|
Новые средства развития письменной речи детей.
Изучая природу письменной речи, Л.С.Выготский пришел к выводу о том, что с психологической точки зрения она существенно отличается от устной речи как по функционированию, так и по внутреннему строению. Специфика письменной речи состоит в том, что она функционирует при отсутствии собеседника, порождается иными мотивами, более абстрагирована от ситуации и обладает большей произвольностью и осознанностью.
Развивая идеи Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконин экспериментально доказал, что письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки и представление о том, что данная форма речи отличается от устной только техникой, является заблуждением. В процессе создания текста автор «...должен проанализировать свою собственную мысль, отделить одну мысль от другой, выделить из общего клубка мыслей каждую из них и оформить связи между ними. Синтаксис письменной речи совершенно не походит на синтаксис речи устной: письменная речь есть речь произвольного синтаксиса, т.е. такого, в системе которого пишущему приходится каждую свою мысль предварительно отделять от всех остальных и находить наиболее адекватные формы ее выражения».
Таким образом, постановка программной задачи развития письменной речи в процессе школьного обучения предполагает освоение ребенком новой формы речи, хотя и связанной определенным образом с устной, но существенно отличающейся от нее по своему функционированию и внутреннему строению.
Письменная речь является предметом и продуктом обучения, поскольку
не формируется вне обучения. Ее достоинства и недостатки справедливо связываются с системой образования. Эффективный подход к развитию письменной речи у детей может быть построен только на основе понимания структуры, функций и этапов ее развития в онтогенезе, поскольку «...письменная речь как продукт развития культуры человечества предъявляет ребенку новые запросы, требует от него нового типа операций, до сих пор не имевших место в его психической деятельности».
Единицей письменной речи является текст. Только в тексте реализуется единство ее функций. Из этого следует, что обучение письменной речи есть не что иное, как обучение детей построению целостного текста, формирование у них умения создавать замысел (смысловое содержание) и воплощать его в речи.
В структуре письменной речи выделяется ведущий уровень ее организации: действия порождения замысла и его воплощения в тексте. Психологические исследования показывают, что система действий, необходимых для построения смыслового содержания текста, включает в себя: выбор темы и ее границ, отбор основных смысловых единиц содержания, их развертывание в целостной структуре текста, то есть построение композиции и сюжета истории. Наиболее важными операциями для выражения смыслового содержания в тексте являются отбор слов, синтаксических структур предложений, обеспечение контекстности высказывания и связности предложений в тексте.
Наиболее продуктивным способом развития письменной речи является детское словесное творчество, Уже на ранних ступенях школьного обучения приоритет должен быть отдан сочинению историй, отражающих жизненный опыт детей, их мысли и чувства, мечты и фантазии, возникающие в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Любой ребенок, начинающий овладевать письменной речью как особым видом речевой деятельности, вначале испытывает закономерные трудности и на пути создания замысла, и в процессе его воплощения в тексте. Поэтому первоначальные варианты сочинений [младших школьников нуждаются в тщательном, многократном и разноаспектном редактировании: по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению и т.д. Осмысленное редактирование собственной речи и продвигает ребенка на пути ее развития, так как служит способом приведения в соответствие замысла и его воплощения в тексте. В процессе редактирования текста совершенствуются действия и операции, необходимые для его построения, а потому саморедактирования является не только неотъемлемым компонентом сочинительства, но важнейшей составляющей процесса развития письменной речи ребенка.
Как известно, общей особенностью психического развития детей с различными отклонениями в развитии являются выраженные трудности в овладении речью, ее специфические недостатки, хотя и разные по своей природе, характеру и степени выраженности. Это означает, что наряду с многократным и многоаспектным редактированием сочинений, в котором нуждается любой ребёнок, таким детям понадобится прости значительно большую по объему :работу, включающую устранение разнородных, специфических по своему характеру и при этом плохо осознаваемых ошибок. Таким детям гораздо важнее, чем их нормально развивающимся сверстникам, иметь в своем распоряжении средства редактирования речи, которые не отягощают и без того трудную я них деятельность, не разрушают ее структуры, не отбивают желания совершенствовать свою речь, позволяют свободно экспериментировать с языковым .материалом в процессе построения текста. Какие же средства традиционно предлагаются ребенку в обучении?
Нет сомнений в том, что до сих пор основными средствами первоначального варианта сочинения является либо его переписывание (после обсуждения допущенных погрешностей), либо работа над выявленными ошибками. Отметим сразу, что в последнем случае из целостного текста «вырываются» фрагменты, нуждающиеся в исправлении, а потому редактируется уже не текст в целом, а входящие в него слова, словосочетания и предложения. В процессе работы над ошибками совершенствуются отдельные действия и операции, которые изымаются из структуры письменной речи, вследствие чего они «отрабатываются» как самоценные действия, вне отношений с теми мотивами, которые действительно побуждают и направляют процесс порождения текста. Даже если работа над ошибками проведена успешно, ребенок не имеет возможности увидеть новый вариант целостного текста и понять, каким образом внесенные исправления повлияли на его «произведение», сумел ли он достичь соответствия между замыслом и его воплощением в тексте. Подмена редактирования текста исправлением входящих в него слов, словосочетаний и предложений объясняется, как нам кажется, не столько непониманием взрослыми сути происходящего, сколько отсутствием средств редактирования, позволяющих ребенку свободно экспериментировать с целостным текстом, видеть новый его вариант и анализировать, насколько он улучшился, благодаря каждой внесенной поправке. Не дает такой возможности и переписывание, не говоря уже о том, что это занятие отбивает у детей младшего школьного возраста всякое желание совершенствовать свою речь. Главным недостатком традиционных средств редактирования текста является их несоответствие характеру и структуре этой деятельности.
Для взрослых сегодня предпочтительным средством создания и редактирования текста стали компьютерные программы под общим названием «Текстовые редакторы». Их преимущества состоят в следующем:
— впервые предоставляется возможность избежать рутинного процесса переписывания текста в целях редактирования его первоначального варианта;
- текст можно редактировать в
любом аспекте (по структуре, по
смыслу,
по лексико-грамматическому оформлению; по объему и др.)
— ошибки любого характера исправляются бесследно;
— редактируется целостный
текст, а
не вырванные из него
фрагменты,
вследствие чего пишущий имеет возможность анализировать, насколько
улучшается текст в целом под влиянием каждого внесенного изменения;
— в процессе построения текста
предоставляется возможность неограниченного
и непосредственного экспериментирования с
языковым материалом (поиск и отбор необходимых слов; синтаксических структур предложений; обеспечение контекстности высказывания и
связности предложений
в тексте);
— редактирование текста может
быть многократным. При этом последовательность редактирования является
свободной;
— встроенные
автоматизированные
средства проверки помогают автору
найти те орфографические, синтаксические и стилистические погрешности
в тексте, которые он не может
обнаружить самостоятельно;
—автору могут быть предложены
варианты редактуры допущенных погрешностей;
—текст может храниться в памяти
компьютера сколь угодно долго и к нему
всегда можно вернуться;
—созданный текст может быть рас
печатан в любом количестве экземпляров.
Главное отличие текстовых редакторов от предшествующих им средств построения текста состоит в том, что эта компьютерная технология полностью соответствует характеру и структуре этой деятельности, облегчает ее, дает возможность пишущему совершенствовать составляющие эту деятельность операции, подчиняя их смысловой работе над текстом, свободно экспериментировать. Поэтому вполне закономерно, что текстовые редакторы стремительно вытесняют предшествующие средства построения текста и становятся для взрослых основным орудием этой деятельности.
Возникает закономерный вопрос: не является ли текстовый редактор тем
средством построения текста, в котором нуждается ребенок, испытывающий по тем или иным причинам выраженные трудности на пути освоения письменной речи?
Укоренившаяся традиция отечественной научной школы дефектологии состоит в том, что изобретаемые технические средства анализируются с точки зрения возможности их использования для развития ребенка и коррекции его вторичных нарушений в процессе специального обучения. Вот почему для педагога-дефектолога так естественно анализировать возможности текстовых редакторов в аспекте не только общих, но и особых образовательных потребностей детей в области развития письменной речи.
Поскольку дети с отклонениями в развитии осваивают письменную форму речи значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, педагогу и родителям прежде всего необходимы средства, способные помочь сохранить, развить или вызвать у ребенка желание совершенствовать свою речь. На пути поиска новых средств мотивации детей к развитию письменной речи и возникает первый довод дефектолога в пользу обучения текстовому редактору, поскольку переход к работе с текстом на компьютере дает шанс изменить отношение к столь трудной для них работе над текстом. Представим, что уже в младшем школьном возрасте ребенок овладел компьютерной технологией создания и редактирования доступных ему текстов. Это означает, что он может самостоятельно написать текст на экране компьютера, отредактировать его с помощью взрослого в разных аспектах, не переписывая и не оставляя следа от многочисленных исправлений, Итогом станет безупречная работа, которую можно распечатать и представить окружающим. Таким образом, за счет применения компьютерной технологии снимается проблема ненавистного переписывания текста в целях устранения допущенных неточностей, и у ребенка появляется желанная возможность не оставлять следа от своих, подчас бесконечных и при этом разнообразных, ошибок.
В традиционном обучении редактирование, как правило, огорчает ребёнка. Чем больше ошибок он находит в своем тексте, тем хуже выглядит его работа, тем более явной становится его несостоятельность. Б таких условиях нелегко формировать у ребенка стремление находить и исправлять свои ошибки. При переходе к работе с текстом на компьютере ситуация меняется. Чем больше ошибок он найдет в своем сочинении, чем более старательно и умело будет редактировать собственную речь, тем лучше будет становиться забота. У маленького школьника появляются понятные ему основания относиться к редактированию как к необходимому, полезному, а возможно, и интетересному компоненту сочинительства. Таким образом, обучение текстовому редактору и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи может предоставить взрослым реальную возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью. Уже ради одного этого стоило бы, по нашему мнению, учить маленьких школьников создавать и редактировать текст в компьютере. Однако есть и другие аргументы, возникающие на пути поиска психологически комфортных средств развития письменной речи и коррекции ее специфичных недостатков у детей младшего школьного возраста.
Благодаря компьютерной технологии и учитель, и ребенок могут получить возможность заняться главным — целенаправленным редактированием первоначальных вариантов текста, приведением в соответствие замысла и его воплощения в речи. Как уже отмечалось, осмысленное редактирование собственной речи продвигает ребенка а пути ее развития, готовит к решению не выдуманных, а реальных задач о будущей взрослой жизни, связанных с самообразованием и коммуникацей посредством текста. Однако редактированием текста в разных его аспектах начальная школа занимается явно недостаточно, и это вполне понятно. Единственным средством редактиктирования текста по смыслу и структуре является его переписывание, а средством устранения погрешностей в отборе слов, синтаксических конструкта предложений, их связности в тексте — работа над ошибками. Таким образом, рутинный процесс написания и переписывания текста, а также работа над ошибками, проводимая в отрыве от первоначального варианта текста, отнимают значительную часть уроков языкового цикла на первых годах школьного обучения. При помощи таких средств трудно сосредоточить силы маленького школьника на осмысленном редактировании своих сочинений, в то время как применение текстового редактора открывает эту возможность, поскольку ребенок может производить все необходимые для редактирования манипуляции с целостным текстом, не прибегая к его переписыванию. Итак, второй аргумент в пользу обучения текстовому редактору младших школьников заключается в возможности сосредоточить силы ребенка на осмысленном редактировании своих сочинений в тот период обучения, когда другими средствами сделать это чрезвычайно трудно.
Использование компьютерной технологии дает ребенку уникальное преимущество: он может редактировать целостный текст, а не вырванные из него фрагменты, постоянно анализируя, насколько улучшается его сочинение под влиянием каждого внесенного изменения. Традиционно используемые в обучении средства редактирования текста (переписывание и работа над ошибками) не дают ребенку такой возможности. Таким образом, третий аргумент состоит в том, что благодаря компьютерной технологии открывается столь необходимая детям возможность редактировать целостный текст в любом аспекте (по смыслу, структуре, лексико-грамматическому оформлению, стилю и др.). Особенно важно, что применение компьютерной технологии позволяет совершенствовать необходимые для построения текста действия и операции, подчиняя их смысловой работе над текстом.
Благодаря компьютерной технологии взрослый получает возможность приучать ребенка редактировать текст последовательно, выбирая необходимый порядок работы и выделяя аспект за аспектом; многократно возвращаться к своему произведению и заканчивать работу над ним лишь тогда, когда замысел и его воплощение в речи пришли в необходимое соответствие. В
связи с
этим обратим внимание на складывающееся у ребенка представление о себе как о пишущем. Написав сочинение и поставив в конце его точку,
маленький ученик полагает, что закончил работу, поскольку именно этот вариант проверяется учителем. Так строится работа
из года в год. Постепенно у ребенка должно складываться убеждение в том, что первый вариант сочинения и есть вариант окончательный, а написать сочинение хорошо значит написать его хорошо с первого раза. У
ребенка складывается неадекватное представления о себе как о пишущем. В него уже не входит возможность создания не совсем удачного первоначального варианта текста и его преобразование в приемлемый за счет редактирования. Чем больше потребность в редактировании сочинения, тем менее умелым автором чувствует себя ребенок. При помощи нового средства, основанного на применении информационных технологий, можно попытаться
преодолеть представление ребенка о
редактировании как о наказании за
совершенные ошибки, вызвать у него стремление находить и исправлять допущенные погрешности, поскольку, чем больше недостатков в тексте он
найдет и чем более умело их исправит,
тем скорее добьется безупречной
работы. Этот аргумент нам кажется
особенно важным потому, что обучение
детей, испытывающих значительные трудности
на пути освоения письменной речи,
должно быть построено так, чтобы не
закреплять у них ощущение своей
неполноценности и дать возможность
чувствовать себя все более и более умелым автором по мере преодоления
этих трудностей.
Уникальность текстовых редакторов для детей, испытывающих трудности на пути развития речи, состоит в том, что впервые открывается возможность неограниченного экспериментирования с языковым материалом в пределах текста. Таким детям труднее, чем нормально развивающимся сверстникам, осуществлять подбор слов и их грамматических форм, синтаксических конструкций предложений, устанавливать правильные связи между ними в тексте. Им особенно трудно осуществлять эту деятельность в умственном плане, они нуждаются в непосредственном и при этом неограниченном экспериментировании с языковым материалом. Только компьютерная технология способна предоставить ребенку комфортные условия для такого экспериментирования с языковым материалом в пределах целостного текста. В этом состоит следующий аргумент дефектолога в пользу обучения текстовому редактору младших школьников.
Итак, суммируем доводы в пользу обучения текстовым редакторам детей младшего школьного возраста, испытывающих по тем или иным причинам трудности в освоении письменной речи как особого вида речевой деятельности:
• обучение
редактированию текстов
на компьютере и последующее использование этого умения в процессе развития письменной речи дает возможность развивать и поддерживать мотивацию ребенка к трудной для него
работе над совершенствованием своей
речи, поскольку исключается переписывание и не остается следа от допущенных
ошибок;
• открывается возможность целенаправленного формирования у ребенка
осознанного стремления находить и исправлять
ошибки, поскольку, чем больше погрешностей в
тексте он найдет и
чем более умело их исправит, тем скорее добьется безупречной работы;
• появляется реальная возможность
сосредоточить силы ребенка на осмысленном редактировании своих сочинений в тот период
обучения, когда другими средствами сделать это чрезвычайно трудно;
• уже в
начальной школе можно перенести акцент в
работе над письмен
ной речью с написания и переписывания текста на его осмысленное редактирование;
• ребенок получает возможность редактировать целостный текст в любом
аспекте и анализировать, насколько он
улучшается под влиянием каждого внесенного изменения;
• становится возможным совершенствовать
необходимые для построения
текста действия и операции, подчиняя
их смысловой работе над текстом;
• впервые появляется возможность
неограниченного и непосредственного
экспериментирования с языковым материалом в пределах текста; ребенок
может накопить несравненно больший, чем в традиционном обучении, опыт такого
экспериментирования, необходимый для его
речевого развития;
• благодаря компьютерной технологии взрослый получает возможность приучать ребенка редактировать текст последовательно, выделяя аспект за аспектом, многократно возвращаться к своему произведению и заканчивать работу над ним лишь тогда, когда замысел и его воплощение в речи пришли в необходимое соответствие.
Выявленное соотношение между функциональными возможностями текстовых редакторов и потребностями детей в области развития письменной речи позволяет утверждать, что введение новых средств построения текста уже в начальной школе поможет создать более благоприятные условия для развития письменной речи и коррекции ее специфичных недостатков у детей.
Увидев особые смыслы в обучении текстовому редактору детей, испытывающих по тем или иным причинам трудности в освоении письменной речи, мы предложили использовать эту технологию гораздо раньше, чем это делает массовая школа, и, главное, в иных целях. Предлагаемые изменения не фрагментарны, речь идет о системном изменении подхода к обучению текстовому редактору по сравнению с общеобразовательной школой.
Задача формирования умения создавать и редактировать доступные тексты на компьютере переносится на этап начального школьного обучения, вводится в компетенцию учителя начальных классов, решается на уроках языкового цикла, ответственных за речевое развитие ребенка. Учащиеся младших классов осваивают текстовый редактор практически и в том объеме, который позволяет им создавать и редактировать тексты, отвечающие их интересам, уровню развития и этапным задачам обучения языку. Текстовый редактор вводится сразу как инструмент создания и редактирования текстов; доступных детям. Освоение операций текстового редактора происходит в контексте хотя и несложной, но смысловой работы с текстом. При обучении текстовым редакторам ставятся решаются задачи, выходящие за пределы формирования умения пользоваться конкретной компьютерной технологией и лежащие в области формирования учебной деятельности, развития коммуникации и словесной речи.
В качестве модельной для разработки методики обучения текстовому редактору была выбрана категория детей с нарушенным слухом, поскольку они испытывают многочисленные и специфические по своему характеру трудности на пути овладения всеми формами речи.
Прежде всего, у детей вызывается потребность в освоении операций текстового редактора. Для этого учитель создает проблему в надежно освоенной деятельности, предлагая применить неизвестный ребенку способ действий. Например, для того, чтобы научить устанавливать прописную букву, учитель предлагает на уроке развития речи прочитать на экране компьютера «портрет» одноклассника, угадать, кто это, и написать его имя. Поскольку портрет составлен учителем так, что ребенок без труда понимает, о ком идет речь, возникает конфликт между желанием быстро выполнить легкое задание и невозможностью применить знакомый способ действий. Так вызывается потребность овладеть новым способом действий, поскольку иначе ребенок не сможет выполнить задание.
Разрешить возникшую проблему ребенок может только путем коммуникации со сведущим человеком, которого нужно найти в своем окружении. В процессе коммуникации учитель ставит и решает следующие задачи;
• стимулирует ребенка к речевому
оформлению возникшей рефлексии на
невозможность применить известный
способ действий, помогая ему точно
описать возникшую трудность;
• направляет маленького ученика на
поиск компетентного собеседника;
• помогает перейти от
описания
трудности к формулированию просьбы
о помощи (показе способа действий);
• вводит в ходе коммуникации
типовые фразы обиходно-разговорной речи, обслуживающие взаимодействие со
взрослым, предметом которого является разрешение проблемы, возникшей в
деятельности (Я знаю, как .... в тетради,
но я не знаю, как .... на компьютере.
Таким образом, разработанный подход и методические принципы
обучения младших школьников текстовому редактору являются общими для детей с
различными отклонениями в развитии, программы специального обучения которых
предусматривают задачу развития письменной формы речи. Однако содержание заданий
и методические приёмы работы должны конкретизироваться и уточняться с учётом
специфических особенностей развития каждой категории детей и индивидуального
уровня развития каждого отдельного ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.