Смысл названия рассказа Р.Бредбери «Каникулы».
Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «научно-фантастическая литература».
2. Формировать вкус к хорошей научно-фантастической литературе.
3. Выяснить смысл названия рассказа «Каникулы».
4. Раскрыть основную идею рассказа.
5. Воспитывать любовь к близким, бережное отношение к родителям, ко всему, что окружает.
План.
1. Орг. момент.
2. Слово учителя.
3.Чтение статьи «Рей Брэдбери» .
4. Анализ рассказа.
5. Самостоятельная работа.
6. Вывод по уроку.
7. Домашнее задание.
8. Итоги по уроку.
Литература.
1.Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Авт.-сост. В.П.Полухина. – М.: Просвещение, 2003.
2. Полухина В.П. Метод. рекомендации к учеб. хрестоматии «Литература. 6 кл.» - М.: Просвещение, 1994.
3. Рассказы писателя.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Слово учителя.
Знакомство с понятием научно-фантастической литературы.
- Эта литература вышла из сказки. В сказке содержится все многообразие тем и приемов изображения, характерных для литературы на всем протяжении ее развития.
Научно-фантастическая литература широко использует главный прием изображения в сказке - прием фантастики. В научную фантастику перешли из сказки условность места и времени действия. И, конечно же, научно-фантастическая литература взяла от сказки образ волшебной силы, олицетворяющей всемогущество.
3. Чтение статьи «Рей Брэдбери» (учебник, с. 242).
- Как вы понимаете выражение «Фантастика о будущем помогает жить в настоящем»?
- Как вы понимаете высказывание Р. Брэдбери, вынесенное в эпиграф к теме?
«Зачем нужно покорять космос? Для чего?.. Космос - это попытка человека стать причастным Вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого... Да, конец наступит. Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды».
4. Анализ рассказа.
Задание. Выделите ключевые слова-образы в описании пейзажа. (Тишина, безмолвие.)
- Почему мы чувствуем тревогу в описании чудесного летнего дня на берегу моря?
(«Край был недвижим, и все двигалось»; «Море было неспокойно, и море молчало»; «...сплошной парадокс: безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком». Из мира ушло человеческое существование!)
- По каким деталям текста видно, что семья осталась в одиночестве на всем материке?
- Доставляет ли им настоящую радость возможность отдыхать у моря? Отметьте детали.
(«...вздохнув», «попыталась улыбнуться», «глаза матери, серьезные, пытливые», когда-то на этом пляже «людей было столько, сколько песка».)
- Когда и при каких обстоятельствах исчезли люди? (Пересказать.)
- Стало ли хорошо семье, когда по их желанию все другие люди исчезли с лица земли? Как они были наказаны? Проследите изменение настроения отца.
- Почему мать боялась, что желание ее сына не совпадет с ее желанием?
- Как вы думаете, что написал мальчик в записке?
- В чем особенность порядка изложения событий в
рассказе?
(Повествование начинается с середины.)
Попытайтесь изложить события в логической и временной последовательности.
- В
чем, по-вашему, смысл названия этого рассказа?
(Родители не подумали о том, что старость сына будет
еще более страшной, чем их собственная. По собственному эгоизму герои лишили себя и сына настоящей жизни, превратив ее в бесконечные и скучные каникулы. Настоящие каникулы потому и радостные, что ограничены временем.)
5. Самостоятельная работа.
Попытайтесь сочинить продолжение этого фантастического рассказа.
6. Вывод по уроку.
- С какими произведениями, прочитанными вами ранее, вы могли бы поставить рядом этот рассказ? Что у них общего?
(Распутин в «Уроках французского», Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой» и др. призывают: «Спешите делать добро!».)
- Почему прочитанные рассказы Рея Брэдбери называются фантастическими?
- В чем, по-вашему, смысл эпиграфа «Я выбираю звезды?» Как он связан с содержанием прочитанных рассказов?
7. Домашнее задание.
«Зелёное утро».
8. Итоги по уроку.
Выставление оценок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.