Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
Составитель Макушина Ю.Н.
педагог-психолог
Основные направления коррекционной работы с детьми.
1.Совершенствование достижений сенсомоторного развития |
§ Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук; § Развитие навыков каллиграфии; § Развитие артикуляционной моторики; |
2. Коррекция некоторых сторон психической деятельности
|
§ Развитие восприятия и узнавания; § Развитие зрительной памяти и внимания; § Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); § Развитие пространственных представлений и ориентации; § Развитие представлений о времени; § Развитие слухового внимания и памяти; § Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. |
3. Развитие основных мыслительных операций
|
§ Развитие навыков соотносительного анализа; § Развитие навыков группировки и классификации; § Умение работать по словесной инструкции, алгоритму; § Умение планировать деятельность; § Развитие комбинаторных способностей; |
4. Развитие различных видов мышления
|
§ Развитие наглядно-образного мышления; § Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические § связи между предметами, явлениями и событиями. |
5. Коррекция нарушений в эмоционально-личностной сфере |
§ Релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, игры по ролям. |
6. Развитие речи, овладение техникой речи |
|
7. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря |
|
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях |
|
Схема системы коррекционной работы
Субъекты системы |
Ведущие функции
|
Адаптивное пространство |
Ребенок |
Родители |
Формирование общественно значимой личности, создание условий ее развития |
||
Ребенок |
Получение образования как условия социализации, адаптации к условиям современного общества, интеграции в общество. |
||
Педагог |
Решение коррекционно – образовательных задач на основе согласно ФОП ДОО. Создание условий воспитания, коррекции и развития коммуникативных свойств личности. |
||
Психолог |
Диагностика и выявление индивидуальных свойств личности, программирование возможностей ее коррекции. Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. |
||
Социальный педагог |
Коррекция социальной адаптации ребенка и взаимодействие с семьей |
||
Педагог доп. образования |
Коррекция через успешность, определенную высоким уровнем мотивации ребенка в условиях деятельности по интересам. |
||
Дефектолог, логопед |
Коррекция дислексии, дисграфии. |
||
Инструктор по физическому воспитанию |
Коррекция физического развития, пространственной ориентации |
||
Медицинский работник |
Выявление заболевания как возможной причины отклонений в адаптации. Медицинская помощь. |
||
Врач психиатр (в поликлинике) |
Диагностика, профилактика, амбулаторное и стационарное лечение основного диагноза. |
||
Детский коллектив |
Обеспечение социализации. Коррекция оценки и самооценки личности. |
||
Администрация ДОУ |
Координация усилий субъектов образовательного процесса по созданию условий адаптации ребенка.
|
Коррекция общей моторики.
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, задания и методы по коррекции общей моторики |
Оборудование |
Правильное телосложение.
Правильная осанка.
Правильное положение стопы.
Правильная координация движений.
Умение держать равновесие.
|
Нарушение мышечного тонуса.
Наличие контрактур (фибриозная неподвижность суставов).
Мышечный дисбаланс.
Общая ослабленность организма.
Сниженный иммунитет.
Гипокинезия.
Гиподинамия.
Неправильное телосложении.
Нарушение осанки.
Нарушение координации движения.
Неправильное положение стопы.
Сутулость. Сколиоз. |
1. Лечебная физкультура (ЛФК). 2. Утренняя гимнастика. 3. Уроки физкультуры: а) упражнения для шейного отдела: (плавные повороты головы влево и вправо,10-12 сек. по 2-3 подхода); (наклон головы влево и вправо5-20 сек., по 3-4 подхода); (наклон опущенной головы на грудь влево и вправо 10-12 сек. по 2-3 подхода); (движение с высоко поднятой головой, положенной на спину, влево и вправо 10-12 сек. по 2-3 подхода); ( движение головой вперед-назад 10-12 сек.); (вытягивание шеи вперед 5-10 сек. в быстром темпе, по 2-3 подхода); (втягивание шеи в плечи, выпрямление вверх, 8-10раз, по1-2 подхода); б) упражнения для снятия нервно-психического напряжения («Морозко» растирание ладоней вначале внутренней, затем внешней части 30 сек.); («Глазок» движение поочередно каждым пальцем по кругу 25-30 сек.); («Кошечка» поочерёдное сгибание фалангов пальцев, затем всех вместе со сжатием кистей в кулак 30-45 сек.); («Ушки» движение поочередно каждым пальцем вверх-вниз 20-25 сек.); ( вращение кистями рук в лучезапястном суставе отдельно каждой и взятыми в замок 25-30 сек.). 4. Спортивные игры: (догонялки, классики, скакалки, резинки и др.). 5. Ритмика как учебный предмет. 6. Кинезотерапия: (физические упражнения с применением специальных укладок). 7. Мануальная терапия, массаж. 8. Гидротерапия - система физических упражнений в воде. 9. Ипотерапия - реабилитация посредствам верховой езды. 10. Дельфинотерапия. 11. Подвижные игры, особенно в младшем возрасте. 12. Летние виды спорта (плавание-водные упражнения, легкая атлетика, баскетбол, кегли, велоспорт, футбол, гимнастика, роликовые коньки, волейбол и т.д.). 13. Зимние виды спорта (равнинные и горные лыжи, конькобежный спорт, фигурное катание, хоккей на полу, хоккей с мячом). 14. Демонстрационные виды спорта ( бадминтон, гольф, тяжелая атлетика, настольный теннис, гандбол и т.д.). 15. Применение специального оборудования (тренажеры, лечебные мячи, гамак, карусель, качели, трамплин, батут и т.д.). 16. Занятия в спортивны кружках. |
Разнообразные тренажеры.
Мягкие спортивные модули.
Лечебные мячи.
Гамак.
Карусель.
Качели.
Вращающийся стул.
Горка.
Трамплин.
Батут.
Скейтборд, и др.
Гимнастические снаряды.
Различное физкультурное оборудование.
|
Коррекция мелкой моторики рук
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, задания и методы по коррекции мелкой моторики |
Оборудование |
Тонкие, дифференцированные движения пальцев рук.
Готовность к школьному обучению (логическое рассуждение, устойчивое внимание, хорошая память, связная речь).
Развитие обеих рук, пальцев и мышц. |
Отсутствие дифференцированности движения пальцев рук.
Неумение отдельно сгибать и выправлять отдельные пальцы или определенную группу пальцев.
Несогласованность в движении пальцев при построении из них различных фигур.
Неуклюжесть в движении пальцев рук. Неодинаковое развитие функций обеих рук. |
А) «Знание» - указательный палец соединяется с подушечкой большого пальца, оставшиеся 3 пальца не напряжены, вытянуты; Б) «Небо» - средний палец сгибается так, чтобы подушечкой он прикасался к основанию большого пальца, большим прижимаем согнутый средний; В) «Жизнь» - подушечки среднего, мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно вытянуты.
|
Листы бумаги. Ножницы. Пластилин. Кисточки, краски, карандаши, раскраски. Мозаика, конструкторы Лего. Пуговицы, палочки, бусинки, бисер, горох.и т.д. Нитки, тесьма, ткань, иголки, шнурочки и т.д. Различные виды шнуровок и застежек. Мелкие игрушки Различные тренажеры для рук.
|
Коррекция зрительного восприятия
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, задания и методы по коррекции зрительного восприятия |
Оборудование |
Умение различать семь основных цветов и их оттенки.
Уметь различать геометрические формы (круг, овал, квадрат прямоугольник,
Знать, уметь различать величину предметов. |
Нарушение цветоощущения. Неумение распознавать цвета, оттенки цветов. Ребенок не называет цвета. Не воспринимает форму предмета.
Не воспринимает символов.
Не понимает пространственного отношения (ближе-дальше, справа-слева, вверху-внизу).
Не распознает высокий -маленький.
Не сравнивает по внешним признакам предметы. Не обобщает предметы.
Не может группировать по внешним признакам (сходство, различия).
Нарушено целостное восприятие предметов.
|
1. Разложи ……….(от самого темного до самого светлого).
2. Подбери по форме……….., цвету, величине и т.д.
3. Найди такой же по цвету……, размеру и т.д.
4. Узнай предмет по его части, контуру и т.д.
5. Нарисуй желтый круг, зеленый квадрат и т.д.
6. Погружение в цвет (нарисуй радость, грусть …. и т.д.)
7. Цветовая унификация - предметная направленность цвета (цвет листьев, деревьев летом зеленый, небо голубое, подсолнухи желтые и т.д.
8. Варьирование цвета у одного и того же предмета (лист дерева весной, летом, осенью)
9. Выделение оттенков (сравнение листьев разных пород деревьев) и т.д.
10. Классификация предметов (разложить пуговицы 3-х цветов, форм, размеров в соответствующие коробки определенных цветов).
11. Цветотерапия или хромотерапия (найди любимые цвета, выбери одежду по настроению, цветооздоровление). |
Цветная бумага. Цветные дощечки. Набор плоскостных геометрических фигур. Набор объемных геометрических фигур. Мозаика. Цветные конструкторы. Разрезные картинки. Пазлы. Различные презентации с использованием цвета.
|
Коррекция эмоционально – волевой сферы
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, задания и методы по коррекции эмоционально-волевой сферы |
Оборудование |
1. Понимание эмоционального смысла происходящего. 2.Принятая в обществе норма эмоционального поведения 3.Проявление понимания к себе и окружению 4.Умение различать и воспроизводить экспрессию эмоций. 5.Проявление эмпатии (сопереживания). 6.Понимание причин эмоциональных состояний, последствий. 7.Описание эмоционального состояния.
|
- бедность, неадекватность эмоциональных реакций; - слабость регуляции чувств интеллектом; - тревожность, страх, агрессия, повышенная эмоц. истощаемость; - трудность общения; - депрессия; - снижение настроения; - раздражительность; - повышенная эмоциональная возбудимость, частая смена настроения, безволие; - неудовлетворение духовных потребностей (в любви, ласке, внимании, уважении т.д.) - неудовлетворение органических потребностей (в пище, в безопасности и т.д.); - неустойчивость эмоций. |
1. Тестирование рисуночных ассоциаций С.Розенцвейга. 2. Манипулятивные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры. 3. Анализ и разыгрывание ситуации, драматизация. Психодрама (прослушивание сказок и историй, совместное рисование). 4. Использование мягкой игрушки на занятиях. 5. Рассматривание фотографий (описание словами выражение глаз, лица, улыбки) 6. Воспроизведение эмоционального состояния голосом, жестами, мимикой и т.д. 7. «Нарисуй человечку лицо» для определенного состояния. 8. Арттерапия (использование различных видов искусств - музыка, литература, живопись, театр, кино и др.) 9. Куклотерапия. 10. Музыкальная терапия (танцы, музыкально-ритмические упражнения, исполнение , слушание музыки, ритмика) 11. Кинезиологические упражнения. 12.Ландшафтотерапия (влияние на эмоции природы, животных, птиц и т.д.) 13. Холдинг-терапия (метод Марты Вели) Мать обнимает ребенка крепко его удерживает лицом к лицу (лечение аутизма). Схема: конфронтация - сопротивление – расслабление. |
Тесты С.Розенцвейга Различные дидактические игры. Оборудование для подвижных, сюжетно-ролевых игр. Художественная литература. Детские пьесы. Мягкие игрушки. Альбомы с фотографиями. Репродукции картин. Акварельные краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры цветной мел и т.д. Записи музыкальных произведений, звуков природы. Магнитофон, проигрыватель, видео- магнитофон, телевизор, проекторы и т.д. Оборудование для игрового массажа |
Р
Коррекция личности
|
|
|
|
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, задания и методы по коррекции личности |
Оборудование |
-человек-член семьи; -человек-друг; -человек- член социальной группы; -понимание своего «Я»; -человек гражданин; Понимание понятий: коллективизм, гуманизм, заботливость чуткость, дружелюбие, общительность, отзывчивость. трудолюбие; честность; самостоятельность, любознательность; эмоциональность. - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
|
- отсутствие коммуникативных навыков, - неумение самостоятельно мыслить и приобретать знания, - деформированность внутрисемейных отношений; - искаженные представления многих сторон семейной жизни
|
1. Занятия по изобразительной деятельности, музыке, физкультуре. 2. Коррекционные занятия с логопедом и психологом. 3. Культурно-досуговая деятельность. 4. Использование средств наглядности (тематические выставки, стенды, информационные листы, стенгазеты, плакаты и т.д.) 5. Занятия в кружках дополнительного образования 6. Экскурсии в природу. 7. Походы в театр, кино, музеи, выставки и т.д. 8. Участие в творческой деятельности. 9. Ролевые и дидактические игры. 10. Привлечение в коррекционную работу родителей.
|
1. Различные тесты, диагностики. 2. Сюжетно-ролевые игры. 3. 4. Спортивный инвентарь. 5. 6. Библиотека, фонотека, магнитофон 7. 8. 9. 10. Эстетически оформленные классы. |
Коррекция слухового восприятия
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, задания и методы по коррекции слухового восприятия |
Оборудование |
Восприятие высокочастотного ряда (шкала музыкальных звуков). Фонемы родного языка
|
1. Глухота 2.Позднооглохшие дети. 3.Слабослышащие (тугоухие): легкая, умеренная, значительная, тяжелая степень. 4.Неумение слушать. 5.Недоразвитие речи. 6.Недоразвитие словесно-логического мышления 7.Несоциализированность личности. 8.Неумение вслушиваться. 9.Неузнавание знакомых звуков и голосов. 10.Неумение различать шумы, звуки, голоса по громкости, высоте, звонкости, протяжности 11.Нарушение или отсутствие фонематического слуха.
|
Упражнения и задания:
женский, детский.
шепот – тихо).
|
Магнитофон. Проигрыватель. Записи звуков природы. Записи звуков, издаваемых предметами. Записи классической музыки. Записи отдельных музыкальных инструментов. Различные детские игрушки. Детские музыкальные инструменты. Записи голосов людей, выражающие различные эмоции. |
Коррекция логического мышления
Эталоны
|
Нарушения |
Упражнения, задания, методы по коррекции логического мышления |
Оборудование
|
1. Сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация, группирование, абстрагирование). 2.Гибкость мыслительных операций (применяет знания в других ситуациях решение задач разными способами, отсутствие штампов). 3. Динамичность (хороший темп, подвижность мыслительных операций) 4. Умение планировать. 5.Критичность, самоконтролль. 6. Целеполагание. 7. Активность, преодоление трудностей, самосовершенствование, творчество. 8. Развитый познавательный интерес
|
1. Непонимание правил. 2.Несформированность или отсутствие словесно - образного мышления. 3. Преобладание наглядно-действенного мышления (метод проб и ошибок). 4. Трудность понимания смысла явления. 5. Отсутствие обратимости мысли (ход мысли в обратном направлении). 6.Несформированность четких и точных образов. 7.Не включается речь или совсем ее нет. 8. Неумение оперировать образами, сложными представлениями о предметах. 9. Неумение оперировать свойствами предметов, их отношениями 10.Неумение классифицировать, анализировать, обобщать, сравнивать, конкретизировать. 11. Низкий познавательный интерес.
|
1. Упражнения по классификации: посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и т. д. (четвертый лишний) 2. Классификация по обобщающим словам. 3. Работа по картинкам с явным сюжетом, потом со скрытым сюжетом, затем незавершенным действием. 4. Упражнения на сравнение, на выстраивание умозаключений и т.д. 5. Упражнения с небылицами. 6. Работа с ошибками в сюжете. 7. Работа с переносным смыслом (пословицы) 8. Упражнения по овладению числом, количеством, цифрами, сравнение множеств, решение примеров и задач. 9.Упражнения на сравнение.
|
1. Наборы различных предметов, одинаковых по назначению, разных по цвету, форме, конструкции и т.д. 2.Картинки предметов. 3.Дидактические материалы по математике и другим образовательным предметам. 4. Оборудование по математике. 5.Различные плакаты. 6Дидактические игры.
|
Коррекция внимания
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, задания, методы по коррекции внимания |
Оборудование |
1.Длительное время сосредоточения внимания на определенном предмете. (хорошая устойчивость) 2. Концентрированное внимание на нужном объекте и отвлеченность от ненужного (хорошая сосредоточенность). 3. Легкий, быстрый переход внимания с одного на другое (хорошая переключаемость) 4.Хорошее включение и отключение внимания. 5.Способность держать в повышенном внимании одновременно 5-7 единиц информации (хороший объем внимания)
|
1. Неустойчивость внимания (быстрое утомление, возбудимость, отсутствие интереса, заторможенность т.д.) 2. Рассеянность(не может сосредоточиться, отвлекается) 3. Замедленный переход внимания с одного на другое т.е. плохая переключаемость. 4. Непроизвольное переключение с одного на другое 5. Ослабленное произвольное переключение. 6. Неспособность рассредоточить внимание на значительное пространство, т.е. выполнять параллельно несколько видов деятельности (утомление, возбуждение и т.д.) 7.Неспособность сохранять в сфере повышенного внимания несколько объектов ( норма 5-7 единиц информации) 8. Грубо выраженные, частые колебания внимания.
|
1. Упражнения на зрительное внимание: А) игра «Найди свою игрушку»; Б) игра «Найди свое место»; В) игра «Не зевай»; Г) «Какого цвета исчезла фигура»; Д) «Чего не хватает на столе»; Е) «Сколько игрушек было на столе»; Ж) «В длинном ряде букв на доске выделить знакомые слова, буквы не переставлять». 2. Упражнения на подражание (учитель делает, дети повторяют) А) «Птички», «Прокати мяч», «Зеркало»(делай как я) Б) «Обезьянки». 3. Упражнения действий по образцу (учитель показал, дети должны повторить). 4. Упражнения на слуховое внимание: «Слепая муха»(указывается исходная точка, под диктовку учителя дети ведут линию- столько- то клеток вниз, вправо, вверх, влево и т.д…… Должна получиться какая – то фигура). 5. «Для каждой фигурки найди свой домик».
|
1. Наборы игрушек (разных форм, размеров, цвета и т.д.). 2. Наборы картинок с рисунками предметов. 3.Дидактические картинки. 4.Наборы печатных букв на отдельных карточках 5. Различные дидактические игры.
|
Коррекция памяти.
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, приема, методы коррекции памяти |
Оборудование |
1. Хорошая долговременная память. 2. Хорошая кратко- временная память. 3. Хорошая оперативная память. 4. Хорошая зрительная память. 5. Хорошая слуховая память. 6 Хорошая двигательная память. 7. Хорошая эмоциональная память. 8. Хорошая обонятельная и осязательная память. 9. Хорошая произвольная и непроизвольная память. |
1. Замедленность запом-ия. 2. Непрочность запом-ния. 3. Неточность воспроизведения. 4. Замена деталей при воспроизведении. 5. Быстрое угасание приобретенных условных связей 6. Забывчивость -временное торможение корковой деятельности. 7. Несовершенство памяти, связанное с плохой переработкой информации. 8. Плохая классификация информации. 9. Плохой отбор получаемой информации. 10. Преобладание механического запоминания. 11. Недостаточность опосредствованного запоминания. 12. Слабость мышления. 13. Слабость преднамеренного запоминания. 14. Лучше запоминается конкретный материал. |
1. Удлинение времени сна. 2. Многократное повторение, но очень дифференцированно. 3. Индивидуальный график труда и отдыха. 4. Выбор основных элементов информации. 5. Установление связей между основными элементами. 6. Осмысливание усвоенного материала. 7. Повышение активности ребенка. 8. Ставить задачу перед запоминанием. 9. Составление плана запоминания, инструкций. 10. Яркое, эмоциональное преподнесение материала. 11. Использование как можно большего количества рецепторов ребенка при объяснении материала. 12. Развитие мотивации запоминания материала. 13. Использование наглядности. 14 Пробуждение интереса ребенка к информации. 15. Упражнения на коррекцию памяти: « узнай и запомни», «запомни и найди (цвет, величина и т.д.)», «запомни, назови, что убрали», «какого цвета …. среди других», «ищи и находи», «у кого такое же как у Вани?», «найди, где спрятано», «запомни, сколько фигур», «скажи, что появилось лишнее», «повтори слова в любом порядке», «повтори слова в том же порядке». 16. Пересказ текста. 17. Заучивание наизусть. 18. Упражнения (игры): «разложи предметы в том же порядке», «найди свое место», «найди свою пару (цвет, форма, материал и т.д.)», «узнай и назови», «какого цвета нет», «что бывает такого цвета?», «что изменилось?», «поло- жи верно», «повтори свой путь», «найди свою игрушку наощупь», «узнай игрушку по фактуре материала», «угадай по голосу, кто пришел?», «запом- ни звук и узнай его среди других», «кто тебя позвал?», «кто в домике живет?». 19. Ребенку даются слова, нужно подобрать к ним картинки или наоборот. 20. Упражнение «Выучи слова» (предлагается 10 слов)
|
1. Наборы обьемных и плоскостных геометрических тел разных форм, цветов, размеров и т.д. 2. Наборы картинок. 3. Звуковые записи голосов птиц, животных музыкальных инструментов. 4. Различные детские игрушки. 5. Конструкторы 6. Наборы печатных букв на картоне. 7. Репродукции картин. 8. Пазлы
|
Коррекция обоняния и вкуса
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, приемы и методы коррекции обоняния и вкуса. |
Оборудование |
1. Запах «плохой», «неприятный». 2. Запах «хороший», «приятный». 3. Сладкий вкус. 4. Кислый вкус. 5. Соленый вкус. 6. Горький вкус. 7 Безвкусный (пресный). |
1. Не различает запаха. 2. Не узнает предмет по запаху. 3. Не узнает предмет по вкусу 4. Не устанавливает степени приятности. 5. Не узнает степень свежести по запаху. 6. Не узнает испорченность по запаху. 7 Не узнает степень зрелости плодов по вкусу. 8. Не узнает качество поверхности съедаемого. 9. Не узнает температуру по вкусу. 10 Не может дифференцировать предметы на съедобные и несъедобные. 11 Не может ориентироваться в пространстве по запаху. 12.Не может использовать запах как сигнал о происходящем. |
1. Ароматерапия (лечение ароматами). 2. Витаминизация (С, В, фолиевая кислота, А, Е, Д и др.) 3. Использование контрастной пищи (сладкое – горькое и т.д.) 4. Нейтрализация предыдущего вкуса глотком воды. 5. Есть, откусывая пищу крохотными кусочками, тщательно пережевывая.
|
1. Продуктовые наборы. 2. Парфюмерные наборы. 3.Масла, эссенции. 4. Наборы душистых трав. 5. «Вкусовые баночки». 6. Освежители воздуха. 7. Нюхательная соль. 8. Ароматические свечи. 9. Ароматические блокноты. 10. Ароматические карандаши. 11. Ароматические палочки.
|
Коррекция осязания
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, приемы и методы коррекции осязания |
Оборудование |
1.Узнавание: -формы предмета; -величины; -фактуры материала -качества поверхности; -температуры; -веса; -структуры (плотный -пористый, мягкий -твердый, пушистый -колючий и т.д.) 2. Использование в речи получаемых ощущений. |
1. Не узнает формы на ощупь. 2. Не узнает величину предмета. 3. Не узнает структуру материала. 4. Не может определить качество обработки поверхности. 5. Не может определить температуру. 6. Не может определить вес предмета. 7. Не может определить фактуру материала. |
1. «Найди такую же поверхность как ….» 2. «Подбери пару» 3. Что напоминает эта поверхность на ощупь? 4. Счет мелких предметов пальчиками (бусинки в линию, в разброс и т.д.) 5. Чтение на ощупь рельефного шрифта (из спичек). 6. Узнавание объемных аппликаций из толстого картона. 7. Узнавание предмета по контурному изображению. 8. Узнавание узоров из тесьмы, веревки, жгута и т.д. 9. Тактильно запоминают узор, зрительно находят ему пару. 10. Соотнесение плоскостного с объемным. 11. Переход от мягкого к твердому. 12. Лепка из пластилина. 13 Ощупывание контура букв из картона. 14. Ощупывание плоскостных фигур различных предметов. 15. Упражнения по тактильной стимуляции (массаж, поглаживание, растирание, постукивание и т.д.) 16. «Найди в мешочке на ощупь нужный предмет (игрушку, фигуру, объемные или плоские геометрические тела и т.д.) 17. Работа над аппликацией из разноцветной крупы, косточек фруктов и т.д.
|
1. Клавишная доска «Монтессори». 2. Образцы различных видов бумаги. 3.Образцы ткани. 4. Образцы древесины. 5. Образцы металлов. 6. Образцы пластмасс. 7. Рельефные изображения Предметов. 8.Тактильные мешочки. 9. Весовые наборы. 10. Аппликации из толстого картона. 11. Различные виды нажданой бумаги (шкурки). |
Коррекция речи
Эталоны |
Нарушения |
Упражнения, приемы, задания на коррекцию речи. |
Оборудование |
1. Четкая, правильная речь. 2. Лексически и грамматически правильная речь.
|
1. Нарушение звукопроизношения. 2. Нарушение фонематического восприятия анализа, синтеза. 3. Нарушение лексики. 4. Нарушение грамматического строя речи. 5.Нарушение письма. 6. Нарушение чтения. |
1. Специальные комплексы артикуляционной гимнастики. 2. Задания на имитацию слогов. 3. Выделение звука в слове, определение его места, дифференциация от других звуков. 4. Обогащение словарного запаса, уточнение значения слова: а) назвать Одним словом все предметы; б) назвать овощи, фрукты и т.д.; в) придумать второе слово в паре по аналогии: яблоко - фрукты, свекла -……, чашка -…; г) найди лишнюю картинку (по группам). 5. Устные упражнения на составление предложений. 6. Развитие навыков словоизменения и словообразования. 7. Развитие связной речи (Диалогической: беседа, театрализация). 8. Развитие умения анализировать предложение на слова и синтезировать слова в предложения. 9. Слоговой анализ и синтез. 10. Фонематический анализ и синтез. Задания: - определить границы предложения в тексте; - придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов; - придумать предложение с определенным количеством слов; - увеличить количество слов в предложении; - составить предложение из слов, данных в беспорядке.
|
1.Шпатели. 2. Предметные и сюжетные картинки. 3. Серии картинок. 4. Специальные серии картинок. 5. Схемы, таблицы. 6. Специальное оборудование для логопедического кабинета. 7. Детские игрушки. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.