Сценарий урока
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
2 . Актуализация знаний
Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране «Орфография», и
постараемся открыть ещё один из её секретов. (слайд1)
А как вы думаете, какое время года сейчас в этой стране ? (ответы детей)
Возможно одно из четырёх. Предлагаю послушать как великий композитор
П.И.Чайковский с помощью музыки показал каждое время года.(слайд2)
Я буду по очереди включать композицию, а вы попытаетесь определить, что
это за время года. Та группа, которая первой определит будет защищать это
время года. (играет фонограмма)
Вот мы и определили 4 группы. 1 группа –Зима, 2группаЛето, 3группаВесна,
4 группаОсень. (слайд3)
Вспомним работу в группе. Приложение1
Та группа, которая будет самой активной, трудолюбивой, дружно работать и
определит время года в стране.
Жители этой страны, орфограммы, очень любят играть в прятки с ребятами.
Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия.
Вот, что от них осталось:(слайд 4)
безударные парные непроизносимые удвоенные
Вспомните полные названия орфограмм. (Дети называют знакомые орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные
согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова).
В какой части слова мы встречаем эти орфограммы? ( Все эти орфограммы
встречаются в корне слова)
Что такое корень слова? (Корень слова это общая часть родственных слов, в
которой заключено их основное значение)
Какие слова называются однокоренными?
(Слова с одним и тем же корнем и близкие по смыслу называются однокоренными
словами).
У вас на столах лежат листочек и карточки со словами. Я предлагаю
распределить слова по группам и выделить орфограмму. Приложение2
Слова: чувство, местность, кассир, троллейбус, сказка, колосок, ветерок, листопад.
Найдите и выделите корень во всех словах.
Вывесите результаты своей работы на доске. (К доске выходит представитель от
каждой группы)
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск
решения.
Итак, мы видим, что в словах листопад по разному выделены корни.
Какой возникает вопрос? Кто прав? Сколько корней в слове листопад?
Давайте разбираться.
Когда бывает листопад? (Ответы детей осенью) (слайд5)
Что значит листопад? (это когда падают листья)
Корень в слове листья? Докажите. Подберите однокоренные слова (ответы
детей лист, листок, листочек)
Корень в слове падают? Докажите. Подберите однокоренные слова (ответы
детей упал, опадать, падение)
Есть ли корни лист и пад в слове листопад?
Какой вывод можно сделать? (ответы детей)
В этом слове два корня.
4.Введение нового понятия Ребята, а как бы назвали слова с двумя корнями? (предположения детей
записываю на доске)
Проверим ваши предположения
Сложные слова. (слайд 6 )
Как вы думаете почему эти слова получили такое название?(ответы детей)
(Потому что слова образовались от сложения корней.)
5.Постановка учебной задачи
Сформулируйте тему нашего урока. (сложные слова)
Какие цели мы перед собой поставим по теме урока? ( дети называют цели,
учитель фиксирует на доске)
1. Выяснить как образуются сложные слова.
2.Научиться отличать сложные слова от других слов.
3.Научиться писать сложные слова.
4.Учиться выделять корень в однокоренных словах.
Определение сложных слов (Сверим наше определение с определением
данным в учебнике)
Так, какие же слова называются сложными, давайте дадим определение.
Откроем учебник на странице 106 и прочитаем правило о сложных словах.
Мы с вами правильно дали определение сложным словам. Молодцы!
Послушайте, как в разных источниках даётся определение что такое сложные
слова. Ребята получили задание и подготовили для вас информацию.
Приложение3
(Ребята читают)
–Что общего во всех статьях? А где заметили несовпадения?
В стране орфографии нам предлагают собрать сложные слова.
Возьмите конверты. Составьте слова, выделите корень, объясните
лексическое значение. Приступайте к работе. Приложение3
Осень
Ветер дуй Пчелы вод
Мухи мор
Желтая листва
Зима
Снег колит
Лед год
Голый лёд
Новый падать
Лето
Рыба водить
Волна ловить
Сад ножка
Босая резать
Весна
Лес парк
Лёд ходить
Первый цвет
Синь глаза
испытывали затруднения. Почему? (помощь групп)
Достаточно ли вам было только двух корней , чтобы появилось новое слово?
Как вы решили эту проблему? Как соединяли два корня в сложных словах? ( с
помощью гласных о и е )
Как можно назвать эту гласную? ( соединительной)
Проверим, какие получились слова. В составлении каких слов
Как думаете почему их так назвали? (соединяет два корня)
Проанализируйте слова, которые вы написали и попробуйте сделать вывод в
каких случаях мы пишем о. ( ответы детей: После твёрдых согласных пишем
о, после мягких согласных пишем е )
Давайте составим алгоритм для правильного написания сложных слов.
(предложения детей) Приложение 4
Сверим наш алгоритм с алгоритмом предложенным в учебнике.с.107
Предлагаю запоминалку
После мягких шипящих и Ц,
В сложных словах пишется «Е»
А после твёрдых пишется «О»
Не перепутает буквы никто. 6.Первичное закрепление учебного материала
Работа по учебнику. С.107 упр.126. Прочитайте задание. Выполняем по
цепочке с комментированием.
Прочитайте слова на слайде. Сформулируйте задание. ( Найти и выписать
сложные слова, применить алгоритм, выделить соединительную гласную)
(слайд7)
Травинка, цветовод, класс, пылесос, сказка, камнепад, дружба, водолаз,
знания, пешеход.
Какие слова не записали. Почему?
Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями. Оцените своего товарища.(сверяем с
доской) У кого не всё получилось, проанализируйте и учтите свои ошибки.
Мы выяснили, что есть в сложных словах орфограмма. Место, где можно
допустить ошибку. Давайте придумаем слово для таких мест.
Даю два слова ошибка опасно. Воспользуйтесь изученным правилом. Что
получилось? (ответы детей)
Мы изобрели новое слово «ошибкоопасное» место.
7.Физминутка
Хорошо поработали. Пора отдохнуть.
Упражнение «Четыре времени года» на фоне музыки П.И.Чайковского
Если я говорю:
Лето бег на месте.
Осень поднимаем руки вверх и качаемся, как деревья на ветру.
Зима руки в стороны присели медленно, как снежинки.
Весна – руки на бёдра, ноги вместе прыгаем, два прыжка вперёд, два прыжка
назад.
8. Развитие умений – применение знания.
Прочитайте задание на карточках. Приложение 5
1 группа Чтобы найти лишнее слово, нужно выделить корень во всех этих словах.
Объясните почему оно лишнее.
Скороговорка, чистоговорка, громкоговоритель, поговорка.
2 группа
Гололёд, ледокол, ледоруб, самолёт
3 группа
Проводник, водопровод, газопровод, путепровод
4 группа
Прочитай стихотворение. Найди сложное слово, которое существует в
русском языке. Выпиши его. Выдели соединительную гласную. Подбери и
запиши сложное слово с одним из корней выписанного слова.
Показал садовод
Вот такой огород:
Там на грядках,
Засеянных густо
Огурцы росли,
Редисвёкла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел.
Осыпается густо спаржовник.
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Не видал ни один огородник.
Проверка выполнения работы, каждая группа защищает свой продукт.
VII. Рефлексия учебной деятельности.
Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. (ответы детей)
Какова была тема нашего урока?
Над чем работали на уроке?
Давайте подведем итоги?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Над чем нужно поработать?
По группам придумайте вопросы. «Тонкие и толстые вопросы» Что Дайте объяснение, почему
Мог ли
В чём разница
Может Предположите, что будет если
9.Рефлексия
Метод «Пять пальцев»
Вспоминаем значения каждого пальца и перечисляем, загибая их по очереди,
следующие моменты:
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное
состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или
чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние?
Что я сделал для своего здоровья?
Как вы считаете, какая группа по вашему мнению была самой активной, не
допускала ошибок, работала дружно. (Ответы детей. И по ситуации выбираем,
какое время года в стране «Орфография»)
10.Домашнее задание: 1. –обязательное для всех: подобрать 10 сложных
слов, выделить корни, уметь объяснить лексическое значение.
2.по желанию: Творческое задание. Составить небольшой рассказ по
ключевым словам.
лист падать
третий класс
труд любить
новый год
гости принимать
снег убирать Приложение 6
Сложные слова с презентацией (3 класс)
Сложные слова с презентацией (3 класс)
Сложные слова с презентацией (3 класс)
Сложные слова с презентацией (3 класс)
Сложные слова с презентацией (3 класс)
Сложные слова с презентацией (3 класс)
Сложные слова с презентацией (3 класс)
Сложные слова с презентацией (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.