Как вы думаете, почему эти боги не пользуются почтением автора
«Повести…»?
(ответы)
Слово учителя:
5Текст написан не современником событий, а человеком иного времени, этот
человек – монах, верующий в Иисуса Христа, а пишет он о временах, когда на Руси
еще не было принято христианство, поэтому он отрицательно относится к языческим
богам. Итак, «Повесть…» свидетельствует, что до крещения Руси, наши предки,
также как и древние египтяне, греки, верили, что мир управляется не единым Богом,
а многими.
Что же это были за божества? Об одном из них вы наверняка слышали, Перун.
- Как представляли его славяне времен Киевской Руси?
(ответы с опорой на текст эпиграфа)
Учитель: сохранились и изображения Перуна (слайд 8).
Хорс и Даждьбог (Дажьбог) были богами «белого света», ясного неба. По
некоторым данным они были богами Солнца.
Даждьбог (Вышень) (слайд 9).
Стрибог – бог ветра, воздуха (слайд 10).
Семаргл (Симаргл) – бог подземных сил, а по некоторым данным бог войны и
сражений (слайд 11).
Мокошь – богиня плодородия, жизни (слайд 12).
Рядом с Мокошью нередко изображались еще более древние славянские
богини Рожаницы (слайд 13), изображения этих богинь на ритуальных полотенцах
(слайд 14).
Известно, что даже после принятия христианства славяне продолжали
поклоняться Рожаницам и еще одному богу – Роду (слайд 15).
Кроме Рода и Рожаниц почитался Ярило – бог Солнца, тепла и света. (слайд
16)
Были и другие боги:
Велес – «скотий бог», покровитель животного мира (слайд 17).
Лада (слайд 18).
Слава (второе имя Лады) (слайд 19).
Сварог (слайд 20).
6Сварожич (слайд 21).
Морана, сестра Перуна (слайд 22).
Летница, жена Перуна (слайд 23).
Доля (слайд 24).
Майя (Сева) (слайд 25).
Заря – зарница ( слайд 26)
Вопрос учителя:
- А теперь подумайте, почему среди изваяний, поставленных Владимиром в
Киеве, не было Велеса, Рода, Рожаниц?
(предположения детей)
Слово учителя: ко времени правления Владимира, вероятно, произошло
разделение богов, которые почитались в городской среде, особенно в княжьей
дружине, среди воинов,
и богов, которым поклонялись сельские жители,
землепашцы. Если для князя и его дружины важным был Перун, воинственный и
грозный, то для тех, кто трудился на земле и зависел от сил природы, значительно
важнее были Велес, Род, Рожаницы.
Мистикой пропитана вся славянская мифология. Люди верили, что на
протяжении всей жизни, с ними рядом следуют мистические существа, которые
могут и помогать, а могут и заставить плакать. Давайте и мы с вами познакомимся с
мистическими существами славянской мифологии.( приложение №3)
Кикимора- восточно- славянский женский мифологический персонаж,
обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности
хозяевам (слайд 27)
Лихо- Воплощение злой доли. Лихо предстает как огромный, одноглазый
великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с
человеком находится лихо, - его преследуют самые разные несчастья (слайд 28)
Водяной- В славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.
Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала ( слайд 29)
Русалки- Персонаж восточно- славянской мифологии, вредоносный дух,
появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины, в злаковом поле, в
лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде.( слайд
30)
7Леший - В мифологии восточных славян хозяин леса, покровителей лесных
зверей и птиц. Он следит за тем, чтобы лесу никто не навредил. Леший может
представать в различных растительных, животных, человеческих смешанных
образах. Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно
нечистая сила и справедливый дух ( слайд 31)
Вий - В восточно- славянской мифологии персонаж из преисподней, чей взгляд
убивает, его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами. Которые он не
может поднять без посторонней помощи (слайд 32)
Черт- Черт, в старом правописании («чорт»)- злой, озорной, игривый и
похотливый дух. В славянской мифологии черт выступает персонажем огромного
количества русских народных сказок ( слайд 33)
Кластер по описанию мистических существ в славянской
мифологии( дать характеристику каждому мистическому существу)
приложение №2
Предлагаю провести викторину: "Знатоки славянской мифологии".
приложение № 1
1.Что означают слова:
А) Пантеон ( храм, посвященный богам или совокупность всех богов какой - то
мифологии).
Б) Идол ( изображение высшего божества на дереве четырехугольной формы)
2. Какой бог не имел человеческого облика и представлялся просто золотым
диском? (Хорс)
3. Какие древние обычаи связаны с Хорсом? (с его культом связаны обычаи: на
Масленицу печь блины, катать зажженные колеса).
4. Высшее славянское божество? (Сварог)
85. Что приносили в жертву богине Макошь? Почему? ( Кидали в колодец
пряжу, почитали ее как чудесную пряху богиня изобилия и счастливой судьбы)
6. Почему отломленная веточка дуба в священных рощах каралась смертью?
(священные дубовые рощи посвящались Перуну. Считалось, что во время грозы в
густых ветвях дуба прячется он – бог грозы и молнии).
7. Богиня весны, любви и красоты. (Лада)
8.Бог, покровитель скотоводства. ( Велес)
9. Внешний облик Ляли ( Лели) – дочери Лады. ( Вечный крылатый младенец, из
ее рук рассыпаются искры, воспламеняющие сердца пожаром любви. У греков –
Амур)
10. С какими словами связано имя Лели(Ляля)? Что они обозначают? («Ляля»-
кукла; «Лелеко»- аист, приносящий детей; «лелеять»- нежить, заботиться.
11. Богиня смерти ( Мора, Мара).
Мифы забываются со временем, но осколки язычества дошли до нашего
времени в народных поверьях, традициях и обычаях. И необычным подтверждением
этого, на мой взгляд является литературные произведения великого писателя
Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород».
Создавая эти произведения Гоголь обращался к устному народному творчеству.
Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, просил родных и
знакомых собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также
устные рассказы. Фантастика Н.В.Гоголя- это в первую очередь, то лукавая, то
смешная, то трагическая фантастика народных сказок и легенд. Часто Гоголь
9изображает свою нечисть с бытовой стороны, переплетая мистическое и реальное,
так тесно, что их уже невозможно разъединить. Черт у него ухаживает за Солохой,
ревнует ее к другим поклонникам( Ночь перед рождеством). Ведьмы в адском пекле
играют в карты и бессовестно жульничают( Пропавшая грамота). И даже в тех
повестях, где фантастическое не является средством комического изображения, оно
продолжает идти рука об руку с реальными: «колдун» в «Страшной мести» является
отцом пани Катерины, панночка- русалка из «Майской ночи» помогает Левко тем, что
отдает ему записку, написанную «комиссаровой рукой». Та же традиция
изображения фантастического, мистического начала как части реального, причем с
опорой на народное творчество, сохраняется и в повести «Вий». Готовясь к
открытому уроку. Мы с ребятами подготовили исследовательский проект по теме «
Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий»», который
представляем сейчас вашему вниманию.
Исследовательский проект: « Сочетание реалистического и мистического в
повести Н.В.Гоголя «Вий»»
Предлагаю посмотреть видеофрагмент фильма «Вий»
А мы с вами дальше продолжаем наслаждаться гоголевским миром, в котором
чудесным образом переплелись реальность и фантастика. Следующее произведение,
которое мы с вами рассмотрим это – Ночь перед рождеством. Вы помните, в этой
книге предстал украинский народ, носитель благородных и высоких стремлений, с
его прошлым и настоящим, самобытной и колоритной речью. Ночь перед Рождеством,
есть полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, словом тут
вся поэзия его жизни.
Но, а сейчас я предлагаю вашему вниманию, презентацию «Ночь под
рождество Слайд 2. Отражение в повести славянских преданий и легенд
(фантастика и реальность). Зло и добро в повести
Слайд 3. Фантастика – то, что основано на воображении, вымысле, что-то
волшебное, невероятное
Реальность – то, что действительно существует не в воображении
Слайд 4.Перечислите героев повести «Ночь перед Рождеством»
Реальные герои
Вакула, Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, Кумова жена, Дивчины, Парубки
Фантастические существа
Черт, Солоха («заодно с чертом»), Пацюк («сродни черту»)
10Слайд 5. Что вы знаете о христианском празднике Рождество Христово и ночи
перед Рождеством?
Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего
Христа.
праздника
Иисуса
христианского
Слайд 6.
символизирующую Звезду Вифлеема, и небольшой вертеп.
рождения
–
В Рождественскую ночь колядующие носят с собой звезду,
Слайд 7. Дети и взрослые надевают маски и костюмы (стараются одеться так, чтобы
их не узнали), собираются группами и ходят от дома к дому, распевая колядками
(особые песни, содержащие слова прославления праздника и прошение о подаянии
Слайд 8. Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшего
народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и
бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня…
Маленькие окна подымались… и старухи высовывались из окошка с колбасою в
руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и
ловили свою добычу…
Слайд 9. В основу сюжета повести «Ночь перед Рождеством» лег народно-
христианский праздник – Рождество Христово. Образ Христа Спасителя незримо
присутствует на страницах повести, несет свет и добро людям, дарит надежду…
Слайд 11. Символическое название повести «Ночь перед Рождеством». Последний
день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды.
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы
всем было весело колядовать и славить Христа…
Слайд 12. Почему накануне Рождества обостряется борьба добрых и злых сил, света
и тьмы?
Злые силы накануне рождества ведут себя наиболее активно, стараются
нарушить
Рождением Христа
заставить людей в последнюю ночь перед
христианские заповеди.
Слайд 13. Десять заповедей Закона Божьего
1. Я Господь Бог твой; да не будут у тебя богов иных , кроме меня.
2. Не сотвори себе кумира.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний.
115. Почитай отца твоего и мать твою.
6. Не убий.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не укради.
9. Не лги.
10. Не пожелай чужого добра.
Слайд 14. Какие заповеди мог бы нарушить в ночь перед Рождеством кузнец
Вакула?
Хотел убить себя.
Продать душу черту
Слайд 15. Какие заповеди нарушает в ночь перед Рождеством Оксана?
Зависть
Самовлюбленность
Слайд 16. Как влияют на судьбу главных героев представители сил зла?
Слайд 17. Кто и зачем украл месяц? Черт, чтобы устроить мелкую пакость
кузнецу Вакуле: по темноте Чуб — отец Оксаны никуда не уйдет из дому, и
свидание
За что черт мстил кузнецу? Кузнец намалевал в церкви картину Страшного
суда, где бедного черта били чем ни попадя.
Слайд 18. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?( Звезды)
Слайд 19. Что дает рассказчику и старухам основание считать, что «Солоха точно
ведьма»
Слайд 20. Как ведьма и черт попали в хату? Через трубу.
Слайд 21. Кто такой Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошел за
помощью?
Пузатый Пацюк был когда-то запорожцем, а еще знался, по всеобщему мнению, с
нечистой силой.
Слайд 22. Что ел Пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? И как это
12характеризует его? Галушки, вареники со сметаной. Нарушил пост.
Однако, что за черт! ведь сегодня голодная кутья; а он ест вареники, вареники
скоромные! Что я, в самом деле, за дурак: стою тут и греха набираюсь! назад!» — и
набожный кузнец опрометью выбежал из хаты
Слайд
Крестным знамением.
23.
Как
можно
укротить
черта?
Слайд 24. Куда и зачем отправился Вакула, оседлав черта?
К царице в Петербург за черевичками для Оксаны.
Слайд 25. ПОВЕСТЬ О ПУТЕШЕСТВИИ ИОАННА НОВГОРОДСКОГО НА БЕСЕ
Иоанн (в миру Илья) (ум. 7. XI. 1186) — новгородский архиепископ.
…Однажды, во время ночной келейной молитвы Иоанна, бес, искушая святого,
забрался в его рукомойник. Но архиепископ перехитрил лукавого, осенив рукомойник
крестным знамением, Иоанн заключил в нем беса. В награду за освобождение от
заклятья бес в течение одной ночи переносит на себе Иоанна в Иерусалим и
возвращает в Новгород. За время пребывания в святом городе Иоанн успевает
помолиться у гроба Господня.
Слайд 26. Этот сказочно-легендарный мотив путешествия новгородского епископа в
Иерусалим на черте нашел отражение в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед
Рождеством”
Слайд 27. Итог урока. Перечислите, какие чудеса произошли с главными героями в
Ночь перед Рождеством? Докажите, что добро и вера победили силы зла?
Слайд 28. …Еще быстрее в остальное время ночи несся черт с кузнецом назад. И
мигом очутился Вакула около своей хаты. В это время пропел петух. «Куда? —
закричал он, ухватя за хвост хотевшего убежать черта, — постой, приятель, еще не
все: я еще не поблагодарил тебя». Тут, схвативши хворостину, отвесил он ему три
удара, и бедный черт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил
заседатель. Итак, вместо того, чтобы провесть, соблазнить и одурачить других, враг
человеческого рода был сам одурачен.
Слайд 29. — Погляди, какие я тебе принес черевики! — сказал Вакула, — те самые,
которые носит царица.
— Нет! нет! мне не нужно черевиков! — говорила она, махая руками и не сводя с
него очей, — я и без черевиков… — далее она не договорила и покраснела.
13Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда
не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее
пуще загорелось, и она стала еще лучше.
Слайд 30. Герои не только смогли сохранить свою душу, но и обрели счастье.
Слайд 31. Домашнее задание
Теперь переходим к нашему следующему заданию:
У вас на столах лежат тесты по теме: Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством».
На тест вам дается не более 5 мин.
Тест по теме: Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством»
1)
Сколько гостей Солоха спрятала в мешках?
А) 3;
Б) 2;
В) 4;
Г) 1.
2) Кто вынес мешки из дома Солохи?
А) чёрт;
Б) кузнец Вакула;
В) дьяк;
Г) они остались в доме.
3) Что просила достать Оксана, чтобы она согласилась выйти замуж за Вакулу?
А) валенки, как у Солохи;
Б) черевички, как у царицы;
В) сапоги, как у козака Чуба;
Г) платье, как у царицы.
4) Что сделал Вакула с горя?
14А) утопился;
Б) повесился;
В) отравился;
Г) он решил, что не всё ещё потеряно.
5) С кем Вакула пошёл к царице?
А) с купцами;
Б) со слугами;
В) с запорожцами;
Г) один.
6) Чем окончилось произведение?
А) Вакуле не дали черевичек;
Б) Вакуле дали черевички, но Оксана их не приняла, сказав: «… я и
без черевичков»;
В) Вакуле дали черевички, и Оксана их приняла, сказав: «Спасибо, но замуж
не выйду!»;
Г) Вакула побоялся просить.
7) В каком жанре написано произведение?
А) фантастика;
Б) мистика;
В) триллер;
Г) сказка.
8) Чей это портрет?
Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собою
небольшого роста женщину, несколько даже дородную, напудренную, с голубыми
глазами, и вместе с тем величественно улыбающимся видом, который так умел
покорять себе все и мог только принадлежать одной ... женщине. ( царица)
9) Впиши недостающее слово:
15Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось,
мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так
тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом
козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что
у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды;
только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на
голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец
и не губернский стряпчий, а просто_ _______черт______, которому последняя ночь
осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с
первы¬ми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою
берлогу.
10) Чей это портрет?
...имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою.
Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе
самых степенных козаков...( Солоха)
11) Чей это портрет?
Трудно сказать, что выражало смугловатое лицо чудной девушки: и суровость в нем
была видна, и сквозь суровость какая-т0 издевка над смутившимся кузнецом, и едва
заметная краска досады тонко разливалась по лицу; и все это так сешалось и так
было неизобразимо хорошо... ( Оксана)
12) Чей это портрет?
Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, на лице
изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была
привычка повелевать.
( Гетьман)
Ключ к тесту: 1) А; 2) Б; 3) Б; 4) Г; 5) В; 6) Б; 7) Б; 8) царица; 9)черт; 10)
Солоха; 11) Оксана; 12) Гетьман.
Я дала вам задание – подготовить инсценировку отрывка. Предоставим
вам слово.
Представьтесь, пожалуйста.
– Мы подготовили инсценировку эпизода “Оксана у зеркала”.
– Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем
нехороша. (Крутится у зеркала).
16-Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете?
Что тут хорошего в этом сдернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Нет, хороша
я! Ах, как хороша!
Вакула (в сторону):
– Чудная девка! Час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит
себя вслух!
Оксана:
– Зачем ты пришёл сюда? Разве хочется, чтобы выгнала за дверь лопатою?
Готов мой сундук?
Вакула:
-Будет готов после праздника. Если бы ты знала, сколько возился около него:
две ночи не выходил из кузницы. Не сердись на меня.
Оксана села на лавку.
Вакула:
– Позволь и мне сесть возле тебя!
Оксана:
– Садись. (Стук в дверь).
Оксана:
– Кто-то стукнул. Пойду с девчатами колядовать.
Учитель: Ребята, как ведут себя герои повести в этой сцене?
Героям всегда приходится выпутываться из невероятно сложных ситуаций не
только с помощью волшебной силы, но и благодаря природному уму и сметливости.
Следующий наш конкурс
Конкурс капитанов
За каждый правильный ответ по 5 баллов,
А пока капитаны соревнуются , мы с вами составим синквейны( задания для
пониженного уровня)
Росли четыре березы.
17На каждой березе по четыре больших ветки,
На каждой большой ветке - по четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке - по четыре яблока.
Сколько всего яблок?
(Ни одного: на березе яблоки не растут)
Что случилось 31 февраля?
(Ничего: 31 февраля не бывает)
Были у одного мужика волк, коза и капуста. И надо ему было переехать через
реку в маленькой лодочке и перевезти их с собой по одному: либо волка, либо козу,
либо капусту.
Если он перевезет на тот берег волка, то коза в это время съест капусту. Если
перевезет козу, а потом волка, волк съест козу. Как же он их перевезет? (Сначала
перевез козу, потом капусту, а козу перевез обратно. Затем перевез волка и снова
козу).
Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков по мешку, а в каждом
мешке – по коту. Сколько всего шло в Москву? (Одна бабка: старики шли в другую
сторону)
Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге?
(Снять с каждого по сапогу)
Почему человек назад оглядывается? (Потому что у него нет на затылке глаз)
18Что легче: пуд железа или пуд сена? (Одинаково весят)
До какого места заяц бежит в лес? (До середины леса, от середины леса он уже
бежит из леса)
Какой самый короткий месяц в году? (Май: всего три буквы)
Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
Как из трех палочек,
Не ломая их,
Сделать четыре? (Сложить из них цифру «четыре»)
Под чем заяц лежит? (Под своими ушами)
Что останется в коробке, если спички вынуть? (Дно)
Что в горшок кидают перед тем, как варить в нем еду? (Взгляд: смотрят, чистый ли
горшок)
Возьмите листочки и фломастеры, которые лежат перед вами и составьте
кластеры на героев повести «Ночь под Рождество» приложение № 4
Вакула
Солоха
Умеет ценить прекрасное
Летает на метле
Сам трудолюбив и другим найдет
работу
Умеет признать ошибку
Готов на все ради любви
Оксана
Умело очаровывает
Хорошая хозяйка
Хитрая и сметливая
Жадная
Черт
19Красавица
Избалованная
Честная
Гордая
Хитрый
Проказник
Мстительный
Хорошая хозяйка
Строит любовные куры
Боится креста
Но, а теперь я вам предлагаю интерактивную игру: «Вечера на хуторе близ
Диканьки
Сорочинска
я ярмарка
10
Волами
20
Красная
свитка
30
Цыган
40
50
Мачеха
противится
свадьбе
Черт
пропил все
деньги и
заложил
свитку
шинкарю, а
тот продал
ее
заезжему
человеку
50
Петрусь
превратилс
я в кучу
пепла, а в
мешках
вместо
червонцев
лежали
битые
черепки
50
20
10
20
30
40
Вечер
накануне
Ивана
Купала
Басаврюк
Цветок
папоротни
ка
Дьявол
пообещал
Петро
мешки с
золотом
для того,
чтобы он
мог
женится на
Пидорке
30
Он убил
брата
своей
возлюблен
ной
40
Майская
10
20ночь или
утопленни
ца
Голова, его
отец
В черную
кошку
Ночь перед
рождество
м
10
Месяц
20
Если он
принесет
царские
черевики
Найти
ведьму,
обернувшу
юся
утопленни
цей
30
Черт,
голова,
дьяк, Чуб
Ворон
40
Вакула
искал
дорогу к
нечистой
силе
Приказ
голове
женить
своего
сына на
Ганне
50
У него в
кармане
Мифы, легенды и предания стали фундаментом нашей культуры. Незримая
связь времен делает современного человека полнее и богаче
Конкурс талантов( домашнее задание). Команды исполняют русскую
народную песню или танец( 10 баллов)
Сейчас мы с вами сделаем экспресс-газету(т.е. быструю газету).Начало уже
положено - это ваши кластеры на главных героев сегодняшнего урока, иллюстрации
к уроку.
Чтобы подвести итог урока мы напишем мини-сочинение «Фантастика и реальность
в произведениях Н.В.Гоголя ?»
Творческий конкурс приложение № 5
Написать за 10 минут юмористический рассказ с использованием пословиц и
поговорок ( 10 б)
Темы:
«Кто хвалится, тот с горы свалится»,
«С больной головы на здоровую»,
«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
«Смеется тот, кто смеется последний»
21(Учащиеся работают в группе, записывают ответ на листке, который после
написания приклеивается на газету)
Ребята, надеюсь вы в полной мере соприкоснулись с удивительным прошлым
наших предков, с народной мудростью, преданиями и легендами славянской
мифологии. Всем большое спасибо!
Ну, а теперь слово предоставляется жюри нашего урока.
Приложение № 1
Викторина "Знатоки славянской мифологии".
1.Что означают слова:
А) Пантеон
22Б) Идол
2. Какой бог не имел человеческого облика и представлялся просто
золотым диском?
3. Какие древние обычаи связаны с Хорсом?
4. Высшее славянское божество?
5. Что приносили в жертву богине Макошь? Почему?
6. Почему отломленная веточка дуба в священных рощах каралась
смертью?
7. Богиня весны, любви и красоты.
8.Бог, покровитель скотоводства.
9. Внешний облик Ляли ( Лели) – дочери Лады.
10. С какими словами связано имя Лели(Ляля)? Что они обозначают
2311. Богиня смерти ( Мора, Мара).
Кластер по мистическим существам славянской
мифологии
Приложение № 2
24Кластер по мистическим существам славянской
мифологии
Приложение №2
25Конкурс капитанов
Приложение № 3
За каждый правильный ответ по 5 баллов,
Росли четыре березы.
На каждой березе по четыре больших ветки,
На каждой большой ветке - по четыре маленьких ветки,
На каждой маленькой ветке - по четыре яблока.
26Сколько всего яблок?
Что случилось 31 февраля?
Были у одного мужика волк, коза и капуста. И надо ему было переехать через
реку в маленькой лодочке и перевезти их с собой по одному: либо волка, либо козу,
либо капусту.
Если он перевезет на тот берег волка, то коза в это время съест капусту. Если
перевезет козу, а потом волка, волк съест козу. Как же он их перевезет?
Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков по мешку, а в каждом
мешке – по коту. Сколько всего шло в Москву? (
Что надо сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге?
Почему человек назад оглядывается?
Что легче: пуд железа или пуд сена?
До какого места заяц бежит в лес?
Какой самый короткий месяц в году?
Каким гребнем голову не расчешешь?
Как из трех палочек,
Не ломая их,
Сделать четыре?
Под чем заяц лежит?
27Что останется в коробке, если спички вынуть?
Что в горшок кидают перед тем, как варить в нем еду?
Кластер по главным героям повестей Н.В. Гоголя
Приложение № 4
Вакула
Солоха
Оксана
Черт
28Панночка ( Вий)
Философ Хома Брут( Вий)
Приложение № 5
Творческий конкурс
Написать за 10 минут юмористический рассказ с использованием
пословиц и поговорок ( 10 б)
Темы:
«Кто хвалится, тот с горы свалится»,
«С больной головы на здоровую»,
29«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
«Смеется тот, кто смеется последний»
30Задания на уроке пониженного уровня для студентов
Приложение № 6
1. Составьте синквейн по теме:
Урок
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________
Легенда
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________
Рождество
31________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________
Дайте краткую характеристику великому празднику «Рождеству»
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
____________________________________
Открытый интегрированный урок
32Тема: Славянские предания и легенды( фантастика и
реальность)
Викторина «Знатоки славянской мифологии»
1
10
2
3
4
7
5
6
9
11 Ито
го
Команд
а
Заря-
зарниц
а
Сварож
ич
Конкурс капитанов
9
5
6
7
8
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
Ито
го
1
2
3
4
Команд
а
Заря-
зарниц
а
Сварож
ич
Интерактивная игра «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Итог
о
Команд
а
Заря-
зарниц
а
Сварож
ич
Конкурс талантов
33Команда
Заря- зарница
Сварожич
Команда
Заря – зарница
Сварожич
До 10 б
Итоги
Творческий конкурс
До 10 б
Итоги
Экспресс- газета
Итого
Команд
а
Заря-
зарниц
а
Сварож
ич
Итого:
Итого
Команда
Заря- зарница
Сварожич
34