СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель физического воспитания – способствовать развитию фи¬зических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образо-вательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культу¬ры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-про¬светительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные. Воспитательные функции состоят в формировании нравствен¬ныхЦель физического воспитания – способствовать развитию фи¬зических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образо-вательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культу¬ры, к которым относятся: воспитательные, образовательно-про¬светительские, управленческо-организаторские, проектировочные, административно-хозяйственные. Воспитательные функции состоят в формировании нравствен¬ных
Иконка файла материала uchitel_f.k..docx
СОДЕРЖАНИЕ, СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  1.1.  Определение и понятие личностных качеств в современном учителе.   Цель физического воспитания – способствовать развитию физических и психических  качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и  личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образо­ вательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение этих задач определяет  основные функции учителя физической культуры, к которым относятся: воспитательные,  образовательно­просветительские, управленческо­организаторские, проектировочные,  административно­хозяйственные. Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов  личности школьника. Образовательно­просветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных  знаний и умений. Управленческо­организаторские функции состоят в организации уроков, занятий в  спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной  деятельностью учащихся. Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию  мероприятий по физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов,  которых должны достигнуть ученики. При этом, осуществляя контроль за темпами  реального развития школьников, необходимо вносить коррективы в план работы. Особая  роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Это подбор учебного  материала в соответствии с задачами урока, возрастом школьников, спецификой группы,  половыми и индивидуальными особенностями учеников. Все это находит отражение в конспекте урока. Кроме того, важно внести в конспект  информацию о системе, содержании и последовательности собственных действий учителя,  а также о приемах для повышения активности учащихся на уроке. Административно­хозяйственные функции учителя физической культуры многообразны.  Они направлены на материальное обеспечение процесса физического воспитания. Это  приобретение и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и  благоустройство пришкольных спортивных площадок, обеспечение туристических походов и многое другое. По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает  в специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами.Условия психической напряженности:      шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими  школьниками), который отличается прерывистостью и высокими тонами,  вызывает психическое утомление у учителя;      необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;      значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;      ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими  упражнениями отличаются высокой степенью риска в получении травм. Условия физической нагрузки:      необходимость показывать физические упражнения;      осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в  походах);      необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения. Условия, связанные с внешнесредовыми факторами: –        климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе; –        санитарно­гигиеническое состояние спортивных классов, залов. Деятельность учителя физической культуры всегда связана с решением педагогических  задач. Решение педагогической задачи проходит через ряд этапов: анализ педагогической  ситуации, выдвижение гипотез о возможных способах решить стоящие перед учителем  задачи, прогностическая оценка предполагаемых способов и выбор наиболее подходящего  из них для имеющихся условий (педагогической ситуации), реализация принятого решения  и текущий анализ информации о ходе его реализации, а при необходимости, и  корректировка, после получения результатов – ретроспективный анализ достигнутого  результата и сопоставление его с планируемым. Чтобы сформировать умение учителя физической культуры успешно решать  педагогические задачи и на уроке, рекомендуется использовать специально разработанную  систему самостоятельного психологического анализа урока. Эта система соответствует об­ щим для педагогики и психологии принципам развивающего и воспитывающего обучения и  условно делится на три направления: 1) воспитательное: развитие личности ученика, формирование его нравственности,  мировоззрения;2) методическое: разбор урока (обоснование целей, содержания и организации  соответственно уровню подготовленности учащихся, их интеллектуальному развитию,  возрастным и индивидуальным особенностям); 3) проблемное, излагающее современный взгляд на урок, т.е. на совместную деятельность в  группе с двумя адресатами: учеником (что дает ему данный урок в плане развития  речемыслительной деятельности, коммуникативных способностей, индивидуальных и  психологических качеств) и учителем (урок является инструментом совершенствования  собственных педагогических умений, личностных качеств, коммуникативных  способностей, речемыслительной деятельности, самосознания). Психологический анализ урока имеет свои этапы, которые соответствуют формам  деятельности учителя при проведении уроков: подготовка к уроку, непосредственное  проведение урока, аналитический разбор и оценка проведенного урока самим учителем. Психологический анализ урока начинается с предваряющего этапа, который включает в  себя составление плана предстоящего урока. При этом учитываются: содержание учебного  материала, цель и задачи, методы и средства обучения, уровень профессиональной  подготовленности и уровень развития индивидуальных психологических и личностных  качеств учителя, возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников,  уровень их умственного развития, особенности эмоциональной и волевой сфер, склонности и интересы учеников, их отношение к учебной деятельности, физическим упражнениям и к  конкретному учителю, способности учащихся к усвоению учебного материала. Кроме того, важно учитывать наличие необходимого спортивного оборудования, инвентаря, степень  пригодности мест, планируемых для проведения уроков физической культуры. Текущий этап психологического анализа урока проводится непосредственно в условиях  педагогической ситуации, при реализации плана урока. Учителю следует уметь  одновременно: видеть уровень готовности учеников к уроку, наблюдать за дисциплиной в  течение всего урока, замечать психофизическое состояние школьников, правильно  воспринимать реакцию воспитанников на свои вопросы, замечания, распоряжения, приказы  и просьбы; внимательно слушать и понимать ответы учеников, их вопросы; постоянно  держать в поле зрения всю группу занимающихся; организовать наблюдение учеников как  за учебным материалом, так и за действиями их товарищей; воспринимать реакцию детей  на собственные объяснения; определять темп работы класса в целом, затруднения, глубину  усвоения учебного материала, типичные ошибки; учитывать особенности учебной  деятельности отдельных групп учеников (разделяя их на сильных, средних и слабых) и  существующие особенности в своей работе, а также особенности отдельных учеников;  замечать своеобразные черты в поведении, речи, склонностях, способностях, интересах и  продвижении в развитии отдельных детей; наблюдать за своим поведением и речью,  соблюдать взаимосвязь деятельности школьников и собственной деятельности. Основанный на информации, полученной в ходе проектирования урока, ретроспективный  этап состоит из практической его реализации. Его содержание – сравнительный анализ,  включающий в себя оценку правильности задач, методов и средств, выбранных для  объяснений и обоснований теоретических высказываний и проведенных на уроке  практических действий. Учитель должен выявить достоинства и недостатки проведенного  урока и наметить пути для устранения его слабых сторон.Психологический анализ урока считается неотъемлемой частью педагогической  деятельности учителя физической культуры, который проводит его, опираясь на свои  проективно­перцептивно­рефлексивные способности и аналитические проектировочные,  рефлексивные умения. Такой анализ служит основным механизмом саморегуляции,  самоконтроля и саморазвития педагога.                                 1.2. Учитель физкультуры: его характеристика. Профессиональное мастерство учителя физической культуры во многом определяется его  способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:  1) дидактические способности – это способности передавать учебный материал, делая его  доступным. Учитель должен преподносить учебный материал ясно и понятно для конк­ ретной группы учащихся, вызывая у них интерес к учебному предмету, возбуждая их  активность и самостоятельность в учебной деятельности. Эти способности заключаются в  умении учителя реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать  легким, сложное – простым, неясное – понятным; 2) академические способности ­ это способности к соответствующей области наук  (учебный предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не  только в объеме учебного курса, но и значительно шире и глубже. Он стремится к познанию последних открытий в области научных знаний по своему предмету, сам ведет  исследовательскую работу; 3) перцептивные способности – это способности проникать во внутренний мир ученика, это психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника  и его психического состояния; 4) речевые способности – это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с  помощью речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежден­ ность и заинтересованность в том, что он говорит; 5) организаторские способности – это умение организовать учеников, формировать их  коллектив, воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способ­ ность организовать собственную деятельность; 6) авторитарные способности – это способность непосредственно эмоционально­волевым  влиянием на учащихся добиваться у них авторитета; 7) коммуникативные способности – это способность к общению с учениками, умение найти  к ним правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные для осуществления педагогической деятельности; 8) педагогическое воображение – это способность предвидеть последствия педагогической  деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предуга­ дывая, что может «получиться» из учеников;9) аттенционные способности – это способность распределять свое внимание между  несколькими видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за  содержанием и формой изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников, реагировать на проявление признаков утомления,  невнимания, непонимания со стороны воспитанников, отмечать нарушения дисциплины,  следить и за собственным поведением. И это далеко не полный перечень объектов, на  которые должен распределять свое внимание учитель.  1.3. Умения учителя физической культуры. Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные, организаторские,  коммуникативные, гностические и двигательные. Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность. К ним  относятся умения: отбирать и строить учебный материал, осуществлять перспективное и  текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного оборудования и  инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы. Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Учитель должен  уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников. Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить  рациональные пути взаимодействия с окружающими – это все коммуникативные умения.  Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуникативные,  дидактические и ораторские. Собственно коммуникативные выражаются в умениях  вступать в контакт с людьми, строить с ними отношения. Дидактические связаны с  умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников учебный материал. К  дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими  упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной  группы и прогнозировать последствия своих педагогических воздействий. Ораторские  умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен  стремиться каждый педагог [6, c.32]. Гностические умения связаны с познанием учителем как отдельных учеников, так и  коллектива класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей  деятельности. Гностические умения базируются на перцептивных способностях: умении  наблюдать, подмечать. Они включают в себя и умение пользоваться учебно­методической и научной литературой, и умение проводить элементарные исследования, анализируя их  результаты. Двигательные умения отражают, прежде всего, умение учителя выполнять физические  упражнения. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в  программу обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К  двигательным умениям учителя физической культуры относятся также умения и навыки  выполнения страховки, ряд прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного  оборудования и инвентаря, в туристических походах и т.д.  1.4. Стиль деятельности учителя физической культуры.Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его  деятельности. Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида:  1)демократический;  2) авторитарный;  3) либеральный. Демократический стиль отличается тем, что ученик считается равноправным партнером в  общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с  их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для учителя важна не  только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами  воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет. Осуществляя  педагогический процесс, учителя с демократическим стилем предъявляют повышенные  требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они  всегда удовлетворены своей профессией. Для авторитарного стиля характерно, что ученик является объектом педагогических  воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за  выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических  ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам  свои действия и решения. В ходе педагогического процесса учащиеся проявляют агрес­ сивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все их силы  направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя  являются приказ, поучение или распоряжение. Учителя с авторитарным стилем зачастую  не удовлетворены своей профессией. Особое внимание они уделяют методической стороне  педагогической деятельности, поэтому часто занимают лидирующее положение в  педагогических коллективах. Либеральный стиль состоит в следующем: учитель старается уходить от самостоятельного  принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока ­ ученикам;  организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания. Среди  учеников наблюдаются скрытые конфликты, в классе царит неустойчивый микроклимат,  причем заметно отсутствие воспитывающего воздействия учителя на учеников. В современной психологии различают индивидуальные стили деятельности, т.е. системы  наиболее эффективных приемов и способов организации собственной работы отдельным  человеком. Благодаря научно­исследовательской деятельности В.С. Мерлина и его учеников были  вскрыты основные причины проявления того или иного индивидуального стиля  деятельности. Формирование индивидуального стиля деятельности, как правило,  обусловлено склонностью человека к тому способу выполнения деятельности, который  является следствием имеющихся у него типологических особенностей проявления свойств  нервной системы (темперамента). Такой путь формирования стиля деятельности называют  стихийным.Существует и сознательный, целенаправленный путь формирования индивидуального стиля деятельности. Он также базируется на учете сильных и слабых сторон индивида, его ти­ пологических особенностей, определяется либо глубоким самопознанием, либо  целенаправленными воздействиями со стороны (например, усилия более опытного  педагога). Сознательный путь формирования стиля деятельности сводится к  приспособлению человека, адаптации его психических свойств и качеств к конкретной  профессиональной деятельности, требованию от него осуществления высококвалифициро­ ванных действий. В этом смысле возможно формировать стиль деятельности на основе  определенного авторитета, эталона конкретной личности. В педагогической психологии различают четыре типа индивидуального стиля  педагогической деятельности [22, c.34]: 1. Эмоционально­импровизационный стиль. В этом случае учитель ориентирован на  процесс обучения. Его объяснение нового учебного материала строится логично,  интересно, но в процессе объяснения часто отсутствует обратная связь с учениками. Во  время опроса учитель обращается к большому числу учащихся, как правило, к сильным,  интересующим его школьникам. При опросе учитель использует много неформальных воп­ росов и практически не дает возможности воспитанникам сформулировать ответ. Он сам  принимает активное участие в ответах учеников. Для осуществления педагогического процесса такой учитель, в основном, использует  самый интересный учебный материал, а неинтересный, хотя и важный, старается оставить  учащимся для самостоятельной подготовки. Его деятельность отличается высокой  оперативностью. Он использует большой арсенал методов обучения, практикует  коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания. Учителю с  эмоционально­импровизационным стилем индивидуальной педагогической деятельности  свойственны: интуитивность, недостаточно серьезное отношение к процессам закрепления  и повторения учебного материала, а также к осуществлению контроля за усвоением уче­ никами знаний. 2. Эмоционально­методичный стиль. Используя его, учитель ориентируется на процесс и  результат обучения, для чего нужны адекватное планирование учебно­воспитательного  процесса, оперативность в деятельности и преобладание интуитивности над  рефлективностью. Такой учитель внимательно следит за уровнем знаний учеников, постоянно включая в  процесс обучения элементы повторения и закрепления пройденного учебного материала и  методы контроля за усвоением знаний, умений и навыков. Он часто меняет формы работы на уроке, практикует коллективное обсуждение темы на уроках, стремится активизировать  учебную деятельность всех членов группы, заинтересовать их особенностями своего  предмета. 3. Рассуждающе­импровизационный стиль. Также свойствен учителю, ориентированному на процесс и результат обучения. Для него характерно адекватное планирование учебно­ воспитательного процесса, но при этом он проявляет меньшую изобретательность по  сравнению с представителями первых двух стилей. Такой учитель не всегда способен  обеспечить высокий темп работы, практически не использует коллективное обсуждение. Во время опроса учеников предпочитает мало говорить, но внимательно анализирует ответы  школьников. Он любит воздействовать на учащихся косвенным путем (подсказки,уточнения). Как правило, дает возможность каждому ученику детально сформулировать  свои высказывания. 4. Рассуждающе­методичный стиль отличает учителя, ориентирующегося  преимущественно на результаты обучения. Такой учитель адекватно планирует учебно­ воспитательный процесс, проявляя консервативность в использовании средств и методов  педагогической деятельности. Для него характерна высокая методичность  (систематичность изучения нового, закрепление и повторение пройденного учебного  материала, проведение мероприятий, контролирующих усвоение знаний, умений и навыков  учениками). Он редко проводит коллективные обсуждения. При опросе учащихся  обращается к небольшому количеству учеников, каждому дает значительное время на  ответ. Особое внимание учитель с рассуждающе­методичным стилем деятельности уделяет слабым школьникам. Ему свойственна рефлективность. 1.5. Авторитет учителя физической культуры. Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет  учитель. Если он пользуется авторитетом у учащихся, то способен оказывать на них более  сильное воспитательное воздействие. Авторитет учителя формируется в процессе его педагогической деятельности, поэтому  именно авторитет следует считать вторичным компонентом профессионального мастерства педагога. Придя работать в школу, молодой специалист начинает завоевывать себе  авторитет. Для правильной организации этого процесса важно знать, что может определить  авторитет учителя физической культуры. Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и  спорта. Очень важен и статус учителя как спортсмена в прошлом. Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школьников всегда должен  оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом. Авторитет должности (статус учителя как педагога) дополняется психолого­ педагогическими знаниями и умениями учителя. Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) создается, во­первых, формой  внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя, во­вторых, действитель­ ным соответствием приписываемых себе личностных характеристик как учителю  особенностям своего «Я». Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет ученикам  обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Важно, чтобы взаимоотношения  учителя с учениками не перешли в «панибратство», поэтому между ними должна  соблюдаться определенная дистанция. Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель, уступая  школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения  программного материала.Этот авторитет хорош до определенных пределов, но в целом его следует считать  отрицательным, не соответствующим основным требованиям и принципам современного  подхода к организации обучения (личностно­деятельностный подход), равно как и ряд  нижеследующих видов авторитета учителя. Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем. Как правило, учителя, склонные таким образом завоевать авторитет, считают, что  воспитание сводится к простому послушанию. Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего свои  достоинства и заслуги в прошлом, когда учитель был спортсменом. Правда, в младших и  средних классах спортивные успехи учителя физической культуры оказывают влияние на  формирование авторитета, но только на начальных этапах совместной деятельности, затем  ведущая роль в создании авторитета переходит к профессиональным и личностным  качествам педагога. Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который постоянно  поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен. Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В  данном случае учитель руководствуется бюрократическими принципами.  Перечисленные компоненты образуют единый авторитет учителя, в котором может  преобладать тот или иной тип. Формируя положительный авторитет учителя физической  культуры, необходимо осознавать, что оптимально для данного педагога (учитывая его  способности, умения, индивидуальный стиль деятельности), и составить перечень  необходимых образующих компонентов (расположив их в порядке значимости), которые  могли бы способствовать выделению всех личностных и профессиональных его достоинств  и не вредили бы процессу воспитания и обучения школьников.