Сообщение на тему "Профессиональная ориентация на уроках швейного дела"
Оценка 4.7

Сообщение на тему "Профессиональная ориентация на уроках швейного дела"

Оценка 4.7
docx
27.03.2022
Сообщение на тему "Профессиональная ориентация на уроках швейного дела"
Профессиональная ориентация на уроках швейного дела.docx

Профессиональная ориентация на уроках швейного дела в

 

Профориентационная работа в условиях коррекционной школы – интерната VIII  вида для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного и физического развития учащихся.  У учащихся с интеллектуальным недоразвитием отсутствует ясная жизненная позиция, недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей в выборе профессии, как правило, самооценка завышена, неадекватна.

С 5 класса начинаю знакомить с профессиями швейного производства, так как, по этим специальностям выпускники смогут работать в дальнейшем. Специальность швея  приемлема для воспитанниц, потому что длительное время выполняется одна или несколько технологических операций, что дает возможность выработки устойчивого навыка. Отсюда качество работы, скорость, выполнение нормы и как следствие, заработок. На уроках швейного дела учащиеся овладевают навыками пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме.

Эффективное усвоение учебного материала по швейному делу возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.

       Правильная организация учебной мастерской способствует эффективной подготовке учащихся к трудовой деятельности. Швейная мастерская оборудована с учётом требований технологией определённого вида труда.

Материально-техническое обеспечение: кабинет швейного дела, мастерская оснащена современным парком швейных машин, посадочными рабочими местами учащихся, оборудованием для влажно - тепловой обработки и раскройным столом.

Кадровое обеспечение: психолог, учитель швейного дела, социальный педагог, владеющие педагогическими технологиями профориентационной работы.

              Нормативно - правовое обеспечение: Закон РФ «Об образовании»,

Закон РФ «О занятости населения в РФ».

В мастерской оформлен уголок по профориентации, который играет большую роль для учащихся  в профориентации. Так как наглядное отражение  профориентационной работы с учащимися в школе оказывает неоценимое воздействие на активизацию работы  учащихся.

 Оформление уголка  осуществлено по принципу доступности и наглядности. Материал привлекает оригинальностью оформления, актуальностью тематики.

 Основные функции уголка по профориентации:

-         уголок профориентации оказывает информационно-справочные услуги учащимся, учителям, родителям;

-         в уголке профориентации содержатся материалы о местных и других учебных заведениях (перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка, условия приёма и учёбы, распределение после окончания учёбы);

-         сведения о местных организациях и предприятиях;

-         календарь профессий (сменный материал, приуроченный к профессиональным праздникам);

-         советы ищущим работу;

-         информация из центра занятости.    

Особое значение для профессионально ориентационной  работы имеет приобретение трудовых навыков и умений. Именно на уроках швейного дела учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности, приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя в труде.

 Для адекватного выбора профессии детьми с нарушением интеллекта профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена. Применяемые меры индивидуализации обучения чаще всего не основаны на всестороннем изучении возможностей ребенка, а являются вынужденными. Для осуществления индивидуального подхода большое значение имеет знание психологических особенностей различных групп учащихся, поэтому для успешного проведения работы в области профориентации составляется диагностика психо-физического развития детей, которая отражает структуру личности обучаемых детей класса.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть программа, содержащая систему организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной  ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной  школы. Ставящая целью не  только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию выпускников формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Методическим обеспечением программы является:

1.     Учебно-методическое пособие для преподавателей коррекционных школ содержит подробные методические рекомендации по тематическому проведению курса профориентационных занятий с описанием профориентационных тестов, методик, игр, упражнений и рекомендациями по их проведению.

2.     Рабочая тетрадь для учащихся, включающая иллюстративные и информационные материалы курса профориентационных занятий, бланки анкет и профориентационных методик, используемых в учебном курсе и организованная в соответствии с учебной программой.

С 5 класса ведем дневники наблюдений «В мире профессий», в которых учащиеся отражают необходимые сведения по данной профессии.

         Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок. В ходе урока в зависимости от его содержания  решаются следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности.

Урок с сообщением определенных сведений профориентационного характера, а так же с демонстрацией по ходу урока или практических

 занятий.

Профориентационная беседа- наиболее распространенный метод.

Примерный план беседы о профессии:

1.Знакомство с историей развития данной профессии.

2. Основное содержание труда специалистов этой профессии.

3.Орудия труда и материалы, используемые специалистами этой профессии.

4.Условия труда.

5. Общетрудовые, общетехнические и специальные знания, умения и навыки которыми должен обладать рабочий данной профессии.

6.Психофизические требования профессии к человеку.

7.Экономические сведения о профессии.

8.Подготовка кадров и возможности профессионального роста.

Профессиональное просвещение. Важность просвещения в том, что благодаря ему, расширяются рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать учащиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет его выбор.

Дети знакомятся с рейтингом спроса рабочей силы на рынке труда города, заполняют таблицу.

Данные из таблицы выносятся на обсуждение детей, например:

- какая профессия пользуется большим спросом на рынке труда?

- от чего зависит заработная плата?

- что должен уметь делать……?

- все ли желающие могут работать по данной……. профессии?

      Знакомимся с оптимальным выбором профессии, где стараемся рассмотреть каждое условие применимое как к выбранной профессии так и личности учащегося.

Эффективной формой профориентации учащихся являются праздники труда. Учащиеся заранее готовят выставку изделий, выполненных на уроках трудового обучения, готовят показы моделей одежды.

Неделя труда показывает не только трудовые умения и навыки учащихся, но и большую их ответственность, любовь к урокам труда, помогает учащимся увидеть роль труда в жизни человека и настроить их на дальнейший выбор профессии. Одним из таких мероприятий был проведён общешкольный фестиваль профессий, где учащимся предоставлялась возможность защитить профессию в той или иной форме.

Для оценки способностей школьника к данному виду труда используются профессиограммы специальностей. Профессиограмма отражает систему требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку. В ней указывается следующее:

1.     основные, наиболее часто встречающиеся работы в данной профессии;

2.     операции, приёмы и действия, выполняемые при работе;

3.     общие и специальные знания, необходимые для выполнения данной работы;

4.     общие и специальные умения и навыки;

5.     основные противопоказания к освоению профессии.

            Выбор профессии в значительной мере определяется здоровьем человека. На здоровье влияют многие факторы, в том числе — состояние окружающей природной и производственной среды, санитарно-гигиенические условия работы. Выбирающему профессию необходимо знать факторы, которые считаются неблагоприятными для организма.

Насколько объективно будут выявлены и учтены особенности темперамента человека, настолько полно будет реализованы его профессиональные качества в конкретной деятельности выбранной сферы труда. Знакомятся с различными типами темперамента:  холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Важную роль в правильном выборе профессии играет характер человека, его свойства. В профессиональной деятельности большое значение имеют волевые качества личности. Именно они определяют умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, преодолевать трудности и препятствия в работе.  Особую ценность представляют сведения о том, как проявляются профессиональные мастерство и творчество, в чем заключается профессиональная этика специалиста, какие моральные, волевые и другие качества ему необходимы.

Важную роль в профориентации играют экскурсии на производство. В  школе они проводятся регулярно для ознакомления учащихся с различными рабочими профессиями. Кроме экскурсий практикую встречи с представителями предприятий сферы обслуживания, учебных заведений, где каждый их них рассказывает о том, каких качеств, знаний, навыков требует от него профессия, отвечают на вопросы учащихся.  Далее выдаются листы «Клуб профессиональных знакомств» где,  учащиеся составляют описание профессии, после рассказа приглашенных гостей . Постоянно с детьми проводятся беседы, какая профессия больше подойдет. Учитываются особенности школьников и дифференцированный подход к профориентационной работе.

 Дифференциация профориентационной  работы осуществляется по следующим направлениям:

- по содержанию трудового обучения (наличие программ);

- по способностям, интересам и практическим возможностям подростков (возможность выбора профиля специализации);

- по качеству сформированных рабочих навыков, уровня усвоения технологических знаний, состояния скоростных показателей;

- по полу, месту жительства, уровню трудового воспитания учащихся.

Очень важна в профориентационной  работе связь с родителями, которых также необходимо ориентировать на выбор профессии их детей.

Игровая деятельность, как один из видов профориентационной работы

Особенностями игры являются нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на деятельность. Особенно актуальны в рамках профориентационной работы ролевые, имитационно-моделирующие и деловые игры. Эти игры направлены на принятие решений сложном социальном контексте, обеспечивают комплексный анализ естественнонаучных и технических проблем.

Функции игровой деятельности:

-         Коммуникативная - игра помогает освоить навыки общения;

-         Самореализации - игра создает условия для творчества и активности;

-         Развлекательная - игра развлекает, доставляет удовольствие, побуждает интерес;

-         Диагностическая - игра создает условия для самопознания, способствует корректировке и установке на определенное поведение.

Предварительная  профессиональная  диагностика, направленная  на  выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

Целью профессиональной диагностики ставится изучение личности школьника в целях профориентации.

 

 

                Литература.

1.     Бгажнокова И.М О выборе профессии и трудоустройстве выпускников вспомогательной школы.//Дефектология [текст] - 1982. - № 3.

2.      Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе  [текст] - Москва, 1966. – 305 с.

3.      Патракеев В. Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушением интеллекта.//Дефектология  [текст]  - 1996. - № 3.

4.      www.trudoviki.net


 

Профессиональная ориентация на уроках швейного дела в

Профессиональная ориентация на уроках швейного дела в

Кадровое обеспечение: психолог, учитель швейного дела, социальный педагог, владеющие педагогическими технологиями профориентационной работы

Кадровое обеспечение: психолог, учитель швейного дела, социальный педагог, владеющие педагогическими технологиями профориентационной работы

Для адекватного выбора профессии детьми с нарушением интеллекта профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена

Для адекватного выбора профессии детьми с нарушением интеллекта профориентационная работа должна быть грамотно индивидуально поставлена

С 5 класса ведем дневники наблюдений «В мире профессий», в которых учащиеся отражают необходимые сведения по данной профессии

С 5 класса ведем дневники наблюдений «В мире профессий», в которых учащиеся отражают необходимые сведения по данной профессии

Дети знакомятся с рейтингом спроса рабочей силы на рынке труда города, заполняют таблицу

Дети знакомятся с рейтингом спроса рабочей силы на рынке труда города, заполняют таблицу

Выбор профессии в значительной мере определяется здоровьем человека

Выбор профессии в значительной мере определяется здоровьем человека

Дифференциация профориентационной работы осуществляется по следующим направлениям: - по содержанию трудового обучения (наличие программ); - по способностям, интересам и практическим возможностям подростков (возможность выбора профиля…

Дифференциация профориентационной работы осуществляется по следующим направлениям: - по содержанию трудового обучения (наличие программ); - по способностям, интересам и практическим возможностям подростков (возможность выбора профиля…

Литература. 1. Бгажнокова

Литература. 1. Бгажнокова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2022