Социализация учащихся с ЗПР при переходе из начальной школы в основную
Оценка 4.6

Социализация учащихся с ЗПР при переходе из начальной школы в основную

Оценка 4.6
Руководства для учителя
воспитательная работа +1
5 кл
20.02.2018
Социализация учащихся с ЗПР при переходе из начальной школы в основную
Социализация учащихся с ЗПР при переходе из начальной школы в основную Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Основные задачи социализации :  пробуждение социальной активности;  воспитание чувства собственного достоинства;  максимальная индивидуализация обучения;  формирование стремления к самоопределению;  формирование способности к выбору жизненной позиции;  формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества;  формирование навыков правильного поведения;  трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;  развитие творческих способностей. Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Для этого необходимо создание специальных педагогических условий в семье и образовательных учреждениях. В 5класс пришли учащиеся с задержкой психического развития, которые по решению ТПМПК учились со 2 класса в специальном коррекционном классе по адаптированной программе 7.1 (5а классе 22 учащихся из 4 а класса и 5 учащихся пришли из коррекционного класса) При этом создается новый классный коллектив Возникает трудности в адаптации учащихся в новых условиях. Дети с задержкой психического развития долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией. Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т.п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Главная проблема ребенка с ЗПР заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Отклонения в развитии приводят к "выпадению" из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития. Для успешной социализации ребенку необходимо удовлетворение основных его потребностей: 1. Потребность в безопасности, благополучие в сфере отношений подростка со сверстниками. 2. Удовлетворение потребностей школьника в принадлежности к референтной (значимой) группе. 3. Потребность в признании и уважении. Удовлетворение этих потребностей позволяет ребенку решать свои социально-психологические задачи становления личности:  самопознание – познание подростком самого себя. На основе этого он строит свое взаимодействие с другими людьми.  самоопределение – этот компонент развития личности школьника мы рассматриваем как становление его субъективной позиции в процессе выбора и самостоятельного продуцирования норм, принципов и ценностей, которыми он будет руководствоваться в деятельности и поведении.  самореализация ребенка – проявление его активности в деятельности и общении, которая ведет к развитию его интересов и способностей, а также отношений с окружающими;  самореабилитация – восстановление утраченных социальных психологических функций с помощью внутренних резервов. Каждый человек изначально запрограммирован на счастье, поэтому ребенок не нашедший удовлетворения социальных потребностей в школе, в классе будет их искать в другом месте. Подростки с неорганизованным досугом ищут признания в компании своих сверстников, зачастую таких же отверженных. Обязательным условием помощи учащимся в адаптации, а значит и профилактики девиантного поведения является создание психологического комфорта в классе. Микроклимат школьного класса – это система отношений, связывающих одноклассников и определяющих их защищенность, сплоченность и активность в классе. С целью создания психологически комфортного микроклимата в классе я использую различные методы и средства внеурочной деятельности, такие как совместные посещения музея (Музей истории Красноярской железной дороги на ст. Абакан, Музей природы заповедника Хакасский, запланировано посетить Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова, кинотеатра (Ролби), походы на природу(ст Крупская, катание коньках на стадионе Локомотив, зона отдыха) организация праздников (Посвящение в пятиклассники, Здравствуй, осень золотая, День матери) в течение года, совместная общественно полезная деятельность (изготовление поздравительных открыток ко дню пожилого человека, дню учителя, ко дню матери, изготовление новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза», акция открыта в окне к новому году . Совместно с психологом школы проводим тренинги «Уроки общения для обучающихся» (которые проходят в сенсорной комнате, для детей с ЗПР –это комфортная среда, где дети раскрываются ярче). Через специальные игры участники овладевают навыками эффективного общения. Здесь есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение. Совместно с учителями физ.культуры проводим, недели здоровья и спорта, веселые старты, подвижные игры «Самый спортивный класс», «Здоровым быть –здорово!», «Спортивный лабиринт» способствующие сплочению коллектива, а также направленные на переключение и восстановление внимания, снятие накопившегося стресса и напряжения, повышение тонуса, установление в группе доброжелательной атмосферы понимания и кооперации. Такие игры как «Полоса препятствий», в которой дети осознают ответственность не только за себя, но и за других; «Менялки» в которой ребята приходят к выводу, что у них много общего, что способствует их сплочению; рисование в паре, где учащиеся учатся быть внимательными друг к другу. Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой. Именно в микросреде ребенок черпает весь свой социальный и нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. Если в классе создан благоприятным микроклиматом, то каждый школьник чувствует себя защищенным, принятым и ценимым одноклассниками, что в значительной мере уменьшает остроту других школьных тревог и проблем. Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с ЗПР – это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности Образовательное пространство при социализации составляют -дети -родители - Педагоги -специалисты Работа с родителями: Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ЗПР в семье. Лектории, Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании. Успешная социальная адаптация позволяет ребенку испытывать успех, получать положительные эмоции и одобрение, то есть социализироваться. Он обучается навыкам самопознания, самоконтроля и самоуправления. Если он научится этому в небольшом коллективе (маленькой модели социума), то сможет перенести свои знания и умения и в общество, а, значит, будет использовать их в дальнейшей жизни. Не останавливаясь на достигнутом мы ставим следующие задачи: - стимулировать социально значимые интересы, потребности; - развивать осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами; - проводить работу по профориентации в соответствии с индивидуальными психолого-педагогическими возможностями ученика, потребностями местных предприятий. - и, самое главное, создать ситуацию успеха путем выявления и максимального использования талантов и способностей каждого ребенка в процессе его подготовки к жизни. Процесс социализации личности ребенка с ЗПР будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018