Педсовет
Тема. Классный час как эффективная форма воспитания коллектива академической группы
Сообщение
Тема. Анализ разнообразия форм воспитательной деятельности руководителя академической группы с 2011-2021 г.
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Слайд 1. Работа руководителя академической группой чем-то напоминает стрельбу по движущейся мишени: надо обязательно целить, немного опережая мишень, по ходу ее движения. Воспитание – очень подвижный процесс, коллектив и каждая личность в нем быстро меняются, и надо видеть тенденции этих изменений, работать все время с перспективой на них.
Мастерство организации коллектива группы требует от куратора умения опираться на трех китов: помощь актива группы, преподавателей по дисциплинам и родителей студентов.
Слайд 2. С 2011 года получила почётную миссию стать руководителем 12 академической группы, в 2015 г. снова - 12 группа, и с 2020 г. – 11 группа. Главная цель – создание воспитательной среды, направленной на формирование высокопрофессионального и конкурентноспособного специалиста, умеющего решать жизненные проблемы, делать нравственный выбор для развития и самореализации в профессиональной деятельности.
Слайд 3. В процессе организации воспитательной работы в трех группах по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, мною были сформулированы некоторые принципы:
1. Не делать самому ничего, что могут сделать студенты. ПРИМЕР. Подготовка к инсценизации сказки.
2. Твердый, последовательный курс на развитие самодеятельных начал во всем.
3. В воспитательной работе нет мелочей. В течение одного учебного дня в колледже, чем только не приходится заниматься руководителю группы. Каждый день насыщен разными эпизодами и каждый из них по-своему важен, грозит перерасти в серьезную проблему.
4. Главное – это организация сплоченного коллектива, формирование здорового общественного мнения.
5. Постоянная позиция руководителя группы – это «организатор организаторов». Необходимо учить студентов самостоятельно организовывать деятельность группы и каждой личности.
6. Вникать в истинные причины тех или иных поступков и проступков студентов.
7. Глубоко анализировать каждую конкретную ситуацию учебно-воспитательного процесса, складывающиеся в ней отношения между педагогами и студентами, внутри самого коллектива, отношение студентов к различным видам деятельности, их внутренние психические состояния.
8. Постоянно советоваться со студентами, уметь подойти к ним, как говорил А.С. Макаренко, вплотную и без позы, без назидательности, по-деловому.
Педагогический коллектив колледжа, его опыт, знания, сплоченность в дружной целеустремленной работе - вот главный источник успеха руководителя академической группы, его мастерства в организации коллектива и влияния коллектива на личность каждого студента.
Слайд 4. В моей воспитательной работе с группой реализуются разнообразные направления воспитательной работы:
Умственное (интеллектуальное) воспитание
Патриотическое воспитание (по Концепции воспитания молодёжи ДНР)
военно-патриотическое:
гражданско-патриотического:
духовно-нравственное:
историко – патриотическое:
культурно-патриотическое:
спортивно – патриотическое:
Физическое воспитание
Профессионально-трудовое воспитание
Гражданско - правовое воспитание
Экологическое воспитание
Семейное воспитание
Все перечисленные направления воспитания важны в подготовке студентов по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и реализуются в разных формах организации воспитательной работы в группе.
Слайд 5. Разнообразные формы организации воспитательной работы в группе:
1. Классные часы
2. Волонтерские проекты
3. Соревнования, викторины, конкурсы между группами
4. Инсценизации сказок, легенд, военных песен, танцевальные флеш-мобы, конкурсы агитбригад.
5. Встречи с известными людьми (поэтами-современниками) и специалистами разных областей (наркологами, психологами, сотрудниками МЧС), экскурсии, дни здоровья, митинги, парады.
6. Дежурство, субботники, «чистые четверги».
7. Индивидуальные беседы со студентами и родителями, родительские собрания.
Обзорно остановлюсь на классных часах, которые проводятся в разных формах: беседа, диспут, устный журнал, ролевая игра и др.
Слайд 6. Например, традиционно на первом курсе проводится воспитательный час на тему «Правила поведения студента педагогического колледжа», в рамках которого проводится мини-дискуссия «Правила поведения студентов Донецкого педагогического колледжа», просмотр презентации «Внешний вид студента педагогического колледжа» и выполняются задания практической ситуации «Моделирование одежды студента педагогического колледжа». Это очень актуальная тема для ново поступивших студентов, которые хотят стать учителями и уже со 2 курса пойдут на практику в школы.
Или воспитательные часы в форме ролевых игр, например, на тему «Как не поддастся влиянию…», которые направлены на сплочение коллектива группы, выявления активных студентов, адаптацию первокурсников в новом студенческом коллективе, предупреждения возникновения отрицательно направленных микрогрупп, которые в дальнейшем будут тормозить развитие коллектива группы (Ягоды калины)
Очень важно проводить классные часы в неформальной форме - например, празднование дней рождения, нового года, дня студента, когда специальным образом сдвигаются учебные парты, готовятся сладости, организуются конкурсы, игры, викторины. Такие классные часы направлены на формирование дружеских отношений в коллективе группы, на раскрытие личности каждого студента в неформальной обстановке.
Открытые воспитательные часы способствуют не только профессиональной подготовке будущего учителя младших классов, но и формированию нравственных качеств у студента: ответственность за общее дело, не безразличность, отзывчивость.
Слайды 7 – 10. Огромный вклад в формирование духовно-нравственных качеств личности приносит вовлечение студентов в волонтерские проекты. Студентами 12 группы были реализованы два больших волонтерских проекта:
1. Дарю вам тепло души своей (в доме ветеранов)
2. Слайды 11 – 14. Подари улыбку детям (в детском гематологическом отделении)
Обязательным требованием к организации волонтерской деятельности является вовлечение абсолютно всех студентов академической группы. Для этого студенты объединяются в творческий группы по 5 человек и каждая подгруппа реализует свое мероприятие, а оставшиеся студенты помогают. Именно такие тяжелые проекты и общение с больными детками, дают возможность студентам группы задуматься о ценности жизни и здоровья, о том, что часто они ищут множество причин, почему не успел сделать, подготовить, нарисовать, выучить, а необходимо искать возможности и действовать…
Вывод. Именно разнообразие классных часов и направлений воспитания способствуют формированию коллектива группы и успешной подготовке, и реализации других форм воспитательной работы. Классные часы охватывают основные направления воспитания, которые позволяют студентам реализовать себя в современных условиях, сформировать гражданскую зрелость, культурно-нравственную личность, воспитать трудолюбие, профессиональные качества личности и быть востребованным современным обществом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.