Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)
Оценка 5

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русский язык
1 кл—4 кл
30.05.2017
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)
В В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. В работе дается описание словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе. Приводятся примеры основных видов работы с непроверяемыми орфограммами. Дается описание основных этапов в работе над словарными словами.
Словарно-орф. работа.doc
Словарно­ орфографическая работа на уроках русского языка.           Важнейшим направлением  в работе учителя по русскому языку является формирование навыков   грамотного   письма,   что   невозможно   без   систематической   работы   над   словами   с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.  В словарно – лексической работе используются особые приёмы. Системная работа над словом, его   значением,   употреблением   в   речи,   правописанием   способствует   овладению   лексическим богатством русского языка и развитию речи учащихся.                         Работа  начинается  с прочитывания  слова  вслух,  по слогам,  выяснения трудных, ошибкоопасных букв в словах, выделения и подчеркивания их.             Далее мы выясняем лексическое значение слова. Толкование большинства слов дается в “Словаре   школьника”.   Но   лексическое   значение   некоторых   слов   учащиеся   должны   узнать самостоятельно.   Для   этой   цели   используются   толковые   словари.   Иногда   дети   получают индивидуальные   домашние   задания:   определить   по   толковому   словарю   лексическое   значение слов.              Установление происхождения слова – второй этап работы. Применяя этимологический анализ в школе, мы вынуждены его упрощать. Школьный этимологический анализ мы применяем для того, чтобы научить детей правильно писать слова. Поэтому он может быть не полным, а частичным, упрощенным. Ученик видит, как в процессе развития языка в словах происходят фонетические   и   смысловые   изменения,   приводящие   к   тому,   что   изменяется   не   только произношение и значение отдельных слов, но и их морфологический состав.                        Приведу на примере исследования слова  “изображение”,  как проводится работа с непроверяемыми орфограммами.   Ø   К какой части речи относится слово «изображения»? (Имя существительное) Ø   Назовите глагол, образованный от этого существительного. (Изображать, изобразить) Ø   Определите лексическое значение глагола. (Что­то показать, кого­то описать) Ø   Можно ли проверить гласные в этом слове? (Нет) Ø  Мы узнаем, что в русском языке много слов, которые изменились. В древнерусском языке было слово “раз” – “чета”. Какие слова с этим корнем вы можете назвать? (Об ­ раз, из – об – раз – ить.) Ø Изобразить – “придать образ, раскрыв какие­то черты”.  А как вы можете теперь объяснить затрудняющие вас орфограммы? 1)      Из – “и” – гласная в приставке: из мерение, из далека. 2)      Об – “о” – гласная в приставке: об вести, обдумать. 3)      Раз – “а” – гласная в корне: изображение, изобразить. Объяснение этимологию слова “ветеран”, ученики узнают, что в переводе с латинского языка это слово имело значение “старый”.  Современное лексическое значение этого слова:  1) старый, опытный воин;  2)старый, заслуженный работник. Вспоминая “дальних родственников”, дети называют слова “ветхий”, “ветошь”. Установление   происхождения   некоторых   слов   удивляет   учащихся,   будит   их   творческую фантазию, подталкивает к поиску родственных слов, заставляет задуматься о том, как произошло то или иное слово и какая связь существует между некоторыми словами.  Например,   выяснение   значения   слова  “акварель”  и   определение   части   слова   “аква”   ­   “вода” подтолкнуло учеников к нахождению многих родственных слов.  А   значение   слова   “гладиолус”     никак   не   предполагало   его   связь   со   словом   “гладиатор”. Установление   происхождения   этих   слов   привело   к   радостному   открытию:   слова   оказались родственны! Это появление ряда сказочных историй об этих словах.. “Словарные ” слова включаются в разнообразие упражнения, цель которых состоит в отработке навыка правильного и уместного их употребления в устной и письменной речи. Чем чаще слово воспринимается   зрительно,   тем   прочнее   запоминается   его   графический   образ.   Поэтому   я практикую такие задания, которые заставляют учеников как можно чаще обращаться к словарю.  Основные виды таких заданий следующие: 1.           Подбор слов на изученное правило.   Найти в словаре и выписать в тетрадь слова на изучаемое правило или повторяемое правило. Предположим, на уроке закреплялось правописание слов   с   непроизносимой   согласной.   Дома   ученики   выписывают   из   своих   словариков   слова. (Сверстники, солнце, окрестность и другие) 2.      Ученики находят в своих словариках и выписывают в тетрадь слова, которые могут быть употреблены в предстоящем сочинении. Так, готовясь к сочинению о любимом виде спорта, дети выписывают   из   словариков   слова   баскетбол,   волейбол,   футбол,   спортсмен,   гимнастика, физкультура, капитан и другие. На уроке повторяется правописание всех этих слов, хотя   в сочинение конкретного ученика, войдут, конечно же, только некоторые слова. 3.      Словарный диктант с последующей самопроверкой. После изучения, какой то группы слов учитель   диктует   их   непременно  в   том  же   порядке,   в   каком   они   расположены   в   словариках. Ученики пишут эти слова (столбиком), затем проводят самопроверку, подчеркивают  для них трудные слова и сочетания букв. Если в слове допущена ошибка, то рядом с ними записывается правильное написание слова. Этот   прием   хорошо   развивает   внимание,   зрительную   память,   повышает   орфографическую зоркость.   Словарный   диктант   с   последующей   самопроверкой   обычно   предшествует контрольному, поэтому учителю важно знать, кто из учеников и в каких словах допустил ошибку, с тем, чтобы организовать работу над ними. 4.      Замена развернутого определения одним словом из словаря. Учащимся может быть дано дополнительное задание, например: написать слова­ответы в именительном падеже, единственном числе,   затем   составить   с   ними   словосочетания.   Или:   образовать   от   существительных прилагательные,   объяснить   правописание   суффиксов;   образовать   от   прилагательных сравнительную и превосходную степени; написать существительные в сочетании со словом много (много апельсинов, мандаринов, яблок и т.п.). задания меняются в зависимости от того какая тема меняется. 5.           Подбор к данным словам синонимов, причем эти синонимы выписываются из словаря, например: роскошный (дворец)­ великолепный, большой (завод) – гигантский, напевный (голос) – мелодичный и т.д. 6.      подбор к данным словам антонимов. 7.      составление с подобранными словами словосочетаний или предложений. 8.      подбор однокоренных слов определенной морфемной структуры. Разбор их по составу. 9.      подбор фразеологизмов или “крылатых выражений”, включающих в себя данные слова. 10.   подбор примеров образного использования слова. 11.       игра   “Справочное   бюро”   способствует   воспитанию   навыков   работы   со   словарем   игра оживляет   работу,  разнообразит   ее   словарный   диктант   проводиться   в   виде   соревновании:   кто быстрее найдет “адрес слова в орфографическом словаре, и объяснит, как это слово написать. Считаю, что подобная словарная работа способствует повышению орфографической грамотности учащихся; повышает интерес к русскому языку; развивает зоркое внимание к слову; развивает речь учащихся, повышает их словарный запас.                                                                                              СИСТЕМА СЛОВАРНО­ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ  СЛОВАРНЫХ СЛОВ        В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно­орфографической   работе,   в   процессе   которой   учащиеся   усваивают   слова   с непроверяемыми   написаниями,   данные   в   специальных   списках   для   каждого   класса. Первоначальное знакомство с такими словами идет уже в 1 классе в «Прописи».               Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются   младшими   школьниками   путем   механического   запоминания   их   графического облика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивая достаточно быстрого и прочного их запоминания.           Осмысленность запоминания может быть достигнута:      ­ на основе понимания учеником значения изучаемого слова;      ­ сущности и характера содержащейся в нем трудности;      ­ установления связи данного слова с ранее изученными словами;     ­ сообщение и использование специальных приемов запоминания;     ­ активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.  ОСНОВНЫЕ   ЭТАПЫ   В   РАБОТЕ   СО  СЛОВАРНЫМ   СЛОВОМ. I этап. Знакомство с новым словарным словом. Способы предъявления нового слова: а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися; б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь; в) рассматривание предметной картинки; г) описание признаков предмета или предъявление слова­синонима, слова­антонима. II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.    Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место.  III этап. Запись слова с «окошком», постановка орфографической задачи.                      После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово, показывая «опасное» место пропуском буквы.  IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.            Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и   прочность   запоминания   непроверяемых   написаний,   является   этимологический   анализ. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.            Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке: 1)   Постановка   цели.   Предъявление   нового   слова,   чтение,   уточнение   его   значения,   частичный звуко ­ буквенный анализ с целью выделения орфограммы. 2) Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове. 3) Сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись  ее на доске, в тетрадях или словариках. 4) Подбор однокоренных слов. 5) Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись  их с использованием этимологии для объяснения правописания. Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях мы использовали такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким АССОЦИАТИВНЫМ     ОБРАЗОМ,  который  вспоминается  при   написании  данного  словарного слова,   помогая   правильно   написать   орфограмму.   Ассоциативная   связь   может   быть   по   цвету, месторасположению, количеству, форме, действию, материалу,   звучанию,   вкусу, назначению, массе и т.д.      Требования к ассоциативному образу: а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким­то общим признаком; б)   ассоциативный   образ   должен   иметь   в   своем   написании   не   вызывающую   сомнений   букву, которая является сомнительной в словарном слове.  Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы: Записать словарное слово и поставить ударение. 1)Выделить (подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.  2)Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму. 3)Найти   ассоциативный   образ,   связанный   со   словарным   словом   и   записать   его   напротив словарного слова. 4)Изобразить   словарное   слово,   объединенное   с   ассоциативным   образом   (рисунок)   и   (или) пересечение слов через сомнительную орфограмму. 5)Прочитать   словарное   слово   и   четко   воспроизвести   вслух   найденный   ассоциативный   образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.                     Объект словарной работы – слово является сложной и многогранной единицей языка. Для эффективного усвоения  трудных слов, необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного   слова  (его  лексическое  значение,  грамматические  признаки,  морфемный   состав,  а также произношение и написание).  Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход.                       В результате этого можно проклассифицировать  виды  упражнений  над словами  с непроверяемыми гласными по направлениям: 1) фонетические упражнения; 2) словообразовательные упражнения; 3) морфологические упражнения;  4) синтаксические упражнения; 5) упражнения лексического характера: упражнения­наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами,   многозначными   словами,   упражнения­наблюдения   над   фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.              Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы учащиеся научились легко   слышать   звучащее   слово,   каждый   звук   в   отдельности   и   позицию   этого   звука,   умели производить   анализ   звуковой   формы   слов   при   внутреннем   их   проговаривании.   Все   эти упражнения   способствуют   формированию   фонематического   слуха   и   речевых   навыков.   В результате фонетических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных,   о   твердых   и   мягких   согласных,   об   ударении,   ударных   и   безударных   гласных, алфавите. Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате таких упражнений   формируются   навыки   правописаниях   однокоренных   словарных   слов,   умение разбирать слова по составу.           Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают   объединить   отдельные   слова   в   определенные   группы;   разграничить   и   определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.              Синтаксические упражнения со словарными словами ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по   своему   построению   и   составу   словосочетаний   и   предложений,   сознательно   составлять словосочетания и предложения.                         Значительное место в системе словарно­орфографической работы должны занимать упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали, как изучаемое слова, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. Организация работы над словами с трудным написанием предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контексте. В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, в которых учащиеся объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними предложения.             Изучение слов с непроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей  с фразеологизмами,   устойчивыми   сочетаниями   слов.   Такое   знакомство   позволяет   показать фразеологическое богатство нашего языка, обогатить речь детей фразеологизмами, сформировать умение   замечать   фразеологизмы   в   предложении   и   умело   их   использовать   в   самостоятельно составленном тексте или своей речи. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов относятся такие: «яблоку негде упасть», «язык заплетается», «заячья душа», «воробью море по колено», «одна нога здесь, другая – там» и другие.                   В обучении письму непроверяемых слов применяются и занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы.     Систематическая   и   целенаправленная   работа   над   словарными   словами   вызывает   у   учащихся интерес   к   изучению   этих   слов   и   способствует   их   прочному   и   успешному   запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5­7 раз в разнообразных вариантах упражнений, которые представлены в данном пособии.

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка (1-4 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017