Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)
Оценка 5

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Оценка 5
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
1 кл
20.03.2017
Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания, добиваться хороших результатов в учебной работеСообщение об адаптационном периоде первоклассников на педагогическом совете.
Адаптационный период первоклассников 1 Б.docx
Поступление в школу – переломный момент в жизни Выступление на педагогическом совете «Адаптация первоклассников» ноябрь2016г Ворониной Раисы Васильевны каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроках тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка: преображается его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника». Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассников. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство обучающихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо Нормы и правила порой идут в разрез с Тем не менее, начало школьного обучения является для Внимание обучающихся первых классов еще слабо каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга и удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассника в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и т.д. организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Мышление первоклассников преимущественно наглядно – образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. У первоклассников хорошо развита непроизвольная Став школьником, и приступив, к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от учителей и родителей первоклассников. Учителями осуществляется учет индивидуальных Для снятия напряжения школьников используются Были отмечены доброжелательность учителей, Анализ уроков Создаются благоприятные условия для адаптации детей к школе, соблюдаются санитарно – гигиенические требования к условиям обучения школьников – проводятся по 3 урока 35 минут каждый, в остальное время учитель проводит прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры. физкультминутки. взаимопонимание с обучающимися. Учителя уважительно выслушивают дополнения, подбадривают неактивных детей, привлекают их к работе. Школьников учат выражать свою точку зрения, понимать других, слушать и слышать, говорить полными ответами. особенностей ребенка, каждому ребенку дается возможность работать в присущем ему темпе. Детям в адаптационный период сложно высиживать урок в одной и той же позе, не отвлекаться, но обе учительницы прилагают все усилия, чтобы детям на уроках было интересно, легко. На каждом уроке используются различные формы деятельности (фронтальные, индивидуальные, работа в парах). Чтобы ученики меньше уставали, применяются игровые ситуации. На всех уроках дети проговаривают тему и цель урока. Конечно, к этому грамотно подводили учителя через загадки, актуализацию знаний. задания развивающего, сравнительного и обобщающего характера (например, «Найди лишнее», «Сравни», «Распредели по группам»). фонематический слух обучающихся, учу различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, работаю над На уроках математики, окружающего мира используются Обучая первоначальному чтению, стараюсь развивать совершенствованием речевого аппарата детей, выработкой отчетливого и правильного произношения слогов, слов. Большое внимание уделяется обучению организации своей деятельности (например, убрать учебники). Ребёнок учится создавать различные конструкции как по образцу, так и по словесной инструкции. Самостоятельно может объединять различные группы предметов, имеющих общий признак, устанавливать взаимоотношения между целым множеством и различными его частями. Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счёт в пределах 20). В этом году мною проводились занятия по подготовке Из 23 детей: детей к школе.. Высокий уровень показали –5 человек. Между высоким и средним (промежуточный) – 8 человек 26% детей. Средний уровень подготовки к школе – 10 человек 48% детей. Между средним и низким (промежуточный) –3 человека Низкий уровень подготовки к школе -1 человек 3,5% детей. В целом по результатам можно сделать вывод, что у детей вызвали затруднения задания на выявление уровня их психологической готовности к школе. Дети показали недостаточный уровень эмоционально-волевой и социальной готовности. Например, на вопрос «Хочешь -ли ты пойти в школу, и почему?» дети обычно отвечали «Хочу новый портфель, красивый пенал и т.д.» или отвечали стандартными фразами, услышанными от взрослых, например: «Там интересно, весело, там есть перемена и т.д.», т.е. дети не представляют, что такое «школа», им просто хотелось побыть в новой социальной роли «школьника». При ответе на вопросы выявляющие уровень познавательной активности, дети показали преобладание у них игровых мотивов над учебными. Так же выявились трудности в задании на мышление, а именно на изучение уровня знаний о причинно-следственных связях (составь рассказ по картинкам). Дети не могли правильно выстроить логическую цепочку по картинкам, чтобы получился рассказ. Но следует также отметить и положительные моменты, например, при проверке интеллектуальной готовности к школе и общей осведомлённости, многие дети показали достаточно высокие результаты. Следует отметить, что в результате обучения у большинства детей выявилась тенденция на завышенную самооценку, т.е. дети ориентированы на высокую оценку своих действий, пусть не совсем заслуженную. Это свидетельствовало о психологической незрелости ребёнка, который ориентирован на оценку, а не на результат. Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе. Но в последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии. Программа адаптации и готовности к школьному обучению первоклассников состоит из следующих методик: 1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу. 2. Определение мотивов учения. Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива. 3. Исследование адаптации методом Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Выявляется эмоциональная самооценка ребенка. 4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Диагностика адаптации первоклассников проводилась в срок с 24.09.2013 г. по27.10.2013 г. В результате были опрошены 14 первоклассников 1. Сформированность «внутренней позиции» школьника  Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет  содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться, он осознает цели, важность и необходимость учения, проявляет познавательный интерес, ведущая деятельность – учебная 1Б 11 чел – 61% Позиция сформирована средне – наличие положительного отношения к школе, возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. Желание учиться заменяется установкой «Надо учиться, должен учиться» 1Б 2 чел – 11% Позиция школьника не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно – учебной деятельности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика, ребенок не осознает целей и важности учебы, школа привлекает лишь внешней стороной, учебная деятельность не привлекает, ведущая деятельность – игровая. 5 чел – 28%  1Б Методика исследования мотивации учения М.Р. Гинзбург Высокий уровень мотивации – сформированность учебных и познавательных мотивов, характерна высокая учебная активность 1Б 9 чел – 60% Средний уровень мотивации – преобладание социальных мотивов, стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу 1Б 5 чел – 40% Низкий уровень мотивации – преобладание игровых или внешних    мотивов 1Б . Цветовой тест Люшера (модификация Л.А. Ясюковой)  Отношение к школе 1б Положительное отношение – 12 чел (88%) Отрицательное отношение – 1 чел (6%) Нейтральное отношение – 1 чел (6%) Отношение к дому 1б Положительное отношение – 15 чел (94%) Отрицательное отношение – 0 чел (%) Отношение к уроку 1б Положительное отношение – 13 чел (94%) Нейтральное отношение Тревога, страх – 1 чел (6%) Отношение к ответу у доски 1б Положительное отношение – 12 чел (94%)      Отрицательное отношение – 1 чел (6%) Нейтральное отношение Тревога, страх Отношение к проверочным работам 1б Положительное отношение – 9 чел (63%) Отрицательное отношение – 1 чел (6%) Нейтральное отношение – 4 чел (25%) Тревога, страх – 1 чел (6%) Отношение к одноклассникам 1б Положительное отношение – 12 чел (75%) Отрицательное отношение Нейтральное отношение – 2 чел (25%) Отношение к учителю 1б Положительное отношение – 14 чел (94%) Нейтральное отношение Тревога, страх- чел (%) Методика исследования тревожности (А.М. Прихожан)  Нормальный уровень школьной тревожности 1б 4 чел (81%) Повышенный уровень школьной тревожности Высокий уровень школьной тревожности Адаптация первоклассников прошла успешно. Психолога в школе не хватает 1б 1чел (13%) 1б чел (%) Уровень адаптации 1б Высокий – 11 чел (75%) Средний – 2 чел (19%) Низкий – 1 чел (6%) Итоги    

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)

Сообщение "Адаптационный период первоклассника" ( 1 класс , педсовет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2017