Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха
Оценка 4.6

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Оценка 4.6
Повышение квалификации
doc
дефектология +1
Взрослым
27.11.2017
Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха
В данной статье рассмотрены процесс, структура и направления социально психологической адаптации слабослышащих детей. Представлены формы профориентационной работы в школе-интернате II вида. В статье приведен ряд факторов, при соблюдении которых глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. В статье отражен опыт работы.В данной статье рассмотрены процесс, структура и направления социально психологической адаптации слабослышащих детей. Представлены формы профориентационной работы в школе-интернате II вида. В статье приведен ряд факторов, при соблюдении которых глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. В статье отражен опыт работы.
Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха.doc
Социально­психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха Е.В. Володкина учитель математики О.Ф. Ерифиренко учитель русского языка Е.В. Колпакова учитель химии ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная)  общеобразовательная школа­интернат № 3  II вида г. Энгельса» Саратовской области Аннотация  В   данной   статье   рассмотрены   процесс,   структура   и   направления   социально психологической адаптации слабослышащих детей.   Представлены формы профориентационной работы в школе­интернате № 3 II вида. В статье приведен ряд факторов, при соблюдении которых глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами  общества. Вступление Дефект слуха – это всегда большая проблема ,  как для ребенка, так и для его родителей. Порой тяжело понять и смириться с тем, что человек на всю жизнь   лишен   возможности   воспринимать   окружающий   мир   со   всем   его разнообразием   звуков;   что   между   ребенком,     с   проблемами   слуха,   и окружающими   его   людьми   всегда   будут   возникать   препятствия.   Но   это   не значит, что ребенку грозит одиночество в этом мире, наша цель помочь ему адаптироваться в нем. В современном мире нарушение слуха является одним из самых распространенных   и   трудно   поддающихся   лечению   дефектов,   серьезно осложняющих   нормальную   адаптацию   человека   в   обществе.   Проблемы   со слухом   отражаются   на   положении   человека   в   обществе.  Психолог Л.С.Выготский отмечал, что глухота “…изолирует от социального опыта… Она нарушает социальные связи личности”. Нарушение слуха предполагает некоторые проблемы в семье, в детском саду, школе, в ВУЗе, на работе, во взрослой жизни. В результате общения со слышащими   людьми   возникает   ряд   сложностей,   в   том   числе   и психологического   характера.   Слабослышащий   ребенок   по   другому воспринимает   окружающую   действительность.  Это оказывает   существенное влияние на общее психическое развитие плохо слышащего. Как отмечает словацкий учёный Л. Пожар, в результате этого «нарушается функциональное единство всех душевных явлений, что может привести к изменениям целостного процесса развития личности». На процесс формирования личности инвалида по слуху, успешность коррекции дефекта слуха, дальнейшую реабилитацию и адаптацию большое влияние оказывают следующие факторы: время возникновения дефекта, степень дефекта, политика семьи, социальное окружение, форма полученного образования. Остановимся на социальном окружении. Живя среди людей с нормальным слухом, инвалиды по слуху  отмечают некоторые   отличия   в   отношении   к   себе  сравнительно   с   отношением   к   их слышащим   сверстникам.   Чрезмерное   внимание,   забота,   жалость   –   может привести   к   формированию   иждивенческих   тенденций   у   глухих   и слабослышащих. И, наоборот, игнорирование, пренебрежение по отношении к ним   порождает   такие   негативные   личностные   черты   инвалидов, как импульсивность   и   агрессивность.   Однако   при   правильном   отношении   к ним как к равноправным (и равноценным) членам общества этого можно избежать. Невежество,   пренебрежение,     предрассудки   и   страх – вот   те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для   развития   способностей   инвалидов   и   вели   к   их   изоляции.   Такие   факторы привели   к тому,   что   плохо   слышащие   сами   стремятся   избежать   контакта   со слышащими. Инвалид   по   слуху   значительно   больше зависит   от   эмоциональных   и воспитательных отношений среды при поступлении в школу, в ВУЗ и в процессе интеграции в общество, чем слышащий человек. Именно по позиции общества можно судить о мере его гуманности. В истории существовали 3 основные позиции: 1.              Общество старается исключить инвалидов из своего круга как обузу.   Такая   позиция   общества   вызывает   у   инвалидов   реакцию   избегания социальных контактов, или агрессию.  2.      Общество   занимает   позицию   преувеличенной   заботливости   об инвалидах.   Таким   образом,   ограничивается   самостоятельность   инвалида   и развивается   его   нежелательная   зависимость   от   помощи   других,   от общества "нормальных". 3.      В   настоящее   время   в   развитых   странах   инвалидов считают "нуждающимися в социальной заботе" или лицами "со специальными нуждами" (например в Великобритании и США). При этом специальная забота направлена   на   то,   чтобы   инвалиды   могли   максимально   развернуть   все свои способности и возможности и, соответственно, свои интересы для достижения цели включиться в процесс труда и интегрироваться в общество. Отношения общества к инвалидам ещё нельзя считать оптимальными, несмотря на   достаточно   высокую   освещённость   их   проблем   в   средствах массовой информации.   Например,   желание   сделать   что­то   реальное   для слабослышащих детей, подростков и взрослых, всё ещё является уделом довольно узкого круга людей. Эти факты соответствуют выводам о низком социальном статусе инвалидов в обществе и о проблемах их интеграции. 1. Социально­психологическая адаптация слабослышащего ребенка Социально­психологическая   адаптация  –   это   процесс   преодоления проблемных   ситуаций   личностью,   в   ходе   которого   она   использует приобретенные на предыдущих этапах  своего развития навыки социализации, что позволяет ей взаимодействовать с группой без внутренних или внешних конфликтов,   продуктивно   выполнять   ведущую   деятельность,   оправдывать ролевые ожидания и, при всем этом, самоутверждаясь, удовлетворять  свои основные потребности.  Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детей. Проведем параллель социального развития нормальных детей и детей с нарушением слуха. Так у нормально развивающегося ребенка усвоение общественного   опыта   происходит     поступательно,   по   мере   физического   и органического развития. В качестве примера такого слияния органического и культурного плана развития Л. С. Выготский приводит развитие речи ребенка. На определенной стадии ребенок овладевает языком, если его мозг и речевой аппарат   развиваются   нормально   в   благоприятных   социальных   условиях. Дефект   вызывает   выпадение   отдельных   функций,   что   влечет   за   собой отклонения   в   протекании   нормального   биологического   процесса.   Говоря   о ребенке с нарушением слуха Выготский отмечает, что все культурное развитие такого   ребенка   будет   протекать   по   иному   руслу,   чем   нормального,   и качественный   характер   развития   в   обоих   планах   будет   существенно различным,   так   как   дефект   создает   одни   затруднения   для   органического развития , а другие – для           Как же можно достичь этой цели?   1.  Слухопротезирование  ­   это   важнейшее   условие   полноценного   слухо­ речевого   развития   глухого   ребенка   .   Все   глухие   или   слабослышащие   дети должны   носить   слуховые   аппараты   постоянно.  С   их   помощью   у   них   будет развиваться слуховое восприятие и устная речь.  2. Обучение устной речи 3. Обучение письму 4. Обучение чтению 5. Развитие слухового восприятия 6. Обучение  полноценному общению 7. Воспитание самостоятельности.  культурного.          Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для   включения   в   социум   у   него   появляется.   Он   становится   абонентом библиотеки,   посещает   музеи,   театры,   даже   концерты   для   детей.   Таким образом,   глухие   дети   приобщаются   к   культуре,   с   одной   стороны,   и интегрируются в обществом  –с другой.              Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания   желаниям   и   интересам   других.   Расширяются   представления   об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.  Большую пользу приносит неслышащим  детям участие в работе кружков и секций. Заниматься в них учащиеся с ОВЗ должны самостоятельно, общаясь с преподавателем   и   другими   ребятами   без   участия   родителей.   Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум   поможет   им   вырасти   раскрепощенными,   открытыми   к   контактам, самостоятельными. Некоторые неслышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в ВУЗах (на юридическом, экономическом и других факультетах), могут успешно работать на самых разных должностях.              В понятие "социально­психологическая помощь" могут быть включены следующие   ее   виды:   профилактическая   и   консультативная   помощь, психологическая коррекция и психотерапия. Во всех названных видах помощи содержится   психологический   аспект,   поскольку   так   или   иначе   она осуществляется в процессе общения и взаимодействия ребенка и взрослого. 2. Структуру социально­педагогической помощи слабослышащим детям. Процесс   гуманизации   отношения   общества   к   лицам   с   ограниченными возможностями   и   все   более   расширяющаяся   интеграция   их   во   все   сферы социальной   жизни   побуждает   искать   новые   наиболее   эффективные   формы реализации социальной помощи этой категории населения России. Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты   наиболее   уязвимых   слоев   населения.   В   последние   годы   в   России сформировались   основные   положения   государственной   политики   в   области социальной защиты инвалидов.                       В   системе   социальной   помощи   на   современном   этапе   развития российского   общества   возрастает   роль   социально­педагогической деятельности   по   поддержке   инвалидов,   в   т.   ч.   слабослышащих   детей.   Это непрерывный целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи . Современная   система     социально­педагогической помощи слабослышащим детям имеет многопрофильную инфраструктуру. Различные ее   подразделения   входят   в   блок   практической   деятельности   учреждений органов   образования,   здравоохранения,   социальной   защиты   населения, культуры и спорта, а также создаются общественными благотворительными организациями,   фондами милосердия, религиозными и другими негосударственными структурами.   ассоциациями   родителей   и   специалистов, В   настоящее   время   происходит   становление   государственно­ общественной   системы   социально­педагогической   помощи   слабослышащим детям, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих сферах: а) государственный сектор ­ учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств; б)   муниципальный   сектор   ­   учреждения,   предприятия   и   службы   органов регионального и местного управления; в)   негосударственный   сектор   ­   учреждения,   предприятия,   службы, создаваемые   общественными   благотворительными,   религиозными   и   другими негосударственными организациями. Содержание социально­педагогической работы со слабослышащими детьми включает следующие направления: а) формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме; б)  содействие саморазвитию личности слабослышащего ребенка; в)  оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации слабослышащих детей; г)   решение их личных и социальных проблем; д)   выявление   и   разрешение   конфликтных   ситуаций   в   межличностных отношениях; е) организация правового просвещения педагогов, учащихся, разъяснение их прав и обязанностей; ж) представление интересов детей от имени специального (коррекционного) учреждения в органах полиции или в суде; з)   сотрудничество   с   администрацией,   психологом,   педагогами   и   другими работниками специальных учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы учащихся; и) патронаж слабослышащих детей, нуждающихся в социально­медицинской помощи. В нашей стране перспективы получения профессионального образования лицами с нарушениями слуха зависит не только от качества, полученного в школе   образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи,   но   и   от   влияния   ближайшего     социального   окружения,     а   также   от готовности   системы   профессионального   образования   к   вливанию   в образовательный поток неслышащих детей.   профессионального   образования   Учитывая   характерную   для   нашего   времени   тенденцию   развития многоуровнего     наша   специальная (коррекционная)   общеобразовательная   школа­интернат   №3   обязана   помочь выпускникам   с   нарушением   слуха   сориентироваться   в   выборе     профессии, исходя из их возможностей и способностей, а также с требованиями общества. Эта   задача   продуктивно   решается   при   хорошо     организованной профориентационной   работе,   а   именно     в   процессе   изучения   школьной программы, кружковой работы, просмотра  фильмов различной тематики. Вся профориентационная работа направлена на формирование личности ученика, как     труда,   на   умение самореализоваться  в личностном и профессиональном плане.            С выпускниками данного учреждения было проведено компьютерное тестирование, целью которого являлось выявление направления  дальнейшего профессионального   выбора   учащихся,   согласно   основных   типов   профессий. Данные тестирования занесены в таблицу ( см. приложение табл. №1)   человека   конкурентно­способного   на   рынке   Большинство   учащихся,   прошедших   компьютерное   тестирование, выбрали профессию в соответствии с теми направлениями,  которые набрали наивысший балл. Выбор профессии – задача трудная и ответственная. Особую значимость она приобретает для детей с ОВЗ. Чтобы помочь  слабослышащим  учащимся определиться в многообразии профессий,   в     нашем   интернате   разработан   проект   «Путь   в   профессию подростка, лишенного слуха». В ходе реализации  проекта     была  проведена тематическая   встреча   «   Фестиваль   профессий»,   на   которой   учащиеся познакомились с профессиями, нужными нашему городу, узнали о различных профессиональных учреждениях. Игра «По ступенькам бизнеса»   позволила ребятам получить первоначальные   знания о бизнесе и предпринимательстве. Данные   мероприятия   запечатлены     на   фото   нашим   внештатным фотокорреспондентом, воспитанником нашего интерната.                                                                                           Организаторами   проекта­ воспитателем высшей категории Дубровская О.А. , инспектором отдела переобучения и профориентации Центра занятости населения   Мурашова   В.Н.   и   главным   библиографом   Центра   правовой информации   Центральной   городской   библиотеки   Долгих   Е.   был   проведен завершающий этап проекта – экскурсии  в учебные заведения и на предприятия города. На   наш   взгляд,  социально­педагогическая   деятельность   по   поддержке слабослышащих   детей   ­   это   непрерывный   социально­педагогический целесообразно   организованный   процесс   социального   воспитания   с   учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных   этапах,   в   различных   слоях   общества   и   при   участии   всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи. Отклонения   в   развитии   приводят   к   "выпаданию"   из   этого   социально   и культурно   обусловленного   пространства,   нарушают   связь   с   социумом, культурой   как   с   источником   развития .   Поэтому   организация   социально­ педагогической   деятельности   по   поддержке   слабослышащих   детей   ­   это построение образовательного пространства (за рамками учреждения), которое предусматривает   "обходные   пути"   для   достижения   тех   социальных   задач, которые   в   условиях   "нормы"   достигаются   общепринятыми   традиционными способами. Подводя итог, можно сказать, что ряд  факторов, в том числе социальное окружение, форма полученного образования, время и степень возникновения дефекта существенно влияют на формирование личности инвалида по слуху, успешность   коррекции   дефекта,   социально­психологическую   адаптацию   и реабилитацию. Полноценное развитие личности инвалидов по слуху во многом зависит также от успешности процесса интеграции в общество. Между инвалидами и здоровыми   людьми   существует   недопонимание,   натянутость   в взаимоотношениях.   Важно   не   только   совместное   обучение   слышащих   и инвалидов по слуху в массовой школе, но и дальнейшее профессиональное обучение, адаптация в общество слышащих при трудоустройстве.   Таким   образом,   при   соблюдении   определенных   условий   глухие   и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное ­ помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы. № ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Гребенюк А. Класков Н. Мишина Д. Березин С. Гришин Р. Колмыков М. Солодовникова О. Васильева А. Лукашенко Н. 10 Техтелев А. ­ к е в о л е Ч а д о р и р п ­ к е в о л е Ч а к и н х е т к е в о л е ч ­ к е в о л е Ч я а в о к а н з ­ к е в о л е Ч а м е т с и с е в т с е ж о д у х к е в о л е Ч   з а р б о й ы н н   Выбранная профессия 5 3 4 1 5 1 5 5 3 5 6 6 4 7 5 7 2 2 2 6 5 2 2 6 3 4 2 5 7 6 3 5 2 4 3 5 4 3 3 3 1 4 4 2 6 3 7 5 6 0 Автомеханик  Разнорабочий   Медсестра  Автомеханик Дизайнер Автомеханик Дизайнер Парикмахер Педагог по физической культуре   и спорту Автослесарь 11 12 Тугушев Д. Турок А. 13 Капралов А. 14 Рогознова А. 3 3 4 4 7 5 5 4 0 4 3 4 3 5 4 3 7 3 4 4 Автослесарь ТО и ремонт автотранспорта ТО и ремонт автотранспорта Лаборант  Грошева С. 15  Приложение                                                                                                                                        Таблица              Лаборант 5  №1 2 5 1 5 Библиографический список: 1. Аксенова Л.И. Правовые основы социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2007. - № 8. - С.63-69. 2. Бочкарева Г.В. Педагогика социальной работы. - М.: Азбука, 2006. - 408 с. 3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация детей с ограниченными возможностями. - М.: Логос, 2007. - 418 с. 4. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие. - М.: Приор, 2005. - 442 с. 5. Плахова Т.В., Дмитриева JI. B. Система работы по социальной адаптации слабослышащих детей // Дефектология. - 2004. - № 2. - С.40-42.

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха

Социально-психологическая адаптация и социализация детей с нарушением слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017