Смешанное обучение в современной школе: образовательные модели
Оценка 4.8
Семинары
doc
психологическая работа +1
Взрослым
23.02.2018
Школы обращаются к обучению смешанному, подразумевающему интеграцию электронного обучения в традиционную классно-урочную систему. Учеба в классе, лицом к лицу с учителем, каким-либо образом сочетается с электронным обучением, что дает возможность воспользоваться плюсы электронного обучения, но избежать его недостатков.
Смешанное обучение - это способ совместить современные информационные технологии и человеческие отношения в учебном процессе. Ведь потеря таких отношений, подмена учителя техникой и технологиями - одни из страхов учителей в современной школе. Смешанное обучение позволяет избавиться от этого страха.
Смешанное обучение.doc
Смешанное обучение в современной школе: образовательные модели
Ханько Светлана Антоновна
ГУО «Василишковская средняя школа»
Нам с вами выпало жить в очень интересную и насыщенную эпоху время
перемен. Многие из них связаны с информационными технологиями. Готовы мы к
этому или нет, но информационные технологии все больше определяют лицо
современного образования. Этапы качественного развития большинства отраслей, в
том числе образования, связаны с внедрением информационных технологий.
Ускоренное внедрение в образовательный процесс новаций, эффективность которых
подтверждается мировым опытом, способствует повышению качества образования.
Среди таких новаций отмечается, прежде всего, электронное обучение.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии всё шире
проникают в общеобразовательные школы, дополняя традиционные уроки и
качественно перестраивая их.
Под электронным обучением понимается организация образовательной
деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационно
телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной
информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются
реализуемые в основном с применением
образовательные технологии,
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников. То есть электронное
обучение может быть дистанционным или осуществляться непосредственно в учебной аудитории. Дистанционное обучение, в свою очередь,
может быть синхронным, когда преподаватель и ученик взаимодействуют в режиме
реального времени (например, урок с видеоконференцсвязью), или асинхронным,
когда материалы изучаются слушателем самостоятельно, а вопросы могут
обсуждаться, например, на форуме.
Однако мировой опыт свидетельствует, что дистанционное обучение, несмотря
на все более широкое распространение, даже во взрослой аудитории не всегда имеет
достаточно высокую эффективность: обучающимся может не хватить мотивации и
навыков самоорганизации, чтобы качественно освоить программу и дойти до конца
курса. Наверное, каждый из нас уже ощущал это на себе. Тем более если речь идет о
школьниках.
Поэтому, если вузы широко используют полностью дистанционное обучение,
обучению смешанному,
обращаются
школы
к
чаще
подразумевающему интеграцию электронного обучения в традиционную
классноурочную систему. Учеба в классе, лицом к лицу с учителем, какимлибо
что дает возможность
образом сочетается с электронным обучением,
воспользоваться плюсы электронного обучения, но избежать его недостатков.
Смешанное обучение это способ совместить современные информационные
технологии и человеческие отношения в учебном процессе. Ведь потеря таких
отношений, подмена учителя техникой и технологиями одни из страхов учителей в
современной школе. Смешанное обучение позволяет избавиться от этого страха.
Какие же преимущества имеет электронное обучение?
Отметим наиболее значимые:
оно позволяет каждому ученику использовать свой темп работы,
пересматривать материал многократно, возвращаться к нему;
к материалам с удаленным доступом можно обращаться в любое время и в
любой день недели;
вместо текстового учебника, который так трудно читается и воспринимается
современными детьми, электронное обучение применяет разнообразные ресурсы,
задействующие различные каналы восприятия: видео и аудиофайлы, анимацию,
графику;
многие современные электронные образовательные ресурсы интерактивны, а
значит, повышают заинтересованность ученика и эффективность работы с ними;
самостоятельно работая с ресурсами, ученик приобретает необходимые для
сегодняшней жизни метапредметные компетенции, такие как навыки работы с
информацией, умение планировать свою деятельность и отвечать за результаты
обучения и т.д. готовится к жизнедеятельности в информационном обществе;
электронное обучение позволяет выстраивать разноуровневую систему и
индивидуализировать подходы, отталкиваясь от потребностей обучающегося.
Именно используя электронные ресурсы, легче всего адаптировать обучение для
детей с ограниченными возможностями здоровья и учеников с неродным языком
обучения, для обучающихся, проявивших интерес к конкретным темам данного
предмета, и учеников, которым данный предмет дается с трудом.
Электронное обучение в дистанционной форме незаменимо, когда речь идет о
повышении доступности качественного образования. Например, ученикам из
малокомплектных сельских школ становятся доступны профильные курсы,
организованные ресурсными школами в режиме сетевого взаимодействия, дети с
ограниченными возможностями здоровья могут заниматься непосредственно с
преподавателем с помощью телекоммуникаций или “присутствовать” на уроке в
классе, любой желающий школьник может получить дополнительное образование в
выбранной им области. Но у электронного обучения есть и недостатки. Особенно заметны они будут
при использовании дистанционных технологий в работе с учениками с низким
уровнем мотивации.
В то же время использование традиционной классноурочной системы помогает
уйти от недостатков дистанционного обучения и дает учителю возможность вовремя
оказать помощь ученику, осуществлять объективный контроль знаний, создавать
учебные ситуации, повышающие уровень мотивации обучающихся, организовывать
очное общение в группе, создавать творческую атмосферу.
Частично снимаются и технические проблемы. Ведь в “чисто” дистанционном
обучении помимо проблемы разработки образовательного контента, с которым
работает ученик, необходимо создать условия для индивидуальной поддержки
учителем каждого обучающегося, то есть обеспечить синхронное или асинхронное
взаимодействие. Необходимо организовать групповую совместную работу
обучающихся (дискуссии, совместные проекты и т.д.). В случае смешанного обучения
эти аспекты станут частью очного взаимодействия.
Как объединить электронное обучение с традиционными уроками?
Существуют разные возможности такой интеграции.
Они могут быть реализованы отдельным учителем в рамках его предмета.
Это:
«перевернутый класс»
«смена рабочих зон»
«автономная группа»
«индивидуальная траектория». «Смена рабочих зон» модель чередования деятельности для групп учащихся в
рамках одного урока. Например, часть класса делает опыты, другая – работает с
электронными ресурсами на компьютерах, потом группы меняются.
В модели «автономная группа» выделяется группа школьников с особыми
образовательными потребностями. Они могут работать по своей программе как в
классе, так и дома. В последнем случае для них организуются дополнительные
консультации, в классе или дистанционно.
Модель «индивидуальная траектория» подразумевает работу с отдельными
учащимися, например, при подготовке к предметной олимпиаде.
Модель «перевернутый класс» предполагает предварительное
обучающихся с теоретическими основами темы до урока. Таким образом, освоение
нового материала происходит в самостоятельной домашней работе ученика на основе
знакомство
электронных ресурсов, а отработка и закрепление – на уроке в классе.
Существуют и другие подходы. Но главное то, что включение онлайн ресурсов в
традиционные уроки имеет значительный потенциал повышения их эффективности.
Таким образом, смешанное обучение становится более привлекательным
для школы.
Смешанное обучение в современной школе: образовательные модели
Смешанное обучение в современной школе: образовательные модели
Смешанное обучение в современной школе: образовательные модели
Смешанное обучение в современной школе: образовательные модели
Смешанное обучение в современной школе: образовательные модели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.