СЛОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕСТЕ

  • Особые потребности
  • docx
  • 15.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проблема формирования графических навыков у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной в контексте подготовки их к школе и профилактики школьной неуспеваемости. Поэтому важно своевременно выявить отставание в развитии графических навыков, определить его причины, информировать о наличии проблемы родителей воспитанника и оказать ему соответствующую помощь.
Иконка файла материала Доклад Шишканова Н.А..docx
Шишканова Н.А. Ясли­сад «Снегурочка» г. Шахтинск СЛОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕСТЕ Проблема   формирования   графических   навыков   у   детей   дошкольного   возраста становится   особенно   актуальной   в   контексте   подготовки   их   к   школе   и   профилактики школьной   неуспеваемости.   Поэтому   важно   своевременно   выявить   отставание   в   развитии графических   навыков,   определить   его   причины,   информировать   о   наличии   проблемы родителей воспитанника и оказать ему соответствующую помощь. Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнёт приносить свои плоды, тем проще ребёнку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.   Одной   из   наиболее   распространенных   в   дошкольном   возрасте   проблем   является слабость крупной и мелкой моторики у ребенка. Овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию.  В   нашем   дошкольном   учреждении   формированию   графических   умений   всегда уделяется большое внимание. Мы делаем акцент на формирование графических навыков. Так как, дети все чаще не умеют правильно держать инструмент, которым рисуют (карандаш, кисть), не владеют рациональными способами движений руки при рисовании, поэтому эти движении часто бывают неуверенными, неточными, скованными, что в свою очередь вызывает чрезмерное мышечное напряжение руки, приводит к быстрому ее утомлению.   Неподготовленность к письму, низкий уровень развития двигательных координаций, зрительного   восприятия,   слабость   волевых   устремлений   приводят   к   развитию   негативно­ напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма. [1, с.46] Но зачастую проблема стоит еще в том, что ребенок сам не хочет учиться навыкам рисования и письма. Для создания необходимых условий и предпосылок для формирования навыка письма, дальнейшего развития творческого потенциала ребенка, предлагаем освоение детьми графических игр. Графические умения усваиваются путем целенаправленного обучения. В результате многократных   повторений   способ   выполнения   графического   действия   совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. [2,с.57]. Для того чтоб начать   работать   над   графическими   навыками,   нужно   научить   детей   правильно   держать инструмент   (карандаш,   ручку,   кисточку),   т.   е   поставить   руку.   Можно   воспользоваться способом метки: поставить точки соприкосновения руки ребёнка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечки указательного пальца, третья – на боковой поверхности   среднего   пальца,   куда  ложится   ручка.  Но   мы   пришли   к   выводу,   что   это   не удобный   способ,   и   мы   нашли   тренажёр,   позволяющий   в   короткий   срок   научить   детей правильно держать карандаш или ручку.Рисунок 1. Тренажёр «Дельфин» Тренажёр «дельфин» прост в использовании и очень нравится детям. Данный подход позволяет нам считать специально организованные графические игры основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического умения.  Формирование   графических   умений   представляет   собой   многоуровневый   процесс. Каждый   уровень   определяется   степенью   осознанности,   темпом   (скоростью),   качеством исполнения графических заданий и состоянием ребенка [2, с.57]. Ведущими   направлениями   по   формированию   графических   навыков   являются использование специальных графических игр, а также работа в данном аспекте на занятиях изобразительной деятельностью, в первую очередь рисованием. Содержание графических игр разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, симметричные рисунки, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них. Например, мы используем в своей работе «Письмо в циферблате».  Что же оно нам дает? Система координации была создана для развития руки ребенка. Начиная на большом циферблате,   постепенно   переходя   к   циферблату   наименьшего   размера.   Для   того,   чтобы ребенку, в последствии, было легче вписывать в клетку цифры. Для поддержания мотивации детей к графическим навыкам мы используем различные Рисунок 2.Циферблаты карточки и задания (зайчиками, елочками и т.д.).  Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память,   зрительно­пространственные   отношения,   формируются   функции   распределения внимания   (способность   концентрироваться   на   нескольких   воспринимаемых   объектах), функции   контроля   как   неотъемлемые   компоненты   графа   моторной   деятельности.   Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Выполняя графические игры, ребенок   учится   точно   следовать   инструкции   и   работать   самостоятельно,   связно   и последовательно   высказывать   свои   суждения,   что   особенно   важно   при   его   подготовке   к обучению в школе.  В  зависимости  от задач, которые  ставит  перед  собой  педагог,  и  уровня овладения графическими навыками у детей, задания могут варьироваться. Особенно ответственно мы подходим к планированию занятий в старшей группе, т.е. перед поступлением в школу, когда развитию   графических   навыков   уделяется   особое   внимание,   здесь   можно   использовать помимо всех остальных графических заданий «Синхронопись» (письмо левой и правой рукой). Назначение синхронописи в развитии навыков письма обеими руками, гармонизация работы полушарий головного мозга, мелкой моторики рук в письме. Каждый ребенок должен одинаково   владеть   в   письме   и   правой   и   левой   рукой.   Для   этого   все   методики,   которые применяются для развития письма правой рукой применяются и для левой руки.  Таким образом, формирование графических навыков в дошкольном возрасте – одна из   важных   задач   подготовки   к   школе.   На   всех   возрастных   этапах   дети   могут   испытывать трудности в их овладении. Наиболее распространенными причинами, которые вызывают этитрудности, являются моторная (двигательная) незрелость, дисбаланс в развитии моторики, недостаточная концентрация внимания и неумение планировать деятельность. Во всех этих случаях ребенку необходима дополнительная помощь в формировании графических навыков и коррекции трудностей в развитии. Литература: 1. Горбатова, Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей  старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих  получение дошкольного образования / Е.В.Горбатова.­ Мозырь: ООО ИД  Белый  ветер , 2005 2. Комарова, Т.С. Обучение дошкольников технике рисования / Т.С. Комарова. ­ М., 2007 ‖ ―