Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»
Оценка 4.8

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русская литература +2
Все классы
24.07.2018
Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»
Рассматривается необходимость и особенности создания условий для формирования у детей способности к овладению связной речью как одной из наиболее сложных и актуальных проблем дошкольной педагогики на сегодняшний день, как необходимой предпосылки всестороннего гармоничного развития и социализации личности ребенка. Отмечаемая в настоящее время у значительного количества детей дошкольного возраста несформированность фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы оказывает отрицательное воздействие на формирование их связной речи и развитие словесного творчества, что, в свою очередь, существенно влияет на речевое поведение.
СООБЩЕНИЕ.docx
Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников «Читая авторов, которые хорошо пишут,  дети привыкают хорошо говорить.» / Вольтер / На сегодняшний день одной из наиболее сложных и актуальных проблем дошкольной   педагогики   является   создание   условий   для   формирования   у детей   способности   к   овладению   связной   речью,   как   необходимой предпосылки всестороннего гармоничного развития и социализации личности ребенка. Отмечаемая в настоящее время у значительного количества детей дошкольного возраста несформированность фонематического, лексического, грамматического   компонентов   речевой   системы   оказывает   отрицательное воздействие   на   формирование   их   связной   речи   и   развитие   словесного творчества, что, в свою очередь, существенно влияет на речевое поведение. Развитие   связной   речи   детей   является   одной   из   главных   задач дошкольного   образовательного   учреждения   еще   и   потому,   что   без   нее невозможно достижение главной цели – всестороннее гармоничное развитие личности   ребенка.   Связная   речь   играет   уникальную   роль   в   становлении личности   ребенка,   при   том,   что   дошкольный   возраст   является   периодом активного   усвоения   ребенком   разговорного   языка,  становления   и   развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.   Правильно поставленная связная речь является одним из залогов успешности маленького человека   в   современном   мире.   Грамотная,   эмоционально   насыщенная   речь позволит   как   в   дошкольном   и   школьном   возрасте,   так   и   в   дальнейшей взрослой   жизни   быстро   и   легко   находить   общий   язык   с   любыми   людьми, органично вписаться в любой коллектив.   При   этом   переориентация дошкольного образования   на   линию гуманизации и демократизации обусловила необходимость более глубокого изучения личности ребенка, поиск путей и способов развития его творческого потенциала. Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение   дает   интенсивное   ощущение   радости   жизни,   вызывает желание   включиться   в   творческий   процесс.   Процесс   этот   сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил.  Особое   значение   словесного   творчества   среди   творческих проявлений дошкольников   обусловлено   тем,   что   оно   является   наиболее 1 сложным   видом   творческой   деятельности,   требующим   взаимного   действия ряда психических функций. Поэтому изучение проблемы развития словесного творчества   детей,   в   силу   сложности   и   многогранности   природы   речевых  явлений,   тесно   соприкасается   с   положениями   психологии,   лингвистики, психолингвистики и педагогики. Важной научной проблемой выступает поиск педагогических   условий,   обеспечивающих   развитие   самостоятельности   и активности детского словесного творчества.    Речевое или словесное творчество – продуктивный вид деятельности, возникающий под влиянием произведений искусства и впечатлений               от окружающей   жизни,   выражающийся   в   различных   формах:   сочинении рассказов,   небылиц;   в словотворчестве   (создании   новых   слов   –   новообразований).   В   основе словесного   творчества   детей,   по   определению     М.М.   Алексеевой   и Б.И. Яшиной, лежит «процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов,  действий,  ситуаций,  не  имевших   ранее   места   в  непосредственном восприятии».   Словесное   творчество   дошкольников,   как   отмечает   О.С. Ушакова,   базируется   на   восприятии   произведений   художественной литературы в единстве содержания и художественной формы.    стихотворений,   загадок,   сказок,   описаний, Образная,   богатая   синонимами   дополнениями   и   описаниями   речь   у детей   дошкольного   возраста   –   явление   очень   редкое.   Дети   в   основном усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст   мамы   и   папы.   Вот   и   получается,   что   с   речью   ребенка   к   моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться   с   врагом,   его   нужно   «знать   в   лицо»,   поэтому,   ставя   задачу развития   речи   дошкольника,   рассмотрим,   с   какими   проблемами   в   этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги. Типичные проблемы развития речи дошкольника:   односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;  неспособность   грамматически   правильно   построить   распространенное предложение;  бедность речи, недостаточный словарный запас   замусоривание   речи   сленговыми   словами   (результат   просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений; 2  бедная   диалогическая   речь:   неспособность   грамотно   и   доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если необходимо и уместно;  неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;  отсутствие   логического   обоснования   своих   утверждений   и   выводов; отсутствие   навыков   культуры   речи:   неумение   использовать   интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;  плохая дикция. Современный выпускник организации дошкольного образования умеет читать,   писать   и   считать,   но   при   этом   у   него   отмечается   низкий   уровень сформированности   навыков   связной   речи,   неумение   грамотно   и последовательно изложить свои мысли, слабое владение как монологической, так и диалогической речевыми формами. А уж о развитости способности к речевому   творчеству   и   говорить   не   приходится…   Сегодня   в   языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что в дальнейшем влечет   за   собой   и   упадок   общей   культуры.   В   речевой   деятельности   это выражается   в   увеличении   лексики   со   сниженной   эмоционально   – экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.  Особое   значение   в   процессе   решения   данных   проблем   приобретает знакомство   с   родной   литературой,   с   текстами   детских   художественных произведений   как   важное   условие   полноценного   речевого   и   общего психического   развития   детей   дошкольного   возраста.   Художественная литература   при   определенных   условиях   может   и   должна   стать   одним   из главных условий овладения ребенком связной речью и навыками словесного творчества, условием их дальнейшего развития и совершенствования. Большинство   отечественных   педагогов,   исследующих   проблемы развития   речи   дошкольников   (К.Д.   Ушинский,   А.П.   Усова,   Е.И.Тихеева, Е.Н. Водовозова, О.С. Ушакова и другие), затрагивали вопросы использования в   процессе   речевого   развития   литературных   произведений.             В   основу современных   методик   ознакомления   детей   дошкольного   возраста   с художественной   литературой   как   средства   развития   речи   детей   легли психолого – педагогические исследования Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Н.С.  Рождественского, Ю.К. Бабанского, Л.П.  Федоренко, О.С. Ушаковой, Ф.А. Сохина  и других.  Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли педагоги М.М.Конина, В.А.Сухомлинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина. В   ряде   исследований   авторами   рассматривались   вопросы   использования   в 3 работе   с   детьми   фольклорных   жанров,   таких   как   сказка   (Л.М.Гурович, М.М.Конина,   М.Л.Панкратова,   А.Е.Шибицкая),   загадка   (Ю.Г.Илларионова, О.Н.Сомкова). Помимо общих особенностей формирования связной речи и развития   словесного   творчества   детей   средствами   художественной литературы, Л.М. Гурович, Е.М. Струниной изучены возрастные особенности этого   процесса.   К.Д.   Ушинский,   подчеркивая   громадное   значение   силы художественного   слова   в   литературном   произведении   для   всестороннего развития   детей,   утверждал,   что   ребенок,   изучая   родной   язык,   учится   не только условным звукам, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.  Помимо народной литературы, большое значение в речевом развитии дошкольников   играют   авторские   произведения   для   детей,   в   том   числе   – своего региона, которые позволяют старшему дошкольнику еще до перехода к обучению   в   начальной   школе,   до   усвоения   грамматических   правил, практически   осваивать   грамматические   нормы   языка   в   единстве   с   его лексикой.   Литературные   произведения   обогащают   эмоции,   воспитывают воображение и дают ребенку прекрасные образцы литературного языка. Эти образцы   различны   по   своему   воздействию:   в   рассказах   дети   познают лаконичность   и   точность   слова;   в   стихах   улавливают   музыкальность, напевность,   ритмичность   русской   речи;   сказки   раскрывают   перед   ними меткость   и   выразительность   языка,   показывают,   как   богата   родная   речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.  Художественные   тексты   детской   литературы   местных   авторов   более близки к осознанию детьми по временным и географическим параметрам, а потому,   помимо   многочисленных   и   разнообразных   примеров,   образцов, позволяющие знакомить детей со стилистическим богатством родного языка, с его изобразительными средствами, позволяют лучше понимать окружающих людей, знакомят с особенностями родного края, с обычаями и традициями населяющего   его   народов,   а   также   дают   направленность   на   использование многообразия словесных форм в собственной связной речи.  Дошкольники   стараются   следовать   образцу   литературной   речи, подражать   ему.   Кроме   того,   на   старшем   возрастном   этапе   дети   начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, интересоваться не только   поступками   персонажей,   но   и   их   мотивами,   переживаниями, чувствами; способны иногда улавливать подтекст. У старших дошкольников эмоциональное   отношение   к   героям   возникает   на   основе   осмысления 4 ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя, что затем находит свое отражение в связном пересказе.  Литература приднестровских писателей и поэтов для детей, точнее, та ее   часть,   которая   представлена   произведениями   на   русском   языке,   вне всякого   сомнения,   уходит   корнями   в   классическую   детскую   литературу, которая   разработана   и   поднята   на   небывалую   высоту.   Но   в   силу исторических,   социально­экономических,   политических   причин   развитие словесности в нашем регионе получило свой, особенный путь. Необходимо также   учитывать   тот   факт,   что   литература   Приднестровья   находится фактически в стадии формирования, в нее постоянно и активно вливаются молодые   авторы;   в  поэзии   приднестровских   авторов   налицо   преобладание малых   лирических   форм.   Творчество   местных   поэтов   для   детей ориентировано на такие образцы, как поэзия Серебряного века, произведения В.   Маяковского,     С.   Михалкова,   С.   Маршака,   А.   Барто,   других   детских писателей.    Произведения   для   детей   есть   у   любого   приднестровского   автора   – пишет ли он серьезную прозу или философские поэмы, работает ли в жанре произведений   гражданского   звучания   или   же   его   творчество   вдохновлено красотами   родного   края.   Кроме   того,   сегодня   происходит   естественный процесс расширения рамок детской литературы. Сюда добавляют как то, что написано не для детей, но о детях, так и то, что написано не для детей, но может   оказаться   для   них   понятным   и   интересным,  например   –  пейзажные зарисовки.  Педагогами   нашей   организации   дошкольного   образования   активно используются   в   своей   педагогической   деятельности   произведения приднестровских   авторов.   На   формирование   связной   речи   и   развитие словесного творчество особое влияние оказывают такие литературные формы, как   загадки,   скороговорки,   считалки.   Во   всех   возрастных   группах   нами используются   творческие   произведения   таких   авторов,   как   Инна   Ищук (Скороговорка   «Перепелка»,   цикл   загадок   о   живой   природе,   «Морские загадки»), Натали Самоний (загадки «Сушка», «Пылесос» и другие, загадки из серии «Доскажи словечко» ­ «Плаксивые загадки», скороговорки «Грустный воробей»,   «Трутень   и   пчелка»,   «Сладкая   скороговорка»,   считалки «Птенчики»,   «Утренняя   считалка»   «Ловишки   (экологическая   считалка)», физминутка для самых маленьких «Гуси» и другое), Анна Штро (цикл загадок «Птичий двор»), Марина Новицкая (загадки «Солнечные зайчики» и другие), 5 Татьяна   Зубкова  (сосчиталка   «Буфет»),   Г.   Панов   (считалки  «Олененок»   и другие). С   каким   восторгом   наши   дети   повторяют   за   педагогом   слова скороговорки Инны Ищук: В перелете перепелке Перепало в перелеске. В перепалке перепелка Перепутала все песни. Ждала ужа на ужин Ужиха к желтой луже. Ждала ужиха мужа, Жаль, испарилась лужа. Встречая   детей   утром,   воспитателями   групп   для   создания благожелательной   эмоциональной   атмосферы   используются   стихи   для утреннего   приветствия   в   детском   саду   «Минутки   вхождения   в   день» приднестровских   авторов:   Натальи   Евдокимовой,   Анны   Штро,   Натали Самоний. «Весёлое солнышко» Наталия Евдокимова Разбежавшись с косогора, И под горку – кувырком, Прокатилось вдоль забора Солнце ярким колобком. Вместе с Солнышком проснулись Птицы, травы и цветы, Дружно Солнцу улыбнулись –  Улыбнись ему и ты! «Утро в детском саду»  Натали Самоний Станем рядышком, по кругу, Скажем  "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся –  Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО!!!   изданная в Приднестровье собственная азбука – раскраска, в которой  Помимо этого, интересна детям старшего дошкольного возраста и  6 стихотворения Николая Божко рассказывают детям о природе родного края,  о растениях, животных и птицах, населяющих его: 7 Не скворец и не синица ­ Приднестровская царь ­ птица, Символ веры и добра Вас приветствует с утра. (аист) Николай   Божко   знаком   приднестровцам   не   только   как   автор   гимна Приднестровской   Молдавской   Республики.   Его   детские   стихи   –   добрые, чистые,   светлые,   учат   наизусть   в   детских   садах   и   начальных   классах общеобразовательных школ. Николай Божко пишет и стихи о моряках, о дальних странах, о море: В чудных призрачных мирах На прозрачных на лугах  Важно плавают губаны, Рядом рыбы­капитаны… Подставляя солнцу спины, Мчатся юркие сардины… Да всего не перечесть, Сколько в море чуда есть. Будь же славно, грозовое, Море пенное, живое. Море доброе, седое, И бескрайнее… Есть у Божко стихи, посвященные хлебу («Хлебушко»), временам года («Зима»,   «Февраль»,   «Весна»),   явлениям   природы   («Буря»),   различным местам,   в   которых   побывал   автор.   Многие   из   них,   на   наш   взгляд,   вполне достойны   включения   в   сборники   для   детей   как   материал   для   изучения пейзажной лирики, стихотворений о родном крае. В   своих   произведениях   приднестровские   детские   поэты   пытаются проникнуть в душу ребенка, передать его взгляд и понимание мира и себя в нем: В море плавают дельфины, 8 Нам показывая спины. В океане – пароход. В небе облако плывет. А сегодня целый час Плавал у доски Тарас. Инна Ищук «Кто как плавает» Мир ребенка отличен от мира взрослых, порой до противоположности. Корней Чуковский, создавший знаменитые «заповеди» для детских поэтов, считал, что ребенок мыслит иначе, чем взрослый, потому что он счастлив. Чуковский призывал детских авторов мыслить картинками, что и воплотилось в творчестве приднестровских поэтов: Повернувшись на бочок, Лег под листик кабачок: – Ты скажи, листок шершавый, Где мой левый бок, где правый?.. Антонина Лосева «Кабачок» Талантливые детские поэты и писатели Приднестровья подсказывают ребенку и помогают постигнуть неповторимую красоту мира, доброту людей и счастье жизни в гармонии. Сейчас невозможно, да и незачем отказываться от реальности   в   угоду   несуществующему,   идеально­сахарному   миру,   но необходимо помнить о чувстве меры. Кроме того, помнить, что часто детали быта и особенности языка для юных читателей (а то, в силу возраста, и просто слушателей) – пустой звук.  Деталировка  не  вызовет  необходимых аллюзий, а то и полностью исказит смысл, идею, литературные достоинства текста и отобьет у детей последнюю охоту читать. Нельзя   не   отметить   цикл   «Как   у   нашей   Верочки   (стихи   детям   и взрослым)» Павла Оверина, в котором слышна перекличка с В. Маяковским («Что такое хорошо и что такое плохо») и С. Михалковым («Про Фому»). Верочка была умна, Но признаюсь прямо я, Что порой была она Чуточку упрямая. Аккуратная всегда, Легкая, воздушная, Но притом в свои года 9 Не всегда послушная. «Что делать?» Верочка, попадая в различные ситуации, своим примером показывает, «как   не   надо   поступать»   детям,   а   ее   рассказы   об   отношениях   родителей поучительны и для взрослых: Папу мучают заботы ­ Неприветливый и злой, Очень часто он с работы Возвращается такой. Дома он все пишет, пишет. Мама злится на него, Говорит, что он не слышит И не видит никого. «Как рисовать?»    Активно работает в области детской поэзии Инна Ткаченко, пишущая и «взрослую»   прозу,   но   уделяющая   огромное   внимание   в   своем   творчестве стихотворениям, загадкам, скороговоркам для детей: В перелете перепелке Перепало в перелеске. В перепалке перепелка Перепутала все песни. Ждала ужа на ужин Ужиха к желтой луже. Ждала ужиха мужа, Жаль, испарилась лужа. Прозу для детей пишут Николай Божко (цикл «Колькины рассказы»), Виктория   Пилецкая   (сказки   в   сборнике   «Репейник»),   Тамара   Пономарева, Инна Ищук, Людмила Кудрявцева и многие другие авторы. В   цикле   «Колькины   рассказы»   Николая   Божко   главный   герой   – сахалинский   мальчик   Колька.   Но   значительное   место   в   произведениях данного   цикла   занимает   описание   самобытной   природы   Дальнего   Востока. Используемые   автором   эпитеты   и   образные   сравнения   стимулируют творческую активность старших дошкольников, обогащают словарь.   Инна   Ткаченко,   автор   сборника   лирических   миниатюр,   пишет   и   для детей – стихи и прозу. В ее рассказе «Дед» описывается дружба старика с соседской девочкой. Иван Николаевич, страдая от того, что родные «говорят всегда   и   обо   всем,   но   не   слушают»,   читает   маленькой   Дине   книги, 10 рассказывает   ей   сказки   собственного   сочинения.   Использование   этого рассказа   на  занятиях   по   развитию   речи   побуждает   детей   к   придумыванию своего развития сюжета. Таким   образом,   проблема   формирования   связной   речи   и   развития словесного   творчества   в   процессе   восприятия   литературных   произведений разных   жанров   детьми   дошкольного   возраста   сложна   и   многоаспектна. Ребенок   проходит   длительный   путь   от   наивного   участия   в   изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания   и   художественной   формы   литературных   произведений.   Это прежде   всего   конкретность   мышления,   небольшой   жизненный   опыт,  непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что   только   на   определенной   ступени   развития   и   лишь   в   результате целенаправленного   восприятия   возможно   формирование   эстетического восприятия,   и   на   этой   основе   –   развитие   детского   словесного художественного творчества. 11

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»

Сообщениt на тему «Значение литературных произведений писателей ПМР в формировании связной речи и развитии словесного творчества дошкольников»
Скачать файл