Данный диагностический материал может быть апробирован в любом классе начального звена. Он поможет учителю( педагогу- психологу ) определить мотивы учения школьников. Зачем я учусь? Выполненная работа может быть вложена в портфолио ученика как результат его самоанализа, так как ученик начальных классов должен уметь выполнять самоанализ своих взаимодействий, мотив и т.д.В данном файле описан опыт использования социально -психологической диагностики мотивов учения " Лесенка побуждений"
Зачем я учусь.docx
Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова)
Социальнопсихологическая диагностика.
Шкалы: познавательные мотивы, социальные мотивы.
Инструкция к тесту
Давай построим лесенку, которая называется «Зачем я учусь». Прочитай, что написано на карточках (написано, зачем школьники учатся в школе).
Но нас интересует не то, для чего все учатся, а для чего учишься ты сам, что для тебя самое главное.
Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька. Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное,
– это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить самостоятельно.
Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующие 4 познавательным и 4 социальным мотивам:
Тест
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь, потому что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
1. Я учусь, чтобы быть полезным людям.
2. Я учусь, чтобы учитель был доволен моими успехами.
3. Я учусь, чтобы своими успехами радовать родителей.
4. Я учусь, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Обработка и интерпретация результатов теста Посмотреть, какие мотивы занимают первые 4 места в иерархии. Если 2 социальных и 2 познавательных, то делаем вывод о гармоничном
сочетании. Если эти места занимают 3 или 4 мотива одного типа, то делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения.
Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова ) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально
психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.107.
Описание проведения.
1
1. Диагностику мотивов « Лесенка учений» я решила апробировать на своём первом классе, но не меняя сути, немного изменила внешний вид
задания.
2. Данная диагностика , на мой взгляд, может проводиться в любом классе, с целью выявления мотивов учения. Исследование может быть
проведено не только психологом ,но и учителем начальных классов.
3. Ученику предлагается « Построить лесенку учения». ( см. стр 3.) Для этого ребёнок работает с разрезными карточками ( см стр.4) , читает
написанные на них мотивы, распределяет их в порядке значимости, проводит самоанализ, приклеивает .
4. Обработав результаты, педагог делает выводы ( см. стр.1).
5. Выполненные работы, т.е. построенная лесенка учения ( с приклеенными мотивами), и выводом учителя, могут быть вложены в портфолио
ученика, как результат выполненного самоанализа. Ученик начальных классов должен уметь осуществлять анализ, например:
своих взаимодействий ( общения с учителями, сверстниками, родителями) ;
мотивов учения ( для чего пошел и ходит в школу);
своего психологического комфорта или дискомфорта в классе и т.д. Построй лесенку учения. Ф.И._________________
Задание : Прочитай, что написано на карточках . Выбери карточку, где написано самое главное. Это будет первая ступенька (там где флажок ).
Из оставшихся карточек снова выбери ту, где написано самое главное, – это вторая ступенька (положи ее ниже первой). Продолжай строить
самостоятельно. Начни сверху, спускайся вниз.
Зачем я учусь в 1 классе?
2 Вывод:
( Первоклассники не все ещё умеют хорошо читать, поэтому я их сделала разного цвета. Перед занятием разрезать и раздать. )
Набор карточек на 1 ученика.
3
Я учусь, потому что мне нравится
процесс учения.
Я учусь для того, чтобы все знать.
Я учусь для того, чтобы получать
хорошие оценки.
Я учусь для того, чтобы научиться
самому решать задачи.
Я учусь, чтобы быть полезным
людям.
Я учусь, чтобы учитель был доволен
моими успехами.
Я учусь, чтобы своими успехами
радовать родителей.
Я учусь, чтобы за мои успехи меня
уважали товарищи. 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.