Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»
Оценка 4.6

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
дефектология
2 кл
26.11.2017
Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»
Одной из главных задач современной начальной школы сегодня является создание необходимых условий для личностного развития каждого. Именно поэтому учителю важно использовать в педагогической деятельности комплекс средств, формирующих базовые учебные действия, которые нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте. Слайд 2 На мой взгляд, игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Уроки с использованием игровой технологии способствуют формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных базовых учебных действий. Они находятся в тесной взаимосвязи. Слайд 3 Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций. Слайд 4 Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Слайд 5 Согласно ФГОС содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области): Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области. 1.игровые ситуации; сюжетно – ролевые игры; театрализованные игры. 2.обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей. 3. игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики; игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики; игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса. 4. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства. 5. игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т.д. Слайд 6 Педагоги успешно применяют игровые технологии на уроках. Хочу поделиться с применением их на новых предметах – это «Мир природы и человека». Методика проведения уроков данного предмета схожа с методикой урока «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. Слайд 7, 8 Следующий новый предмет - «Речевая практика». Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития у детей с умственной отсталостью. Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Слайд 9 Без практических занятий, игр, упражнений, т.е. без направленного обучения, коммуникативного опыта у детей с интеллектуальными нарушениями спонтанно не возникает. В этой связи уроки речевой практики носят практический характер, а речевая деятельность выстраивается по тематике, наиболее понятной и доступной младшему школьнику: повседневное общение, игра, игровые воображаемые действия и др. На слайде из таблицы видно, что на каждой теме, которая рассчитана на несколько часов включены различные игровые технологии. Расскажу, какие игровые технологии применяю, применяла в практике конкретно на уроках речевой практики. Слайд 10 Существует следующая классификация игр — по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные, психологические); 1.Например загадки, я часто использую игру «Эстафета» 2. Пример обучающей игры «Одень человечка» на уроках обучения грамоте. 3. использовала игру — драматизацию (сценка «Лесное собрание») 4. игру-путешествие в лес. Инструментом включения в игру могут служить кукольные игрушки, музыкальное сопровождение урока, использование информационно-коммуникационной техники. Например: урок-сказка в 1 классе на тему «Я и мои товарищи». В основе урока сюжет сказки «Гуси-лебеди». Дети помогают героине, спасают братца, выполняя задания печки, яблони, речки. Видео-отрывки добавляют ощущения погружения в сказку. В игре я учу общению. Для достижения эти целей использую групповые задания, работа в парах Пробовала использовать инсценировку. Так, уже в 1 классе дети инсценировали русскую народную сказу «Колобок». Разыгрывая художественные произведения, я включаю ребёнка в систему общественных отношений. На своих уроках использую кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и другие. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Слайд 11 1.В данных играх дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр дети знакомятся с новым звуком, буквой. Их произношением, овладевают пространственными представлениями. Эти игры часто применяются в 1-м классе. 2.К этой группе относятся игры, которые способствуют формированию навыков правописания, чтения. Это «Словесная рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля». 3.К этому виду можно отнести игры “ Я - учитель”, “ Контролёр”, в которых ребята проверяют выполненную кем-то работу. 4.В играх данной группы ребята выводят закономерность, которая является ключом к данным заданиям. Игры «Буквы перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые слова» Игра “ Придумай слово из данных букв”. ОСКОЛ - сокол, колос, кол, лоск, сок. 5. В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь». Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Слайд 12 Во многих дидактических играх, которые я использую на уроках, заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр стараюсь проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт. Для развития воображения и творчества детей использую игры на составление рассказов, например, «Рассказ по картинкам»: предлагаю учащимся придумать рассказ, используя ряд картинок, придумать продолжение, можно усложнить задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой. Одна из сложных задач, стоящих перед учащимися начальной школы – научиться правильно и красиво писать. В этом мне помогают пальчиковые игры, основанные на инсценировке каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения, достигает хорошего развития мелкой моторики рук. В процессе проведения дидактических игр на уроках можно встретиться с различными трудностями – у ребенка может что-то не получаться, чего-то он не сможет понять, от чего-то он станет отказываться, поэтому, чтобы избежать самых грубых ошибок, я стараюсь при подборе и проведении игры следовать «золотым правилам» Использую ряд дидактических игр. 2. Игра « Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: 1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок) 2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка) 3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег) 3. Игра « Клички» Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА 4. Детям очень нравятся такие задания, как: • Составь рассказ по опорным словам: o зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири. «Назови одним словом» Оборудование: карточки слов, обозначающих обобщающие понятия. Описание игры. Учитель называет слова, которые обозначают видовые понятия (шкаф, диван, кровать, стол, кресло и др.), а дети среди карточек, выставленных на доске, находят обобщающие слова (мебель). Вариант 1. Учитель не называет слова, а показывает картинки. Вариант 2. Слова, которые обозначают видовые понятия, написаны на доске. «Помоги слову найти последнюю букву» Оборудование: касса букв и слогов. Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы: СЛО З ГЛА М СТО К ГРО Н КРИ Л ПЛО Б ГРИ В Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово. Может быть, и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание. «Наоборот» Оборудование: карточки слов. Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением. «Отгадай и прочитай» Оборудование: карточки слов. Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова, дети по значению находят нужное слово. Например, учитель называет значение слова: « Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное – аптека. «Кто знает, пусть продолжает» Оборудование: карточки слов. Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус и др.). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор. «Универмаг» Оборудование: карточки слов. Описание игры. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: открывается новый универсальный магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда, мебель, посуда, обувь и др. Вызванный ученик берет из стопки карточку со словом, читает его и помещает в нужный отдел - выставляет под плакатом – названием отдела. Вариант 1. Ученики разбиваются на группы. Каждая группа должна отобрать товары в свой отдел: выбрать те карточки, на которых написаны названия соответствующих товаров. Вариант 2. Меняется игровая ситуация: необходимо навести порядок на полках. На каждой полке среди карточек с названием товаров данного отдела находится карточка с названием товара из другого отдела. Необходимо прочитать слова, найти лишнее слово и передать карточку в соответствующий отдел. «Займи свой домик» Оборудование: карточки трехбуквенных слов, картонные домики с буквами, которые обозначают гласные звуки, в окошке. Описание игры. Учитель предлагает расселить слова в нужные домики: карточку со словом, в середине которого находится буква А, помещают возле домика с буквой А, карточку со ловом, в середине которого находится буква О, помещают возле домика с буквой О, карточку со словом, в середине которого находится буква У, помещают возле домика с буквой У. «Слог или слово» Описание игры. Учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова. Может быть и такой вариант игры: одна группа детей выписывает только слова, другая – только слоги. Например: САД, МАК, КРО, ТРА, РОТ, СМИ, СОН, ШКИ, ШУМ, НИТ. «Слова-братья» Оборудование: карточки слов. Описание игры. На доске записан столбик слов. Учитель показывает карточку и просит найти в столбике слова, которые начинаются с такого же слога, как и слово на карточке. Вызванный ученик выходит к доске, последовательно читает слова в столбике и подчеркивает те из них которые соответствуют заданному слову. Например, слово на карточке: КРУПА. красота кролик круги кубик роза груша кружок «Поймай выделенное слово» Описание игры. На доске в столбик написаны четыре-пять слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово, находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его. Например: ЛИСА липа, лис, лира, лиса, киса ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак ЛАПА липа, лапа, папа, лиса ЛИЗА Лида, Липа, Лида, Лида Материал для игры можно предложить на индивидуальных карточках «Слоговой конструктор» Оборудование: слоговые карточки. Описание игры. На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки (слоги можно просто написать на доске). Учитель сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика нужно подобрать подходящий слог из второго столбика». Вызванный к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке ( или соединяет нужные слоги на доске): РА СИ ГУ РЫ КУ НА Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУРЫ. Вариант игры : задания такого рода помещены на отдельных карточках, и каждый ученик работает с индивидуальной карточкой. «Дополни слово» Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ Игра “Кто как кричит?” Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе. Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием. Материал для игры: Коровы - (мычат), куры - (кудахчут), Свиньи – (хрюкают), вороны - (каркают), Собаки – (лают), воробьи - (чирикают), Кошки -(мяукают), кукушки - (кукуют), Утки - (крякают), соловьи - (поют), Гуси - (шипят), лягушки – (квакают Материал для игры: Повара - (варят) ветры – (дуют) Кузнецы - (куют) ручьи – (текут) Маляры - (красят) цветы - (цветут) Строители - (строят) травы - (зеленеют) Врачи – (лечат) Работа с загадками. Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений. Сначала на первых уроках разбираем, как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не прямо, а с намеком. Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении. Жёлтая монетка- В небе видим нередко. (Солнышко) Попозже будет объявлен конкурс на лучшую загадку. • Сочинение сказки. Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам. Дети еще в первом классе знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения. -Сегодня мы сочиним сказку про маленькую тучку. Наша сказка так и будет называться «Сказка про Тучку» Какое слово больше подходит? При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком синонимов и антонимов» Дети сами составляют некоторые группы синонимов: красивый изящный пригожий хорошенький прекрасный прелестный очаровательный симпатичный Они раскрывают значения этих слов. Составляют с ними предложения. Игра “Кто что делает?” Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе. Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием. 1.Когда готовимся дать описание, я провожу такую работу. Например, тема «Зима». Дети должны подобрать как можно больше прилагательных. Снежинки – ажурные, причудливые, пушистые, искусные. Небо – лазурное, изумрудное, голубое. Тишина – торжественная, мёртвая, таинственная. Солнце – янтарное, золотистое Тени от деревьев – лиловые, фиолетовые. На тему «весна» я даю существительные: дети эти предметы охарактеризуют. Берёзки – молодые, белоствольные, зеленокудрые. Ручейки – говорливые, хрустальные… Птички – певчие… Облака – бирюзовые… Травка – молодая… Эти этапы-станции я использую при разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! ГДЕ РАСТЕТ? Задача: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов. Игровые действия: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе. ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ И ТРАВЫ Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав. Задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам. Игровые действия: учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось. ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира. Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях. ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп. Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова) Назови детенышей Задача: знать название детенышей домашних и диких животных. Игровые действия: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень. Съедобное и несъедобное Задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы. Игровые действия: учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши. Эстафета цветов – «Шаг-цветок» Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Назвал растение – шаг вперед, повторился с названием или не сказал – оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту. УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗАПАХИ Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона. Желательно добавить несколько цветущих растений (бархатцы, душистый табак, душистый горошек и т.д.) каждый образец положить в баночку с крышкой, играющие должны по запаху определить название цветка. «Четвертый лишний». Урок может проводиться с использованием проектора или магнитной доски и заранее подготовленных материалов. Ребятам предлагаются четыре представителя флоры или фауны. Необходимо определить, кто является лишним. К примеру, лошадь, кошка, собака, таракан. Последний относится к группе насекомых, поэтому лишний. Игра «Наложенные картинки» -Каких животных нарисовал художник на картине? (Художник нарисовал на картине корову, свинью, собаку, кошку, белку). -Какое животное лишнее? Почему? (Лишнее животное – белка. Белка – дикое животное, а остальные – домашние.) Игра “Подбери пару”. Цель: Закрепить умение составлять словосочетания существительное + прилагательное. Содержание: ковёр красивый гость громадный кепка кожаный город грубый костюм красный грузчик гостеприимный кресло коричневый галстук голубой карандаш красивый глаз громкий кофе квадратный голос грязный комната клетчатый гора горький кофта крепкий гриб грустный Игра «Угадай по описанию» Цель: научить определять объект по описанию. Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением. Воспитанник описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чём идёт речь. Не забудьте, что описывая объект, следует двигаться от общего к частному. На уроках речевой практики я провожу артикуляционную разминку, читаем скороговорки и чистоговорки. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. “ Чищу зубы” Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри Не болели чтоб они. ( языком круговые движения) Слайд 13-14 Социоигровые технологии на уроках в начальных классах. Говорить хором. Среди учеников (особенно первоклассников) немало таких, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку. Им поможет хоровая работа. Учитель говорит: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если кто-то из учеников ошибается, то педагог сразу услышит это. Эстафета проводится в разных направлениях: по рядам, вариантам, змейкой, наискосок, по кругу. Например, можно предложить называть слова с буквой в начале (середине, конце) слова, или называть числа в прямом, обратном порядке, или называть растения леса и т.д. Встать при наличии ошибки. Можно договориться с учениками, что когда кто-то из них видит ошибку, то он не поднимает руку, а встаёт (что является обращением к классу). Например, ученик пишет на доске , кто-то из одноклассников , сидящих за партой, встаёт, другие учащиеся смотрят на доску (ведь кто-то встал) и ищут ошибку, если они находят её, то тоже встают. Отвечающий у доски видит и начинает проверку. Бывает, что ошибается и встающий. Если его не поддерживают другие, то он начинает проверять себя. Работа в группах. Распределение на группы может происходить так: учитель раздаёт школьникам части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе).Учащиеся собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, ученики сообщают об этом одновременным хлопком. Так же они будут показывать и момент завершения работы над заданием. Групповая работа уместна при - составлении задач; - чтении текста с выбором непонятных, незнакомых слов (прочитав текст и отметив непонятные слова, учащиеся сравнивают, одинаковые ли слова они выбрали: то, что непонятно одному, может быть понятно другому, общие непонятные слова выписываются на доску, и уже всем классом выясняется их значение); - пересказе текста по предложению, слову, логическим частям; - работе над выразительностью в ходе чтения стихотворений с разной интонацией; - рассказе о растениях, животных и т.д., когда все участники группы объединяют свои знания о предмете и сообщают их классу. Взаимодействие в работе. Учитель конструирует урок так, чтобы школьники постоянно взаимодействовали друг с другом к ходе сравнения ответов, поиска одинаковых решений, проверки чужих тетрадей и т.д. Например, можно предложить учащимся сравнить решения задачи и объединиться в группы по их совпадению. Можно дать задание: «Записать в тетрадь соседа по парте пример, в котором было бы 2 действия сложения и 2 действия вычитания» и вернуть хозяину. После этого каждый проверяет правильность записи примера и решает его. Пойди спроси. Если ученики что – то не понимают, в чём-то сомневаются, то они пользуются приёмом «Пойди спроси», причём не у учителя, а у одноклассника. Как правило, ученики с большим интересом и ответственностью подходят к процессу объяснения: открывают книгу, делают рисунок, задают наводящие вопросы. Иногда они обращаются к учителю с вопросом: «Как это объяснить?» Педагог может переадресовать вопрос другому ученику, которому он доверяет. Счётная машинка. Каждой парте (паре учеников) присваивается число или знак действия или знак равенства. Учитель (или ученик) называет пример, допустим, 5+6+8=… . Пара, отвечающая за соответствующее число, действие или знак равенства, встаёт и хлопает в ладоши. После вычислений встают те пары учеников, которые обозначают результат. При систематическом использовании социоигровых технологий на уроке в начальной школе можно отметить, что ученики: * всегда готовы к работе; * активны на уроке; * умеют работать в коллективе; * готовы работать с любым учителем; * не боятся высказывать своё мнение; * ходят в школу с удовольствием. Социоигровые технологии помогают учителю организовать свою деятельность нетрадиционно, интересно. Слайд 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья, с помощью которого можно повысить интерес к учению сделать его более увлекательным. Игра позволяет воспитывать желание и умение учиться, создаёт такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу, а также развивать личностные качества школьника, например: взаимопомощь, взаимовыручку, поддержку, чувство товарищества. Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и в целом психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (A.B. Запорожец, М.И. Лисина). При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется (A.B. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
сообщение на педсовете 03.11.17.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УРЕНСКАЯ  КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА­ИНТЕРНАТ» УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Тема педагогического совета: «Современные технологии в учебном  процессе» Сообщение из опыта работы на тему: «Использование игровых  технологий на уроках»                                                                                                                    Подготовила:                                                                                     учитель начальных классов                                                                                      Пронкина Л.В. 2017 год Одной из главных задач современной начальной школы сегодня  является  создание необходимых условий для личностного развития каждого.  Именно  поэтому учителю важно использовать в педагогической деятельности  комплекс средств, формирующих базовые учебные действия, которые нашли  отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте. Слайд 2 На мой взгляд, игровая технология –  самая актуальная для учителя  начальной школы. Уроки с использованием игровой технологии способствуют формированию  личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных базовых  учебных действий.  Они находятся в тесной взаимосвязи.  Слайд 3 Игровые технологии занимают важное место в учебно­воспитательном  процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных  интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других  функций. Слайд 4 Главный компонент игровой технологии — непосредственное и  систематическое общение педагога и детей. Слайд 5 Согласно ФГОС  содержание образовательной программы должно  обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в  2 различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (далее – образовательные области): Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по  каждой образовательной области. 1.игровые ситуации; сюжетно – ролевые игры; театрализованные игры. 2.обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии,  направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных  способностей. 3. игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики; игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики; игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса. 4. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания  произведений искусства, мира природы; формирование элементарных  представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной  литературы, фольклора, изобразительного искусства. 5. игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности  детей, способствующих правильному формированию опорно­двигательной  системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и  мелкой моторики обеих рук и т.д. Слайд 6 Педагоги успешно применяют игровые технологии на уроках. Хочу  поделиться с применением их на новых предметах – это «Мир природы и  человека». Методика проведения уроков данного предмета схожа с  методикой урока «Развитие устной речи на основе ознакомления   с  предметами и явлениями окружающей действительности.   Слайд 7, 8 3 Следующий новый предмет ­ «Речевая практика». Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического  развития у детей с умственной отсталостью.  Речь неразрывно связана с  мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения  речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно  выражать свои мысли. Слайд 9 Без практических занятий, игр, упражнений, т.е. без направленного обучения,  коммуникативного опыта у детей с интеллектуальными нарушениями  спонтанно не возникает. В этой связи уроки речевой практики носят  практический характер, а речевая деятельность выстраивается по тематике,  наиболее понятной и доступной младшему школьнику: повседневное общение, игра, игровые воображаемые действия и др. На слайде из таблицы видно, что на каждой теме, которая рассчитана на  несколько часов включены различные игровые технологии. Расскажу, какие игровые технологии применяю, применяла в практике  конкретно на уроках речевой практики. Слайд 10  Существует следующая классификация игр  — по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые,  социальные, психологические); 1.Например загадки, я часто использую игру «Эстафета»  2.  Пример обучающей игры «Одень человечка» на уроках обучения грамоте. 3. использовала игру — драматизацию (сценка «Лесное собрание») 4. игру­путешествие в лес. Инструментом включения в игру могут служить кукольные игрушки,  4 музыкальное сопровождение урока, использование информационно­ коммуникационной техники. Например:  урок­сказка в 1 классе на тему «Я и мои товарищи». В основе  урока сюжет сказки «Гуси­лебеди». Дети  помогают героине, спасают братца,  выполняя задания печки, яблони, речки. Видео­отрывки добавляют ощущения  погружения в сказку. В игре я учу общению. Для достижения эти целей использую групповые  задания, работа в парах   Пробовала использовать инсценировку. Так, уже в 1 классе дети  инсценировали русскую народную сказу «Колобок». Разыгрывая  художественные произведения, я включаю ребёнка в систему общественных  отношений. На своих уроках  использую кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь  преподнести материал в необычной форме: урок­сказка, урок­путешествие,  урок­исследование и другие. Уроки с использованием ИКТ особенно  актуальны в начальной школе. Слайд 11 1.В данных играх дети выполняют действия по образцу или указанию. В  процессе таких игр дети знакомятся с новым звуком, буквой. Их  произношением, овладевают пространственными представлениями. Эти игры  часто применяются в 1­м классе. 2.К этой группе относятся игры, которые способствуют формированию  навыков правописания, чтения. Это «Словесная  рыбалка», «Кот­буквоед»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи  курс корабля». 5 3.К этому виду можно отнести игры “ Я ­ учитель”, “ Контролёр”, в которых  ребята проверяют выполненную кем­то работу. 4.В играх данной группы ребята выводят закономерность, которая является  ключом к данным заданиям. Игры «Буквы перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые слова» Игра “ Придумай слово из данных букв”. ОСКОЛ ­ сокол, колос, кол, лоск, сок. 5. В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие.  Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи  закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь». Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает  внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный  материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность,  инициативу и смекалку. Слайд 12  Во многих дидактических играх, которые я использую на уроках, заложен  элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный  характер игры. В этом случае дети  стремятся не только сами хорошо  выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им. С  помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с  непроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать  образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и  сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в  слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить  6 нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр  стараюсь проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3­5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный  мотив и придать ей дополнительный азарт. Для развития воображения и  творчества детей использую игры на составление рассказов, например,  «Рассказ по картинкам»: предлагаю учащимся придумать рассказ, используя  ряд картинок, придумать продолжение, можно усложнить задание, добавив  ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой. Одна из  сложных задач, стоящих перед учащимися начальной школы – научиться  правильно и красиво писать. В этом мне помогают пальчиковые игры,  основанные на инсценировке каких­либо рифмованных историй, сказок при  помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения,  достигает хорошего развития мелкой моторики рук. В процессе проведения дидактических игр на уроках можно встретиться с  различными трудностями – у ребенка может что­то не получаться, чего­то он  не сможет понять, от чего­то он станет отказываться, поэтому, чтобы  избежать самых грубых ошибок, я стараюсь при подборе и проведении игры  следовать «золотым правилам» Использую ряд дидактических игр.  2. Игра « Шифровальщики» Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико­фонематического  восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло ­ различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие  логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой ­ отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут  попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. 7 Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой  группы лишнее слово. Например: 1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)  3. Игра « Клички» Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования,  закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание  собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА 4. Детям очень нравятся такие задания, как:  Составь рассказ по опорным словам:  o зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.  «Назови одним словом» Оборудование: карточки слов, обозначающих обобщающие понятия. Описание игры. Учитель называет слова, которые обозначают видовые  понятия (шкаф, диван, кровать, стол, кресло и др.), а дети среди карточек,  выставленных на доске, находят обобщающие слова (мебель).       Вариант 1. Учитель не называет слова, а показывает картинки.       Вариант 2. Слова, которые обозначают видовые понятия, написаны на  доске. 8 «Помоги слову найти последнюю букву» Оборудование: касса букв и слогов. Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала  слов и их последние буквы:                       СЛО                      З                       ГЛА                       М                       СТО                       К                        ГРО                      Н                        КРИ                      Л                        ПЛО                     Б                        ГРИ                       В Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает  получившееся слово.     Может быть, и такой вариант игры: задание размещается на  индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других  выполнит задание.                                     «Наоборот» Оборудование: карточки слов. Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением. «Отгадай и прочитай» Оборудование: карточки слов. Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает  значение слова, дети по значению находят нужное слово.       Например, учитель называет значение слова: « Место, где изготавливают и  продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов  находит нужное – аптека. 9 «Кто знает, пусть продолжает» Оборудование: карточки слов. Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор,  кровать, курица, гладиолус и др.). Учитель называет родовое понятие  (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые  относятся к данному роду: капуста, помидор. «Универмаг» Оборудование: карточки слов. Описание игры. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: открывается  новый универсальный магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо  разместить товары по отделам: одежда, мебель, посуда, обувь и др.  Вызванный ученик берет из стопки карточку со словом, читает его и помещает в нужный отдел ­ выставляет под плакатом – названием отдела.      Вариант 1. Ученики разбиваются на группы. Каждая группа должна  отобрать товары в свой отдел: выбрать те карточки, на которых написаны  названия соответствующих товаров.     Вариант 2. Меняется игровая ситуация: необходимо навести порядок на  полках. На каждой полке среди карточек с названием товаров данного отдела  находится карточка с названием товара из другого отдела. Необходимо  прочитать слова, найти лишнее слово и передать карточку в соответствующий отдел. «Займи свой домик» Оборудование: карточки трехбуквенных слов, картонные домики с буквами,  которые обозначают гласные звуки, в окошке. Описание игры. Учитель предлагает расселить слова в нужные домики:  карточку со словом, в середине которого находится буква А, помещают возле  домика с буквой А, карточку со ловом, в середине которого находится буква  10 О, помещают возле домика с буквой О, карточку со словом, в середине  которого находится буква У, помещают возле домика с буквой У. «Слог или слово» Описание игры. Учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова.  Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь  только слова.    Может быть и такой вариант игры: одна группа детей выписывает только  слова, другая – только слоги.    Например: САД, МАК, КРО, ТРА, РОТ, СМИ, СОН, ШКИ, ШУМ, НИТ. «Слова­братья» Оборудование: карточки слов. Описание игры. На доске записан столбик слов. Учитель показывает карточку и просит найти в столбике слова, которые начинаются с такого же слога, как и слово на карточке. Вызванный ученик выходит к доске, последовательно  читает слова в столбике и подчеркивает те из них которые соответствуют  заданному слову.    Например, слово на карточке: КРУПА.                                   красота                                   кролик                                   круги                                   кубик                                    роза                                    груша                                    кружок  «Поймай выделенное слово» Описание игры. На доске в столбик написаны четыре­пять слов. Рядом с  каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и  несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик  11 читает слово, находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает  его.     Например:                              ЛИСА                      липа, лис, лира, лиса, киса                              ЛАК                         лук, лак, сук,  мак, рак, лак                              ЛАПА                      липа, лапа, папа, лиса                              ЛИЗА                      Лида, Липа, Лида, Лида Материал для игры можно предложить на индивидуальных карточках «Слоговой конструктор» Оборудование: слоговые карточки. Описание игры. На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые  карточки (слоги можно просто написать на доске). Учитель сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно  собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика нужно подобрать  подходящий слог из второго столбика». Вызванный  к доске ученик  переставляет слоги второго столбика в правильном порядке ( или соединяет  нужные слоги на доске):                         РА         СИ                         ГУ          РЫ                         КУ         НА    Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУРЫ.       Вариант игры : задания такого рода помещены на отдельных карточках, и  каждый ученик работает с индивидуальной карточкой. «Дополни слово» Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен  поймать мяч и дополнить слово (... га). В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.  12 Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и,  м, p, m м, ш, а, н, и, ы, г, ρ Игра “Кто как кричит?”  Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в  нужном числе. Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2  столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому  подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая  правильно и быстрее справится с заданием. Материал для игры: Коровы ­ (мычат), Повара ­ (варят) средствах языка,  куры ­ (кудахчут), ветры – (дуют) Свиньи – (хрюкают), Кузнецы ­ (куют) вороны ­ (каркают), ручьи – (текут) Собаки – (лают), Маляры ­ (красят) воробьи ­  (чирикают), цветы ­ (цветут) Кошки ­(мяукают), Строители ­  кукушки ­ (кукуют), (строят) Утки ­ (крякают), соловьи ­ (поют), Гуси ­ (шипят), лягушки – (квакают Материал для игры: травы ­ (зеленеют) Врачи – (лечат)      Работа с  загадками. Задача: дать сведения об изобразительных  учить сочинять  загадки с  использованием  сравнений и  олицетворений. Сначала на первых  уроках разбираем,  как построена  загадка. Дети  приходят к выводу,  что в загадке предмет описан, указаны его  признаки. Но  признаки указаны не  прямо, а с намеком. Затем дети сами  пытаются сочинять  13 загадки, основанные  на сравнении. Жёлтая монетка­ В небе видим  нередко. (Солнышко) Попозже будет  объявлен конкурс на  лучшую загадку. ∙  Сочинение сказки. Задача: учить  сочинять сказку по  данному началу,  отличается сказка от  рассказа. Предметы в  сказке оживляются. В сказке присутствуют  волшебство, чудесные превращения и  приключения. ­Сегодня мы сочиним  сказку про маленькую тучку. Наша сказка  так и будет  называться «Сказка  про Тучку» коллективно  составленному плану, Какое слово больше  подходит? пользоваться  «словариком  синонимов и  антонимов» Дети сами  составляют  некоторые группы  синонимов: красивый изящный пригожий  хорошенький прекрасный  прелестный очаровательный  симпатичный Они раскрывают  опорным словам. Дети еще в первом  При выполнении  такой работы  значения этих слов.  Составляют с ними  классе знают, чем  необходимо  предложения. 14 Игра “Кто что делает?”  Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе. Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика  существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному  глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием. 1.Когда готовимся дать описание, я провожу такую работу. Например, тема «Зима». Дети должны подобрать как можно больше прилагательных. Снежинки – ажурные, причудливые, пушистые, искусные. Небо – лазурное, изумрудное, голубое. Тишина – торжественная, мёртвая, таинственная. Солнце – янтарное, золотистое Тени от деревьев – лиловые, фиолетовые. На тему «весна» я даю существительные: дети эти предметы охарактеризуют. Берёзки – молодые, белоствольные, зеленокудрые. Ручейки – говорливые, хрустальные… Птички – певчие… Облака – бирюзовые… Травка – молодая… Эти этапы­станции я использую при разработке игр­путешествий с применением  транспортных средств и сказочных героев. В играх­путешествиях обогащается  словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется  кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия,  воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного  скучающего на уроке! ГДЕ РАСТЕТ? Задача: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов. Игровые действия: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют.  Кто ошибается, читает стихотворение о природе. ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ И ТРАВЫ Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.  Задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим  признакам. Игровые действия: учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это  деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники.  Учитель показывает подорожник, мать­и­мачеху, ученики отвечают, что это травы.  После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.  ЛЕТАЕТ ­ НЕ ЛЕТАЕТ Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира. Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях. ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных  представителей обеих групп. Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к  какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки.  Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова) Назови детенышей Задача: знать название детенышей домашних и диких животных. Игровые действия: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик  называет детеныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца,  лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень. Съедобное и несъедобное Задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы. Игровые действия: учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в  ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не  хлопают в ладоши.   Эстафета цветов – «Шаг­цветок» Выходят два школьника и по очереди называют цветочно­декоративные растения  открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Назвал растение – шаг вперед, повторился с названием или не сказал – оставаться на месте. Побеждает тот, кто  первый пересечет условную черту.  УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗАПАХИ Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона. Желательно добавить несколько цветущих растений (бархатцы, душистый табак, душистый горошек и т.д.)  каждый образец положить в баночку с крышкой, играющие должны по запаху  определить название цветка. «Четвертый лишний». Урок может проводиться с использованием проектора или  магнитной доски и заранее подготовленных материалов. Ребятам предлагаются четыре  представителя флоры или фауны. Необходимо определить, кто является лишним. К  примеру, лошадь, кошка, собака, таракан. Последний относится к группе насекомых,  поэтому лишний. Игра «Наложенные картинки»  ­Каких  животных нарисовал художник на картине? (Художник нарисовал на картине  корову, свинью, собаку, кошку, белку). ­Какое животное лишнее? Почему? (Лишнее животное – белка. Белка – дикое  животное, а остальные – домашние.) Игра “Подбери пару”. Цель: Закрепить умение составлять словосочетания существительное +  прилагательное. Содержание:  ковёр                  красивый                                  гость                  громадный кепка                   кожаный                                   город                 грубый костюм                 красный                                   грузчик              гостеприимный кресло                 коричневый                              галстук              голубой карандаш             красивый                                  глаз                    громкий кофе                     квадратный                               голос                 грязный комната                клетчатый                                 гора                   горький кофта                    крепкий                                     гриб                  грустный  Игра «Угадай по описанию» Цель: научить определять объект по описанию. Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением. Воспитанник описывает  объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чём идёт речь. Не забудьте, что описывая объект, следует двигаться от общего к частному. На уроках речевой практики я провожу артикуляционную разминку, читаем  скороговорки и чистоговорки. Эти упражнения развивают подвижность речевого  аппарата. “ Чищу зубы” Чищу зубы, чищу зубы И снаружи, и внутри  Не болели чтоб они. ( языком круговые движения) Слайд 13­14                                                                                                              Социоигровые технологии на уроках в начальных классах. Говорить хором. Среди учеников (особенно первоклассников) немало таких, которые  не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку. Им поможет хоровая  работа. Учитель говорит: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если кто­то из учеников ошибается, то педагог сразу услышит это.  Эстафета  проводится в разных направлениях: по рядам, вариантам, змейкой,  наискосок, по кругу. Например, можно предложить называть слова с буквой в начале (середине, конце) слова, или называть числа в прямом, обратном порядке, или называть  растения леса и т.д. Встать при наличии ошибки. Можно договориться с учениками, что когда кто­то из  них видит ошибку, то он не поднимает руку, а встаёт (что является обращением к  классу). Например, ученик пишет на доске , кто­то из одноклассников , сидящих за  партой, встаёт, другие учащиеся смотрят на доску (ведь кто­то встал) и ищут ошибку,  если они находят её, то тоже встают. Отвечающий у доски видит и начинает проверку.  Бывает, что ошибается и встающий. Если его не поддерживают другие, то он начинает  проверять себя.  Работа в группах. Распределение на группы может происходить так: учитель раздаёт  школьникам части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать  желаемому количеству человек в группе).Учащиеся собирают из них открытку, тем  самым определяя состав группы. Собравшись в группу, ученики сообщают об этом  одновременным хлопком. Так же они будут показывать и момент завершения работы  над заданием.                                                                                                         Групповая  работа уместна при ­ составлении задач;                                                                                  ­ чтении текста с выбором непонятных, незнакомых слов (прочитав текст и отметив  непонятные слова, учащиеся сравнивают, одинаковые ли слова они выбрали: то, что  непонятно одному, может быть понятно другому, общие непонятные слова  выписываются на доску, и уже всем классом выясняется их значение);                               ­ пересказе текста по предложению, слову, логическим частям;                                           ­ работе над выразительностью в ходе чтения стихотворений с разной интонацией;           ­ рассказе о растениях, животных и т.д., когда все участники группы объединяют свои  знания о предмете и сообщают их классу. Взаимодействие в работе. Учитель конструирует урок так, чтобы школьники  постоянно взаимодействовали друг с другом к ходе сравнения ответов, поиска  одинаковых решений, проверки чужих тетрадей и т.д. Например, можно предложить  учащимся сравнить решения задачи и объединиться в группы по их совпадению. Можно дать задание: «Записать в тетрадь соседа  по парте пример, в котором было бы 2 действия сложения и 2 действия вычитания» и вернуть хозяину. После этого каждый  проверяет правильность записи примера и решает его. Пойди спроси. Если ученики что – то не понимают, в чём­то сомневаются, то они  пользуются приёмом «Пойди спроси», причём не у учителя, а у одноклассника. Как  правило, ученики с большим интересом и ответственностью подходят к процессу  объяснения: открывают книгу, делают рисунок, задают наводящие вопросы. Иногда они обращаются к учителю с вопросом: «Как это объяснить?» Педагог может  переадресовать вопрос другому ученику, которому он доверяет. Счётная машинка. Каждой парте (паре учеников) присваивается число или знак  действия или знак равенства. Учитель (или ученик) называет пример, допустим,  5+6+8=…  . Пара, отвечающая за соответствующее число, действие или знак равенства,  встаёт и хлопает в ладоши. После вычислений встают те пары учеников, которые  обозначают результат. При систематическом использовании социоигровых технологий на уроке в начальной  школе можно отметить, что ученики:                                                                                       * всегда готовы к работе;                                                                                                           * активны на уроке;                                                                                                                    * умеют работать в коллективе;                                                                                                * готовы работать с любым учителем;                                                                                      * не боятся высказывать своё мнение;                                                                                      * ходят в школу с удовольствием. Социоигровые технологии помогают учителю организовать свою деятельность  нетрадиционно, интересно. Слайд 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                     Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности детей с ограниченными  возможностями здоровья, с помощью которого можно повысить интерес к учению  сделать его более увлекательным. Игра позволяет воспитывать желание и умение  учиться, создаёт такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Игра позволяет создать рабочую, развивающую  атмосферу, а также развивать личностные качества школьника, например:  взаимопомощь, взаимовыручку, поддержку, чувство товарищества.                                    Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на  речевое и в целом психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (A.B.  Запорожец, М.И. Лисина). При недостаточном общении ребенка со взрослыми и  сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется  (A.B. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»

Сообщение из опыта работы и презентация на тему: «Использование игровых технологий на уроках в коррекционной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017