Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.
Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой, овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: формируем умение:
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,
- представлять информацию в виде схемы,
- выявлять сущность, особенности объектов,
- на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД: формируем умение:
- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
-прогнозировать предстоящую работу (составлять план),
-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: формируем умение:
- слушать и понимать речь других,
- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами,
- участвовать в диалоге на уроке, работать в паре.
Личностные УУД: формируем умение:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции,
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Технологии: компьютерные, игровые.
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Оборудование: компьютер, фонограмма «Песня Шапокляк», рисунок Шапокляк, предметные картинки, модели звуков, раздаточный материал (в конверте), рисунок «На что похожа буква», образец штриховки, образец написания буквы и слогов, плакат со слогами, шарики из цветной бумаги трёх цветов у каждого ученика.
Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш..doc
Урок обучения грамоте в 1м классе, с использованием лицензионных ЭОР.
УМК "Школа 2100"
Авторы: Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев.
1 класс ГБОУ СОШ №119 учитель Кривоногова А.В.
Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука.
Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой,
овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать
словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать
аккуратность, умение радоваться успехам друзей.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: формируем умение:
извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,
представлять информацию в виде схемы,
выявлять сущность, особенности объектов,
на основе анализа объектов делать выводы.
Регулятивные УУД: формируем умение:
высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
прогнозировать предстоящую работу (составлять план),
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: формируем умение:
слушать и понимать речь других,
строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами,
участвовать в диалоге на уроке, работать в паре.
Личностные УУД: формируем умение:
высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции,
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией,
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Технологии: компьютерные, игровые.
1 Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Оборудование: компьютер, фонограмма «Песня Шапокляк», рисунок Шапокляк, предметные
картинки, модели звуков, раздаточный материал (в конверте), рисунок «На что похожа буква»,
образец штриховки, образец написания буквы и слогов, плакат со слогами, шарики из цветной бумаги
трёх цветов у каждого ученика.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
2.Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.
1)Побуждающий диалог.
К нам торопится одна гостья.
звучит фонограмма «Песня Шапокляк»
Узнали? Вот эта героиня у нас в гостях. Но пришла она не одна. Посмотрите.
на доске: рисунок Шапокляк, звуковичок с восклицательным знаком.
Сегодня мы будем работать с новым звуком и новой буквой, у нас урок «открытия» новых
знаний, так как звуковичок не одет, на нём нет буквы.
Что необычного заметили у звуковичка? (восклицательный знак)
Ребята, звуковичок хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук,
который отличается от других изученных вами звуков.
Какой у вас возникает вопрос? (Чем новый звук отличается от других звуков?)
Вот это нам и предстоит сегодня открыть – новый звук, новую букву и понять, чем отличается
новый звук от других звуков.
2) Дыхательная гимнастика.
Какой звук будем «открывать», узнаете из языковой разминки.
Завели машину (вдох)
Шшш (выдох)
Накачали шину (вдох)
Шшш (выдох)
Улыбнулись веселей и поехали быстрей (вдох)
Шшшшш (выдох)
3) Подведение к формулированию темы.
2 Знакомы ли мы с таким звуком?
Сформулируйте тему урока. (звук [ш], буква ш.)
Каковы задачи нашего урока? Чему мы должны научиться?
дети ставят задачи, учитель прикрепляет на доске кружочки.
1) узнать про новый звук и новую букву;
2) научиться писать новую букву;
3) научиться читать слоги и слова с новой буквой.
3. «Открытие» нового знания.
1) Знакомство с новым звуком.
Нам нужно узнать, какой это звук. Согласный или гласный? (он согласный, при произношении
встречает преграду)
Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (мягкий или твёрдый, звонкий или
глухой)
Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (доказательство)
Надеваем чёрную шляпку на звуковичка (учитель прикрепляет на доске).
Как узнать бывает ли он твёрдым или мягким? (послушать, как он звучит в словах)
Шапокляк приготовила для вас задание в конвертах (рисунки, кружочкизвуки)
Работа в парах: составьте схемы слов: ушки, шары, шляпа
(3 человека работают у доски)
Дайте характеристику нового звука. ([ш] – твёрдый)
Какое слово повторялось в характеристике нового звука? Что мы можем сделать с башмачком?
(надеваем синий башмачок)
Может быть, в других словах этот звук произноситься мягко? Послушайте стихотворение, а
самые внимательные запомнят все слова со звуком [ш] и послушают, как он произноситься, твёрдо
или мягко?
Учитель читает стихотворение
Шуба, шапка, шляпа, шар,
Шли однажды на базар.
Шли пешком, неспешно шли,
И шалаш в лесу нашли.
Посмотрели на шалаш,
3 Был ничей, а будет наш.
Назовите слова, выделяя голосом звук [ш].
Звук [ш] всегда твёрдый.
(одеваем второй синий башмачок)
Чем же новый звук отличается от других звуков? (он всегда твёрдый)
Давайте произнесём слова с новым звуком, выделяя его, потянем.
Похоже на звук, который возникает, когда шипит масло, утюг, вода в кране.
Вот поэтому этот звук ещё называют шипящим.
2) Знакомство с печатной буквой ш.
Звук [ш] обозначается буквой ш.
показ печатной буквы ш.
Что напоминает вам эта буква?
рисунок «На что похожа буква ш?»
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Откройте Букварь (с.80). «Оденьте» звуковичка.
Какие буквы рядом с этим звуковичком держатся за руки? (буквы согласных глухих звуков)
Выполнили мы с вами первую задачу урока? Значит, можем убрать один кружок? (учитель
убирает с доски один кружок)
3) Знакомство с письменной строчной буквой ш.
Почему в Букваре в левом углу написано две буквы? (одна печатная, другая – письменная)
Наша следующая задача – научиться писать строчную букву ш.
Открываем пропись (с.26)
Пальчиковая гимнастика.
Рассмотрите табло. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы?
Я напишу эту букву под счёт: раз – и – два – и – три – и (показ на доске)
Напишите пальчиком на своей ладошке (под счёт), в воздухе (под счёт)
Что можно сказать о расстоянии между элементаминаклонами? (одинаковое)
Дети пишут под счёт на табло сначала элементы буквы, потом сами буквы.
самостоятельная работа (последняя строка): написать наклонные палочки синей ручкой, букву
ш зелёной.
работа с иллюстрацией (с.26)
4 Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Пять вещей на букву «ш» (ширма, шар, штаны, шутник, башмаки)
штриховка шаров (сеточкой) разными цветами.
Физкульминутка.
Игра «Кто самый внимательный?»
В этой игре мы отдохнём и будем определять место звука [ш] в солвах: если этот звук в начале
слова – приседаете, если в конце слова – поднимаем вверх руки, если в середине – кружимся, если
будет ловушка – хлопаем в ладоши.
Шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, крыша, шар, арбуз,
лягушка.
Ф/минутка «Лягушки»
На болоте две подружки
Две зелёные лягушки
Утром рано поднимались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно приземлялись.
4) Написание слогов (с.27)
Прочитайте и обведите зелёным цветом в слогах только букву ш. Возьмите синюю ручку и
соедините их со следующей буквой и обведите их. Что получилось?
Вы научились писать новую букву?
Оцените, как у вас это получилось?
Убираем второй кружок.
5) Чтение по Букварю. (с.80)
Разучивание скороговорки.
Чтобы хорошо произносить шипящие звуки, разучим скороговорки и чистоговорки.
У Шапокляк – рубашка,
У рубашки – кармашки.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Аш – аш – аш – у Марины карандаш.
5 Чтение слогов.
самостоятельно в букваре
по плакату
1 ряд – бодро, торжественно
2 ряд – с жалобным вздохом
3 ряд – с вопросительной интонацией
чтение слов (про себя, вслух)
1 столбик – Чем похожи слова? (начинаются на букву ш, одна гласная буква, один слог)
2 столбик – Найдите похожие слова. Как они называются?
3 – 4 столбик – Какие слова вам непонятны?
Научились читать слоги и слова с новой буквой? (убираем последний кружок)
4. Итог урока.
Шапокляк всегда ставила героев в неудобное положение. Вот и вам она приготовила трудное
задание. Надо составить слова из букв
шшк
Между этими буквами нужно вставить гласные. Какие слова могут получиться? (шашка,
шашки, шишка, шишки)
Чему мы хотели научиться?
Нам это удалось?
У кого были затруднения? Какие?
Давайте Шапокляк преподнесём подарок. А какой, отгадайте:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … ШАРЫ
Почему именно этот предмет мы дарим?
Если у вас на уроке всё получалось, вам было легко, подарите зелёный шарик, если были
трудности, но вы с ними справились – подарите жёлтый шарик, если было трудно и нужно будет ещё
раз вернуться – подарите красный шарик.
6 7
Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.