Сотрудничество педагога и родителей в воспитании одаренного ребенка
Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
классное руководство
Взрослым
17.12.2018
В данной статье представлен опыт педагога по сотрудничеству педагога и родителей в воспитании одаренного ребенка. Задача современного образования - воспитание всесторонне развитой личности. Без поддержки родителей учителю одному тяжело это сделать. И если родители активно включаются в этот процесс, то результат будет положительный.
Сотрудничество педагога и родителя.doc
«Сотрудничество педагога и родителей в воспитании одаренного
ребенка»
Основная задача современного образования – воспитание творческой,
духовно богатой личности, способной грамотно применять имеющиеся знания и
опыт, быстро ориентироваться в потоке информации, находить правильное
решение в ситуации выбора, самостоятельно «открывать» новое. Для реализации
этой задачи необходимо уделять должное внимание развитию творческой
деятельности школьников.
Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через
оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального
образования. Системнодеятельностный подход, который лежит в основе
стандартов, должен обеспечивает формирование готовности к саморазвитию
обучающихся, их активную учебнопознавательную деятельность, а также
позволяет строить образовательный процесс с учётом индивидуальных
возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Начальная школа – это особый мир. Задача начальной школы – создать
ребёнку и его семье комфортные условия для развития творческого и
познавательного потенциала. Учитель начальных классов – это одна из самых
благородных, чистых и трудных профессий. Заложенные в детские годы основы
культуры, нравственности, знаний определяют в дальнейшем характер и судьбу
маленького человека. Семилетний опыт работы в школе подвел меня к выводу,
что главное в работе учителя – это искренняя любовь к выбранной профессии,
душевная чуткость, забота о детской радости, дружная, творческая активность,
определяющая уклад жизни и стиль отношений в коллективе.
Как показывает практика, без помощи родителей работа по воспитанию
обучающихся не будет эффективной. Только взрослые могут вселить в детей
надежду, научить анализировать реальность, справляться с проблемами,
страхами, развивать силу воли. И одна из целей деятельности учителя – сделать
так, чтобы семья положительно влияла на школьника, а это не всегда простое
дело. Сделать родителей соучастниками педагогического процесса – важная и
ответственная задача, требующая от классного руководителя большого
терпения, такта и преданности делу. Правильно понимающий свои обязанности
родительский коллектив – это большая опора, союзник и помощник учителя в
учебновоспитательной работе.
В моем 3 «А» классе 32 обучающихся, которые принимают активное
участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, проводимых в
школе и за ее пределами. Семья каждого из моих подопечных – это семья с
определёнными ценностями: понимание важности образования, развития
ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. Но среди всех мне особо
хочется отметить семью ученицы Варвары Петуховой.
Семья одарённого ребёнка во всех случаях имеет непосредственное
отношение к развитию его личности и одаренности. Родители Варвары развивают в своей дочери следующие личные качества: уверенность, которая основывается
на сознании самооценки; понимание достоинств и недостатков в себе самом;
интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску,
уважение к доброте, честности, дружелюбию; привычку опираться на
собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки. Семья
Петуховых не ограничивается только работой, а принимает активное участие в
общественной жизни, родительских комитетах, принимали участие в конкурсе
«Семья года 2007». Варя, глядя на своих родителей, тоже не хочет
ограничиваться только посещением школы. Она участвует в олимпиадах, ходит
в кружки, потому что считает подобную активность и загруженность
нормальной.
Варя четвертый год посещает школу бальных танцев, принимает участие в
танцевальных конкурсах различного уровня и занимает призовые места. С
удовольствием девочка посещает музыкальную школу, показывая хорошие
результаты игры на фортепиано. Уже с первого класса Варвара занимается
исследовательской работой, принимает участие в научнопрактических
конференциях.
За три года учебы портфолио Варвары пополнилось грамотами и
дипломами за участие в конкурсах различного уровня: международная
конкурсаигра по английскому языку «Лев», международный интернетконкурс
фотографий «Родные просторы», международная математическая конкурсе
игра «Кенгуру», международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание
для всех», международная онлайнолимпиада Учи.ру, всероссийский конкурс «В
мире сказок», всероссийский конкурс «Звуки и буквы», российская конкурс
игра «Зимние интеллектуальные игры», республиканская дистанционная
викторина «Юный программист»,
республиканский конкурс юных
кинематографистов «Моя семья» в номинации «Я и моя семья»,
республиканский конкурс детского творчества «Рождество глазами детей»,
городской открытый конкурс творческих работ «В стране «Светофория».
Как бы мы ни рассматривали роль и вес природнообусловленных факторов
или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и
одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
Одарённый ребенок не сможет реализовать свои способности без созданных для
этого условий. Родители Варвары создали такую окружающую среду, что
ребёнок сам черпает из неё информацию; сформировали понятие результата не
ради награды, а ради самосовершенствования; помогают ей самореализоваться,
постоянно расширяют зону ближайшего развития и формируют мотивационную
сферу.
Огромную роль в развитии одаренного ребенка играют примеры взрослых,
передалось девочке от
которые окружают Варю. Увлечение музыкой
прадедушки, великого чувашского композитора, Григория Яковлевича Хирбю;
отца,
который был гитаристом
самодеятельного ВИА в техникуме. Думать о здоровье и бережно относится к
Андрея Станиславовича Петухова, нему научила прабабушка, Вера Александровна Хирбю, ведущий хирургонколог
республики. Воспитанием в духе интернационализма и уважения к другим
культурам и традициям занимается мама, Мария Евгеньевна Петухова, кандидат
филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного
ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н.Ульянова». Благодаря Марии Евгеньевне с
обучающимися нашего класса проводятся встречи с иностранными студентами.
Цель этих встреч научить ценить людей независимо от цвета кожи, расы,
вероисповедания, судить о людях по их поступкам и делам, а не по
национальности.
Но, признавая роль семьи и родителей в воспитании одаренного ребенка, не
надо забывать о том, какой вклад в это воспитание вносит учитель, и прежде
всего учитель начальных классов. Именно с ним ребенок сталкивается в начале
своего школьного пути, именно учитель начальной школы формирует у ребенка
то или иное отношение к процессу обучения, вырабатывает навыки получения
информации в коллективе. Здесь важно отметить значение сотрудничества
педагога с родителями. Они должны быть союзниками, а не конкурентами.
Иногда педагоги не могут найти взаимопонимания с родителями в вопросах
воспитания одарённого ребенка, очень ревностно относятся к вопросу о том, кто
должен определять вектор развития ребенка. Умение учителя заключается в
том, чтобы раскрыть в ребёнке сильные его стороны, подсказать родителям
новые возможности развития и воспитания их чада. Особенно это касается
семей с одарёнными детьми, в которых, как правило, складывается
определённая система обучения ребенка с раннего возраста. Настоящий
учитель понимает, что до него ребёнок уже чемуто учился, и активно
включается в процесс обучения, а не разрушает сложившуюся в какойто мере
систему воспитания. Главное понять, что и педагог, и родители преследуют
одну и ту же цель – воспитание гармоничной личности. Когда диалог учителя с
родителями подчинён этой цели, когда они сотрудничают, а не вступают в
конфронтацию, тогда результат оказывается наиболее высоким.
Список литературы
1.
Зиангирова З. Т. Работа классного руководителя с семьей //
Начальная школа. 2013. № 9. С. 3234.
2.
Касьянова Н.С. Организация совместной творческой деятельности
младших школьников // Начальная школа. 2018. № 3. С.1315.
3.
Стручаева Т. М. От творческого учителя к успешному ученику //
Начальная школа. 2018. № 1. С. 4850.
4.
Тишина Е.В. Как организовать работу с родителями // Начальная
школа. 2015. № 4. С. 6566.
Сотрудничество педагога и родителей в воспитании одаренного ребенка
Сотрудничество педагога и родителей в воспитании одаренного ребенка
Сотрудничество педагога и родителей в воспитании одаренного ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.