Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Оценка 4.9

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Оценка 4.9
Документация +5
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
07.02.2017
Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Публикация является частью публикации:
Комплексная программа.docx
Министерство образования Республики Саха (Якутия) МКУ «Управление образования Намского улуса» МБОУ «Намская начальная школа – детский сад» Принят на заседание МО «_____»______________2016 г. Рук. МО________________ Согласовано_________________ зам. по УВР Замятина Л.К. «_____»______________2016 г. Утверждаю___________________ Директор школы Иванова А.И. Приказ №______от «____»__________2016 г. Комплексная программа  сопровождения детей с ОВЗ,  детей­инвалидов Педагог­психолог: Христофорова М.П 2016 год Введение Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в  жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Программа сопровождения — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего и основного образования и содействию в максимально эффективной социализации. Нормативно­правовой   и   документальной   основой   Программы   коррекционной   работы   с   обучающимися   на   ступени   начального   общего образования являются:   Закон Российской Федерации «Об образовании»;  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;  СанПиН, 2.4.2.1178­02 «Гигиенические требования к режиму учебно­воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;  Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13­13 от 20.04.2001);  О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11­13 от 20.02.1999);  Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);  Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);  О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ­ 150/06 от 18 апреля 2008 г.)  Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124­ФЗ)2 Программа сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в щколе­сад. Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования.  Задачи программы: — выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития; — осуществлять индивидуально ориентированную психолого­медико­педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­ педагогической комиссии);  —   обеспечить   возможность   освоения   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   основной   образовательной   программы   начального   и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении. — обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации. Глава I. Содержание комплексной программы сопровождения детей­инвалидов. Программа коррекционной работы содержит следующие разделы: 1. Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями. 2.   Система   комплексного   психолого­медико­педагогического   сопровождения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в   условиях образовательного процесса. 3.   Формы   обучения,   содержание   и   план   реализации   индивидуально   ориентированных   коррекционных   мероприятий,   обеспечивающих удовлетворение   особых   образовательных   потребностей   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья,   их   интеграцию   в   образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.  4.   Мониторинг   динамики   развития   детей,   их   успешности   в   освоении   основной   образовательной   программы,   корректировку   коррекционных мероприятий. 5. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  6. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. 1.   Характеристика   контингента   учащихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   особыми   потребностями   —   число   обучающихся   с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями – 11, что составляет 17,1 %, из числа общего количества обучающихся Заболевания:  тугоухость ­ 1, инвалидность по по нервно­психическому заболеванию ­ 8, инвалидность по соматическому заболеванию – 1, ДЦП ­1 ­   анализ   данных   о   динамике   психического   и   физического   состояния   школьников,   их   интеллектуального   психофизиологическо   потенциала (динамика отражена в картах психолого­медико­социального сопровождения) ­ рекомендации психолого­медико­педагогического консилиума для разработки программ индивидуального обучения детей­инвалидов 2.   Система   комплексного   психолого­медико­педагогического   сопровождения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   в   условиях образовательного процесса. В   школе   создана   служба,   осуществляющая   психолого­медико­педагогическое   сопровождение   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: зам.директора по УВР (Замятина Л.К.), педагог­психолог (Христофорова М.П.), социальный педагог (Гаврильева Ф.Р), участковый педиатр (Олесова В.П), инструктор по гигиене (Черноградская У.В.) и классные руководители. Комплексное   изучение   ребенка,   выбор   наиболее   адекватных   проблеме   ребенка   методов   работы,   отбор   содержания   обучения   с   учетом индивидуально­психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого­медико­педагогическом консилиуме. Целью психолого­педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.  Психолого­педагогическое сопровождение учащихся включает:  •  диагностику когнитивно­познавательной сферы личности, педагогические наблюдения; •  создание благоприятных социально­педагогических условий для развития личности, успешности обучения;  •  конкретную психолого­педагогическую помощь ребенку. Прием   в   школу   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   осуществляется   на   основе   заключения   медико­психологической   и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе. На каждого учащегося заполняется и  ведется   в   течение   всего   времени   обучения   медико­психолого­педагогическая   карта,   в   которой   фиксируются   психолого­педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе. Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности   службы   сопровождения   является   профилактическая   работа   с   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   (ОВЗ)   по предупреждению проблем адаптационного периода: социально­психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация  и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении). Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:  1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально­волевой сфер личности учащихся. 2. Аналитическая работа. 3. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение   школьных   психолого­медико­педагогических   консилиумов,   больших   и   малых   педсоветов,   обучающих   семинаров,   совещаний   с представителями администрации, педагогами и родителями). 4. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями. 5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия). 6. Коррекционно­развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).  Психолого­педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого­педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания,  социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.  Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно­просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования. Вопрос  о  выборе   образовательного  и   реабилитационного   маршрута  ребенка  с   ограниченными  возможностями  здоровья,  в  том  числе  об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого­медико­педагогическом консилиуме,  исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно­развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.  ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ  по реализации комплексной программы «Доступная среда» Коррекционные классы общеобразовательных школ — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной   помощи   детям   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   Работа   ведется   с   учетом   психологических   и   возрастных   особенностей школьников,   на   основе   принципа   вариативности,   благодаря   этому   закладывается   возможность   обучения   детей   с   разным   уровнем   развития, возможность   выстраивания   дифференцированной   работы,   индивидуальных   программ   обучения.   Система   заданий   комплекта   предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении. Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего обучения и позволяет каждому учащемуся обучаться   на  максимально   посильном  для  него   уровне,  соответствующем   его   способностям,   особенностям   развития   и   склонностям,  снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.  Детям с ограниченными возможностями здоровья такое обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить. Присутствие в детских коллективах инвалидов, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении.  В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися.  Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися. Логопедическая работа 1. Коррекционная логопедическая работа проводится с 2 учащимися (с ОВЗ).  Психолог­педагог: Христофорова М.П. 2. Программы обучения: 1) Программа по логопедии для учащихся 1­4 классов, имеющих нарушения устной и письменной речи. Автор­составитель: Власова И.Ч. Пенза, 2010. 2) Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Москва, 2008. 3) Ефименко Л.Н. Работа психологической службы. Коррекционная психологическая работа проводится с 26 учащимися (из них 12 детей с ОВЗ).  Сформировано 2 группы, индивидуальные занятия проводятся для 5­6 человек.  Педагог­психолог: Христофорова М.П Программы обучения: 1) Программа педагога­психолога: «Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ» (составлена на основе программы Кононовой М.П) 2) Программа организации процесса адаптации первоклассников. 3) Методы сказкотерапии, арт­терапии. Домашнее   обучение  —   вариант   обучения   детей­инвалидов,   при   котором   преподаватели   образовательного   учреждения   организованно Домашнее обучение посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.  Школа работает по программе инклюзивного образования. Число детей­инвалидов по школе  ­ 5 Внеурочная деятельность Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных  видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.  Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов.  Вне   зависимости   от   степени   выраженности   нарушений   развития   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   они   включаются   в проведении воспитательных, культурно­развлекательных, спортивно­оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.  3. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы, показателей социализированности, корректировка коррекционных мероприятий. Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого­медико­педагогический консилиум. Он проводится по плану.  Мониторинговая деятельность предполагает: •  отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно­развивающих программ; •  перспективное планирование коррекционно­развивающей работы. Психолого­медико­педагогический  консилиум   анализирует   выполнение   индивидуального   плана   коррекционно­развивающей   работы   с конкретными   учащимися,   даёт   рекомендации   для   следующего   этапа   обучения.   Другая   задача   школьного   консилиума   —   выбор дифференцированных   педагогических   условий,   необходимых   для   обеспечения   общей   коррекционной   направленности   учебно­воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание   здоровья,   нормализацию   учебной   деятельности,   профилактику   и   коррекцию   негативных   тенденций   эмоционально­личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.  4. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья 1.   Специфика   организации   учебно­воспитательной   и   коррекционной   работы   с   детьми,   имеющими   нарушения   развития,   обусловливает необходимость   специальной   подготовки   педагогического   коллектива   образовательного   учреждения   общего   типа,   обеспечивающего интегрированное   образование.   Педагогические   работники   образовательного   учреждения   должны   знать   основы   коррекционной   педагогики   и специальной   психологии,   иметь   четкое   представление   об   особенностях   психофизического   развития   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.  В связи с этим в школе планируется работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно­воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития.  2. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: ­ кабинет психолога и логопеда;  ­ технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки, компьютерный) 5.   Механизм   взаимодействия  в   разработке   и   реализации   коррекционных   мероприятий   учителей,   специалистов   в   области   коррекционной педагогики,   медицинских   работников   образовательного   учреждения   и   других   организаций,   специализирующихся   в   области   семьи   и   других институтов   общества,   который   должен   обеспечиваться   в   единстве   урочной,   внеурочной   и   внешкольной   деятельности.   Внутренний   механизм взаимодействия в школе: ­ образовательное учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины, психолого­медико­педагогический консилиум (психолог, логопед, участковый педиатр, педагоги) Психолого­медико­педагогическая служба сопровождения:   Педагогический совет, Администрация школы, Коррекционный класс, Дети, обучающиеся на дому, Дети, обучающиеся инклюзивно, Родители детей с огранич. возможностями здоровья. Межведомственное сотрудничество по укреплению и сохранению здоровья учащихся осуществляется в рамках следующих направлений:  1) с целью проведения медико­профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний, злоупотребления табакорурения, употребления алькогольных напитков и психоактивных веществ проводится работа с улусным ЦРБ. 2) с целью укрепления и сохранения здоровья учащихся,диспансеризации ведется совместная работа с прикрепленным участковым  педиатром.  3) ведется работа по преемственности между дошкольной группой и школой с целью сохранения психического здоровья учащихся. 4) с целью профилактики правонарушений и аддиктивного поведения проводится совместная работа с правоохранительными органами, в частности с прикрепленным сотрудником полиции. 5) с целью психологического оздоровления обучающихся ведется работа с ЦСПП МО «Намский улус» и ЦСПП МКУ «Управление образования» Глава II. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы. В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:  1. Динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ.  2. Создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья  Формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу: ­ домашнее обучение, ­ обучение в специализированных классах, ­ обучение в массовом классе (инклюзивное). Наличие соответствующих материально­технических условий: ­ кабинет психолога и логопеда;  ­ технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (интерактивная доска, компьютеры, ноутбуки); 3. Увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.  4. Количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ. На сегодняшний день: 5 человек (педиатр, социальный педагог, медработник, педагог­психолог). 5. Характеристика показателей социализированности учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения (самооценка, положение в коллективе).  6. Результаты диагностики удовлетворенности родителей системой работы с детьми с ОВЗ в школе.  Целью начального этапа программы было создание базы данных на детей с ОВЗ, привлечение всех имеющихся ресурсов для сопровождения учебно­воспитательного процесса детей­инвалидов, планирование дальнейших мероприятий по расширению материальной базы и привлечению специалистов.  Заключение Задачи, которые мы поставили перед собой, а именно: ­ выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития; — осуществлять индивидуально ориентированную психолого­медико­педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­ педагогической комиссии);  —   обеспечить   возможность   освоения   детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   основной   образовательной   программы   начального образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении. — обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации  Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении необходимости индивидуального обучения, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития.  Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Очень важно в этой ситуации педагогу иметь специальные профессиональные навыки, плотно консультировать родителей, советоваться с ними. А самое важное ­ это выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе. Это позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии   ребенка.   В   тесном   сотрудничестве   работают   учителя   ­   предметники,   учитель­логопед,   педагог­психолог,   социальный   педагог   и медицинские работники.

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017