Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 6.
Тема раздела: Любимые книги
Тема: Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»)
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
Творческие пересказы от имени разных героев.
Проверка выполнения заданий в тетради.
II. Развитие
умений.
2 4 2 2 3 4
Работа с произведением Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада».
1. Работа с текстом до чтения.
1) Самостоятельное чтение авторского текста, с. 25 учебника.
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
12) Переход к теме урока – выполнение задания в тетради.
(Т) Задание I.1. Это строки из стихотворений Ю. Мориц, прочитанных в
младших классах (1я строчка – «Что над чем?», 2–4я – «Ворона»).
Чтение фамилии автора (Что читали? В чём особенности произведений Юнны
Мориц?)
3) Анализ заголовка.
– Что такое баллада? (Рассказ в стихах героического или исторического
содержания.)
– Читали ли вы баллады?
– Придумайте название какойнибудь баллады. (Баллада о подвиге доблестного
рыцаря, о великом сражении, о мужестве и т.д.)
– Сравните с названием баллады Ю. Мориц. Что необычного в названии?
– Рассмотрите иллюстрацию (с. 26).
– Каким, повашему, будет содержание этой баллады? Какие стихи любит
читать Оля?
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение баллады учащимися про себя.
– Оправдались ли наши предположения, что читать будем: смешной и весёлый
текст?
– Какое слово точнее подходит к балладе: смешная или весёлая?
– Над чем смеётся автор?
2) Повторное чтение 1й строфы вслух с комментариями.
– Как начинается баллада?
– Докажите, что стихи звучат одновременно торжественно и иронично (т.е.
насмешливо).
съесть пожелал – шоколадку украдкой
© ООО «Баласс», 2014
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
2сделал открытие – «я не дурак!»
Такой приём создания смешного называется несоответствие. Мы встретились с
ним уже в заголовке произведения.
Чтение 2–3й строф.
– Найдите несоответствие в этой части баллады. («Всех обгонял», «мчался
вперёд», «держал марафон Олимпийский», «не мог Николай укусить
шоколадку, он мчался и ел её только вприглядку».)
– Почему столько восклицательных предложений в этой части?
4я строфа.
– Как вы понимаете слова «пылал Николай»?
– Обратите внимание на сравнения в балладе, прокомментируйте их
(выполнение задания II.2 в тетради).
– Найдите, где в тексте заканчивается реальность и начинается фантастическая
картина. (Рубеж – «и вышла осечка».)
5–6я строфы.
– Прочитайте фантастическую картину. Зачем она введена в текст?
– Почему нам его не жаль?
7я строфа.
– Какое выражение лица у НиколаяШоколая, стоящего на витрине (покажите)?
– Сравните свою точку зрения с решением художника.
Выполнение заданий в тетради (II.3, 4, 5).
3. Работа с текстом после чтения.
1) Обобщающая беседа.
– Над чем смеётся Ю. Мориц в своей балладе?
– Какой урок вы для себя вынесли?
– Есть ли опасность для каждого из нас превратиться в Шоколая?
2) Подготовка к выразительному чтению баллады.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
© ООО «Баласс», 2014
3– В стихах Ю. Мориц всегда много разных героев, голосов (её стихи
полифоничны). Чьи голоса вы услышали в балладе? (Автор, Николай, друзья,
шофёр, рассказчик.)
– Как каждый из них участвует в этой истории? (Автор – смеётся и поучает,
Николай – доволен собой, жадничает, ревёт, друзья – видят со стороны старания
Николая.)
– Перечитайте балладу и определите, чей голос звучит в каждой строфе. (1 –
рассказчик, 2 – Николай, 3–4 – друзья и автор, 5 – рассказчик, 6 – Николай,
шофёр, рассказчик, 7 – автор.)
– Обратите внимание, в каком темпе надо читать 2–7ю строфы
(Николай мчится, несётся, летит – чтобы только не делиться с друзьями! Это
надо передать с помощью быстрого темпа.)
– Где вы замедлите темп чтения? («Ревёт Николай...»)
Ролевое чтение баллады.
3) Выполнение задания в тетради (III.6).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
Ι
V. Домашнее
задание.
– Что вам показалось на уроке самым интересным?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
1) Выучить наизусть (по выбору):
– самый смешной отрывок;
– самый фантастический отрывок;
© ООО «Баласс», 2014
4– самый поучительный отрывок.
2) Подготовить рассказ о любимом литературном герое. (См. урок 7.)
© ООО «Баласс», 2014
5