Социально – педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно- профессионального развития
Оценка 4.7

Социально – педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно- профессионального развития

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
профессиональное образование
Взрослым
17.01.2020
Социально – педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно- профессионального развития
Статья.docx

Социально – педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно- профессионального развития

 

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение его высокого качества, которое не сводится только к обученности студентов, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качества жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Поэтому в последние десятилетия в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – социально – педагогическое сопровождение. Термин широко используется, хотя еще не получил устойчивого определения. Для некоторых педагогов сопровождение – это дорога, совместное движение взрослого и ребенка, помощь, необходимая для ориентации в окружающем эту дорогу мире, понимания и принятия себя. Выбор дороги – право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным – это большая удача.

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования – это разворачивающийся во времени процесс взаимосвязанной деятельности социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя и обучающегося, осуществляемый в диагностических, адаптационных, реабилитационных целях, позволяющий своевременно выявлять проблемные ситуации обучающихся и оказывать им незамедлительную помощь, решать задачи профессионально-личностного становления студента.

Цель социально-педагогического сопровождения обучающихся -  создание в рамках объективно существующей  социально-педагогической среды среднего профессионального учебного заведения таких условий, при которых возможна самореализация личности обучающегося и адаптация его к быстроменяющимся социальным условиям. Основная задача социально-педагогического сопровождения - оказание оперативной помощи в критических ситуациях, профилактика негармоничного развития, обеспечение комплексного подхода к затруднениям в развитии и социализации обучающегося.

В ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум» определены необходимые для функционирования и развития модели социально-педагогического сопровождения обучающихся:

первым, необходимым условием является  введение в среднее профессиональное учреждение социально – психологической  службы, которая входит в общую структуру. Данная служба осуществляет руководство процессом социально-педагогического сопровождения обучающихся и организует взаимодействие всех субъектов процесса: социального педагога, педагога-психолога, воспитателей, педагога дополнительного образования, классных руководителей, студенческого совета самоуправления,  родителей, с целью обеспечения полноценного личностного развития каждого обучающегося;

вторым условием развития и функционирования модели социально-педагогического сопровождения обучающихся, является программно-методическое обеспечение деятельности социально – психологической  службы в учреждении среднего профессионального образования.

Социально - педагогическое сопровождение реализуется в техникуме в 4 этапа: профориентация, адаптация, социализации, профессионализация. На  этапе профориентации выявляются интересы абитуриентов к избранной специальности, соотношение склонностей и способностей абитуриентов с реальными требованиями выбранной профессии. На данном этапе проводятся:  первичное ознакомление со структурой техникума, спецификой обучения (день открытых дверей); встречи со студентами техникума (концерты, выступления, презентации);  встречи с преподавателями, которые рассказывают о специфике выбранной профессии;  беседы с родителями.

В адаптационный период, а это - первый год обучения, осуществляется оптимизация процесса жизнестойкости студентов в новых условиях при овладении профессией. Особое внимание уделяется созданию здорового, психологического микроклимата и оказывается содействие  по сплочению студенческих групп. Формирование готовности и способности к саморазвитию и самоорганизации, профилактика явлений дезадаптации в студенческой среде становятся главной заботой всех, кто работает с первокурсниками (тестирование «Комфортно ли тебе в техникуме?») В адаптационный период проводится содержательное диагностическое исследование мотивации учения уровня общего развития и воспитанности, социально-психологического климата в группах нового набора. Полученные данные становятся основой для планирования воспитательной и развивающей работы в конкретных группах, на их основе подбираются разнообразные формы работы на весь период обучения.

Это, прежде всего, активные, действенные методы: мониторинг уровня психофизиологического комфорта, тренинг на развитие эмоциональной устойчивости в период сессии, практический семинар по повышению конфликтоустойчивости в группах. Большой интерес вызывает такая форма работы, как круглый стол, проводимый совместно с классными руководителями  и студентами групп нового набора по вопросам оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Третий этап – социализация (2 и 4 курсы), которая, на наш взгляд, предполагает определение индивидуальной образовательной траектории, формирование психологической готовности к самореализации, саморазвитию и самоопределению студентов в учебной и дальнейшей профессиональной деятельности. Содержание работы по социально-педагогическому сопровождению включает на данном этапе:

- тренинг личностного роста, развитие навыков эффективного общения как делового, так и педагогического;

- диагностику профессионально важных качеств и уровня профессиональной подготовки.

Завершающий этап профессионализации, а это выпускные группы, имеет целью помощь в построении и реализации личностно-профессиональных целей и перспектив. Программа социально - педагогического сопровождения на этом этапе предусматривает:

- диагностику готовности и адаптированности выпускников к профессиональной деятельности;

- проведение серии встреч с работниками Центра Занятости, различных организаций и предприятий, нуждающихся в специалистах данного профиля;

- тематические классные часы по вопросам трудоустройства: правовой, психологический и этический аспекты.

Общими для всех этапов социально-педагогического сопровождения, независимо от периода обучения являются следующие направления работы:

- профилактическая работа по преодолению социально-негативных явлений в молодежной среде. Особо отмечается работа социального педагога по программе «Диалог», направленной на  оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и правовой помощи обучающимся;  

- психологическая помощь и поддержка студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- содействие в разрешении конфликтов;

- мониторинговые исследования показателей личностного роста;

-формирование социально-психологической компетентности участников образовательного процесса.

Для нас важно, что на всех этапах обучения главным принципом социально-педагогического сопровождения является принцип системности, под которым подразумевается организованная и согласованная работа всего педагогического коллектива по достижению единой цели – подготовки современного специалиста.

Результатом реализации системы поэтапного сопровождения является психологическая готовность выпускника техникума к профессиональной деятельности, к реализации своего личностного и профессионального потенциала, мобильному реагированию на изменения, происходящие в социальной сфере, способного выгодно позиционировать себя как профессионала на рынке труда.

 

Об авторе:

Судникова Елена Владимировна – социальный педагог высшей квалификационной категории государственного  образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Воронежской области «Калачеевский аграрный техникум».

 

Социально – педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно- профессионального развития

Социально – педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно- профессионального развития

Социально – педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно- профессионального развития

Социально – педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно- профессионального развития

Социально – педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно- профессионального развития

Социально – педагогическое сопровождение студентов среднего профессионального образования как фактор их личностно- профессионального развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020