Методический материал представляет собой технологическую карту учебного занятия, направленного на апробацию актуального содержания учебной деятельности и применение в образовательном процессе современной школы современных образовательных технологий в контексте требований ФГОС. В материале подробно прописаны задачи учебного занятия с выделением предметных, метапредметных задач, а также задач, направленных на формирование личностных образовательных результатов.
Технологическая карта учебного занятия,
направленного на апробацию актуального содержания учебной деятельности и
применение в образовательном процессе современной школы современных
образовательных технологий в контексте требований ФГОС
Тема учебного занятия Формирование у обучающихся метапредметных умений на уроке
математики на основе предметного материала «Тригонометрические уравнения»
Возраст обучающихся, класс 1516 лет, 10 класс
Форма проведения Учебное занятие
Цель: Создать условия для обобщения изученного материала
Задачи:
•
Предметная
Определять метод решения тригонометрического уравнения в зависимости от его вида;
Решать различными методами тригонометрические уравнения;
Определять наличие корней тригонометрических уравнений;
Определять корни тригонометрических уравнений на заданном промежутке.
Метапредметная
Формировать умение планировать пути достижения целей, выбирать эффективные
способы решения учебных задач;
Формировать умение обнаруживать свои ошибки и корректировать свои дальнейшие
действия;
Воспитывать умение строить логические рассуждения;
Формировать чувство личной ответственности за общий результат.
•
Направленная на формирование у обучающихся личностных образовательных
•
результатов
Формировать положительную мотивацию к предметной деятельности;
Формировать объективную оценку собственного уровня освоения учебного материала;
Прогнозируемый результат:
•
•
Обобщение и систематизация предметного материала
Коррекция знаний обучающихся
Содержание занятия1 (краткая аннотация) Для систематизации и обобщения учебного
материала выбрано занятие, в ходе которого обучающиеся составляют таблицу
«Классификация и методы решения тригонометрических уравнений» и участвуют в
командном соревновании по решению всех видов тригонометрических уравнений. Используемые
на занятии виды деятельности обучающихся позволяют создать условия для обобщения и
систематизации учебного материала, проанализировать предметные и метапредметные
1 Содержание учебного занятия должно носить актуальный, инновационный характер,
соответствующий требованиям новых ФГОС, актуальным направлениям реализации системно
деятельностного и метапредметного подходов. Апробация проектируемого содержания занятия
должна быть значимой для широкой педагогической аудитории.компетенции обучающихся, оценить уровень освоения учебного материала и спланировать
действия учителя по коррекции знаний и умений обучающихся. Форма реализации
деятельностного этапа учебного занятия (командное соревнование) позволяет формировать
чувство личной ответственности каждого обучающегося за общий результат команды,
позволяет каждому обучающемуся оценить собственный уровень знаний и умений в баллах и
определить свой личный рейтинг в группе обучающихся.
Образовательные технологии: Информационнокоммуникативные технологии, технологии
самореализации и самоконтроля, технологии бально рейтинговой оценки.
Интерактивные методы (приемы, способы деятельности обучающихся): работа в малых
группах, оценочная деятельность
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями
для команд
Список использованной литературы и интернетресурсов2:
•
•
•
•
В.В.Кочагин, М.Н.Кочагина, «Математика: сборник заданий»; М. Эксмо, 2013
В.С.Крамор, К.Н.Лунгу «Повторяем и систематизируем школьный курс
тригонометрии»; М. Аркти, 2011;
Б.Н.Кукушкин «Подготовка к олимпиадам. Математика»; М. Айрис пресс, 2011;
Д.А.Мальцев, А.А.Мальцев, Л.И.Мальцева «Математика ЕГЭ 2014» в 2 частях; М.
Народное образование, 2014;
А.Г.Мордкович, учебник 1011 класс «Алгебра и начала математического анализа»
в 2 частях; Мнемозина, 2012
А.Н.Роганин, И.В.Лысикова «Математика в схемах и таблицах»; М. Эксмо, 2013.
М.И.Сканави «Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы»; М. ООО
«Издательство «Мир и Образование», 2012;
•
•
•
Содержательнотехнологическая характеристика занятия
(поэтапное описание)3
№
Деятельность учителя
(с обозначением
используемых технологий,
методов, приемов;
применяемого технического
оснащения)4
Деятельность обучающихся
(с обозначением видов и
форм активности)
Планируемый
результат,
комментарии
1 этап Организационный 2 мин5.
2 В списке должны содержаться только современные источники, не позднее 5летней давности.
3 Описание каждого этапа должно быть как можно более детальное. Главное – показать
инструментарий современного занятия, его инновационный характер, разнообразные виды
активности обучающихся.
4 К технологической карте обязательны приложения в виде учебнометодических разработок
(презентаций, описания видео и аудио фрагментов, тематических ридеров, компетентсонтстно
ориентированных заданий и т.п.).
5 Обозначить примерно требуемое время.1.1
.
Проверка готовности к
учебному занятию
Подготовка учебных
принадлежностей
Готовность к
учебному занятию
2 этап – Мотивационнопроблематизирующий 15 мин.
2.1
.
Сообщение темы, определение
предметных задач на учебное
занятие.
Определение продукта
учебного занятия.
2.2
.
2.3
.
2.4
3.1
.
Представляет обучающимся
примерную форму таблицы,
которая, по мнению учителя,
должна являться продуктом
учебного занятия (слайд 1)
Предлагает обучающимся
дополнить таблицу
необходимыми, по их мнению,
сведениями.
Представляет слайды 2, 3, 4, 5
организует обсуждение
информации, представленной
на слайдах (вопросы для
обсуждения: вид
тригонометрического
уравнения, принципы решения
уравнения, наличие
(отсутствие) корней, наличие
предварительных
преобразований уравнения,
определение корней на
заданном интервале)
Обсуждают предложенный
макет таблицы, могут
прийти к выводу о
необходимости включения в
таблицу конкретных примеров
решений тригонометрических
уравнений.
Строят на отдельном бланке
макет таблицы
Отвечают на вопросы
учителя, составляют
алгоритм решения уравнений,
решают предложенные
уравнения, корректируют в
случае необходимости
решение, комментируют
решение уравнений, оценивают
собственные предметные
знания и умения, заполняют
таблицу.
Представляет слайд 6,
предлагает обучающимся
сравнить получившуюся у них
таблицу с представленной на
слайде.
Сравнивают полученную
таблицу с представленной
учителем, вносят коррективы,
задают вопросы (если таковые
еще остались без ответа)
3 этап – Деятельностный 23 мин.
Внимательно слушают
правила выполнения заданий,
выполняют задания с
карточки.
Производит деление на 6
микрогрупп по 4 человека в
каждой, объясняет правила
выполнения заданий,
предложенных на карточке
каждой группе. Не
вмешивается в процесс
выполнения заданий с
Обучающиеся
должны прийти к
выводу о том, что
продуктом учебного
занятия является
таблица
«Классификация и
методы решения
тригонометрически
х уравнений»
Построенный на
отдельном бланке
макет таблицы
«Классификация и
методы решения
тригонометрически
х уравнений»
Обобщение и
систематизация
предметного
материала;
заполненная
таблица
«Классификация и
методы решения
тригонометрически
х уравнений»
Откорректированна
я таблица
«Классификация и
методы решения
тригонометрически
х уравнений»
Обобщение и
систематизация
предметного
материала;карточки.
4 этап Оценочнорефлексивный 5 мин.
4.1
.
Представляет слайд 7,
предлагает обучающимся
оценить свою работу по
предложенной бальной схеме.
Проверяют правильность
выполнения заданий,
подсчитывают количество
набранных баллов по группе и
по каждому обучающемуся
4.2
.
Подведение итогов, выявление
вопросов для коррекции
Рефлексия
Личная
ответственность за
общий результат;
Объективная оценка
собственного уровня
освоения учебного
материала